Инновационный педагогический опыт
методическая разработка (старшая группа) по теме

Горохова Юлия Геннадьевна

Инновационный педагогический опыт безопасности дорожного движения детей старшей группы детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_opyt.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

              Мы часто слышим и говорим такие слова: «Самое ценное – это здоровье и жизнь наших детей». Но порой, часто втягиваясь в круговорот повседневности, забываем об  этом. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых  состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Наша беспечность и равнодушие, зачастую приводит к трагедии.    Ежегодно, на дорогах России происходит свыше двухсот тыс. дорожно - транспортных происшествий: по статистике, каждый 10 жертвой становится ребенок. Число пострадавших детей на 100 тыс.человек населения нашей страны в 2 раза больше, чем в других европейских странах. Цифры впечатляют. А ведь мы, взрослые, можем избежать этих трагедий. Поэтому, актуальность обучения детей правилами безопасного поведения на дорогах и в транспорте в наше время, не вызывает сомнения.              На первый взгляд, кажется, что это легко, надо только познакомить ребенка с основными требованиями правил дорожного движения. Но не так все просто, дело в том, что дошкольник это особая категория пешеходов и пассажиров, они ещё не могут в должной степени управлять своим поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность.             У них нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств. Разделение игровых и реальных условий происходит у них позже, в школе.              Другая особенность, внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, он может устремиться к нему, забыв обо всем на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать укатившийся мячик для ребенка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.              Можно рассказывать о правилах бесконечно, пугать страшными историями, но, оставшись один на один с дорогой, дети не могут оценить опасность происходящего и часто переоценивают свои возможности. У детей дошкольного возраста имеется значительный разрыв между теоретическими знаниями и практическим опытом. Чем раньше дети начнут учить правила дорожного движения, тем безопасней они смогут чувствовать себя на дорогах. Знания эти формируются в процессе воспитания, а детский сад – это первое воспитательное учреждение, в которое вступает ребенок. Дальнейшее его развитие зависит от совместной работы родителей и педагогов.       Так как же правильно сформировать навыки безопасного поведения на дороге в условиях детского сада?

Актуальность выбранной мной проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.

       В связи с этим в своей работе с детьми, я ставлю такую цель:

             Воспитать дисциплинированного пешехода и пассажира, обладающего такими качествами как: внимательность, собранность, ответственность, осторожность, уверенность.

Для достижения этой цели, необходимо решать следующие  задачи:

    ♦   Дать детям элементарные знания  о правилах безопасного поведения на улицах города и в транспорте.

    ♦  Формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения.

    ♦  Прививать детям практические навыки ориентирования в дорожной транспортной ситуации.

    ♦  Работа в тесном контакте с родителями по воспитанию у детей культуры поведения на дороге и в транспорте.

Руководствуюсь следующими принципами:

▪ возрастной особенности;

▪ системности;

▪ поэтапности;

▪ последовательности;

▪ интеграции.

Эти задачи решаются в соответствии с ФГТ и основываются на  интеграцию образовательных областей:

«Безопасность»:  передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира.

Интегрируемые области: «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация», «Познание».

При организации и планировании воспитательно – образовательного процесса использую следующие методические пособия: 

  • Программа «Истоки»: Базис развития ребенка дошкольника Т.В.Антонова
  •  Р.Б.Стеркина  «Безопасность»
  • Г.Д.Беляевскова «Правила дорожного движения для детей 3-7 лет»
  • Т.А.Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения с детьми  5-6 лет»
  • Н.А.Извекова «Занятия по правилам дорожного движения»

При организации воспитательно-образовательного процесса и для формирования устойчивых знаний и прочных навыков, необходимо правильно спланировать свою работу. Планирование работы с детьми строиться с учетом ФГТ и интеграции образовательных областей   «Безопасность», «Познание», «Социализация», «Коммуникация».

Дети получают четкие представления о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение их жизни и здоровья.

             Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице и в транспорте необходимо осуществлять в системе. Игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности важно использовать не только с учетом возраста детей, но и с учетом окружающих условий. Знания, сообщаемые детям, постоянно усложняю, уточняю, дополняю в процессе различных видов детской деятельности. Работа ведется комплексно, новый материал дается детям с опорой на уже имеющиеся знания.

              Планируя работу с детьми, устанавливаю взаимосвязь организованной образовательной деятельностью, с образовательной деятельностью в режимных моментах: наблюдения, экскурсии, дидактические и настольные игры, индивидуальными беседами, самостоятельные сюжетно – ролевые игры, чтением и просмотром видеофильмов, развивающими и творческими играми, общение с детьми других групп, праздниками и развлечениями.

               Частыми гостями детского сада бывают сотрудники Госавтоинспекции нашего города. Они оказывают ДОУ большую помощь в предотвращении детского травматизма. Их непосредственное участие в игровых, театрализованных, сюжетных и интегрированных формах образовательной деятельности, делают эту деятельность детей более интересной, и они легче запоминают необходимые правила. Чтобы воспитательно - образовательная деятельность с детьми в ДОУ по безопасному поведению проходила успешно, необходимо организовать уголок дорожного движения.  В воспитании грамотного пешехода большая работа ведется с родителями. Мы напоминаем им, что именно они – главное звено в обучении детей правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит, насколько прочно овладеет ребенок навыками безопасного поведения на дороге при выборе «своего стиля» перехода проезжей части. И поэтому так важно, чтобы родители были примером для своих детей.

                 В работе с родителями использую различные формы: анкетирование «Знаете ли вы правила дорожного движения?», текстовые информации «Правила пешехода», «Дети: тревожные цифры», индивидуальные беседы, совместные праздники, родительские собрания на темы: «Это должен знать каждый», «Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода».

                Наш детский сад неоднократно участвовал в районном конкурсе «Зеленый огонек» и был награжден почетными грамотами.

               К  моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы следующие интегрированные качества личности:

             * «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные нормы и правила поведения». Это означает, что дети соблюдают правила поведения на улице и в транспорте.

             * «Овладевший необходимыми умениями и навыками» в рамках образовательной  области «Безопасность».

             Мониторинг усвоения детьми программного материала к концу дошкольного возраста показал следующие результаты:

  • Высокий уровень (развитие  соответствует возрасту)- 77 %
  • Средний уровень (отдельные компоненты неразвиты)- 15%
  • Низкий уровень (компоненты недостаточно развиты) – 8%

               Самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему, как правильно вести себя на улице. Иначе целенаправленная работа теряет смысл.

               Сама жизнь настоятельно требует, чтобы мы, взрослые, с ранних лет обучали детей правилам дорожного движения, и чтобы в каждом ДОУ ярко светился «Зеленый огонек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы "Влияние общения детей 3-го года жизни на успешность адаптации к условиям ДОУ"

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением, с новыми отношениями....

Опыт семейного воспитания.Папка-ширма "Опыт экологического воспитания"

Какими вырастут наши дети, зависит от нас.Как научить любить природу, заботиться о ней, приумножать,а не только брать.Об этом делятся своим опытом родители одной из моих воспитанниц.Думаю, что информа...

«Опыт введения и реализации ФГОС нового поколения» Опыт на тему: «Нетрадиционные формы работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста».

Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит е...

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе. Опыт: «Сладости, опасные для здоровья» (опыт с конфетами «Скитлс»)

Жевательные конфеты, "Чупа-чупсы", "Скитлс" в яркой упаковке - все это, без сомнения, вредные продукты. Они содержат не только огромное количество сахара, но и химические добавки, ...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникативных компетенций".

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникатив...