Проблемы и пути формирования познавательной активности через художественное творчество у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
статья по теме
Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности с умственной отсталостью.
Значение художественного творчества для формирования у детей познавательной активности.
Особенности организации совместной деятельности с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии.
Задачи образовательной области «Художественное творчество» решаются комплексно, поэтапно на основе интеграции различных областей.
Главная задача взрослых – создание у детей определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и конкретных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nsportal_statya.docx | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности с умственной отсталостью, значительно зависит от педагогических условий, в которых он находится. Дети с умственной отсталостью, в силу специфики своего заболевания, не всегда способны воспринимать, понимать окружающий мир и адекватно функционировать в нем. Присутствует низкий уровень развития всех двигательных функций, что затрудняет овладение различными видами деятельности. При выполнении новых действий требуется значительная помощь взрослого, ребенок практически не стремится к самостоятельности. Редко возникает желание продуктивно взаимодействовать как с детьми, так и со взрослыми. Часто без помощи взрослого дети не могут найти себе занятие, не вступают в общение друг с другом, безразличны к окружающему, эмоциональные реакции носят неадекватный характер. У детей значительно снижено развитие сенсорной сферы. Даже элементарную проблемную ситуацию дети осознают не всегда. Редко включается речь, ребенок в основном пользуется жестами или отдельными словами, часто присутствует недоразвитие речи и всех ее функций, в том числе и понимание речи.
Художественное творчество способствует преодолению многих трудностей в психическом и физическом развитии детей, а так же формированию у них познавательной активности.
У детей развивается познавательный интерес к окружающему миру, они получают информацию о его разнообразии и эстетической стороне, формируются представления о цвете, форме, размере, что способствует развитию предметной, речевой и игровой деятельности детей, расширению запаса сенсорных эталонов, обогащению и систематизации представлений об окружающей действительности.
В процессе художественной деятельности ребенок проявляет познавательную активность – задает вопросы, экспериментирует. Рассказывая о своей работе, малыш учится формулировать свои мысли, формируются навыки коммуникативного общения. Знакомство с разнообразием предметного мира развивает у ребенка внимание, мышление, умение устанавливать элементарные взаимосвязи. Посредством практических действий с объектом ребенок познает окружающий мир.
Коррекционно-развивающая работа с детьми по развитию продуктивной деятельности строится на основе подражания, постепенно переходя к действиям по образцу и словесной инструкции, при этом постоянно контролируется понимание ребенком инструкции. Число самостоятельных шагов постепенно увеличивается, ребенок учится действовать самостоятельно, в случаях затруднения обращаться за помощью к взрослому.
В процессе продуктивной деятельности развиваются изобразительные умения и навыки у детей, совершенствуются тонкая моторика, тактильное восприятие, зрительно-моторная координация, ориентировка в пространстве, развивается волевое усилие, формируются навыки контроля и самоконтроля при выполнении заданий – это способствует воспитанию у ребенка уверенности в себе и самостоятельности.
Художественное творчество является источником особой детской радости, что способствует развитию эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости. Постепенно дети начинают вступать в контакт и адекватно реагировать на совместную деятельность с педагогом, а затем активно и с интересом участвовать в образовательном процессе.
Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания. Исходя из особенностей психофизического развития, для детей с умственной отсталостью характерны сниженный интерес, а иногда даже его отсутствие к процессу и результатам изобразительной деятельности. Поэтому особое внимание в работе обращается на создание условий, способствующих поддерживанию у детей интереса к продуктивной деятельности, закреплению усвоенных знаний и навыков в свободной художественной деятельности.
У детей с ОВЗ отмечается повышенная утомляемость, часто они не могут сосредоточиться на задании, испытывают затруднения в его выполнении, поэтому в процессе работы желательно преобладание игровых моментов, смена различных видов деятельности.
При организации совместной деятельности с детьми педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, строить работу на предметно-практической деятельности, приемы изображения и содержание задания должны быть понятны и доступны детям, объяснение и показ проводиться живо, эмоционально - дети тонко чувствуют заинтересованность и положительный настрой педагога. Необходимо поощрять интерес детей наблюдать за работой других; подчеркивать роль ребенка, как активного творца создаваемых изображений. Помощь ребенку оказывать по необходимости и минимальную, предоставив самостоятельность в выполнении задания. Усвоению и закреплению материала способствуют проведение игр и упражнений, как дидактических, так и подвижных.
Как правило, группу компенсирующего вида посещают дети с умственной отсталостью различной степени тяжести, разного возраста, и что немаловажно с ярко выраженными индивидуальными особенностями. Поэтому задача педагога не только найти свой «ключик» к каждому ребенку, но и помочь детям научится взаимодействовать друг с другом.
