ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНИКАМИ ЧЕРЕЗ ИГРЫ
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Социально - личностное развитие детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНИКАМИ ЧЕРЕЗ ИГРЫ
Проблема межличностных отношений дошкольников кажется на сегодняшний день очень актуальной, и вот почему. Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду, и анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, приходится констатировать, что повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует это не только воспитателей, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. В итоге снижается их продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок создает массу проблем не только окружающим, но и себе.
Среди факторов вызывающих агрессивное поведение можно отметить следующие:
- Особенности семейного воспитания;
- Образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает через средства массовой информации, в общественных местах, среди сверстников;
- Уровень эмоциональной напряженности ребенка;
Среди проблемных форм межличностных отношений выявляются также обидчивость как болезненное переживание ребенком игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению. Застенчивость, которая проявляется в робости, неуверенности, напряжении, тревоге и страхе перед другими. Демонстративность как устойчивая личностная особенность.
Общими для всех проблемных форм межличностных отношений дошкольников является невнимание к другим детям, неспособность понимать и видеть другого.
Очевидно, что множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время – это жестокость, повышенная агрессия и пр., имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. И поскольку именно в этом возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношений к себе и к другому, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание.
Известным детским психологом, доктором психологических наук Е.О.Смирновой и кандидатом психологических наук В.М.Холмогоровой разработана система игр, специфика которых заключается в следующем:
- Сведение на минимум речевого взаимодействия детей (в качестве средства общения используются условные сигналы, выразительные движения, мимика и пр.);
- Исключение какого либо принуждения, дабы не вызвать реакцию протеста, негативизма, замкнутости;
- Безоценочность (любая оценка, независимо от валентности, способствует фиксированности на достоинствах и недостатках);
- Отказ от реальных предметов и игрушек, чтобы общение было целью, а не средством взаимодействия ради игрушки;
- Отсутствие соревновательного момента, чтобы не провоцировать детей на проявление демонстративности, конкурентности и ориентацию на оценку окружающих.
Система чрезвычайно проста в использовании и не требует специальных условий; она состоит из 7 этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи. На каждом этапе для примера предлагается одна игра. После ее окончания участники анализируют свое состояние и по желанию рассказывают, как они себя чувствовали во время игры, какие были сложности.
1 ЭТАП. Общение без слов.
Задачи: Побуждать детей к непосредственному общению, без привычных для них вербальных и предметных способов взаимодействия.
Игры: «Жизнь в лесу», «Волны», «Ожившие игрушки», «Театр теней», «Хлопок».
2 ЭТАП. Внимание к другому.
Задачи: Отвлечь детей от сосредоточенности на собственном Я и на отношении к себе родственников; обратить внимание ребенка на других.
Игры: «Зеркало», «Эхо», «Испорченный телефон», «Передай движение», «Кто сказал?», («Ты мой голос не узнаешь, кто сказал не угадаешь»), «Из семечка в дерево», «Разговор сквозь стекло», «Тень».
3 ЭТАП. Согласованность действий.
Задачи: Учить ребенка согласовать свои действия с действиями других детей.
Игры: «Горошинки», «Работаем вместе», «Лепим скульптуры», «Живые картины», «Слепой и поводырь», «Мостик», «Змейка», «Ручеек», «Продолжи движение».
4 ЭТАП. Общие переживания.
Задачи: Дать детям возможность ощутить единение с другими, разрушать отчуждение, снять защитные барьеры, учить поддерживать друг друга.
5 ЭТАП. Взаимопомощь в игре.
Задачи: Создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения, эмоциональной близости и взаимопомощи; проявление сопереживания и сорадования.
Игры: «Старенькая бабушка», «Живые куклы», «Шляпа волшебника», «День помощника», «Заблудившийся ребенок», «Гномики».
6 ЭТАП. Добрые слова и пожелания.
Задачи: Учить замечать положительные качества других и выражать словами свое отношение к ним, желать им добра, делать комплименты.
Игры: «Обзывалка», «Спящая красавица», «Пожелания», «Комплименты», «Конкурс хвастунов», «Я хотел бы быть таким (умным, красивым, веселым) как ты», «Царевна Несмеяна».
7 ЭТАП. Помощь в совместной деятельности.
Задачи: Учить детей делиться со сверстниками, помогать им в процессе совместной деятельности, развивать способность принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху.
Игры: «Закончи рисунок», « Рукавички», «Угадай-ка», «Мастер и подмастерья», «Общая картина».
Цель: Познакомить с новыми подходами к формированию межличностных отношений дошкольников (через систему специально подобранных игр).
1. Игра «Хлопок».
Задачи: Побуждать детей к непосредственному общению, без привычных для них вербальных и предметных способов взаимодействия.
