картотека пальчиковая гимнастика
картотека по теме

Кислова Мария Сергеевна

пальчиковая гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx30.77 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика                 

«ДОЖДИК»

   Раз, два, три, четыре, пять,         (Удары по столу пальчиками. Левая начинает с мизинца,        

                                                           правая—  с большого пальца.)

Вышел дождик погулять.                   (Беспорядочные удары по столу  пальчиками обеих рук.)

Шел неспешно, по привычке,     «Шагают» средним и  указательным пальчиками

А куда ему спешить?                   обеих рук по столу.)

Вдруг читает на табличке:          (Ритмично ударяют то ладонями, то                 

«По газону не ходить!»                                     кулачками по столу.)

Дождь вздохнул тихонько:         (Часто и ритмично бьют в ладоши.)                     

— Ох!                                                  (Один хлопок.)

И ушел.                             (Ритмичные хлопки по столу.)

Газон засох.        

«ОВОЩИ»

Хозяйка однажды с базара пришла,              («Шагают» пальчиками 

Хозяйка с базара домой принесла                                          по столу.)

Картошку,                                             (Загибают по одному пальчику.)                                                                                                                               

                     Капусту,

                                       Морковку,            

Горох,

               Петрушку и свеклу.            

Ох!..                                                                                             (Хлопок.)

Вот овощи спор завели на столе —                  (Попеременные удары

Кто лучше, вкусней и нужней на земле,            кулачками и ладонями.)

Картошка?                                                              (Загибают пальчики.)

                     Капуста?

                                        Морковка?

    Горох?

              Петрушка иль свекла?

Хозяйка тем временем ножик взяла                (Стучат ребром ладони

И ножиком этим крошить начала                                             по столу.)

Картошку,                                              (Загибают по одному пальчику.)

                     Капусту,

                                          Морковку,

Горох,

                          Петрушку и свеклу.

Ох!                                                                                                (Хлопок.) 

Накрытые крышкой, в душном горшке                   (Ладони складывают 

Кипели, кипели в крутом кипятке                 крест-накрест  на столе.)

Картошка,                                             (Загибают по одному пальчику.)

                    Капуста,

                                          Морковка,

Горох,

                          Петрушка и свекла.

Ох!                                                                                                (Хлопок.)

И суп овощной оказался не плох!         (Показывают большой палец.)

«НОВЫЕ КРОССОВКИ»

Как у нашей кошки                       (Загибают на обеих руках пальчики,

На ногах сапожки.                                по одному, начиная с больших.)

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка —

Новые кроссовки.

Вот так,                                        («Шагают» по столу указательным

Вот так,                                                 и средним пальцами обеих рук.)

Новые кроссовки.                               

«ПИРОГ»

 

Падал снег на порог.                         (Дети два раза медленно опускают ладони на стол.)

Кот слепил себе пирог.                     (Показывают, как лепят пирог.)

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.                       («Бегут» пальчиками обеих рук по столу.)

Пирожки себе пеки                           (Опять показывают, как пекут пирог.)

Не из снега — из мук.

«БУРЕНУШКА»

                  Дай молочка, Буренушка,                                (Дети показывают, как доят

Хоть капельку — на донышке.                                                           корову.)

Ждут меня котятки,                               (Делают «мордочки» из

Малые ребятки.                                                    пальчиков.)

Дай им сливок ложечку,                          (Загибают по одному паль-

Творогу немножечко,                                   чику на обеих руках.)

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье                                            (Снова «доят».)

Молоко коровье.

«НА ЕЛКЕ»

Мы на елке веселились,                              (Ритмичные хлопки в ладоши.)

И плясали, и резвились,                              (Ритмичные удары кулачками.)

После добрый Дед Мороз                  (Дети «шагают» средним и указательным 

Нам подарки преподнес.                          пальцами обеих рук по столу.)

Дал большущие пакеты,                         («Рисуют» руками большой круг.)

В них же — вкусные предметы:               (Делают ритмичные хлопки.)

Конфеты в бумажках синих,                 (Загибают на обеих руках пальчики, Орешки рядом с ними,                                               начиная с большого.)

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

«НАША ГРУППА»

В нашей группе все друзья.            (Дети ритмично стучат кулачками по столу.)  

