Секреты семейного и педагогического содружества.
проект по теме
Анкетирование,работа с родителями,беседа с родителями,консультации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с родителями | 350.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 88 города Тюмени
(МАДОУ д\с № 88)
ПРОЕКТ
«Секреты семейного и педагогического содружества»
Городской
конкурс педагогического мастерства
«Инновация. Индивидуальность. Интерес»
Номинация конкурса
«Лучший проект по работе с семьей»
г. Тюмень, 2013
Семья – это общество в миниатюре,
от целостностикоторого зависит
безопасность всего большого
человеческого общества
И.Г.Песталоцци.
Дом, как известно всем давно,
Это не стены, не окно,
Даже не стулья за столом -
Это не дом.
Дом – это там, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь
Яростным, добрым, нежным, злым,
Еле живым.
Дом – это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом -
Это твой дом.
(Т.Ч.Дедун)
Обоснование потребности создания проекта
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
В современном обществе институт семьи испытывает существенные трудности: увеличивается число разводов; усиливается расслоение семей по уровню доходов, по социальному статусу; разрушается традиционная структура семьи; происходит разрыв возрастных, интеллектуальных и других уровней функционирования семьи, разрушение семейных традиций; испытывается дефицит мужского влияния в воспитании детей при повышении занятости женщин на производстве, в бизнесе. Имеет место резкое сокращение межличностных внутрисемейных отношений, отсутствие доверия между членами семьи. Оказывается чрезмерно низким уровень организации и совместного проведения семьей свободного времени. Родители не всегда своевременно получают психолого-педагогическую поддержку. Изменяются общепринятые нормы поведения, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение родителей к воспитанию.
Исследования показывают, что две трети отцов и матерей признают недостаточность своих психолого-педагогических знаний, наличие проблем в общении с детьми, необходимость в специализированной профессиональной помощи. В связи с этим возникает необходимость организации эффективной помощи семье в вопросах воспитания детей, которую способен оказать воспитатель, используя интерактивные формы работы с родителями и детьми.
Актуальность данного проектаобусловлена значительными преобразованиями системы образования, становлением и развитием новой парадигмы образования и воспитания, осознанием необходимости внесения существенных изменений в практику взаимодействия детского сада и семьи, их общим стремлением достичь максимальной эффективности в обучении и воспитании ребенка.
Социальный портрет современной семьи характеризуется следующими устойчивыми тенденциями:
- растет число семей с 1-2 детьми, когда практически численность населения не воспроизводится. Примером этому может служить и моя группа.
(Приложение 1).
- семья испытывает значительные трудности в обеспечении жильем;
- неуклонно снижается морально-нравственный уровень семейных людей и молодежи.
В связи с этим утрачивается период полноценной и оптимальной семейной социализации, ослабляется роль родительского авторитета, нарушаются ценности устойчивой полной семьи как социальной нормы. В целом это приводит к тому, что семья утрачивает свой социализирующий потенциал по воспитанию детей и социальная динамика современной семьи характеризуется увеличением деструктивных семей, дезадаптированных детей.
Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам.
Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции. Эту помощь может и должен оказывать детский сад, воспитатели, которые порой знают детей лучше, чем их родители.
Тип проекта:практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.
Цель проекта:организация работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями воспитанников.
Задачи проекта:
- Повысить уровень профессиональной компетентности воспитателя по организации работы с семьей.
- Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
- Создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ.
Участники проекта:семья, педагог.
Условия реализации проекта:заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Для решения поставленных задач может быть использован следующий комплекс методов: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; целенаправленные наблюдения, в том числе включенные; индивидуальные беседы с детьми, родителями, различными специалистами ДОУ, анкетирование, интервьюирование, изучение детских работ; анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта и др.
Прогнозируемые результаты:
- выявлены особенности профессионального педагогического взаимодействия воспитателя и родителей с учетом современных тенденций семейного воспитания дошкольников;
- исследованы педагогические аспекты дисгармонии семейных отношений как фактора нарушений семейной социализации дошкольника;
- сконструирована модель взаимодействия воспитателя и родителей воспитанников;
- определены показатели эффективности процесса взаимодействия воспитателя и родителей.