Участники садятся в круг. Ведущий смотрит на одного из них и хлопает в ладоши – «дарит» ему свое приветствие. Партнер должен «поймать» хлопок (хлопнуть в ладоши) и передать его другому. Так повторяется до тех пор, пока все не обменяются приветствиями.
2. Игра «Спаси птенца».
Задачи: Дать детям возможность ощутить единение с другими, разрушать отчуждение, снять защитные барьеры, учить поддерживать друг друга.
- Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши ан него согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!
- Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения? (ответы детей)
- А только ли птенцы нуждаются в заботе? А кто еще нуждается?
3. Игра «Зеркало».
Задачи: Отвлечь детей от сосредоточенности на собственном Я и на отношении к себе родственников; обратить внимание ребенка на других.
- Наверное, у каждого дома есть зеркало. А иначе как узнать, как вы сегодня выглядите, идет ли вам новый костюм, платье, красивая ли у вас прическа?
Перед началом игры проводится разминка: воспитатель показывает простые действия, а дети «зеркало» воспроизводят их. Затем дети разбиваются на пары: один показывает, другой «зеркало» воспроизводит. Показав 2-3 движения, дети садятся на место. Дети фиксируют точность и одновременность движений. Если были искажения или не синхронность, - зеркало испорчено (или кривое). Паре детей предлагается его «починить» (потренироваться). Когда все дети научатся показывать отражение верно, можно усложнить задачу: «Зеркало» должно повторять все действия человека (как он делает зарядку, прыгает как зайчик ит.д.) Вам нужно постараться сделать это очень точно.
-Готовы? Тогда давайте попробуем. (Взрослый встает в пару с кем-нибудь из детей и копирует все его движения, показывая пример остальным. Затем предлагает самостоятельно играть. При этом следит за ходом игры и помогает парам, у которых что-то не получается.)
- Отобрази грусть, радость, покажи зарядку, погримасничай, улыбнись и т.д.
- Трудно ли тебе быть зеркалом? Почему?
-А отображением быть было трудно или легко? Почему?
4. Игра «Гномики».
Задачи: Создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения, эмоциональной близости и взаимопомощи; проявление сопереживания и сорадования.
Для игры нужны колокольчики (погремушки) по числу участников. Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть). Взрослый предлагает поиграть в гномиков. У каждого гномика есть волшебный колокольчик. Когда колокольчик звенит, гномик может загадать любое желание и оно когда- нибудь обязательно исполниться. «Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас будет по очереди звонить и загадывать желание». Дети выполняют действия, но вдруг, оказывается, что один из колокольчиков молчит.
-Что же делать, у одного из гномиков не звенит колокольчик! Это такое для него несчастье! Он теперь не сможет загадать желание. Как ему помочь? Подарим что- нибудь вместо колокольчика? Или попробуем исполнить его желание? (дети предлагают свои решения).
5. Игра «Рукавички».
Задачи: Учить детей делиться со сверстниками, помогать им в процессе совместной деятельности, развивать способность принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху.
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Воспитатель раскладывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным , по помещению. Дети разбегаются по залу, отыскивают свою «пару», отходят и с помощью 3-х карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить рукавички одинаково.
Воспитатель наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют.
6. Игра «Комплименты».
Задачи: Учить замечать положительные качества других и выражать словами свое отношение к ним, желать им добра, делать комплименты.
Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Например: «с тобой так хорошо играть», «ты такая красивая» и т.д. Принимающий комплименты кивает головой и говорит: «спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
7. Игра «Прогулка по ручью».
Задачи: Учить ребенка согласовать свои действия с действиями других детей.
На полу мелом рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то узкий. «Туристы» выстраиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, и медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся, попавший ногой в ручей , встает в конец цепи.
-Трудно ли было двигаться? Что мешало? Почему? И т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа «Формирование доброжелательных отношений между детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Работа выполнена в рамках дистанционного курса повышения квалификации "Моральное и нравственное развитие дошкольников" и посвящена проблеме развития доброжелательных отношений у детей -...
Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками.
Отчет по самообразованию "Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками"...
Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками через игровые ситуации
Буклет для родителей...
Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками через игровые ситуации
Буклет для родителей...
Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками в процессе игровой деятельности
Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками в процессе игровой деятельности...
Приобщение старших дошкольников к формированию традиций и правил своей группы с целью формирования доброжелательных отношений между детьми
Формирование нравственных качеств, дружеских взаимоотношений между детьми старшего возраста, умение взаимодействовать детей между собой в коллективе....
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования доброжелательных отношений между старшими дошкольниками
Важным средством формирования доброжелательных отношений со сверстниками является сюжетно-ролевая игра. Л. С. Выготский писал, что игра будит в ребенке сильные и яркие чувства, но она же и учит не сле...