Консультация "Виды работы с родителями"
консультация на тему

Осташова Марина Игоревна

Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка. Одной из основных задач педагога является поиск способов сближения с семьей в решении единых целей воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка. Одной из основных задач педагога является поиск способов сближения с семьей в решении единых целей воспитания.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада.

Основными направлениями деятельности педагогов детского сада являются:

            1.Изучение потребностей родителей в образовательных услугах ( для

          определения содержания и форм работы).

2.Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.                                      

             В основе реализации данных направлений детского сада по   взаимодействию с семьями воспитанников была разработана модель взаимодействия педагогов с родителями. В модели были выделены шесть основных этапов, в которых перечислены конкретные мероприятия на учебный год. Содержание их меняется ежегодно.

«Модель взаимодействия педагогов и родителей»

 

I ЭТАП - ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ

-Сбор информации (анкетирование;                                 

наблюдение, собеседование)

-Первые впечатления; беседа;

  

II ЭТАП –ОБЩЕПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ

- Наглядная агитация (стенды, стенгазеты).        

- Консультации.

- Встреча со специалистами.

III ЭТАП – ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА 

-Знакомство с опытом семейного воспитания, традициями,  фотовыставки.

- Консультативная индивидуальная помощь.

IV ЭТАП - ИНТЕГРАТИВНЫЙ

- Современные мероприятия( досуги, участие в совместных мероприятиях

«Недели здоровья»).

- Совместное обсуждение проблем.

- Праздники, круглые столы.

V ЭТАП – РЕФЛЕКСИВНЫЙ (ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ)

- Выявление изменений,  анкетирование   с привлечением дополнительных

специалистов, тренинги, круглый стол.

VI ЭТАП -ПЕРСПЕКТИВНЫЙ 

- Совместное обсуждение планов на будущее ( через анкетирование, лично, через информационную корзину).

Основные принципы  организации работы с семьей:

 - открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

-  сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

-  отсутствие формализма в организации работы с семьей;

-  создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

-  диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.


      Формы взаимодействия, которые используются  с родителями в детском саду.

В данный момент педагоги стараются внедрить в свою работу все более эффективные формы взаимодействия с семьей. Главное — донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. К традиционным формам работы с родителями относятся: родительские собрания,  общесадовские собрания, индивидуальные консультации педагога, посещение на дому.

Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить тематические консультации, родительские чтения, родительские вечера, тренинги, круглый стол.

Формы работы педагога с родителями

Родительские собрания

Основной формой совместной работы педагога и родителей является родительские собрания, на котором обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности группы и воспитания детей в блоке  и дома.

По виду родительские собрания можно разделить и охарактеризовать таким образом:

1.Организационные, где составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;

2. Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данной группы;

3. Итоговые, имеющие целью показать учебно – воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни группы.

Чтобы родители воспитанников захотели придти на родительское собрание и могли вынести для себя полезную и интересную информацию, при проведении собраний необходимо придерживаться таких правил:

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;

2.  Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

3.  Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.п.;

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей воспитанников.

 Определяя форму родительского собрания, нужно помнить, что постоянные лекции и беседы могут наскучить родителям и не всегда будут иметь положительный результат. В практике других педагогов дошкольных учреждений используются нетрадиционные формы проведения собраний.

Среди них:

  1. Педагогическая мастерская, организационно –деятельностная игра,

конференция, практикум, совместные собрания детей и родителей, собрание –конкурс. В мастерской участники расстаются со своими традиционными ролями и это растождествление становится залогом сотворчества, глубокого взаимного интереса. Эта технология помогает включить в работу собрания каждого родителя, создает условия для проявления творческих способностей участников.

  1.  Собрание – деловая игра имеет своей целью выявить в ходе игры

представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и педагогами. Работа родителей на собрании проходит по группам, которые могут быть такими: «дети», «администрация школы», «воспитатели», «родители», и в соответствии с полученным названием участники будут выполнять определенную роль в игре. Группу экспертов может возглавить школьный психолог. Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ ее решения. В конце игры проходит самооценка участников, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: работая с группой, я понял(а), что…

        3.  Собрание – конкурсы могут быть проведены под такими названиями: «Папа, мама, я – читающая семья» или «Папа, мама, я – спортивная семья», на которых, получив информацию к размышлению о значении родителей в воспитании у детей любви к книге и спорту, участники могут тут же продемонстрировать свои успехи в данных областях.
       
