«Раннее детство: воспитание любознательности»
материал (младшая группа) по теме
Тема: «Раннее детство: воспитание любознательности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_vospityvaem_lyuboznatelnost._shinkareva_2012_g.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Шинкарева Елена Анатольевна
Управление образования администрации
Шебекинского района
Тема: «Раннее детство:
воспитание любознательности».
Подготовила:
Шинкарева Елена Анатольевна
воспитатель МАДОУ «Детский сад
“Белочка” села Новая Таволжанка
Шебекинского района
Белгородской области»
2012
Маленький ребенок по своей природе исследователь. Уже в первые месяцы после рождения дитя замирает, слушая звуки окружающего мира - шумы, музыку, речь. Неравнодушен он и к зрительным стимулам - лицу взрослого, яркой погремушке, расписной матрешке и т.п. На основе безусловного ориентировочного рефлекса начинается познание окружающего мира. Правда, ориентировочная реакция возникает у малютки непроизвольно, рефлекторно, т.е. сама собой. Однако не стоит слишком упрощать данную ситуацию: как в маленьком желуде «прячется» могучий дуб, так в раннем ориентировочном поведении детей скрывается будущая яркая ориентировочно-исследовательская активность, направленная на познание окружающего мира. Неслучайно академик И.П. Павлов, открывший феномен ориентировочной реакции, назвал ее «реакцией на новизну». Он писал, что у людей этот рефлекс идет чрезвычайно далеко, проявляясь в виде неудержимой тяги к познанию мира у взрослого или малого
ребенка.
И
зучение познавательной активности раннего детства имело общетеоретическое значение, так как эта проблема была связана с выявлением истоков высших форм ориентировочной деятельности и прообраза той познавательной активности человека, «которая создает науку, дающую и обещающую нам высочайшую, безграничную ориентировку в окружающем мире» (И.П. Павлов).
Наука утверждает: ориентировочное поведение и исследовательское поведение могут быть самостоятельными формами реагирования, а могут присутствовать одновременно. Ориентировочный рефлекс в узком смысле этого слова определяется как «неспецифическая реакция настройки анализаторов при действии вновь появившегося раздражителя». Иными словами, звуки или зрительные (визуальные) стимулы, тактильные (кожные) ощущения или осязательные действия руки вызывают у маленького ребенка ориентировочные реакции соответствующих анализаторов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус); нервные импульсы поступают в соответствующие зоны центральной нервной системы - это одно из главных условий развития мозга в первые месяцы и годы жизни. Вот почему в педагогике раннего детства особое внимание уделяется сенсорному воспитанию, а также общению взрослого с ребенком.
От элементарной ориентировочной реакции следует отличать исследовательское поведение как сложную, построенную по типу цепного рефлекса деятельность, направленную на детальное ознакомление с объектом и включающую целую систему условных ориентировочных реакций.
Утверждение особой роли ориентировочного компонента в деятельности человека способствовало возникновению прогрессивных направлений в психологии и педагогике. Они нашли воплощение в учении об ориентировочно-исследовательской деятельности, выполняющей функцию отображения окружающего через обследование. Исследования последних десятилетий были направлены на изучение влияния ориентировочных процессов, на восприятие и обучение, что нашло отражение в постановке и разрешении ряда проблем сенсорного, умственного воспитания, развития познавательной активности, действий игрового экспериментирования и т.д.
В ранний период жизни малыш не способен к сложной ориентировочно-исследовательской деятельности. Однако быстрый темп нервно-психического развития, накопление чувственного опыта, социализация, рост активности, смена ведущих видов деятельности в относительно короткий промежуток - все это позволяет предположить возникновение
существенных качественных изменений в ориентировочно-исследовательской деятельности детей второго и третьего года жизни.
Эти изменения связаны с качественно меняющимися возрастными особенностями ориентировочной активности ребенка, его познавательного развития.
Исследовательскую направленность действий можно наблюдать уже у младенцев первого полугодия жизни; они активно включаются в обследование игрушки (предмета) до тех пор, пока не будет исчерпана новизна предмета и не угаснет ориентировочный рефлекс на него. Этот комплекс активности называют: самоподкреплением новизной (Д.Б. Эльконин), аутостимуляцией (A.M. Фонарев, Л.Н. Павлова), презентацией через действие (Дж. Брунер), стремлением к компетенции (Р. Уайт), но в основе его лежит стремление ребенка к практическому освоению окружающей действительности.