Методика изучения
семей воспитанников
Таблица 1
Информация | Формы и методы | |
Изучение семьи | Социологическая характеристика | Анкеты и тесты для родителей, рисунки детей «Моя семья», консультации. |
Мониторинг | Удовлетворенность родителей качеством воспитания и обучения | Наблюдения, анкеты, беседы, интервью, открытые занятия для родителей с последующим обсуждением, «круглые столы» (с родителями) |
Привлечение родителей к сотрудничеству | Информация о запросах родителей; об ориентации родителей в сфере образования, наличие их свободного времени, материальных и профессиональных возможностей. | Анкеты, беседы, «круглые столы». |
Информационно-просветительская работа с родителями | О компетентности родителей и проблемах обучения и воспитания | Тесты, наблюдения за всеми субъектами образовательного процесса, беседы, обсуждения педагогических ситуаций. |
Система
работы с семьей
Таблица 2
Методы изучения семьи | Формы работы с родителями | |
Доброжелательность, открытость. |
Беседа с родителями. |
Клубы по интересам. |
Формы работы с семьей
Таблица 3
Задача: сформировать общие интересы у детей и родителей, научить родителей самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы. | |
Адаптационная группа для детей раннего возраста | Задача: Обеспечить наиболее комфортные условия адаптации малыша и его родителей к условиям ДОУ. В течение одного месяца ребенок посещает группу вместе с мамой или другим членом семьи (по необходимости этот срок можно продлить). |
Газета для родителей | Задача: Привлечь внимание родителей к воспитательным событиям в детском саду, активизировать их участие в жизни ДОУ. Один раз в квартал выпускается газета, в которой рассказывается о жизни детского сада, даются консультации специалистов, информация о доходах и их распределении, предлагается игровой материал для семейных игр. |
Фотоальбом «Давай познакомимся» | Задача: познакомить ребенка и его родителей с детским садом еще до прихода ребенка в детский сад. При первом посещении родителями предлагаем для просмотра фотоальбом с фотографиями и информацией о детском саде. |
Фотоальбом «Моя семья» | Задача: привнести часть семейного тепла в стены детского сада. В уголке уединения лежит семейный альбом. Если ребенку грустно, он всегда может взять его и посмотреть на фотографию своей семьи. |
«Ваши добрые дела» | Задача: поощрять участие родителей в том или ином мероприятии, выражать благодарность за любую оказанную помощь. |
Мини-библиотека | Задача: рекомендовать психолого-педагогическую литературу родителям. Родителям выдается интересующая их литература для прочтения дома. |
«Встреча с интересными людьми» | Задача: воспитывать у детей уважение к труду взрослых, научить гордиться достижениями родителей.Родители рассказывают о своих увлечениях, досугах. |
«Семейная мастерская» | Задача: способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности. Организация выставок, на которых представлены результаты художественно-эстетической деятельности родителей и детей (рисунки, фотоматериалы, поделки). |
Анкетирование | Задача: сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения |
Информационные общие стенды | Задача: информировать родителей: - о программах воспитания и развития детей в детском саду и группе; |
«День за днем» | Задача: информировать родителей о произошедших за день мероприятиях в детском саду, в группе. |
Этапы
проведения психолого-педагогического
просвещения родителей
Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателем складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.
На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть родительские собрания, тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.
Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагога, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.
Разработка проекта строится поэтапно.
Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.
Первый этап – подготовительный.
Его цель – определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
Задачи данного этапа:
1. Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства;
2. Определение содержание и формы работы с родителями (на основе мониторинга «Социального состава семей»)
3. Установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для; определений направлений взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.
Второй этап – практический.
Его цель – реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
Задачи данного этапа:
1. Формирование группы, заинтересованной в участии в работе по реализации проекта;
2. Повышение профессиональной компетентности педагога по вопросам взаимодействия с семьей.
3. Включение в разработку и реализацию проекта предложенного родителями.
4. Оказание научной и практической помощи родителям.
5. Повышение педагогических и воспитательных умений родителей.
6.Разработка методических материалов для реализации данного проекта;
7.Разработка системы материального поощрения для родителей, участвующих в реализации проекта.
Третий этап– заключительный.
Его цель – подведение итогов социального партнерства.
Задачи данного этапа:
1. Проведение анализа проделанной работы;
2. Открытое обсуждение материалов проекта на всех уровнях системы дошкольного образования.
3. Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с семейным социумом.