4. Собрание – практикум не только знакомит родителей с какими – то понятием, но и в ходе собрания обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. Например, одна из тем такого собрания может звучать так: «Как помочь ребенку стать внимательным», где участники знакомятся с понятием внимания и его основными свойствами, изучают и демонстрируют игры и упражнения по развитию внимания.

            Родительские собрания условно можно разделить на три части – вступительную, основную и заключительную. Хотелось бы обратить внимание еще на один момент родительского собрания, который можно назвать его послесловием. Для выяснения результативности коллективного обсуждения той или иной проблемы необходимо возвращаться к ней на следующих собраниях, в ходе которых может быть использован метод решения родителями педагогических задач – ситуаций по ранее рассмотренной проблеме семейного воспитания.

Совместное творчество родителей с детьми (выставки поделок, рисунков)

Также результативной формой работы с родителями являются выставки совместного творчества. Их цели – вовлечение родителей в процесс развития художественных способностей детей; способствование творческому взаимодействию детей и родителей через организацию условий для совместного творчества.

Воспитание и развитие ребенка в том числе и творческое, невозможно без участия родителей, Что нужно делать, чтобы родители и воспитатели стали единомышленниками и создали необходимые условия для творческого развития и художественного воспитания детей?

Во-первых, достучаться до родителей, убедить их, что они на многое способны, что нет увлекательнее и благороднее дела, как учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помочь ему.

Во-вторых, убедить родителей, что в приобщении ребенка к творчеству главную роль играет не методика, а терпение, понимание, деликатность, доброта и вера.

В-третьих, воспитать в родителях чувство искреннего уважения к любым продуктам детской деятельности.

Работа по организации выставки начинается за 2-3 недели до ее проведения: составляется объявление в стихотворной форме – пожелание о конкурсе, с указанием темы, используемых материалов.

При подготовке к конкурсу особое внимание уделяется подготовительной работе с детьми. Воспитатели пытаются увлечь их этой деятельностью, чтобы они активизировали к сотворчеству своих родителей, стараются заинтересовать детей, побуждают к созданию совместных с родителями композиций. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок и активно участвуют в конкурсах: «Птичий вальс», «Веселый огород», «Новогодняя сказка», «На улицах нашего города» и т.д.

В помощь родителям педагоги должны подбирать и выставлять методическую литературу, а также дают рекомендации, из каких материалов, как и что можно сделать.

Выставка работ оформляется торжественно. Важно, чтобы все шедевры были оценены по достоинству и не остались незамеченными, чтобы на такую красоту смогли посмотреть все воспитанники дошкольного учреждения и их родители.

Сначала участие в выставках принимали несколько родителей и экспозиции были довольно скудными. Затем интерес родителей проснулся интерес, появился соревновательный момент. Поделки изготавливались из самых разнообразных материалов в зависимости от темы. В работу включились буквально все родители. Сколько фантазии и выдумки было в поделках.

Дети с большим интересом рассматривают экспонаты, испытывают гордость за результат, показывают друзьям свои совместные с родителями поделки. Любые достижения наших детей не остаются без внимания. За активное участие в конкурсе и подготовку замечательных поделок группам вручаются благодарственные письма. Все участники и победители награждаются грамотами, дипломами и подарками.

Труд по изготовлению поделок, композиций способствует развитию художественных способностей, а также личности ребенка, воспитанию его характера. Под руководством любящих взрослых у ребенка формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. В процессе совместной трудовой деятельности ребенок чувствует свою значимость, и это приносит ему радость, поддерживает интерес и желание мастерить. А самое ценное – это то, что дети и взрослые совместно проводят время, занимаясь общим делом.

Организация таких выставок станет хорошей традицией.

Газета в ДОУ

Одна из новых форм – газета для родителей. Газета для родителей не главный, но важный компонент взаимодействия. Она и способ педагогического информирования семьи, и форма взаимодействия педагогов с родителями, и средство развития творческих способностей воспитателей. Несмотря на видимые достоинства, газета для родителей не стала популярной формой взаимодействия ДОУ и семьи в массовой практике.

Газета для родителей станет эффективной формой взаимодействия ДОУ и семьи, если:

  • содержание газеты обеспечит психолого-педагогическое информирование родителей о развитии их детей;
  • в газете будут публиковаться высказывания детей, описание возникающих в группе педагогических ситуаций и их анализ;
  • каждый номер будет включать советы психолога, заметки родителей, рекомендации специалистов, работающих с детьми;
  • в ДОУ будет человек, специально отвечающий за подготовку и выпуск газет.