На протяжении второго и третьего года жизни происходят качественные изменения в активной ориентировке: от бессознательного, рефлекторного поведения - «реакции на новизну», любопытства - малыш переходит к сознательной ориентировочно-исследовательской деятельности. Ее можно характеризовать как любознательность, которая обнаруживается в целенаправленном познавательном интересе к тому, или иному явлению. Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу. Он выступает как потребность в освоении нового, овладении способами и средствами удовлетворения «жажды знаний». Объективно же любознательность - ориентировочно-исследовательская деятельность, поднятая на уровень второй сигнальной системы, т.е. речи и мышления.
Воспитанную в ребенке любознательность можно считать чертой характера, формирующей его личность. Она не возникает спонтанно, а является результатом воспитания, образа жизни в семье, общения с взрослыми, которые сознательно формировали его интересы.
Окружающий мир глазами малыша
К концу третьего года жизни в поведении ребенка появляются новые закономерности: он обнаруживает целенаправленный интерес к окружающему миру. Да, он и раньше проявлял исключительное любопытство ко всему, что находилось в поле его зрения: новые предметы, необследованные шкафчики, коробочки и др. Все представляло интерес для маленького исследователя. Теперь же в его поведении появляется нечто новое: он избирательно относится к информации из окружающего мира. Его интересует не только сам предмет и свойства, обнаруженные в нем, а те закономерности, которые раскрывают какое-либо явление. Кто не переживал вместе с ребенком горе по поводу нечаянно отпущенного и улетающего в небо воздушного шарика? Сколько слез! А потом вопрос: почему воздушный шар летает, а мяч нет? Полный ответ на него он получит в школе, изучая свойства легких газов. И так почти во всем. Например, закон гравитации (притяжения Земли) малыш начнет познавать, делая первые шаги, падая и вновь вставая. Он познает открытое и замкнутое пространство, зависимость движения от скорости и многое другое. Мир учит малютку во всем своем многообразии и неожиданности, будит в нем интерес «первооткрывателя». Ему хочется испытать все самому, удивиться неизведанному, влекущему своей новизной. У ребенка формируется любознательность - желание познавать закономерности окружающего мира, а это уже не «всеядное» любопытство на основе безусловного ориентировочного рефлекса!
Обратите внимание, как завороженно, сдвинув брови, не отводя глаз, малыш рассматривает бульдозер, уборочную машину, подьемный кран, прессовочный каток и другую технику. Все чаще звучат вопросы: кто это делает? Зачем? Что будет потом? И наконец, сакраментальный вопрос детства: почему?
Готовьтесь, уважаемые родители! В конце третьего и на четвертом году вам не уйти от ответа на вопросы: «Где ночует солнышко?», «Луна смотрит, а что она говорит?», «О чем думает деревце?», «Почему кошка не ест травку, а кролик ест?», «Зачем зайке такие длинные ушки?», «Почему вода мокрая?». И т.п.
Эти вопросы говорят о развитии способности малыша к анализу и синтезу, сравнению и обобщениям пока на его, детском уровне, поэтому и выглядит так забавно и непосредственно все, чем он интересуется. Но нам, взрослым, важно интерес ребенка, любознательность сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Согласитесь, недопустимо загубить деревце ради познавательного интереса, налить в калоши воду с целью проверки их герметичности, выкрасить спящему псу уши и т.п. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.
Педагогическая ценность детского экспериментирования
С целью формирования познавательных эмоций, развития любознательности рекомендуем особый тип игр-занятий. В их основу положены элементы экспериментирования, подводящие ребенка к познанию объективных реалий окружающего мира, физическую природу которых он будет познавать в школе, а пока - только наблюдения, накопление практического опыта жизни в окружающем мире, воспитание познавательных интересов и добрых чувств.
Игры-занятия с элементами экспериментирования содержат как исследовательский, так и игровой компоненты и осуществляют постепенный переход от игр-забав к учебно-познавательной деятельности. Они бесценны для развития такого замечательного качества, как наблюдательность, которая, как справедливо отмечают психологи, является начальным доступным методом исследования. Именно наблюдательность способствует развитию внимания и внимательности, вызывает желание находить новое в знакомом, подмечать новизну в окружающем мире.
Программное содержание игр-занятий с элементами экспериментирования.
- Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру. Развивать любознательность, понимание простейших причинно-следственных отношений в системе «действие - результат».
