Охрана детского голоса
презентация к уроку по теме
Известно, что занятия пением способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья. Но музыкальный руководитель не должен забывать и о том, что певческий аппарат ребенка дошкольного возраста требует бережного отношения к себе. Поэтому охрана детского певческого голоса является одной из главных здоровьесберегающих задач музыкального воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.09 МБ |
![]() | 30.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«В песне есть нечто воспитывающее душу и в особенности чувство». К. Д. Ушинский
Оберегайте детей от громкого, форсированного звучания. Следите, что бы они пели и разговаривали без напряжения. Не разрешайте петь на улице в холодную и сырую погоду. Не следует поощрять пение детьми песен для взрослых.
Певческий диапазон детей дошкольного возраста. Возраст детей Диапазоны 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет ми - ля ре - ля ре - си (до²) (до) ре - до² (до) ре - до² (до²# - ре²)
«… Если ребёнка учить петь с детства, его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому человеку даются с трудом…» Варламов А . Е. (русский композитор , певец, педагог- вокалист и дирижёр )
Методические приемы по пению, наиболее часто используемые на музыкальном занятии в детском саду. Пение вслух, про себя Эхо Цепочка Хлопаем и маршируем Пение закрытым ртом "М…" с переходом на "а …“ Пение по секрету Хор и дирижер Пение , транспонируя мелодию Показ карточек с положением губ Музыкальная лесенка Пение a ' cappella Сольное и ансамблевое пение
Музыкально-дидактические игры звуковысотный слух – «Птичка большая и маленькая» – «Кто в домике живёт?» – «Где мои детки?» – «Весёлые матрёшки» – «Три медведя» – «Лесенка- чудесенка » ритмический слух – «Прогулка» – «Ритмические кубики» – «Кто как идёт» – «Угадай-ка» – «Лесная прогулка» – « Научи матрёшек танцевать »
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОХРАНЕ ГОЛОСА ДЕТЕЙ занятия с детьми нужно проводить в хорошо проветренных помещениях; выбор песенного репертуара должен строиться с учётом диапазона детей дошкольного возраста; количество песен на музыкальном занятии должно соответствовать для каждой возрастной группы; следить , чтобы дети пели без напряжения; не допускать крика во время пения; по возможности ограничить пение во время болезни; не разрешать детям петь на улице в холодную и сырую погоду; с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года; в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к врачу фониатру.
Список используемой литературы Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М. Просвещение. 1982 г. Дмитриев Л . Б . Основы вокальной методики. М. Музыка. 2007 г . 3. Емельянов В . В . Развитие голоса. Координация и тренинг. С-Пб. 2000 г. Зейдлер Г. Искусство пения. Общая редакция Н. Л . Дорлиак. М . Музыка . 1987 г. 5. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М. Просвещение. 1982 г. Уколова Л . И ., Самарин В . А ., Осеннева М . С . Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. М. Академия. 2000 г.
ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 комбинированного вида Подготовила музыкальный руководитель: Лабутина Нина Викторовна ЗАТО Североморск ноябрь 2013 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 комбинированного вида
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:
«ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА»
Подготовила
музыкальный руководитель:
Лабутина Нина Викторовна
ЗАТО Североморск
ноябрь 2013 г.
ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА.
Слайд (1) Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая ее содержания.
Слайд (2) По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка, возрастает интерес, как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг. Как говорил К. Д. Ушинский «В песне есть нечто воспитывающее душу и в особенности чувство».
Музыкальный руководитель не должен забывать о том, что певческий аппарат ребенка дошкольного возраста требует бережного отношения к себе, так как анатомически и функционально он только начинает складываться (связки еще тонкие, небо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное). Надо научить детей петь легко и звонко, музыкально и выразительно. Пение должно доставлять детям удовольствие. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм, ребенок испытывает напряжение гортани. Голос звучит в этом случае не выразительно, и могут возникнуть серьезные заболевания голосового аппарата. Поэтому охрана детского певческого голоса является одной из главных здоровьесберегающих задач музыкального воспитания.
Слайд (3) Заботясь о формировании певческого голоса ребенка, необходимо оберегать его от громкого, форсированного звучания. Громкое пение («пение-крик») ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Необходимо следить самим и предложить воспитателям наблюдать за тем, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не говорили громко в группе. Крик и шум портит голос детей, притупляет слух и отрицательно влияет на нервную систему. Так же следует ограничить пение детей на улице в холодную и сырую погоду.
Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала – репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей дошкольного возраста.
Не следует поощрять пение детьми песен для взрослых с большим диапазоном, которые они слышат дома по радио, телевизору, на аудио- и видеозаписях. Пение таких песен (особенно громкое их исполнение) наносит вред слабым голосовым связкам ребёнка.
Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять, чтобы дети могли свободно владеть своим голосом.
Слайд (4) Певческий диапазон – это объём звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. Диапазон детей дошкольного возраста постепенно увеличивается, начиная со звуков «ми-ля» первой октавы в 2-3 года и доходит до октавы к выпуску детей из дошкольного учреждения.
Певческий диапазон детей дошкольного возраста.
