ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СО СВОЙСТВАМИ ВОДЫ И ПЕСКА
статья на тему
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СО СВОЙСТВАМИ ВОДЫ И ПЕСКА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozn.detey_s_peskomvodoyi_glinoy.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СО СВОЙСТВАМИ ВОДЫ И ПЕСКА
Летний период – самое благоприятное время, когда можно уделить время «общению» детей с природными материалами: песком и водой. Какие же их свойства могут усвоить дошкольники? Они уже способны понять, что такое три состояния воды. Начнем с жидкого ее состояния – самого привлекательного для детей. Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, ее можно разлить. Познакомиться с этой особенностью воды дети могут на прогулке: например, вылить воду на асфальт и понаблюдать за тем, как она разливается, а затем испаряется под лучами солнца (лужи высыхают).
Для уточнения представлений о текучести воды можно провести несложный опыт: взять два ведерка, наполненные водой, а также два-три предмета из твердого материала (кубики, камешки, палочки и т.д.). Затем сравнить свойства воды и свойства этих предметов: вода льется, растекается, а твердые предметы сохраняют форму. А есть ли форма у воды? Ответ на этот вопрос дети должны найти самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (баночки, формочки и т.д.). В заключение нужно обобщить результаты экспериментирования: вода принимает форму сосуда, в который ее наливают.
Можно обратить внимание детей на то, что вода бесцветная, прозрачная, безвкусная, без запаха (например, когда детям даем пить на прогулке).
Представление детей о воде как о жидкости без запаха сформировать у детей нетрудно. «Чистая вода ничем не пахнет», - убежденно говорят они. Труднее доказать, что вода не имеет вкуса. Утолив жажду, дети часто говорят: «Ух, вкусная!». Нужно уточнить смысл слов «вкус», «вкусная». Обычно дети свои вкусовые ощущения называют словами: «кислый», «сладкий», «соленый», «горький». Можно ли про воду сказать, что она сладкая, кислая, соленая, горькая? Таким доступным способом можно сформировать представление о том, что чистая вода не имеет вкуса.
Иногда дети ошибочно считают, что вода белого цвета. Как их переубедить? Нужно предложить вспомнить предметы белого цвета. Можно взять лист бумаги и рядом поставить прозрачную баночку с водой. На основе наглядности дети убедятся: чистая вода не имеет цвета – она бесцветная. С этим признаком воды непосредственно связан другой – прозрачность. Усвоить этот признак дети могут на прогулке. Можно предложить бросить им в таз с водой камешки. Можно спросить детей, всегда ли вода бывает прозрачной? Прозрачная ли вода в реке, озере, луже? В заключение подведите детей к обобщению: чистая вода – прозрачная, мутная и грязная – непрозрачная.
У воды есть еще один признак, ознакомиться с которым дошкольникам интересно: способность поверхности воды отражать окружающие предметы. В тихий безветренный день нужно подвести детей к луже на асфальте, рассмотреть, что отражается в воде. Старшим дошкольникам можно рассказать, что в старину, когда не было зеркала, люди рассматривали себя, наклонившись над рекой, бочкой с водой.
Сложнее всего сформировать представление о газообразном состоянии воды (туман, пар, тучи, облака), поскольку детей надо предварительно познакомить с таким физическим явлением, как испарение. В солнечный день можно вылить на пол веранды воду. Пол под лучами солнца быстро высохнет, а вода в виде пара исчезнет на глазах у детей.
В повседневной жизни следует чаще привлекать их внимание к этому процессу: в аквариуме снизился уровень воды, высохла лужа на участке, поднимается пар из носика чайника, из-под крышки кастрюли и т.д. Вернулись с прогулки в сырой одежде – окна в приемной запотели, «заплакали».
Дети довольно рано начинают связывать переход воды из одного состояния в другое с температурой воздуха: холодно – вода замерзает, тепло – тает. Можно провести опыты, наблюдая за таянием снега и замерзанием воды.
А сколько удовольствия приносят детям игры с песком! Вспомним стихи Б.Заходера:
Пусть не сердятся родители,
Что измазались строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И неважно, что пока
Этот домик из песка!
Но песок как строительный материал недолговечен. Стоит ли удивляться, что дошкольники успевают усвоить только первоначальные представления о свойствах песка: о цвете, сыпучести сухого песка, липкости влажного.
Дошкольников можно познакомить с еще одним свойством песка: влажный тяжелее сухого. Для этого следует организовать игры с песком «Испечем куличики». Предложить детям насыпать в одинаковые по размеру ведерки сухой и влажный песок, сравнить, какое ведерко тяжелее. Пусть дети сами попытаются объяснить, почему ведерко с влажным песком тяжелее, почему сухой песок легче влажного. Тогда им будет понятно, что ветер разносит только сухой песок. Завершить такую работу можно, ознакомив детей с иллюстрированным материалом о дюнах, пустынях: почему ветер наметает дюны, барханы, «выводит волны» на просторах пустынь.
Чтобы подвести детей к пониманию того, почему песок пропускает воду, быстро сохнет, нужно познакомить их с его составом. Для этого каждому ребенку нужно предложить на картон горстку песка, а картонки расположить по краю песочницы. Целесообразно поставить перед детьми познавательную задачу: «Внимательно рассмотрите песок, найдите как можно больше особенностей у песчинок». Неожиданно для самих себя дети с удивлением обнаружат много интересного: песчинки неодинаковы по размеру (есть крупные и совсем маленькие), по цвету (попадаются темные и светлые), по степени блеска (одни блестят, другие матовые), в песке встречаются ракушки (почему?).
После этого детей несложно подвести к выводу, почему песок сыпучий: песчинки не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются по листу бумаги. Понятнее станет детям и причина быстрого высыхания песка: между песчинками есть свободное место, куда проникает солнечный свет и ветер.