Наиболее продуктивна коллективная совместная деятельность педагога с детьми, где каждый ребенок выполняет понятную и доступную для него часть задания, при необходимости с помощью взрослого. Эффективно использование в совместной деятельности с детьми частичное выполнение задания - дорисовывание изображения, выполнение отдельных элементов, обведение по контуру и прочее. Наиболее привлекательны для детей занятия с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности: они интересны, разнообразны и в большинстве случаев не требуют от ребенка высокого уровня развития изобразительных навыков.
Совместная деятельность педагога с детьми проводится как индивидуально, так и малыми подгруппами, в зависимости от вида деятельности, уровня развития и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Задачи образовательной области «Художественное творчество» решаются комплексно, поэтапно на основе интеграции различных областей.
На первом этапе обучения любое занятие по изобразительной деятельности должно протекать в форме эмоциональной, привлекательной для ребенка игры, построенной на тесном его взаимодействии с взрослым. На начальных этапах взрослый демонстрирует детям изобразительные действия, знакомит с основными признаками объектов, со способами изображения, основными орудиями, материалами и правилами работы с ними. В дальнейшем взрослый активно привлекает малыша к совместным действиям, что постепенно делает процесс и полученный результат значимым для ребенка, возникает потребность в собственной деятельности. Обыгрывание готовых работ помогает ребенку понять, что изображение – это отражение реального предмета. Любой рисунок, любая поделка ребенка во всех случаях должны получать одобрение взрослого.
На втором этапе, по мере приобретения детьми представлений об окружающем мире, игрового и изобразительного опыта, усиливается акцент на самостоятельную деятельность детей. Необходимо учить ребенка обследовать объект, воспроизводить изображение на основе обследования, расширять представления об основных свойствах и качествах предметов, развивать умение сравнивать, видеть целый предмет и его части. Ребенку требуется значительная помощь в планировании этапов предстоящей работы, реализации замысла, доведении работы до конца и умении ее оценивать. Не забывайте обыгрывать с ребенком готовые работы, поддерживать у малыша положительное отношение к результатам своей деятельности.
На третьем этапе обучения все больше внимания уделяется развитию детской самостоятельности, детского изобразительного замысла и его реализации: создание изображения по образцу, с натуры, по выбору, знакомых предметов по памяти. К детям предъявляют более высокие требования – обращают внимание на содержание и качество выполнения работы. Занятия с детьми рекомендуется проводить в игровой форме, но делается акцент на нравственную сторону воспитания – помочь кому-то, что-то исправить, найти и т.д. Продолжается совершенствование у детей восприятия формы, цвета, величины, умения видеть целый предмет и части, их взаимное расположение и пропорции, умения обследовать и анализировать предметы перед изображением, отражать воспринятое, передавая целостный образ объекта на плоскости и в пространстве. Следует побуждать детей планировать этапы предстоящей деятельности, высказываться по поводу своей работы, доводить начатое до конца, подводить к самостоятельной оценке результатов. Детей знакомят с доступными их пониманию произведениями искусства, развивают адекватное восприятие прекрасного.
Художественное творчество необходимо для всестороннего развития ребенка. Задача взрослых – создание у детей определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и конкретных знаний: об окружающем мире, мире предметов и природы, о самом себе.
Любое занятие для ребенка в первую очередь игра – пусть она станет для малыша новым и интересным средством познания окружающего мира. Радуйтесь вместе с ребенком любым его достижениям, поощряйте стремление к деятельности, и помните, главное на всех этапах работы – это положительный эмоциональный настрой и постоянное общение с ребенком.
Список литературы:
Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Диагностика – развитие – коррекция: Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью. – Санкт-Петербург, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пластилинография - как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста.
"Статья на тему: "Пластилинография - как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста."...
«Пластилинография - как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста»
Художественное творчество – это удивительный волшебный мир, это душевное состояние «маленького человека», когда он с помощью различных изобразительных средств может выплеснуть свои чувства, мысли, жел...
Консультация для воспитателей Пластилинография - как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста.
консультация для воспитателей...
Взаимосвязь в работе по формированию познавательной активности и художественного творчества дошкольников посредством музейной педагогики.
Мини-музеи в ДОУ позволяют интегрировать образовательные области и оказывают неоценимую помощь по формированию познавательного интереса и развития художественного творчества дошкольников....
Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраста»
Целью моей работы является развитие познавательной активности и творческой инициативы детей дошкольного возраста средствами метода проектов....
«Формирование предпосылок к научно-техническому творчеству у детей дошкольного возраста через познавательную деятельность»
Выступление на семинаре «Использование STEM-технологий в рамках реализации регионального проекта «Предшкола: стандарт детского сада» в работе с детьми дошкольного возраста...