"Чтобы зубы были крепкими"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Знакомство с правилами личной гигиены, уход за зубами и полостью рта. История зубной щётки. Польза употребления кисломолочных продуктов. Профилактика кариеса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtoby_zuby_byli_krepkimi.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ИЗ ЦИКЛА «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
«ЧТОБЫ ЗУБЫ БЫЛИ КРЕПКИМИ »
Цель: продолжать знакомить с правилами личной гигиены, закрепить правила ухода за зубами и полостью рта. Рассказать об истории зубной щетки, закрепить знания о пользе употребления кисломолочных продуктов (употребление Са). Профилактика кариеса. Формировать познавательный интерес к человеку.
Словарь: расширять пассивный и активный словарь дошкольников: зубная эмаль, пульпа, кровеносные сосуды, нервы, резцы, клыки, коренные зубы, стоматолог.
Предварительная работа:
- Разучивание массажа десен.
- Конкурс рисунков «Праздник здоровой улыбки» с рассказами (творческими и из личного и коллективного опыта)
- Формирование КГН: уход за полостью рта, умение пользоваться зубной щеткой.
- Беседы по теме «Зубы» + дидактические и подвижные игры:
- Эксперимент с яичной скорлупой. Цель: показать значение использования зубной пасты для профилактики кариеса.
- «Полезно – вредно» Цель: закрепить знания о продуктах полезных для зубов, содержащих Са.
- «Как правильно чистить зубы» Цель: закрепить правила и навык чистки зубов.
- Рассматривание иллюстраций из альбома «Чтобы зубы были крепкими», познавательной литературы:
- Ричард Уокер Анатомия человека – иллюстрированный атлас для детей, Москва, «ОНИКС 21 век», 2001.
- Наше тело – Моя первая энциклопедия, под ред. Т. Буховой, Москва, «Кристина и С», 1995.
- «Что такое пупок?» под ред. Т. Буховой, Москва, «Кристина и К», 1995
- «Азбука здоровья в картинках» - М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004. (Серия «Готовимся к школе»)
- Сюжетно-ролевая игра «Больница» - ведет прием врач стоматолог.
- Чтение стихотворения К. Люцис «Ребятишкам про зубы»
- Чтение художественной литературы: К. Чуковского «Айболит»
- Рисование «Зубные щетки в будущем»
Наглядный материал:
- Иллюстрации: изображение зубов – резцы, клыки, коренные зубы
- Иллюстрации: «Строение зуба»
- Картинки «Продукты питания»
- Схемы – правила «Чтобы зубы не болели».
- Альбом «Чтобы зубы были крепкими»
- Яйцо
- Веточка, палочка – зубочистка
- Плакат «Как правильно чистить зубы»
- Разные виды зубных щеток.
Используемая литература:
- Л.Ф. Тихомирова Упражнения на каждый день: для детей 5 – 8 лет, Уроки Здоровья, Ярославль, 2002, Академия развития.
- М.Ю. Картушина Зеленый огонек здоровья. Методическое пособие для педагогов ДОУ, старшая группа, С – Пб, Издательство «Детство – Пресс», 2004
- Азбука Здоровья в картинках под ред. О.Корчагиной, М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004.
- Экологическое воспитание дошкольников. Практическое пособие – М.: «Аркти», 2004 / под ред. Л.Н. Прохоровой /
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 4 / 2001.
В группу заходит врач в белом халате.
Врач: Здравствуйте, ребята. Я врач, я лечу зубы. Как называют врача, который лечит зубы? (Ответы детей: стоматолог) Что он делает? (Ответы детей: лечит зубы, сверлит, вырывает, пломбирует и др.)
Далее врач стоматолог предлагает детям присесть и поговорить о зубах, о правилах ухода за ними.
Беседа с детьми:
Вопросы для беседы:
- Сколько зубов у человека?
- Когда появляются первые зубы?
- А как их называют?
- Когда молочные зубы меняются на постоянные?
Врач:
- Ребята, размер и форма зубов зависят от задач, которые они выполняют в пережевывании пищи. (На мольберт выставляется рисунок зубов).
Как вы думаете, что делают широкие плоские верхние и нижние зубы - резцы? (Ответы: позволяют откусывать кусочки пищи)
А - заостренные боковые зубы – клыки? (Ответы: предназначены для измельчения твердой пищи, мяса.)
А что делают толстые коренные зубы? (Ответ: перетирают пищу на совсем маленькие частицы)
С раннего детства следует беречь свои зубы, ухаживать за полостью рта, выполнять все гигиенические процедуры. А вот как вы их выполняете, вы мне сейчас и расскажете.
Физкультминутка
Дети выполняют движения согласно текста. – 2 раза
Моем шею, моем уши
Вытираем их посуше.
Чистота - всего дороже
Мы и зубы чистим тоже.
1, 2, 3 – зубы щеткой чище три!
Врач: Ребята, как вы думаете, есть у зубов защитник? (Ответы детей) На мольберт выставляется модель зуба.