- Воспитывать познавательную активность, желание узнавать новое. Учить наблюдать, за
поминать, сравнивать, экспериментировать. - Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему.
- Воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое.
- Практически ознакомить с отдельными явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений окружающего мира (объем, масса, движение, скорость, время; пространство - полое, сквозное, замкнутое и т.п.).
- Учить впечатления выражать словами.
- Обогащать впечатления ребенка поэтическими и фольклорными произведениями,
адресованными детям раннего возраста.
Примерные игры-занятия с элементами экспериментирования для детей от 2 лет 6 месяцев до 3 лет 6 месяцев
ВОДИЧКА-ВОДИЧКА
Цель. Закрепить первоначальные представления об объектах неживой природы, в частности о воде (прозрачная; течет, льется, журчит; нужна всем: животным, людям, растениям; воду пьют, ею умываются, в ней купаются); использовать игры с водой для закаливания ребенка, подчеркнуть целительные свойства воды, использовать малые фольклорные жанры, раскрывающие отношение человека к воде, подчеркивающие ее значимость для всего живого.
Материал. Иллюстрация к потешке «Водичка-водичка» (можно использовать любую картинку, на которой изображен умывающийся ребенок), прозрачный кувшин с кипяченой водой, прозрачны€ стаканчики (по числу участников), резиновая кукла, игрушечный тазик.
Ход занятия
Покажите ребенку картинку, на которой изображена умывающаяся девочка (иллюстрация Ю. Васнецова). Пусть он рассмотрит ее в течение двух-трех минут. Спросите: «Кто изображен на картинке? Что она делает?». Затем прочитайте потешку:
Водичка-водичка,
Умой Тане (наше) личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Затем спросите: «Какую водичку ты видел, когда умывался, мыл руки, купался?». Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите ему: «Прозрачную».
Затем предложите умыть куклу. Медленно лейте воду над игрушечным тазиком, давая малышу возможность почувствовать значение слов «вода течет, журчит, булькает...».
В конце занятия разлейте воду из кувшина по стаканчикам, сопровождая действия словами: прозрачная, журчит, булькает. Вместе выпейте воду.
КАКОГО ЦВЕТА ВОДИЧКА?
Цель. Познакомить с приемом окрашивания еоды.
Материал. Гуашь, прозрачные стаканчики, наполненные на одну треть чистой водой; белая бумага; трафарет воздушного шара: пакет с прорезью для цветных вкладышей (18x15 см); кисть Ход занятия
Обратите внимание ребенка на краски, уточните их цвет: красная, зеленая, синяя, желтая. На листе белой бумаги оставьте след от каждой краски, называя ее цвет - лист станет разноцветным. Отложите его.
Теперь пусть ребенок действует самостоятельно под вашим руководством. Дайте четыре краски, четыре стаканчика с водой, тряпочку для промакивания кисти.
Сначала предложите порисовать красной краской. Покажите прием размывания краски. Пусть ребенок закрасит весь лист. Обратите внимание на то, что вода в стаканчике стала красной. Отложите красный листочек на просушку, рядом поставьте баночку с окрашенной водой. «Видишь, от краски вода становится цветной. Значит, воду можно окрасить». Предложите сделать то же самое с другими краскам.
После того как все раскрашенные листы просохнут, соберите их в стопку, вниз положите свой разноцветный листок. Вложите их в пакет с вырезанным изображением воздушного шарика (трафарет) с темной ниточкой. По очереди вынимайте листочки - шарики будут менять цвет.
ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ
Цель. Показать, как при смешивании четырех основных цветов получаются другие: соединение желтого и синего дает зеленый, красного и желтого - оранжевый, красного и синего - фиолетовый (сиреневый), красного и черного - коричневый и т.п.
Материал. Гуашь, кисти, четыре-пять прозрачных стаканов с водой.
Ход занятия
Пусть ребенок выберет ту краску, которой начнет рисовать картину (рисование по замыслу). В процессе рисования предлагайте смывать краску с кисточки в разных стаканах - для каждой краски свой стакан.
Соберите их на один поднос и скажите: «Сейчас я покажу фокус. Налейте в чистый стакан красную воду, добавьте в нее желтую: «Что получилось? Какого цвета стала водичка? Оранжевого, Такого цвета бывают солнышко, апельсин, мандарин, цветочки».
Аналогично «наколдуйте» фиолетовую, зеленую, коричневую водичку и т.д.
В конце рассмотрите рисунок, пусть ребенок расскажет, что он нарисовал. Можете что-то дорисовать, чтобы появилось большее сходство с образом, конечно, предварительно спросив разрешения у маленького художника.
ЦВЕТНЫЕ ЛЬДИИКИ
Цель: Показать, как вода при охлаждении превращается в лед.
Материал. Полиэтиленовые формочки для игр с песком (пять-семь штук), коробка из-под шоколадных конфет, кувшин с прозрачной водой, цветная вода в стаканчиках.
Примечание. Это занятие - логическое завершение игровой ситуации, описанной в двух предыдущих занятиях.
Ход занятия
Побеседуйте с малышом о зиме, спросите о ее приметах (идет снег, вода в водоемах замерзает, холодно). Уточните: на морозе вода превращается в лед. Расставьте формочки на столе, в одни налейте прозрачную воду, в другие - цветную. Скажите: «Когда мы пойдем гулять, вынесем их на мороз и посмотрим, что у нас получится». (Примечание, Дома можно выставить формочки на балкон. Ребенок может наблюдать за процессом превращения воды в лед через стекло.)
Во второй части занятия для изготовления «бус» используйте коробку из-под конфет. В формовочную упаковку залейте цветную воду (желательно чередовать контрастные цвета: синий, желтый, зеленый, красный, фиолетовый и пр.). Затем в залитые углубления положите толстую нитку, которая на морозе вмерзнет в льдинки.
Предлагайте малышу смотреть через стекло за тем, что происходит с водой. Когда она замерзнет, выньте цветные «нитки бус», а на прогулке украсьте ими елочку.
Примечание. Для того чтобы льдинки свободно вышли из формочек, их необходимо чуть-чуть оттаять на батарее или в поддоне с теплой водой.
КАКАЯ МАШИНКАУЕДЕТ ДАЛЬШЕ?
Цель. Совершенствовать навыки экспериментирования, развивать наблюдательность.
Материал. Разноцветные машинки (две-три штуки), доска (скат) шириной 80-100 см, укрепленная с одного края на высоте 40-50 см (зимой - в доме, летом - на воздухе).
Ход занятия
Рассмотрите вместе с ребенком машинки. Спросите: «А чья машинка уедет дальше - твоя или моя?», побуждая малыша к экспериментированию.
Затем, встав у приподнятого края ската, по очереди пускайте машины «под горку», сообщая им начальную скорость.
Отмечайте, капая машинка уехала дальше. Поменяйтесь машинками и повторите эксперимент. Определите победителя по результатам всех заездов.
Так ребенок опытным путем знакомится с тем, что скорость передвижения зависит от ускорения.
Учите малыша делать первые умозаключения: эта машинка самая быстрая. Можно выстроить игрушки по степени лидерства: присвойте самой быстрой первый номер и наклейте цифру 1 на ее капот. Отметьте цифрами и другие машинки. Малыш получит опыт символической записи чисел. 6 следующий раз в кузов машин можно положить различные грузы и искать зависимость скорости от веса перевозимых предметов. Аналогичную игру можно провести с шариками, мячами, обручами и т.п.
КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ ДЕРЖАТСЯ НА ВОДЕ?
Цель. Изучать свойства легких и тяжелых предметов, совершенствовать навыки экспериментирования.
Материал. Набор предметов из различных материалов: щепка (деревянная лодочка), полиэтиленовая планка (рыбка), железный гвоздь (металлическая рыбка), бумажный кораблик (цветочек), резиновый шарик, ватный «снежок» и др.; ведро или широкое блюдо, наполненное водой.
Ход занятия
Предложите малышу встать около блюда с водой. Покажите подобранные предметы, пусть он рассматривает их, а затем по очереди опускает на воду. Комментируйте происходящее.
В процессе игровых действий опытным путем устанавливается: не все предметы держатся на воде - на поверхности плавают легкие предметы (щепка, резиновый шарик, ватный «снежок»), а металлические (железные), более тяжелые предметы тонут. Предложите малышу подуть на воду, направив плавающие предметы в определенную сторону.
В заключение «испытайте» бумажные лодочки, постепенно переводя занятие в игру.
ГДЕ НОЧУЕТ СОЛНЫШКО?
Цель. Обратить внимание малыша на то, что солнышко в течение дня меняет свое положение на небе: восход солнца можно наблюдать из одного окна, а заход - из другого.
Ход занятия
Утром, в солнечный денек, поднимая малыша после сна, предложите ему «поздороваться» с солнышком. Подведите его к окну и протяните солнышку ладошки:
Здравствуй, здравствуй, солнышко!
Солнышко - колоколнышно!
Лей щедрее, солнышко,
Золото в ладонышки!
Пусть с солнышком «поздороваются» игрушки - Зайка, Мишка и кукла Настя.
В течение дня обращайте внимание малыша на то, что солнышко уже не там, где было утром: оно «гуляет».
Вечером покажите закат солнца и скажите: «Солнышко уходит, садится, прячется за горизонт. Оно уходит спать, отдыхать. Видишь, совсем в другой стороне. Скажем солнышку до завтра. А утром опять будем его встречать!».
Солнце спряталось за ветки,
Спать легли лесные детки,
Кто в берлоге, кто на ветке,
Кто в дупле, а кто в канавке
У воды в зеленой травке,
Мой малыш - в своей кроватке.
СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК
Цель. Показать, как с помощью зеркала можно отражать солнечный луч, вызывая блики на стенах (траве, дороге, воде).
Материал. Круглое зеркало небольшого размера (7-10 см в диаметре).
Ход занятия
Предложите малышу посмотреть, как солнечный зайчик «бегает» по травке (на улице), играет в прятки (в доме). Разворачивайте игру ситуативно по желанию ребенка: он может просто наблюдать, как скачет солнечный зайчик, или попросить поиграть с зеркальцем самостоятельно, а может быть, захочет поймать солнечный зайчик и будет бегать за ним, пытаясь взять его в руки. Можно пускать солнечных зайчиков одновременно с ребенком - каждый своим зеркальцем: зайчики будут «догонять» друг друга.
В заключение дадим несколько важных рекомендаций родителям:
■ научитесь дома, на даче или во дворе находить необыкновенное в обыкновенных предметах;
- создавайте интересные ситуации экспериментирования с игрушками и предметами быта;
- дайте ребенку радость открытий;
- воспитывайте желание познавать и любить мир;
- накапливайте яркие впечатления детства - практический опыт, обогащающий интеллект ребенка.
Какие же игровые ситуации можно предложить? Ребенку можно показать преломленный луч солнца, проходящий через прозрачную поверхность (окно, вода, зеркало) и распадающийся на цвета радуги. Это же физическое явление можно наблюдать на небе после дождя (радуга). Малышу можно показать увеличительное стекло, рассмотреть через него божью коровку (посчитать пятнышки), муравья-труженика, бабочку или стрекозу, мотылька с разноцветными крылышками. А сколько познавательных эмоций испытает дитя, рассмотрев чашечки лютиков, незабудок, колокольчиков!
Летом на даче можно понаблюдать, как открываются утром на солнышке одуванчики и закрываются - «ложатся спать» - вечером. Интересен и подсолнух, поворачивающий головку вслед за солнцем, «катящимся» по небу, и многое другое. Впечатления раннего детства остаются с ребенком на всю жизнь, уходя в долговременную память. Поэтому важно, чтобы детское восприятие мира было освещено радостью ожидания новых открытий, ярких впечатлений жизни - необыкновенного в обыкновенном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Раннее детство: воспитание любознательности"
Рекомендации для родителей по вопросам детского экспериментирования....
Воспитание любознательности в раннем возрасте
В данной статье раскрываются понятие "любознательность", ее основные аспекты, дается перечень игр для развития любознательности....
Воспитание положительных взаимоотношений в раннем детстве. Консультация для воспитателей.
Формирование у ребёнка взаимоотношений со взрослыми и детьми, выработка некоторых доступных правил поведения являются необходимой и весьма существенной частью воспитания. Решение этих задач есть перва...
Духовно - нравственное воспитание "Учиться любви с раннего детства"
Духовно - нравственное воспитание в дошкольном учреждении в деятельности педагога - психолога. Доклад педагога - психолога «Учиться любви с раннего детства» на XI Образовательных чтениях Хва...
Консультация для родителей на тему «Воспитание навыков здорового образа жизни в семье с раннего детства»
Консультация для родителей на тему «Воспитание навыков здорового образа жизни в семье с раннего детства» поможет, как действовать любящим родителям, чтобы воспитать своего ребенка здоровым....
Статья на тему: "Роль семьи в воспитании любознательности у детей раннего возраста"
Семья – первый социальный институт, в котором получает свой жизненный опыт ребенок. Именно семья удовлетворяет первые базовые потребности ребенка – в общении, познании и безопасности....