Секреты семейного и педагогического содружества.
проект по теме

Жусупова Гульбану Сурагановна

Анкетирование,работа с родителями,беседа с родителями,консультации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа с родителями350.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 88 города Тюмени

(МАДОУ д\с № 88)

ПРОЕКТ

«Секреты семейного и педагогического содружества»

Городской

конкурс педагогического мастерства

«Инновация. Индивидуальность. Интерес»

Номинация конкурса

«Лучший проект по работе с семьей»

г. Тюмень, 2013

Семья – это общество в миниатюре,

от целостностикоторого зависит

безопасность всего большого

 человеческого общества
И.Г.Песталоцци.

Дом, как известно всем давно,
Это не стены, не окно,
Даже не стулья за столом -
Это не дом.

Дом – это там, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь
Яростным, добрым, нежным, злым,
Еле живым.

Дом – это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом -
Это твой дом.

(Т.Ч.Дедун)

Обоснование потребности создания проекта

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

В современном обществе институт семьи испытывает существенные трудности: увеличивается число разводов; усиливается расслоение семей по уровню доходов, по социальному статусу; разрушается традиционная структура семьи; происходит разрыв возрастных, интеллектуальных и других уровней функционирования семьи, разрушение семейных традиций; испытывается дефицит мужского влияния в воспитании детей при повышении занятости женщин на производстве, в бизнесе. Имеет место резкое сокращение межличностных внутрисемейных отношений, отсутствие доверия между членами семьи. Оказывается чрезмерно низким уровень организации и совместного проведения семьей свободного времени. Родители не всегда своевременно получают  психолого-педагогическую   поддержку. Изменяются общепринятые нормы поведения, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение родителей к воспитанию.

Исследования показывают, что две трети отцов и матерей признают недостаточность своих психолого-педагогических знаний, наличие проблем в общении с детьми, необходимость в специализированной профессиональной помощи. В связи с этим возникает необходимость организации эффективной помощи семье в вопросах воспитания детей, которую способен оказать воспитатель, используя интерактивные формы работы с родителями и детьми.

Актуальность данного проектаобусловлена значительными преобразованиями системы образования, становлением и развитием новой парадигмы образования и воспитания, осознанием необходимости внесения существенных изменений в практику взаимодействия детского сада и семьи, их общим стремлением достичь максимальной эффективности в обучении и воспитании ребенка.

Социальный портрет современной семьи характеризуется следующими устойчивыми тенденциями:

- растет число семей с 1-2 детьми, когда практически численность населения не воспроизводится. Примером этому может служить и моя группа.

(Приложение 1).

- семья испытывает значительные трудности в обеспечении жильем;
- неуклонно снижается морально-нравственный уровень семейных людей и молодежи.

В связи с этим утрачивается период полноценной и оптимальной семейной социализации, ослабляется роль родительского авторитета, нарушаются ценности устойчивой полной семьи как социальной нормы. В целом это приводит к тому, что семья утрачивает свой социализирующий потенциал по воспитанию детей и социальная динамика современной семьи характеризуется увеличением деструктивных семей, дезадаптированных детей.

Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам.

Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции. Эту помощь может и должен оказывать детский сад, воспитатели, которые порой знают детей лучше, чем их родители.

Тип проекта:практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.

Цель проекта:организация работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями воспитанников.

Задачи проекта:

- Повысить уровень профессиональной компетентности воспитателя по организации работы с семьей.

- Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

- Создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ.

Участники проекта:семья, педагог.

Условия реализации проекта:заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Для решения поставленных задач может быть использован следующий комплекс методов: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; целенаправленные наблюдения, в том числе включенные; индивидуальные беседы с детьми, родителями, различными специалистами ДОУ, анкетирование, интервьюирование, изучение детских работ; анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта и др.

Прогнозируемые результаты:

- выявлены особенности профессионального педагогического взаимодействия воспитателя и родителей с учетом современных тенденций семейного воспитания дошкольников;

- исследованы педагогические аспекты дисгармонии семейных отношений как фактора нарушений семейной социализации дошкольника;

- сконструирована модель взаимодействия воспитателя и родителей воспитанников;

- определены показатели эффективности процесса взаимодействия воспитателя и родителей.

Методика изучения

семей воспитанников

Таблица 1

Цель

Информация

Формы и методы

Изучение семьи

Социологическая характеристика

Анкеты и тесты для родителей, рисунки детей «Моя семья»,  консультации.

Мониторинг

Удовлетворенность родителей качеством воспитания и обучения

Наблюдения, анкеты, беседы, интервью, открытые занятия для родителей с последующим обсуждением, «круглые столы» (с родителями)

Привлечение родителей к сотрудничеству

Информация о запросах родителей; об ориентации родителей в сфере образования, наличие их свободного времени, материальных и профессиональных возможностей.

