духовно- нравственное воспитание детей в семье
консультация на тему

Нестерова Лариса Ивановна

духовно- нравственное воспитание детей в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

                         Духовно-нравственное воспитание в семье

  Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс

перевода объективных 'требований морали в личные убеждения человека. Стержнем духовно-нравственного воспитания является интериоризация - перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки человека, которые, став таковыми, служат верным компасом в его повседневной жизни. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, к  поступлению в школу он уже более чем наполовину -    

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки не

относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько, й вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько семья.

Именно в семье происходит нравственное воспитание человека. И от отношения родителей к детям, от родительской чуткости, внимания и любви зависит гармония в отношениях между родителями и детьми. Ребенок, который знает, что его дома ждут любящие отец и мать, которые всегда поддержат его. не станет убегать из дома или совершать асоциальные  поступки. Развитие ребенка можно рассматривать, как двухсторонний процесс. С одной стороны, ребенок постепенно понимает окружающий мир и свое место в нем, с другой стороны развитие ребенка- это развитие чувств и воли.

        Родители могут влиять на развитие ребенка, организовав усвоение моральных норм,
     которые регулируют поведение  человека в обществе. Эти нормы в виде образцов

      усваивается ребенком.

Именно поэтому родительство - это, действительно, великая ответственность, ведь от того, какие образцы заложат родители в душу ребенка, во многом зависит его дальнейшая судьба. По этому поводу очень точно говорил священник Валентин Марков, «... ребенок вырос не сам по себе, он как веточка на дереве, которое корнями уходит в глубину прошлого. Семья - это целостный организм. И проблемы молодого росточка - это, в первую очередь, проблемы почвы, на которой он растет. Дерево семьи питается соками родительской любви».

Ребенок с детства наблюдает за отношениями между родителями, которые становятся для него образцом, положительным или отрицательным, отношений между мужчиной и женщиной, поэтому родители должны следить за собой, в первую очередь, и сразу устранить все недостатки в себе, чтобы потом не воспитать их в ребенке. Ведь ребенок учится и хорошему и плохому у родителей.

В зависимости от типа семьи, отношений между родителями и детьми можно говорить о нравственном и духовном воспитании в семье. Существует традиционная классификация взаимоотношений, согласно которой выделяют три вида семейных взаимоотношений - авторитарный, демократический и попустительский . Авторитарный

4


стиль в отношениях характеризуется властностью родителей, которые стремятся подавить волю ребенка. Взрослые не обращают внимания на индивидуальные черты ребенка, который впоследствии вырастает безынициативным, у него нет самостоятельности и творческой жилки.

При демократическом стиле воспитания взаимоотношения между членами семьи'

   характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых о детях. Родители пользуются авторитетом детей, основанным на доверии. Такие дети более раскрепощены и непосредственны в общении.

При попустительской стиле родители не уделяют должного внимания воспитанию своих детей, в результате чего дети растут сами но себе. Над детьми не контроля и они представлены самим себе, что не самым лучшим способом сказывается на их нравственном воспитании. Дети растут недисциплинированными,

Семья, благодаря всему комплексу межличностных отношений и взаимодействия супругов, родителей и детей, создает конкретные условия для физического, психического, социального развития ребенка, передает ему систему духовных ценностей, моральных норм, образцов поведения, традиций.

Семья - это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребёнка. Формирование долга, ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу,, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает. Основной вклад родителей в подготовку подрастающего поколения к семейной жизни заключается в формировании у ребенка отношения к семье, осознания ее личностной значимости. Именно от родителей, от успеха или неуспеха их собственного супружества во многой зависит, каким будет это отношение. Гармоничные отношения отца и матери ,их забота друг о  друге, о детях, стремление избежать ссор и предупредить конфликт, трудолюбие  уважение друг к другу - все это важные предпосылки того, что-выросшие дети в такой обстановке создадут прочную, счастливую семью. Социологи фиксируют : благополучие родителей в семьях способствует созданию счастливых браков

у детей. Поэтому столь, важны сознательные усилия родителей, направленные на то, чтобы ребенок получил широкие возможности выбора примера, идеала семейной жизни, ощутил ее прелесть (в семьях родственников, знакомых).

Цель и мотив воспитания ребёнка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного

поведения.

Нравственность ребёнка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его| поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:Духовно-нравственное воспитание детей в семье"

В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке  как чувство. Гегель Г.Ф. Что же мы имеем ввиду под нравственно-духовным воспитание...

"Духовно-нравственное воспитание детей в семье" Сообщение на родительское собрание

Сообщение подготовлено на родительское собрание. В нем полно раскрывается роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста....

Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание детей в семье"

Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание детей в семье"...

"Духовно - нравственное воспитание детей в семье".

Духовно - нравственное воспитание детей в семье....

"Духовно-нравственное воспитание детей в семье"

В материале представлены размышления о духовно-нравственном воспитании, с чего все начинается.......

«Духовно – нравственное воспитание детей в семье»

конспект родительского собрания...

Сообщение "Духовно-нравственное воспитание детей в семье"

Городская заочная конференция "Роль педагога в развитии духовно-нравственной культуры личности ребенка" сообщение на тему: "Духовно-нравственное воспитание детей в семье"...