Возраст детей | Диапазоны |
2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет | ми-ля ре-ля ре-си (до² ) ре-си (до² ) (до) ре- до² (до²диез-ре²) |
Многие исследователи отмечают, что ненапряженно, естественно звучат детские голоса в пределах «ре-си» первой октавы, хотя многие ребята могут воспроизводить и более высокие звуки.
Слайд (5) Варламов А.Е., замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы, считал, что если ребенка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому человеку даются с трудом. По мнению ученых-исследователей, правильное развитие певческого голоса уже в дошкольном возрасте воспитывает у ребенка любовь к музыке, оберегает от крика, от напряжения голосовых связок, которые должны быть здоровы.
О необходимости проведения специальной работы по постановке певческого голоса на занятиях в детском саду писали в разные годы и педагоги-практики: Н. А. Метлов, Е. С. Маркова и др. Они предлагали интересные методы и приемы, способствующие формированию певческих навыков: звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции, ансамбля. Перечислю некоторые из них:
Слайд (6) Методические приемы по пению, наиболее часто
используемые на музыкальном занятии в детском саду.
● Пение вслух, про себя (по куплетам)
● Эхо (тихо - громко)
● Цепочка (поочередное пение)
● Хлопаем и маршируем
● Пение закрытым ртом
● "М…" с переходом на "а…"
● Пение по секрету (шепотом)
● Хор и дирижер
● Пение, транспонируя мелодию
● Показ карточек с положением губ
● Музыкальная лесенка
● Пение a'cappella
● Сольное и ансамблевое пение
Слайд (7) Для развития голоса и слуха в своей работе использую «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной. А так же музыкально-дидактические игры, которые позволяют развивать и совершенствовать звуковысотный и ритмический слух.
звуковысотный слух | ритмический слух |
– «Кто в домике живёт?» – «Птичка большая и маленькая» – «Где мои детки?» – «Весёлые матрёшки» – «Три медведя» – «Лесенка-чудесенка» | – «Прогулка» – «Ритмические кубики» – «Кто как идёт» – «Угадай-ка» – «Лесная прогулка» – «Научи матрёшек танцевать» |
Перечисленные методы и приёмы, разработанные такими педагогами, как Наталья Александровна Ветлугина, Н. А. Метлов, Е. С. Маркова помогают правильно построить работу по охране детского голоса. Т. о. осуществляется один из основных принципов в работе «Не навреди».
Слайд (8) РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ПО ОХРАНЕ ГОЛОСА ДЕТЕЙ.
- занятия с детьми нужно проводить в хорошо проветренных помещениях;
- выбор песенного репертуара должен строиться с учётом диапазона детей
дошкольного возраста;
- количество песен на музыкальном занятии должно соответствовать для
каждой возрастной группы (мл. возраст 2-3, старший 4-6);
- следить, чтобы дети пели без напряжения;
- не допускать крика во время пения;
- по возможности ограничить пение во время болезни;
- не разрешать детям петь на улице в холодную и сырую погоду;
- с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в
холодное время года, необходимо несколько остыть;
- в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно
обращаться к врачу фониатру.
Вывод:
Слайд (9) Известно, что занятия пением способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья, конечно, если они включают в себя постановку певческого голоса, строятся грамотно, с учетом индивидуальных особенностей ребёнка. В противном случае эти занятия могут нанести вред детскому организму, привести к заболеваниям певческого аппарата.
В своей работе с родителями и воспитателями с помощью индивидуальных бесед и консультаций, выступлений на родительских собраниях довожу до их сознания представления о важности наблюдения за голосовым поведением в быту, о вреде чрезмерного злоупотребления голосом и о возможных последствиях.
Слайд (10) Так как охрана детского голоса является одним из ключевых направлений в работе музыкальных руководителей дошкольных учреждений.
Слайд (11)
Список используемой литературы
- Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М. Просвещение. 1982 г.
- Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М. Музыка. 2007 г.
- Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. С-Пб. 2000г.
- Зейдлер Г. Искусство пения. Общая редакция Н. Л. Дорлиак.
М. Музыка. 1987 г.
- Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М. Просвещение. 1982 г.
- Уколова Л. И., Самарин В. А., Осеннева М. С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом М. Академия. 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей "Охрана детского голоса"
Охрана детского голоса – забота каждого взрослого. Каждый человек, родившись, получает драгоценный и великий дар, музыкальный инструмент – голос. Необходимо лишь научит...
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/03/picture-95161.jpg)
Охрана детского голоса
Памятка для родителей о важном средстве музыкального развитии детей - пении. Советы как правильно нужно учить петь....
"Охрана детского голоса"
Консультация для воспитателей "Охрана детского голоса"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/14/picture-169299-1365964501.jpg)
Охрана детского голоса
Охрана детского голоса, статья. Ребенок не рождается с вокальными мышцами, они формируются лишь к 5-6 годам. поэтому громкое звучание голоса у детей достигается за счет натяжения голосовых связок, име...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/05/picture-261810-1370457988.jpg)
Охрана детского голоса при обучении пению Консультация для родителей
Материал содержит рекомендации для родителей, чтобы процесс пения с ребенком был не только приятным, но и правильным...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/23/picture-937580-1503438840.jpg)
Охрана детского голоса. Особенности детского голосового аппарата.
Консультация для родителей и воспитателей...