Зубы покрыты крепкой белой эмалью. Это самое твердое вещество твоего организма. Опыт с яйцом.( показать детям, что яйцо покрыто сверху скорлупой из кальция, как и наша эмаль. Предложить взять яйцо в руки и попробовать его раздавить, вот такая же крепкая эмаль на наших зубах.) Под эмалью лежит слой менее твердого, но тоже очень прочного дентина. Внутри зуба спрятана мягкая пульпа. В ней находятся кровеносные сосуды, питающие зуб, и нервы. Если вы повредите зубную эмаль, в ней образуется маленькая дырочка, постепенно отверстие «добирается» до чувствительной пульпы, и зуб начинает ныть от горячего или холодного. А как вы думаете, если у зубов враги? (Ответы детей: вредные привычки: не чистить зубы, грызть орехи, открывать бутылки зубами, есть много сладкого, не полоскать рот, кариес и т.п.)
Врач: А что защищает зубы? (Ответы детей: полезная привычка – чистить зубы) Ведь не просто чистить зубы, а надо правильно чистить зубы. Давайте вспомним, как правильно нужно это делать? (На доску вывешивается плакат «Как правильно чистить зубы» и дети, глядя на плакат, рассказывают, как правильно это делать)
Ребята, послушайте стихотворение, что надо делать, чтобы сохранить свои зубы.
Один из детей рассказывает стихотворение:
Чтоб тебе , мой друг, с тоскою
Не пришлось на склоне лет
Страшной челюстью вставною
Пережевывать обед,
Чтоб свои родные зубки
Смог ты дольше сохранить,
Надо чистить их почаще,
Надо вовремя лечить!
- А что надо еще делать, чтобы сохранить зубы здоровыми?
(Ответы детей: чистить зубы два раза в день, полоскать рот после каждого приема пищи, посещать два раза в год зубного врача – стоматолога, не есть очень горячую и очень холодную пищу, никогда не грызть твердые предметы орехи, кости), использовать детскую зубную пасту, правильно подбирать зубную щетку (щетина зубной щетки должна быть не жесткой, длина щетинистой части – не более 2 см, зубная щетка должна быть несколько изогнутой), употреблять больше продуктов, содержащих Ca, нельзя чистить зубы чужой щеткой, даже маминой; зубную щетку необходимо менять каждые 3 месяца) – Одновременно с ответами детей на наборное полотно педагог выставляет модели – схемы правил «Чтобы зубы не болели»
Врач: Ребята, чтобы у вас всегда была лучезарная улыбка, надо быть здоровыми. Я вам предлагаю поиграть с солнечным зайчиком – сделав гимнастику для глаз (по В.Базарному).
Гимнастика для глаз с использованием офтальмотренажера В. Базарного.
Врач: Ребята, а вы знаете давным – давно, когда люди жили в пещерах не было зубных щеток. Они ходили на охоту, готовили и ели мясо животных, после еды в зубах застревали кусочки мяса. Чем же тогда люди чистили зубы? (ответы детей) Человек брал обыкновенную веточку от дерева или куста и очищал зубы от остатков пищи. Достаточно было веточку зачистить и пожевать. Размочаленные волоски хорошо очищали зубы. Иногда кончик веточки человек разбивал камнем. Такая веточка напоминала веник. Вот посмотрите как она выглядела (Показываю веточку с размочаленным концом). Сначала зубы чистили без всякого порошка, а потом стали использовать разные смеси, например, мел, который не только хорошо вычищал зубы от крошек и остатков пищи, но и отбеливал их.
В Индии до сих пор на базарах продают ветки дерева «ним». Эти веточки очищают от коры и жуют. Они хорошо очищают зубы, а выделяющийся при жевании сок, приятный на вкус, укрепляет зубы и уничтожает бактерии.
Сейчас существует много разных зубных щеток и ученые все время придумывают новые, например, электрические, которые сами чистят зубы.
(Дети рассматривают разные виды зубных щеток.)
Врач: я хочу проверить, знаете ли вы продукты, в которых содержится большое количество Са, ведь Са очень полезен для зубов.
Дидактическая игра «Полезные продукты» Из предложенных картинок выбери те, которые содержат Са. (на столах у детей набор картинок – продуктов). Они поднимают картинки с продуктами содержащими Са.
Врач: А теперь я предлагаю вам разделиться на две команды : мальчики – папы, девочки – мамы составить меню для обеда из тех продуктов, которые позволяют сохранить зубы здоровыми. Дети отбирают те карточки - продукты, которые они считают полезными для зубов и объясняют свой выбор.
Врач благодарит детей за вкусный и полезный обед. Угощает детей витаминами, содержащими Са, прощается и надеется, что ребята будут выполнять все правила по уходу за полостью рта, зубами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтобы зубы были здоровыми.
Состояние зубов напрямую влияет на наше здоровье в целом. За зубами нужно бережно ухаживать каждый день. Ребенок должен помнить: гигиена полости рта так же важна, как, например, правило мыть...
"Чтобы зубы были крепкими"
Занятие по валеологии для детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для педагогов и родителей на тему: "Чтобы зубы были крепкими и здоровыми"
Консультация о мерах по защите зубов от кариеса....
Конспект НОД по валеологии в средней группе «Уход за зубами. Чтобы зубы были здоровыми»
Форма проведения: познавательно-игровое занятие с элементами здоровьесберегающих технологий.Цель: формирование у детей сознательного отношения к выполнению основных гигиенических навыков.Зад...
Чтобы зубы были крепкими и здоровыми
Материалы для родителей...
Чтобы зубки были крепкие и здоровые!
Чтобы зубки были крепкие и здоровые!...