Самый младший — это я.                                      (Разжимают кулачки,

Это Маша,                                                               начиная с мизинчика.)

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

«РЫБКА»

Рыбка плавает в водице,                     (Сложенными вместе ладонями

Рыбке весело играть.                         изображают, как плывет рыбка.)

Рыбка, рыбка, озорница,                                          (Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.                         (Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула,                  (Снова изображают, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла.                                     (Делают хватательное

                                                                          движение обеими руками.)

    Рыбка хвостиком махнула,                                         (Снова «плывут».)

    Рыбка быстро уплыла.

«КАША»

Каша в поле росла,                            (Дети подняли руки, шевелят пальчиками.)

К нам в тарелку пришла.                       («Идут» пальчиками по столу.)

Всех друзей угостим,                                   (В правой ладошке мешают

По тарелке дадим.                         указательным пальцем левой руки.)

Птичке-невеличке,                                                  (Загибают по одному

Зайцу и лисичке,                                               пальчику на обеих руках.)

     Кошке и матрешке,

Всём дадим по ложке!                                           (Разжимают кулачки.)

«НАПЕРСТОК»

  Вышивает, шьет иголка,                                 (Левая ладошка раскрыта,

Пальцу больно,                           в правой руке — воображаемая иголка;

Пальцу колко.                                    иголка «шьет» и задевает кончик  

                                                       указательного пальца на левой руке.)

А наперсток                                       (Дети делают правой рукой такое

В тот же миг                                        движение, как будто надевают на

К девочке на пальчик                                     указательный палец левой

Прыг!                                                                                 руки наперсток.)

Говорит иголке:                                                                           («Шьют».)

-Шей,

А колоться ты не смей!                                         (Грозят указательным

                                                                                 пальчиком левой руки.)

«КОТЯТА»

У кошечки нашей есть десять котят,                       (Ладошки складываем,
Сейчас все котята по парам
 стоят:        пальцы прижимаем друг к другу.)
Два толстых, два ловких,                
 (Постукиваем соответствующими
Два длинных, два хитрых,                                        
пальцами друг о друга
Два маленьких самых                                          
(от большого к мизинцу).
И самых красивых.

«КРОЛИК»

Маленький кролик                            (Кисти прижать к голове, как ушки.)

С большими ушами,
Розовым носом,                                                     (Дотронуться до носа.)
Смешными усами.                          (Указательные пальцы прижаты к губам.)
Норку глубокую роет себе                                                         (Роем ноку.)
Сильными лапками

В мягкой земле.
Чистит он шёрстку себе                                             ("Чистим шёрстку".)

Или спит.                                                                (Руки кладём под щёку.)
Кролик ушами всегда шевелит.                                   (Шевелим "ушами".)
Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов.
                    (Закрыть лицо ладонями.) 

«ДОМИК»

Под грибом - шалашик-домик,                                     (Ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик.                  (Постучать кулаком одной руки о

Мы тихонько постучим,                                                  ладонь другой руки)

В колокольчик позвоним.                                   («Звоним в колокольчик»)
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол,              (Ладони ребром прижаты друг к другу)

А на нем - дубовый стол.                                             (Показываем стол)

Рядом - стул с высокой спинкой                                  (Показываем стул)

 На столе - тарелка с вилкой.                 (Ладонь левой руки направлена
И блины горой стоят -                    
вверх (тарелка), правая рука (вилка):
Угощенье для ребят.                                          
ладонь направлена вниз,

                                                                       четыре пальца выпрямлены

                 и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)

«ДОМ»

Я хочу построить дом,                                (Руки над головой "домиком".)
Чтоб окошко было в нём,
                         (Руки перед глазами "окошко»)
Чтоб у дома дверь была,           (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты.)
Рядом чтоб сосна росла      
(Пальцы растопырены, руки тянем вверх.)
Чтоб вокруг забор стоял,
                              (Руки перед собой кольцом).
Пёс ворота охранял.                                                       (Одна рука "пёс".)
Солнце было,                
(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)
Дождик шёл,                                                 ("Стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл.             (Пальцы-лепестки смотрят вверх).