Примерное планирование поэтапной реализации проекта
Первый этап – подготовительный
Определение целей и форм
взаимодействия между субъектами процесса
№ | Задачи | Мероприятия | Сроки исполнения | Участники |
1 | Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства | Посещение семей. Анкетирование. Сбор семейного анамнеза. Мониторинг социального состава семьи. Проведение родительского собрания для определения целей и задач программы | Июнь- сентябрь 2011 года Июнь- сентябрь 2014 года | воспитатель родители, представители ребенка |
2 | Определение содержание и формы работы с родителями (на основе мониторинга «Социального состава семей») | Педагогические заседания «Школа молодых родителей» | Сентябрь 2011 года Сентябрь 2014 года | Администрация, воспитатели, Специалисты, родители |
3 | Установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для; определений направлений взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия | Беседы Индивидуальные консультацииДиагностика Встречи: «Вопросы и ответы», «Первый раз в детский сад» | Июнь - октябрь 2011года Июнь - октябрь 2014 года | Воспитатели, специалисты, родители, представители ребенка |
Второй этап - практический
Реализация программ сотрудничества между
всеми участниками образовательного процесса
Задачи | Мероприятия | Сроки исполнения | Участники | |
1 | Формирование группы заинтересованной в участии в работе по реализации проекта | Родительское собрание, Тренинг для родителей | Август - сентябрь 2011 года Август - сентябрь 2014 года | Администрация, методист, воспитатели, специалисты ДОУ |
2 | Повышение профессиональной компетентности воспитателя по вопросам взаимодействия с семьей. | Мастер-классы, тренинги, обмен педагогическим опытом, Участие в научных и научно-практических конференциях различного уровня, публикации статей на сайте ДОУ. | В течение реализации проекта | Администрация, методист, воспитатели, специалисты ДОУ |
3 | Включение в разработку и реализацию проекта | Заседание семейных клубов, Информационные калейдоскопы | В течение реализации проекта | Представители родительского комитета. Воспитатели, Специалисты ДОУ |
4 | Оказание научной и практической помощи родителям. | Мастер-классы и семинары для родителей. Индивидуальные консультации Создание памяток и рекомендаций | В течение реализации проекта | Воспитатель родители, представители ребенка, Специалисты ДОУ |
5 | Повышение педагогических и воспитательных умений родителей | Мастер-классы, тренинги, обмен педагогическим опытом, Участие в научных и научно-практических конференциях. Публикации статей на сайте группы. | В течение реализации проекта | Воспитатель родители, представители ребенка, Специалисты ДОУ |
6 | Разработка системы материального поощрения для родителей, участвующих в реализации проекта |
|
| Воспитатель Специалисты ДОУ |
Третий этап– заключительный
Подведение итогов социального партнерства
№ | Задачи | Мероприятия | Сроки исполнения | Участники |
1 | Проведение анализа проделанной работы | Мониторинг Скрининг Диагностика Заседание клубов | Апрель -май 2015 года | Представители родительских сообществ, воспитатели Администрация ДОУ |
2 | Открытое обсуждение материалов проекта на всех уровнях системы дошкольного образования | Создание страницы на сайте, Выступление на методических объединениях, Научных и научно-практических конференциях | Февраль – июнь 2014 года Февраль – июнь 2015 года | Представители родительских сообществ, воспитатели Администрация ДОУ |
3 | Определение эффективности, целесообразности дальнейшего сотрудничества с семейным социумом | Научно-практический анализ реализации проекта, Открытое обсуждение с привлечением экспертов | Март - май 2015 года | Представители родительских сообществ, воспитатели Администрация ДОУ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Секрет семейного счастья"
Благополучие детей невозможно без родительских любви, доверия и понимания, в этой статье можно узнать, как построить "Дом счастья"!...
Секреты семейного воспитания. Стендовый материал
Люди осваивают природу, изменяют ее и, изменяя и преобразуя ее, изменяются и сами. Чувство природы, связанное с заботой о ней, преумножением ее богатств, обогащает самого человека, способствует его па...
Секреты семейного счастья
Конспект родительского собрания с использованием интерактивных форм работы с родителями...
Консультация для родителей " Секреты семейного воспитания"
Консультация для родителей " Секреты семейного воспитания"...
Консультация для родителей "Секрет семейного счастья!"
Консультация будет полезна для родителей, строющих свою семью, учитывая опыт старших, фундамент нашего дома мы начинаем закладывать с кирпичика «Традиции»....
Газета для родителей «Малыши» №8 "Секреты семейного воспитания"
Газета посвящена вопросам семейного воспитания и содержит материал об опыте воспитанитя детей родителями группы "КУзнечики"...
Секреты семейного счастья.
Секреты семейного счастья....