семинар -практикум для педагогов по теме "Семья, её значение и влияние на эмоциональное самочувствие ребёнка".
методическая разработка по теме
Семинар -практикум для педагогов по теме "Семья, её значение и влияние на эмоциональное самочувствие ребёнка".
Цель: обозначить актуальность проблемы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников в детском саду через разнообразные формы сотрудничества.
Задачи:
Расширять педагогическое мировоззрение педагогов о разнообразии типологии семей и внутрисемейных отношениях.
Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семинар-практикум для педагогов | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 1.
Семья, её значение и влияние на эмоциональное самочувствие ребёнка.
Разработала
воспитатель старшей группы
Мяконькая Т.А.
Цель: обозначить актуальность проблемы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников в детском саду через разнообразные формы сотрудничества.
Задачи:
Расширять педагогическое мировоззрение педагогов о разнообразии типологии семей и внутрисемейных отношениях.
Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
1.Вступительная часть, приветствие
Здравствуйте, я рада приветствовать Вас на семинаре –практикуме. И сегодня нашу первую встречу я предлагаю начать со слов «Я сюда пришла потому что…»
2.Тему нашего семинара я предлагаю определить совместно расшифровав ребус. (семья)
-Что по вашему означает это слово?
Чтение стихотворения
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя..?
– «Я, я, я» – Ева молвила – «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья.
О семье народ сложил много пословиц и поговорок, которые передают нам его вековую мудрость, попробуйте и вы вспомнить их.
Дерево держится корнями, Вся семья вместе, В семье согласно, В семью, где лад, В семье разлад, В семье, где нет согласия, Родители трудолюбивы Семья в куче, | так и душа на месте. а человек семьёй. хорошие дети растут. добра не бывает. так и дому не рад. — и дети не ленивы. не страшна и туча. так идёт дело прекрасно. счастье дорогу не забывает. |
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Семья в куче - не страшна и туча
В семье разлад, так и дому не рад.
В семье, где нет согласия, добра не бывает.
Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
Вы спросите почему именно эту тему я выбрала для нашего семинара. Найти ответ на этот вопрос я предлагаю совместно. Для этого предлагаю вам назвать ваши ассоциации к слову «семья», каждая буква обозначает вашу ассоциацию.
С-сила
Е-единство
М-мир, мощь
Ь
Я-ядро
Действительно, семья –это сила, единство, мощь и, конечно, же ядро нашего общества. Ведь, каждый человек всю свою жизнь проводит в семье. Сначала в родительской семье, потом в своей собственной, затем, возможно в семье своих детей. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, заботы. Но именно в семье люди становятся личностями особенными и неповторимыми.
Какой же вы представляете себе семью.
Игровое упражнение «Семья – какая она?»
Предложить разделиться на две группы, каждой группе вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы. Задача педагогов: изобразить одной подгруппе современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций, а другой идеальную семью, написав тезисы, определяющие особенности семей. Через 10 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи.
В современном мире идеальные семьи являются исключением. Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь отражается на детях. Все родители искренне любят своих детей, но многие не умеют свою любовь проявить. Они знают, что нужно ребёнку: одежда, еда, образование, любовь. Всё это родители стараются дать ребёнку, при этом погрузившись полностью в работу, уделяя минимальное количество времени своему ребёнку.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Поэтому прежде чем начать работу с семьёй необходимо выявить тип семьи.
Какие же бывают семьи, я предлагаю вам определить совместно:
Типы семей в зависимости от структуры родственных связей:
нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;
расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.
Типы семей в зависимости от местожительства супругов:
патрилокальные - молодые живут в семье мужа;
матрилокальные - в семье родителей жены;
неолокальные - поселяются отдельно от родителей.
Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:
матриархат — власть в семье принадлежит женщине;
патриархат - во главе стоит мужчина;
демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоя
Типы семей в зависимости от наличия обоих супругов.
полную семью, в состав которой входят оба супруга
неполную семью, в которой один из супругов отсутствует.
Типы семей в зависимости от количества детей:
бездетная, или инфертильная семья
однодетная семья;
среднедетная семья;
многодетная семья.
Таким образом, прежде чем начинать работу с семьями, необходимо выявить тип семьи.
Для плодотворной работы с родителями дошкольников необходимо не только выявить тип семьи, но и, учитывать её социальный статус (дифференцированный подход).
Попробуем совместно раскрыть компоненты социальной адаптации семьи
1-й компонент социальной адаптации семьи – материальное положение семьи. Материальное благосостояние семьи складывается из денежной и имущественной обеспеченности. Учитывается уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение.
2-й компонент социальной адаптации семьи – ее психологический климат, т.е. эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг с другом, отношений друг к другу. Неблагоприятный психологический климат в семье является в том случае, когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение.
3-й компонент – социокультурная адаптация. Высокий уровень культуры семьи: семья обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями. Семья ориентирована на всестороннее воспитание ребенка и поддерживает здоровый образ жизни.
В семьях с низким уровнем культуры духовные потребности семьи не развиты, круг интересов ограничен, отсутствует культурно-досуговая деятельность, слаба моральная регуляция членов семьи, семья ведет аморальный образ жизни.
4-й компонент – ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ее социально-ролевой статус высокий. Если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах – средний. В случае игнорирования проблем ребенка и негативном отношении к нему – низкий.
Мы видим, что семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как сотрудничать с той или иной семьей. Но при этом мы должны быть уверены в одном, что детский сад только совместно с семьёй смогут создавать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, т.к. не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий. Чтобы вы это прочувствовали я вам предлагаю игру «Карандаши».
Описание: Суть упражнения состоит в удержании карандашей зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Даётся задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперёд-назад. После выполнения подготовительного задания группа встаёт в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания (звучит медленная музыка):
1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.
3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперёд (сужение и расширение круга).
4. Присесть, встать.
Обсуждение: какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? На что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?
Вывод: карандаши как наши воспитанники, которые будут набираться опыта, не падая вниз если мы педагоги будем действовать совместно с семьёй.
Задачи воспитания и развития малышей будут решаться успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление отстранения родителей от детского сада позволят повысить эффективность воспитательно-образовательной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребёнка"
Увлекательное родительское собрание с элементами тренинга...
Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"
Семинар-практикум на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов" был разработан с целью расширения у педагогов круга методов и приемов в...
Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»
Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»...
Семинар-практикум для педагогов "Саморегуляция эмоционального состояния как профилактика эмоционального выгорания педагогов"
Семинар-практикум спедагогами....
Семинар-практикум для родителей "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребёнка"
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениеКаширский детский сад № 2 Семинар-практикум для родителей «СТИЛЬ...
Семинар-практикум для педагогов ДО. Как не выгорать воспитателю, если в группе особый ребёнок.
Семинар -практикум проходил в форме диспута. Мы говорили о трудностях и искали свои собственные выходы. Делились педагогическими находками и опытом....
Семинар-практикум для педагогов «Влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка»
Цель: познакомить педагогов с одним из направлений сенсорной интеграции - цветотерапия.Задачи: - повысить уровень профессиональной компетенции педагогов в области цветотерапии;- обучить педагогов испо...