Принципиально отличие газеты от стенда состоит в том, что газета издается в каждой группе и строго ориентирована на конкретных родителей и детей. Каждый номер газеты посвящается только одной теме. Авторами газеты являются воспитатели ДОУ, студенты-практиканты и родители.

Цель газеты: сделать интересный опыт воспитания достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым безразличным родителям захотелось принять участие в жизни группы. Также нельзя допускать, чтобы в газете из номера в номер речь шла об одних и тех же детях. Важно показать родителям своеобразие каждого ребенка и его особенности.

        Организация работы по выпуску каждого номера газеты проходит в следующем алгоритме:

        • воспитатели собирают информацию по теме номера: высказывания детей, описание возникших в группе педагогических ситуаций, рисунки детей и т. п.

        • психолог наблюдает, выявляет индивидуальные особенности детей, значимые для обсуждаемой в номере темы, отбирает возможные для публикации материалы;

        • родители (если хотят) пишут заметки о своем опыте семейного воспитания, приносят фотографии детей, если они выполнены в цифровом формате, тиражируют готовый номер;

        • все другие специалисты ДОУ периодически готовят материалы в соответствии с темой;

        •старший воспитатель редактирует газету, осуществляет компьютерную верстку, форматирует, корректирует, выпускает каждый номер газеты.

        Таким образом, можно констатировать, что в орбиту взаимодействия вовлечены все участники целостного педагогического процесса: администрация учреждения, воспитатели, родители, специалисты дополнительного образования, психологическая и медицинская службы.

        Содержание газеты определяется актуальными проблемами возраста детей, интересами и потребностями родителей, творческими пристрастиями педагогов, выпускающих газету. Размер газеты невелик (формат бумаги A3), поэтому каждый номер посвящается только одной теме.

        Так, для родителей младших групп актуальными являются следующие темы:

        • Пойдем скоро в детский сад. В этой газете идет разговор о том, как подготовить ребенка к посещению детского сада, каким должен быть режим дома, когда удобнее всего привести малыша в группу, на какое время оставить. Здесь же полные сведения о воспитателях группы: имя, отчество, образование, награды, отзывы выпускников и их родителей о педагогах.

        • Что такое адаптация? Разъясняется физиологический механизм привыкания ребенка к новым условиям. Помещаются заметки воспитателей о первых успехах малышей. Публикуются мнения родителей - хорошо ли их детям в группе, советы психолога - как облегчить адаптацию.

        • Хочешь быть здоровым? Здесь советы врача. Что мы можем сделать для сохранения здоровья детей? Как мы закаливаем сына (дочь)? - опыт родителей. Фиточай, кислородный коктейль и проч. - система закаливания в детском саду. Пальчиковая гимнастика для малышей - комплексы со словами.

        • Учимся играть. Материалы выстраиваются так, чтобы родители осознали: игра - не пустая забава, а важнейшая для ребенка деятельность, и только в ней он сможет полноценно развиваться. Помещаются записи игр наших детей в группе и в семье, даются советы, как помочь ребенку освоить эту деятельность.

Тематика газет для родителей средней группы:

        • Малыши нуждаются в вашей любви. Смысл этого номера: ребенок будет расти счастливым только в семье, где его любят, но и родителей не будет никто и никогда так сильно любить, как любит их ребенок в первые годы жизни.

        • Какие они разные, наши дети! Об индивидуальных особенностях наших детей.

• Почемучки. Детские вопросы как показатель интеллектуальной активности детей. Как поддержать эту активность, как отвечать на вопросы детей.

        • Бить или не бить? О поощрениях и наказаниях в воспитании.

        • Ребята и зверята. Как знакомить ребенка с природой, нужно ли и при каких условиях держать дома животных, что это дает малышу.

        В старшей и подготовительной группах нет более значимой проблемы, чем переход в школу, поэтому, так или иначе, все газеты посвящены этому событию.

        • Ты хочешь в школу? Главное в этом номере - убедить родителей в важности мотивационной готовности детей к школе, показать, что делает для этого детский сад и что может делать семья.

• В какую школу отдать ребенка? Почти весь номер отдан завучам ближайших школ для презентации своих первых классов. Здесь же предупреждение психолога: не перегружайте ребенка! Будьте внимательны к его здоровью, его эмоциональному состоянию.

        • До свиданья, детский сад! Наши напутствия выпускникам, благодарности родителей и детей педагогам детского сада.

Таким образом, можно утверждать, что родительская газета в современном виде стала эффективной формой взаимодействия семьи и ДОУ и прекрасным методом педагогического информирования родителей.