«ПАЛЬЧИКИ»


Этот пальчик хочет спать.                  
 (Загибать пальцы на левой руке)
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул.
Этот сразу же уснул.
Этот крепко-крепко спит
И тихонечко сопит.                                              
 (Руки кладём под щёку.)
Солнце красное взойдет,
                                      (Поднять левую руку и
Утро ясное придет,
                                           распрямить все пальчики)
Будут птички щебетать,
                                          (Шевелить пальцами.)
Будут пальчики вставать!

«ПАЛЬЧИКИ»

 Палец Толстый и Большой            (Загибать пальцы на левой руке)
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Палец Средний — самый меткий,
Он снимает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А Мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

 «МАРТЫШКИ И КНИЖКИ»

     Две проказницы мартышки                            (Выполнять  движения,

Полистать любили книжки.                    соответствующие тексту)

Потрясти их, полизать

И как будто почитать.

Ловко принялись за дело                            (Показать руками  «очки»)

И очки они надели.

К носу книжку поднесли,                   (Две ладошки приблизить к лицу)

Вдруг подальше отвели.                        (Ладошки отдалить от лица)

Ничего в очках не видно.

И мартышкам так обидно!                        (Вытираем щечки, «слезы»)

"П А Л Ь Ч И К И    В    Л Е С У"

ЦЕЛЬ: освоение названий пальцев.

Х О Д   И Г Р Ы:

Один, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистит стол,

Этот резал,

Этот ел,

Ну а этот  лишь глядел!  

Взрослый держит левую руку ребенка ладонью к себе.

 (русская потешка)

"П Я Т Ь   Р О Д Н Ы Х  Б Р А Т Ь Е В"

ЦЕЛЬ: развитие подвижности пальцев рук.

Х О Д   И Г РЫ:

Ивану - большаку - дрова рубить,

Ваське - указке - воду носить,

Мишке-среднему - печку топить,

Гришке-сиротке - кашу варить,

А крошке-Тимошке - песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать!

Взрослый читает стихи, сопровождая чтение последовательным загибанием пальцев на обеих руках.

"С Ч И Т А Е М   П А Л Ь Ч И К И"

Можешь пальцы сосчитать:

Один, два, три, четыре, пять.

Один, два, три, четыре, пять.

Десять пальцев, пара рук - вот твое богатство друг!

На счет по очереди следует загибать пальцы.

На последние строчки окрутить кистями рук, показывая "фонарики"

"Б  Е  Л  О  Ч  К  А"

ХОД  ИГРЫ:

Белочка на елочке скачет вверх и вниз.

(Соединить кончики пальцев обеих рук, поднять ладони вверх и опустить)

Белочка, за елочку лапками держись,

(Резко сжать кулачки, разжать кулачки)

Прыг-скок на сучок, лапками держись!

(Постучать пальчиками о стол, снова резко сжать кулачки).

"Ж   У   К"

Н а лужайке по ромашкам

(Руки положить на стол ладонями вниз)

Жук летел в цветной рубашке;

(Медленно сгибать и разгибать пальцы)

Жу-жу-жу, жу-жу-жу.

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,

(Развести пальцы веером, покачивать из стороны в сторону)

Низко, низко наклоняюсь.

(Медленно наклонить руки вперед).

"К  И  С  К  А"

Киска ниточки мотала

И клубочки продавала.

(Вращать руками, как бы наматывая нитки на клубок)

Сколько стоит?

(Вытянуть обе ладони вперед)

Три рубля!

(Показать три пальчика, сжать кулачки)

Покупайте у меня!

(Снова вытянуть обе ладони).

"ЛУЖОК"

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зеленый на лужок

Приходи и ты, дружок!

Сгибать пальцы в кулачок в ритме потешки,

При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно;

На последние строчки помахать ладонями по направлению к себе.

"Л  Я  Г  У  Ш К  А"

Лягушка - попрыгушка - глазки на макушке.

(Постукивать пальчиками о стол)

Прячьтесь от лягушки, комары да мушки!

(Поднять и показать две ладошки, сжать пальцы в кулачки).

"Л  О  Ш  А  Д  К  А"

Одной рукой я травку рву,

Другой рукой я тоже рву.

(Выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками)

Я травкой накормлю коня.

Вот сколько пальцев у меня!

(Затем вытянуть руки вперед и повернуть ладонями вверх).

"П  О  М  О  Щ  Н  И  К  И"

Наши руки были в мыле.

Мы посуду сами мыли.

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

(Выполнять вращательные движения руками, потирая кулачок о кулачок. Затем разжать кулачки и показать ладошки).

"О  Т  Д  Ы  Х  А  Е  М"

Мы сегодня рисовали,

(Имитировать рисование)

Наши пальчики устали,

(Плавно поднимать руки перед собой)

Наши пальчики встряхнем,

(Встряхивать кистями)

Рисовать опять начнем.

(Снова имитировать рисование).

"З   А   М   О  К"

На дверях висит замок.

(Пальцы сложить в "замочек")

Кто его открыть не смог?

Мы замочком постучали,

(Затем постучать о стол "замочком")

Мы замочек повертели,

(Затем покрутить "замочком" в воздухе)

Мы замочек покрутили и открыли!

(Показать ладошки).

"М  О Я    С  Е  М  Ь  Я"

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик  - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

А вот этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

На каждую строчку загибать по одному пальчику.

"Р   Ы   Б   К  И"

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать движения рыбок в соответствии с текстом.

"С Т Р О И М   Д О М"

Целый день тук да тук

(Ударять кулачками в ладошку)

Раздается звонкий стук

Молоточки стучат,

(Стучать кулачками друг о друга)

Строим домик без бельчат:

Этот дом для белочек,

(Загибать указательный палец)

Этот дом для зайчиков,

(Загибать средний палец)

Этот дом для девочек,

(Загибать безымянный палец)

Этот дом для мальчиков.

(Загибать мизинец)

Вот такой хороший дом,

(Строят дом -руки над головой)

В нем мы славно заживем.

«К  Т  О     Ж  Е     Э  Т  О?»

У тебя и у меня

(Показывают друг на друга)

Есть надежная семья

(Обводя круг руками)

Пять помощников моих

(Выставляют руки перед собой)

Много дел всегда у них:

Вот пошел я погулять,

(Загибают большой палец)

Надо шапку завязать,

(Загибают указательный палец)

Надо шубу натянуть,

(Загибают средний палец)

Пуговицы застегнуть.

(Загибают безымянный палец)

Бабу снежную слепить,

Без помощников как быть?

(Разводят руками, показывают на себя)

Очень важно всем нам знать

(Шевелят пальчиками)

Как помощников назвать.

"С  Е  М  Ь  Я      М  О  Г  У  Ч  А  Я"

В одном лесу дремучем

(Покачать руками над головой)

Жила семья могучая:

(Сложить ладони  в "замок")

У них был дом огромный

(Соединить пальцы - "крыша")

И крыша с трубой темной.

(Поднять средние пальцы – труба)

Из трубы в колечки дым -

("Колечки" из пальцев)

Плим, плим, плим.

(Пощелкать пальцами).

"Е Ж И К    К О Л К И Й"

Ежик, ежик колкий

(Пальцы двух рук сплетены в замок)

покажи иголки.

(Движения кистями рук вправо-влево)

Вот они, вот они, вот они.

(Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)

Ежик, ежик колкий,

(Движения кистями с выпрямленными пальцами вправо-влево)

Спрячь свои иголки.

Раз и нет иголок,

(Пальцы складываются "в замок").

"Т Р У Д О Л Ю Б И В Ы Е    П А Л Ь Ч И К И"

Большому - дрова рубить,

Тебе - воду носить,

Тебе -печь топить,

Тебе - тесто месить.

(Пальцы поочередно загибают на обеих руках)

А малышке песни петь,

Песни петь да плясать

(Шевелят одновременно всеми пальцами обеих рук)

Родных братьев забавлять.

Resource id #3270

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека пальчиковой гимнастики

картотека пальчиковой гимнастики...

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа...

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Отличная картотека для практикующих логопедов. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам. Могут даже использовать те, которые работают по Нищевой....

Картотека Пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы

Картотека пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы....

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников. картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников.картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)Для чего нужна пальчиковая гимнастика?Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем...