Воспитываем "Любознашек"
учебно-методический материал по теме

Ярещенко Ольга Николаевна

Природная любознательность присуща всем детям. Путем бесконечных вопросов и исследований ребёнок расширяет свои представления об окружающем мире. При этом данное качество можно и нужно воспитывать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospityvaem_lyuboznatelnost.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Растим «Любознашек»

Материал подготовили:

Ярещенко О.Н.  – Воспитатель ГБДОУ № 42 г. Колпино.

Природная любознательность присуща всем детям. Путем бесконечных вопросов и исследований ребёнок расширяет свои представления об окружающем мире. При этом данное качество можно и нужно воспитывать.

Общаясь с детьми дошкольного возраста, мы хорошо знаем, как подчас трудно ответить, на все непрерывные «Почему?». Вопросам нет конца: «Почему трава зеленая?», «Почему дует ветер?», «Почему луна не падает на землю?», «Почему у слона хобот?». На одни вопросы мы  даем подробные ответы, другие оставляем без внимания, от ответа на некоторые просто «уходим». И не всегда мы, взрослые понимаем, сколь важны эти вопросы и наши ответы для умственного, интеллектуального развития детей.

В вопросах находят отражение познавательные интересы детей. И, следовательно, от нашего отношения к ним во многом зависит, будут ли эти интересы крепнуть и развиваться или, не поддержанные нами со временем «угаснут». А именно степень развития познавательной активности во многом определяет будущие школьные судьбы детей. Ведь прочный успех в учении зависит не от того, умеют ли дети читать или писать до школы (этому их в школе научат), а от их «бескорыстной» любознательности, стремления узнать новое. Интеллектуально пассивные дети испытывают в учении постоянные трудности – они ничем не интересуются, не привыкли к активной мыслительной деятельности, которая для них тягостна, а не радостна. И потому они часто склонны заучивать новый материал без понимания, действовать по заданному шаблону, пользоваться подсказкой и т. п. Другими словами, любознательность – источник позитивной энергии, активизирующей и облегчающей учебу и любое познание.

Первые же «выходы» познавательной активности – это те вопросы, которыми малыши начинают осаждать нас с трех-четырех лет. Поначалу умственная активность детей - эпизодична. Необходимо этот первоначальный, эпизодический интерес превратить в устойчивую познавательную активность, в постоянное качество личности каждого ребенка. Внимание со стороны родителей и семьи на познавательную активность ребенка, несомненно, будет подспорьем и долгосрочным вкладом.

Роль семьи и родителей на формирование познавательной активности ребенка.

Ребенок, посещающий  детский сад, конечно же, торопится рассказать об увиденном и услышанном. Вот он сообщает: «Нам кролика сегодня показывали. Почему он такой пушистый?» Внимательный родитель может воспользоваться вопросом ребенка, «включив» эмоции радости, удивление, интерес,  и не только ответить на него, но и дальше продвинуть развитие интересов ребенка: прочитать соответствующие книги, сходить на экскурсию, дать ему возможность самому ответить на вопросы взрослых. Все это и способствует превращению эпизодических интересов, в зависимости от обстоятельств возникающих интересов, отражающихся в детских вопросах, в устойчивое стремление ребенка больше знать.

Дошкольное детство – долгая пора, за это время дети проходят большой путь умственного развития. Меняются они сами, меняется и характер их интересов и вопросов. Подведя краткий итог можно сказать, что любознательность детей  развивается, в двух направлениях.

Первое направление – «вширь»:

 Год за годом раздвигается та сфера действительности, к которой ребенок проявляет интерес. Двух - трехлетних детей интересуют, как правило, те предметы, которые непосредственно окружают их, которые они видят вокруг. Дети и стараются узнать разные свойства этих предметов. Они спрашивает: «Стекло бьется, а лед?», «А банка плавает?» и т.д. Дошкольников в шесть - семь лет уже занимает все на свете; в круг их интересов входят трудовая деятельность людей, книги, искусство: рисование, театр, музыка, кино.

Очень занимают детей и явления природы. Они любят рассказы о животных, любят сами наблюдать за животными, выяснять особенности их жизни. У старших дошкольников возникает интерес к общественным явлениям, к отношениям людей. Все эти направления в развитии интересов детей находят свое отражение в детских вопросах, и, терпеливо и разумно отвечая на них, мы можем все дальше и дальше продвигать ребят в умственном и интеллектуальном  развитии.

Второе направление – «вглубь»:

У детей меняется сам характер их знаний о явлениях окружающей жизни. Ребят интересуют в основном отдельные предметы и их свойства. Дети трех - четырех лет чаще всего задают вопросы, касающиеся названий новых предметов и явлений и отдельных их качеств. Это вопросы: «Что это?», «Кто это?», «Где он?», «Чье это?», «Как звать?» и т.п.
         В среднем дошкольном возрасте познавательные интересы смещаются с отдельных предметов, их названий и свойств на соотношения и связи явлений. Дошкольников четырех - пяти лет начинают интересовать не просто предметы, а действия с ними, взаимодействия людей и предметов, их причины и цели. В формулировках вопросов «что» устойчиво сменяется на «почему» и «зачем». «Почему идет дождь?», «Зачем у ежика колючки?», «Почему в холодильнике лед?» и т.п.

Старших дошкольников начинают интересовать не только те явления и их причины, которые они видят непосредственно перед собой или с которыми они сталкиваются, а обобщенные свойства предметов окружающей действительности. Детей продолжают интересовать причины и следствия в отношениях предметов; появляется и интерес к «технологии» их изготовления.
         Таким образом, если мы хорошо представим себе развитие познавательных интересов на разных ступенях дошкольного детства, мы сможем ответить на вопросы детей с той степенью широты и глубины, которые соответствуют его возрастному уровню.
         Не упускаем из виду: вопросы детей могут возникнуть только по отношению к тем предметам или явлениям, о которых они уже хоть что-то знают – видели их или им о них рассказывали или читали. Только постоянно расширяя представления дошкольника об окружающем мире, мы открываем для него новые возможности для проявления познавательных интересов. И для появления новых его вопросов.

Способы развития любознательности у детей дошкольного возраста.

Знакомить детей с разными сферами действительности мы можем самыми разными путями. Для этого можно использовать вопросы, которые задают дети о чем-нибудь уже знакомом им. Можно просто обратить внимание детей на какое-нибудь новое для них явление на прогулке, передав детям собственный интерес, удивление и радость, и побеседовать об этом: «Где живут воробьи, какие автомобили грузовые, а какие пассажирские, какие цветы растут в поле, а какие в лесу и т.п». Можно сводить ребят на специально организованные экскурсии, в кино, в театр; спросить их о том, что они увидели, дать дополнительные объяснения. Читая с детьми книги, следует побеседовать с ними о герое, книги, о том, как автор описывает героя, как была написана та или иная книга и т. п. Так возникает «цепная реакция» любознательности: новые знания вызывают и новые вопросы, и круг интересов детей постепенно расширяется. Не следует только забывать о возрасте детей и торопиться «насыщать» их знаниями, которые дети еще не могут усвоить.

Если детям два - три года, то, отвечая на их вопросы, мы можем ограничиться называнием нового предмета, его свойств и функций: «Это краски, они все разных цветов, ими рисуют».
          Отвечая на вопросы старших дошкольников, полезно уже указать на причины взаимодействия предметов: «У этой лодки сильный мотор, поэтому она едет так быстро и обгоняет все остальные».
          При этом следует учитывать уровень знания детей, наглядный, образный характер их мышления. Поэтому даже ответы на обобщенные вопросы не должны быть слишком абстрактны и лишены опоры на имеющиеся у ребенка впечатления. Иначе наши объяснения не пополнят познавательные ресурсы детей и могут попросту оказаться «пустым звуком». Так, К. И. Чуковский описывает случай с дошкольником, который спросил: «Папа, когда я с тобой говорил по телефону, как же ты туда, в трубочку, забрался?» Его тетка, физик по образованию, тотчас же принялась объяснять ему устройство телефонного аппарата. Он внимательно слушал ее, а потом спросил: «А как же папа оттуда вылез?»
             Об этом следует помнить и при ответах на трудные вопросы, в частности вопросы детей о его собственном рождении. Интерес, проявляющийся в таких вопросах, обычно вызван ситуацией, и ответы также могут быть соответствующими, незатейливыми. Так, на вопросы типа: «Откуда я взялся?» часто вполне достаточно бывает ответить: «Ты родился пять лет тому назад», чтобы ребенок удовлетворился. Можно, конечно, и дать объяснения, но они вовсе не должны быть полными и исчерпывающими, так как их содержание еще не доступно пониманию детей.
          Однако одних только ответов на вопросы детей, даже самых правильных и тактичных, недостаточно для активного и постоянного развития их любознательности. Любознательность как личностная черта характера ребенка возникает на основе развития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания. Поэтому так важно создать у ребенка ощущение радости и активности в процессе любого познания.

Вы можете попросить детей помочь вам, в чем либо. Возникающее у ребят в таких случаях чувство причастности к миру взрослых делает эти общие занятия особенно ценными и значимыми для него. Очень важно, чтобы дети не оставались только слушателями, зрителями, помощниками, лишь выполняющим указания взрослых,– что-то дети непременно должны сделать сами, на какие-то вопросы ответить самостоятельно. Только в этом случае мы можем добиться желаемого результата в развитии их познавательной активности.
         Следует постоянно ставить перед детьми вопросы, на которые они могли бы ответить, давать им простые задачки, которые они могли бы сами решить. На прогулке, мы можем поиграть с детьми, например - в «Угадайку», то есть задать ребятам вопросы, ответ на которые надо поискать самим. Можно спросить их; «Почему зимой на окнах узоры, а летом их нет?», «Что будет лучше прыгать: мячик или деревянный шарик?» и т. п. Следует разобрать их ответы, объяснить, почему тот или другой – правильный, а иной – нет.
         С детьми постарше можно поиграть в придумывание вопросов: поставить перед детьми знакомый предмет или игрушку и попросить придумать, что мы еще не знаем об этой игрушке, задать об этом вопрос. Затем мы можем спросить ребят о чем-то новом в знакомом предмете: «Можно ли купать плюшевого мишку? Почему?», «Для какого времени года одета эта кукла? Почему?» и т. п.

Подобные игры обычно очень нравятся дошкольникам, вызывают у них живой интерес к окружающим предметам.
         Такие специальные «тренировки» могут начинаться с младшего возраста, продолжаться на протяжении всего дошкольного детства. Именно от воспитателей, от семьи, от родителей, от их ответов на первые вопросы ребенка зависит уровень развития познавательной активности дошкольника, а в дальнейшем и общий уровень творческого развития личности.