Семейная стенгазета

Новой , нетрадиционной формой работы с родителями стала семейная стенгазета. Изучая опыт других детских садов по данной форме, можно сказать что данный конкурс доставляет  большую радость,  как детям,  так и родителям.

Для конкурса семейных стен газет должно быть разработано положение, в котором говорится об участниках конкурса (родители, дети, братья, сестры, ближайшие родственники, а так же сотрудники, чьи дети посещают детский сад). Указаны сроки проведения конкурса, требования к содержанию материала (соответствие заданной теме) и форме его подачи, критерии оценки работ, продумано обязательное награждение всех участников.

         Каждый  год конкурс семейных газет   может проводиться  как в начале года, так и в конце.

Нет предела активности  детей  и  родителей при участии в конкурсе. Его тематика   меняется  каждый  год. Но  тема  обязательно  должна  быть  семейной: «Как  мы  всей  семьей  отдыхали», «Прогулки по городу», «Наши семейные традиции»,

Также можно предложить тему по истории семьи «Когда папа и мама были маленькими…». Желающие могут познакомить  с  генеалогическим древом и даже  с  гербом  своей семьи.  Тема конкурса :«Я поведу тебя в музей…» станет для родителей познавательной и интересной, ведь для участия семи должны сходить с детьми в музеи и на выставки, чтобы составить фоторепортажи для стенгазет.

Форма и материалы, используемые  при  изготовлении газет,  ограничиваются только фантазией выпускающих. Очень приветствуется участие  самих детей  в  выпуске. Это могут быть рисунки, коллажи, собственноручно написанные рассказы детей, аппликации герба семьи.

              Данный  наглядный  метод  взаимодействия  позволяет  установить  более  тесный  контакт  педагогов  с  родителями, найти  общие  точки  соприкосновения  в  воспитании  детей.

              Издание стенгазет не ограничивается только конкурсом семейных стенгазет. Сотрудниками детского сада регулярно выпускается стенгазета  «Как я провел лето», «Мы подросли», «Растем здоровыми», «Хочу быть походим на папу

Часто подписи под фотографиями составляются самими детьми или публикуются их высказывания по разным поводам жизни детского сада, что всегда представляет интерес для  родителей.  

           Такой  взаимообмен  газетами  дает  возможность  со  всех  сторон  осветить  интересную  и  насыщенную  разными  событиями  жизнь  ребенка.

           Довольно часто  конкурс стенгазет как общесадовское мероприятие переходит в  групповой конкурс. Дети в течение года приносят в группу выпущенные вместе с родителями газеты или  листки, поделки и рисунки, рассказывающие о каком – либо интересном мероприятии в жизни семьи: «Как я ездил на море», «Мой день рождения», «Как я провёл выходной день» и т.д.

            Для многих участие в первом детсадовском конкурсе становится толчком к появлению новой традиции в семье - выпуске домашних стенгазет.

            Нельзя недооценить значение такой формы работы с родителями. Сотрудники детского сада знакомятся с жизнью и обычаями семей, узнают, как принято проводить летний отдых в семьях, кто из членов семьи активно участвует в воспитании ребенка, что способствует установлению индивидуального подхода к воспитанию детей в детском саду  и улучшает психологический климат в коллективе. Становятся видными художественные способности детей и родителей, оцениваются юмор и фантазия. Итог конкурса обычно подводится на  осенних   праздниках в  начале  ноября или к Новогодним утренникам. Издается справка по итогам конкурса. Участникам  обязательно вручаются грамоты и призы.

Литература

1. «Дошкольные учреждения и семья». Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. Москва, «Линка – Пресс», 2001 г.

2.«Предшкольное образование и система работы с родителями». С.Ю. Прохорова, Н.В.Нигматуллина, Е.В.Белоногова, Л.А.Белянина – М.:АРКТИ, 2008г.

  1. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство

развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.-224 с.

  1. Маркова Т.А. Воспитание дошкольников в семье. – М.: 1979. – 240 с.
  2. Скинер Р. Семья и как в ней уцелеть. – М., 1995. – 150 с.
  3. Усова А. Обучение в детском саду. - М., 1970. – 280с.
  4. Фолкен Ч.Т. Психология – это просто. – М.: Агенство «ФАНР», 1998. – 280 с.

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития воспитанников №30 «Веселинка»

Формы взаимодействия педагога с семьей

Консультация

Юрга, 2013г.

Автор: Макеева Марина Игоревна, воспитатель, вторая категория


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...