Статья «Использование ИКТ в работе с детьми при реализации образовательной области «Музыка» в современном дошкольном образовании».
статья по теме

Евгения Харченко

В работе с детьми при реализации образовательной области "Музыка" я использую информационно-компьютерные технологии. Напрмер: для познавательного материала ( знакомство с музыкальными инструментами, с композиторами), для развлечений и праздников (музыкальные загадки) и т.д.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – Центр развития ребенка детский сад №5 «Золотой ключик» городского округа Стрежевой

«Использование ИКТ в работе с детьми при реализации

образовательной области «Музыка»

 в современном дошкольном образовании».

                                               

                                                 Подготовила:

                                                      Харченко Е.М.

                                                                                     Музыкальный руководитель

Первая квалификационная категория

Исходя из требований современного дошкольного образования, педагог должен знать основы работы с персональным компьютером, мультимедийным оборудованием,  применять ИКТ в своей деятельности. Для меня как педагога использование ИКТ просто оказалось кладезью положительных моментов:

  • Конечно подбор  и использование дополнительного качественного разнообразного по содержанию познавательного  и наглядного материала.
  • Накопление уже продуманных, структурированных, уже с наглядным материалом  занятий-презентаций, которые можно использовать не один год и при необходимости легко вносить коррективы.
  • Конечно, снижается время для подготовки к занятиям.
  • Происходит обмен опытом, появляется возможность использовать опыт своих коллег и опыт из Интернета.

     В  работе с детьми по музыкальному развитию я использую  разнообразные мультимедийные презентации в разных разделах непосредственной образовательной деятельности по музыкальному развитию, развлечениях, музыкально-дидактических играх и т.д.  Презентации помогают ребёнку проявлять и развивать необходимые качества: ассоциативно- образное и логическое мышление, воображение, познавательную активность.

И сейчас я остановлюсь подробнее на некоторых их них.

  1. Утренники и праздники. На них у родителей появляется дополнительная возможность в интересной, красочной форме познакомиться с жизнью своих детей в ДОУ. Для этого мною применяется ИКТ на совместных праздниках и утренниках. Например,  8 марта, за основу утренника был взят дошкольный канал с разнообразными рубриками.
  2. Также мною были разработаны и предложены детям музыкальные игры «Узнай инструмент», «Что лишнее»,   остановимся подробнее на  игре «Музыкальные загадки».
  3. При проведении слушания музыкальных произведений, например по теме «День Победы».
  4. При знакомстве детей с творчеством композиторов П.И.Чайковского»,  «М.Глинка»,  «Н.Римский-Корсаков», «А.Даргомыжский», «С.Рахманинов»,«М. Мусоргский»,«С. Прокофьев», «А. Хачатурян»,«Г. Свиридов», «Д.Шостакович», «Д. Кабалевский» и т.д. Подробнее хочу остановиться на  презентации по теме «Детский альбом» «П. И. Чайковского демонстрируется слайд с портретом композитора, история создания «Детского альбома» на следующем слайде идёт представление пьесы «Мама»,  далее – слайд  «Марш деревянных солдатиков» с демонстрацией иллюстрации. Дети определяют жанр пьесы а затем, маршируют под музыку. Следующий слайд – мультипликация «Баба Яга». Звучит пьеса «Баба Яга». Дети рассказывают о ней: где живёт и т.п. Заключительный слайд – пустой. Детям предлагается изобразить дома запомнившийся им персонаж, изображение которого будет позже включено в презентацию.
    На следующем занятии структура презентации меняется: дети слушают произведения, вспоминают их названия и представляют свои изобразительные работы, которые уже включены

Также  я   использую ИКТ в  совместной деятельности с детьми для внесения небольшого объема познавательного материала,  например в рамках тематической

недели «Метал, дерево» (использую презентацию  о деревянных и металлических музыкальных инструментах), в познавательных досугах таких как,  КВН «Наша армия сильна», «Масленица» и т.д. , в  музыкально-литературных композициях  «Мой город Стрежевой», «Зима-волшебница», «Весенние мотивы», и т.д.
     Создание мультимедийной презентации требует определённых временных затрат, навыков работы с ПК и Интернет-ресурсами. Однако, использование мультимедийных презентаций на музыкальных занятиях является стимулом к развитию детской познавательной активности, повышает качество музыкального образования и воспитания каждого ребёнка. Если говорить об использовании информационных технологий в  непосредственной образовательной деятельности по музыкальному развитию, то здесь они помогают решить ряд задач:
- Делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные.
- Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
- Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

Сейчас  я начала разрабатывать цикл непосредственной образовательной деятельности, предназначенный для знакомства  детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами симфонического и народного оркестров. Детская психика лучше воспринимает информацию в игровой форме, когда она облечена в интересную, доступную их пониманию оболочку. И поэтому для меня стал вопрос, как познакомить детей с симфоническим оркестром или оркестром народных инструментов так, чтобы они не заскучали? Чтобы научились различать инструменты по тембру, не путались во множестве их названий и групп? К сожалению, показать и услышать инструменты оркестра вживую довольно проблематично, особенно для дошкольников, у которых еще только формируется культура слушания музыки. Так и  возникла идея о цикле непосредственной образовательной деятельности, в котором дети  знакомились бы с инструментами. Поэтому презентацию с изображениями музыкальных инструментов симфонического и народного оркестров дополняет  музыкальное сопровождение, которое создается с помощью имеющегося в ДОУ синтезатора.

Основными задачами данного цикла непосредственной образовательной деятельности является:

  • развивать тембровый слух и общие музыкальные знания детей;
  • учить по слуху и зрительно различать основные группы инструментов симфонического и народного оркестра;
  • дать представление об основных особенностях строения инструментов, звукоизвлечении и приемах игры

Знакомство с данным материалом распределен по месяцам в тематическом плане следующим образом:

Октябрь – знакомство с клавишно-духовыми инструментами (гармонь, баян, аккордеон).

Ноябрь – знакомство с клавишно-ударными инструментами (рояль, фортепиано).

Декабрь – знакомство со струнно-смычковыми инструментами (скрипка, виолончель, контрабас).

Январь – знакомство с ударными инструментами (литавры, тарелки, большой барабан).

Февраль – знакомство с медными духовыми инструментами (труба, тромбон, туба).

Март – знакомство с деревянными духовыми инструментами (флейта, саксофон, фагот).

Апрель –знакомство со струнно-щипковыми инструментами (арфа, гитара, балалайка).

Май – повтор и закрепление пройденного материала.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальной деятельности, перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать совместную с детьми деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к образовательному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.

Итак, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год. Образовательная область «Музыка» для детей дошкольного возраста (2-7 лет)

Рабочая учебная программа отвечает требованиям Государственного стандарта и возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, псих...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА».

laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА».         Интенсивное развитие совре...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе реализации образовательной области "Музыка"

В выступлении на семинаре РМО музыкальных руководителей представлена система здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья...

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2018-2019 учебный год Образовательная область «Музыка» для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет)

Настоящая рабочая программа «Музыкальное воспитание в ДОУ» осуществляется на основе общеобразовательной программы «От рождения до школы» (Под редакцией Н.Е.Вераксы, Н.Е. Комаро...

« Конвергентный подход в реализации образовательной области «Познавательное развитие» ООП дошкольного образования»

В настоящее время, время современных наук и технологий, перед нами педагогами  дошкольного воспитания стоит задача- формирование и развитие мобильной личности воспитанника, способной к самостояте...