Анкеты, беседы, «круглые столы».

Информационно-просветительская работа с родителями

О компетентности родителей и проблемах обучения и воспитания

Тесты, наблюдения за всеми субъектами образовательного процесса, беседы, обсуждения педагогических ситуаций.

Система

работы с семьей

Таблица 2

Принципы работы с родителями

Методы изучения семьи

Формы работы с родителями

  • Целенаправленность, систематичность, плановость;
  • Дифференцированный подход к работе с учетом специфики каждой семьи;
  • Возрастной характер работы с родителями;

Доброжелательность, открытость.

  • Анкетирование;
  • Наблюдение за ребенком;
  • Обследование семьи с помощью проективных методик;
  • Беседа с ребенком;

Беседа с родителями.

  • Общие, групповые, индивидуальные;
  • Педагогические консультации, беседы, тренинги;
  • Совместное проведение занятий, досугов;
  • Участие родителей в групповых и общественных  мероприятиях детского сада: изготовление костюмов, организация видеосъемки;
  • Дни открытых дней;

Клубы по интересам.

Формы работы с семьей

Таблица 3

Родительские собрания в группе

Задача: сформировать общие интересы у детей и родителей, научить родителей самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы.

Адаптационная группа для детей раннего возраста

Задача: Обеспечить наиболее комфортные условия адаптации малыша и его родителей к условиям ДОУ. В течение одного месяца ребенок посещает группу вместе с мамой или другим членом семьи (по необходимости этот срок можно продлить).

Газета для родителей

Задача: Привлечь внимание родителей к воспитательным событиям в детском саду, активизировать их участие в жизни ДОУ.

Один раз в квартал выпускается газета, в которой рассказывается о жизни детского сада, даются консультации специалистов, информация о доходах и их распределении, предлагается игровой материал для семейных игр.

Фотоальбом

«Давай познакомимся»

Задача: познакомить ребенка и его родителей с детским садом еще до прихода ребенка в  детский сад.

При первом посещении родителями предлагаем для просмотра фотоальбом с фотографиями и информацией о детском саде.

Фотоальбом

«Моя семья»

Задача: привнести часть семейного тепла в стены детского сада.

В уголке уединения лежит семейный альбом. Если ребенку грустно, он всегда может взять его и посмотреть на фотографию своей семьи.

«Ваши добрые дела»

Задача: поощрять участие родителей в том или ином мероприятии, выражать благодарность за любую оказанную помощь.

Мини-библиотека

Задача: рекомендовать психолого-педагогическую литературу родителям. Родителям выдается интересующая их литература для прочтения дома.

«Встреча с интересными людьми»

Задача: воспитывать у детей уважение к труду взрослых, научить гордиться достижениями родителей.Родители рассказывают о своих увлечениях, досугах.

«Семейная мастерская»

Задача: способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности.

Организация выставок, на которых представлены  результаты  художественно-эстетической деятельности родителей и детей (рисунки, фотоматериалы, поделки).

Анкетирование

Задача: сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения

Информационные общие стенды

Задача: информировать родителей:

- о программах воспитания и развития детей в детском саду и группе;

«День за днем»

Задача: информировать родителей о произошедших за день мероприятиях в детском саду, в группе.

Этапы

проведения психолого-педагогического

 просвещения родителей

Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателем складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть  родительские собрания,  тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.

Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагога, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.

Разработка проекта строится поэтапно.

Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

 

Первый этап – подготовительный.

Его цель – определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

 Задачи данного этапа:

1. Анализ семейного социума для определения целесообразности  установления социального партнерства;

2. Определение содержание и формы работы с  родителями (на основе мониторинга «Социального состава семей»)

3. Установление индивидуальных контактов с  каждой семьей ее членами для; определений направлений  взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей  и конкретных форм взаимодействия.

Второй этап – практический. 

Его цель – реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

Задачи данного этапа:

1. Формирование группы, заинтересованной в участии в работе по реализации  проекта;

2. Повышение профессиональной компетентности педагога по вопросам взаимодействия с семьей.

3. Включение в разработку и реализацию проекта предложенного родителями.

4. Оказание научной и практической помощи родителям.

5. Повышение педагогических и воспитательных умений родителей.

6.Разработка методических материалов для реализации данного проекта;

7.Разработка системы материального поощрения для родителей, участвующих в реализации проекта.

Третий этап– заключительный.

Его цель – подведение итогов социального партнерства.

Задачи данного этапа:

1. Проведение анализа проделанной работы;

2. Открытое обсуждение материалов проекта на всех уровнях системы дошкольного образования.

3. Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с семейным социумом.

