Консультация для воспитателей "Режиссерская игра"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Жиленко Наталья Владимировна

Режиссерская   игра.

Одной из наиболее острых психологических проблем, с которыми приходится сталкиваться специалистам, работающим в детских садах, является "вымирание" режиссерской игры как выражении способности ребенка к адекватным действиям в воображаемой ситуации, созданной его собственной фантазией и отраженной в его словах и поступках.

Известно, что одним из критериев любой игры является мнимая ситуация. Однако практика показывает, что если двух-трехлетнему малышу ничего не стоит представить кубик машинкой (начало режиссерской игры), а трех-четырехлетнему - себя паровозом (образно-ролевая игра), то к тому моменту, когда ребенок уже способен понимать различные точки зрения и проговаривать их, развитие детской игры завершается имитирующей действия и слова других сюжетно-ролевой игрой. При этом требующая высокого уровня развития воображения режиссерская игра (по собственному замыслу ребенка) в повседневной жизни детей, посещающих сад, отсутствует. Режиссерская игра строится на опыте, который должен быть проработан вместе с воспитателем. Это творческий процесс, расширяющий детскую фантазию.

На третьем-четвертом году жизни, когда у ребенка уже достаточно жизненного опыта и развитие его воображения достигло такого уровня, что он может переносить функции одного предмета на другой (например, машина - кубик), начинается становление режиссерской игры как способности объединять различные предметы-заменители единым сюжетом и руководить созданной воображением ребенка ситуацией, развитие которой подчинено его собственному замыслу.

На первом этапе становления режиссерской игры все действия ребенка с предметами-заменителями основаны на известных ему качествах того реального предмета, с которого "списан портрет", использующийся ребенком в его мироустроительной работе. Ребенок чувствует себя всемогущим творцом своего собственного мира, в котором для него нет ничего невозможного. Чем больше у ребенка под рукой предметов и игрушек, которые можно использовать в соответствии с его собственным замыслом (кубики, катушки, флакончики, камешки и т.п.), тем в более благоприятных условиях будет развиваться его воображение.

Понятно, что прежде чем начинать использовать предметы "не по назначению", ребенку необходимо ознакомиться с их собственными свойствами. Поэтому так важно обеспечить малышу с самого раннего возраста доступ к как можно более широкому кругу различных по своим свойствам игрушек и вещей. Ребенок может перенести функции машинки на кубик, только хорошо представляя себе, что такое кубик, и что такое машинка. Он сможет представить себе тазик моторной лодкой, только хорошо ознакомившись и со свойствами тазика, и со свойствами моторной лодки.

Второй  этап развития игры характеризуется тем, что ребенок начинает примерять на себя "одежды" различных персонажей жизненного театра - "режиссер" в ребенке на время уступает место "актеру". Неодушевленные предметы одушевляются, животные думают и чувствуют, как человек. Так как малыш уже может отделять себя от действий других людей, появляется способность воспринимать играемый персонаж как существо, не зависимое от воли других, имеющее собственные цели и собственное мнение о себе самом и окружающем мире: ребенок-машина никем не управляется, а едет сама по себе, ребенок-птенчик летает там, где ему нравится, ребенок- Маугли живет один в лесу и никого не боится. Наступает период образно- ролевой игры.

Позже ребенок начинает понимать, что без взаимодействия с другими его персонажу не обойтись: ребенку-машине нужен бензин, чтобы ездить, ребенку-птенчику - мама и папа, ребенку-Маугли - друзья.

Третий этап развития детской игры - сюжетно-ролевая игра, - если он основан на высоком уровне развития первых двух, характеризуется способностью играть в окружающую жизнь, не просто имитируя ее, а выстраивая поступки и слова персонажей в соответствии с требованиями сюжета, создаваемого совместно с остальными "актерами". Режиссером этой игры выступает сама окружающая ребенка жизнь, а качество игры зависит от способности детей идентифицироваться с играемым персонажем, умения договариваться друг с другом, подчиняясь принятым в жизни-игре правилам и совершая реальные поступки.

Главным компонентом режиссерской игры является речь ребенка. Речевое действие позволяет определить развитость словарного запаса ребенка, чувства, которые ребенок вкладывает в то или иное действие предметов.

Особенности  режиссерской игры.

1)партнер по игре – игрушка;

2)ребенок может посмотреть на игровую ситуацию с разных позиций;

3)режиссерская игра очень индивидуализирована. Ребенок в социальном плане находится в собственном знании – «Я отвечаю только за себя».

Со среднего возраста дети объединяются в игру по 2-3 человека.  Им надо уметь услышать другого, учиться дожидаться своей очереди. Чтобы детям было легче ориентироваться в сложившейся ситуации, воспитателям необходимо создать индивидуальные условия для развития игровой деятельности. Подбор игрового оборудования должен осуществляться с учетом опыта детей. Игрушки и дидактические материалы должны отвечать следующим требованием:

1.символичность;

2.полифункциональность;

3.преобщение к миру прекрасного;

4.позновательность  и т.д.

Таким образом, режиссерская игра развивает фантазию и коммуникативные навыки ребенка, что способствует формированию его личности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Играйте с детьми в народные подвижные игры»

Народные подвижные игры не только занимательны для малышей, но и чрезвычайно полезны. Они учат управлять своими движениями, принимать игровое правило и подчиняться ему, кроме того, приведённые н...

консультация для родителей "Играйте с детьми в народные игры"

консультация для родителей с описанием народных игр которые можно использовать в домашних условиях...

Консультация для родителей "Играем дома, играем в дороге в словесные игры"

Предлагается речевой материал для словесных игр, формирующих понятие "предложение", развивающие фонематическое восприятие, грамматический строй речи через прослушивание заведомо бессмысленного предлож...

Консультация для родителей - Игра в жизни ребёнка. Почему дети играют? Зачем нужна игра?

«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин)«Игра - школа морали в действии» (АН. Леонтьев)...

Игры по дороге в детский сад. Консультация для родителей Консультация для родителей. Игры по дороге в детский сад.

Игры по дороге в детский сад. Консультация для родителейКонсультация для родителей.Игры по дороге в детский сад....

Консультация для родителей "Играйте с играми в подвижные игры"

Консультация для родителей с примерным перечнем подвижных игр....