Примерное планирование поэтапной реализации проекта

Первый этап – подготовительный

Определение целей и форм

взаимодействия между субъектами процесса

Задачи

Мероприятия

Сроки исполнения

Участники

1

Анализ семейного социума для определения целесообразности  установления социального партнерства

Посещение семей.

Анкетирование.

Сбор семейного анамнеза.

Мониторинг социального состава семьи.

Проведение родительского собрания для определения целей и задач программы

Июнь- сентябрь 2011 года

Июнь- сентябрь 2014 года

воспитатель родители, представители ребенка

2

Определение содержание и формы работы с  родителями (на основе мониторинга «Социального состава семей»)

Педагогические заседания

«Школа молодых родителей»

Сентябрь 2011 года

Сентябрь 2014 года

Администрация, воспитатели,

Специалисты,

родители

3

Установление индивидуальных контактов с  каждой семьей ее членами для; определений направлений  взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей  и конкретных форм взаимодействия

Беседы

Индивидуальные консультацииДиагностика

Встречи: «Вопросы и ответы», «Первый раз в детский сад»

Июнь - октябрь 2011года

Июнь - октябрь 2014 года

Воспитатели, специалисты, родители, представители ребенка 

 

Второй этап -  практический

Реализация программ сотрудничества между

всеми участниками образовательного процесса

 

Задачи

Мероприятия

Сроки исполнения

Участники

1

Формирование группы заинтересованной в участии в работе по реализации  проекта

Родительское собрание,

Тренинг для родителей

Август - сентябрь 2011 года

Август - сентябрь 2014 года

Администрация,

методист, воспитатели, специалисты ДОУ

2

Повышение профессиональной компетентности воспитателя по вопросам взаимодействия с семьей.

Мастер-классы, тренинги, обмен педагогическим опытом,

Участие в научных и научно-практических конференциях различного уровня, публикации статей на сайте ДОУ.

В течение реализации проекта

Администрация,

методист, воспитатели, специалисты ДОУ

3

Включение в разработку и реализацию проекта

Заседание семейных клубов,

Информационные калейдоскопы

В течение

реализации проекта

Представители родительского комитета.

 Воспитатели,

Специалисты ДОУ

4

Оказание научной и практической помощи родителям.

Мастер-классы и семинары для родителей.

Индивидуальные консультации

Создание памяток и рекомендаций

В течение

реализации проекта

Воспитатель родители, представители ребенка,

Специалисты ДОУ

5

Повышение педагогических и воспитательных умений родителей

Мастер-классы, тренинги, обмен педагогическим опытом,

Участие в научных и научно-практических конференциях. Публикации статей на сайте группы.

В течение реализации проекта

Воспитатель родители, представители ребенка,

Специалисты ДОУ

6

Разработка системы материального поощрения для родителей, участвующих в реализации проекта

 

 

Воспитатель

Специалисты ДОУ

Третий этап– заключительный

Подведение итогов социального партнерства

Задачи

Мероприятия

Сроки исполнения

Участники

1

Проведение анализа проделанной работы

Мониторинг

Скрининг

Диагностика

Заседание клубов

Апрель -май 2015 года

Представители родительских сообществ, воспитатели

Администрация ДОУ

2

Открытое обсуждение материалов проекта на всех уровнях системы дошкольного образования

Создание страницы на сайте,

Выступление на методических объединениях,

Научных и научно-практических конференциях  

Февраль – июнь 2014 года

Февраль – июнь 2015 года

Представители родительских сообществ,

воспитатели

Администрация ДОУ

3

Определение эффективности, целесообразности дальнейшего сотрудничества с семейным социумом

Научно-практический анализ реализации проекта,

Открытое обсуждение с привлечением экспертов

Март - май 2015 года

Представители родительских сообществ,

воспитатели

Администрация ДОУ




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Секрет семейного счастья"

Благополучие детей невозможно без родительских любви, доверия и понимания, в этой статье можно узнать, как построить "Дом счастья"!...

Секреты семейного воспитания. Стендовый материал

Люди осваивают природу, изменяют ее и, изменяя и преобразуя ее, изменяются и сами. Чувство природы, связанное с заботой о ней, преумножением ее богатств, обогащает самого человека, способствует его па...

Секреты семейного счастья

Конспект родительского собрания с использованием интерактивных форм работы с родителями...

Консультация для родителей " Секреты семейного воспитания"

Консультация для родителей " Секреты семейного воспитания"...

Консультация для родителей "Секрет семейного счастья!"

Консультация будет полезна для родителей, строющих свою семью, учитывая опыт старших, фундамент нашего дома мы начинаем закладывать с кирпичика «Традиции»....

Секреты семейного счастья.

Секреты семейного счастья....

Секрет семейного воспитания

Секрет семейного воспитания. Консультация для родителей....