Проектно-исследовательская деятельность
статья на тему

На современном этапе развития российского общества смысл и значение образования меняются. Главной целью образования становится не столько передача знаний и социального опыта, сколько развитие личности ребёнка. На смену традиционным методам обучения и воспитания приходят новые, инновационные технологии, направленные на активизацию познавательной деятельности ребенка и развитие его личностной сферы как целостной структуры. Ребенок в любом возрасте – исследователь по своей сути. Он открывает для себя мир, где все происходит впервые: падает снег и идет дождь, светит ярко солнце и зажигаются звезды. Не зря их называют «почемучками». Но познать мир самостоятельно- трудная задача для малыша и тогда на помощь приходят воспитатели, которые должны не только уделить внимание передачи конкретных знаний и адаптации ребенка к социальной жизни, но и предоставить ему возможность через совместный поиск решений самостоятельно овладеть необходимыми навыками и умениями. С этой точки зрения технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно- ориентированного подхода к образованию в целом. Метод проектов позволяет ребёнку войти в более широкий мир, сориентироваться в нём, по-нять окружающую его предметную действительность. В условиях введения Федеральных государственных требований к структуре программы дошкольного образования проектная деятельность в образовательном процессе дошкольного образования приобретает особую значимость. Метод проектов не только способствует развитию детей дошкольного возраста, создает условия для единого образовательного пространства за счёт взаимодействия детского сада с родителями воспитанников, но и помогает педагогам раскрыть свой творческий потенциал. Использование метода проектов требует от педагогов ДОУ определенных умений, в том числе и проектировочных. Как показала практика, многие педагоги дошкольных учреждений испытывают трудности с разработкой проектов, а определенная часть – имеют лишь смутное представление о проектировочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx34.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших черт характера».

А. Шапиро

На современном этапе развития российского общества смысл и значение образования меняются. Главной целью образования становится не столько передача знаний и социального опыта, сколько развитие личности ребёнка. На смену традиционным методам обучения и воспитания приходят новые, инновационные  технологии, направленные на активизацию познавательной деятельности ребенка и развитие его личностной сферы как целостной структуры. Ребенок в любом возрасте – исследователь по своей сути. Он открывает для себя мир, где все происходит впервые: падает снег и идет дождь, светит ярко солнце и зажигаются звезды. Не зря их называют «почемучками». Но познать мир самостоятельно- трудная задача для малыша и тогда на помощь приходят воспитатели, которые должны не только уделить внимание передачи конкретных знаний и адаптации ребенка к социальной жизни, но и предоставить ему возможность через совместный поиск решений самостоятельно овладеть необходимыми навыками и умениями. С этой точки зрения технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно- ориентированного подхода к образованию в целом. Метод проектов позволяет ребёнку войти в более широкий мир, сориентироваться в нём, понять окружающую его предметную действительность. В условиях введения Федеральных государственных требований к структуре программы дошкольного образования проектная деятельность в образовательном процессе дошкольного образования приобретает особую значимость. Метод проектов не только способствует развитию детей дошкольного возраста, создает условия для единого образовательного пространства за счёт взаимодействия  детского сада с родителями воспитанников, но и помогает педагогам раскрыть свой творческий потенциал. Использование метода проектов требует от педагогов ДОУ определенных умений, в том числе и проектировочных. Как показала практика, многие педагоги дошкольных учреждений испытывают трудности с разработкой проектов, а определенная часть – имеют лишь смутное представление о проектировочной деятельности. Джон Дьюи (1859 - 1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог, справедливо считается основоположником "метода проектов" в мировой педагогике. Ни в одной из своих работ он не употребляет слово "проект" применительно к педагогическому методу, но страницы его книг проникнуты пафосом утверждения связи школы с жизнью, с личным опытом ребенка и коллективным опытом человеческого общества.

«Проектный метод, как один из способов реализации ФГТ»                                    Федеральные государственные требования (ФГТ)- это нормы и положения , обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Эти требования имеют статус, аналогичный феферальному ФГТ, который был принят для начальной школы. Проектная деятельность отвечает требованиям ФГТ по следующим параметрам:

  • Соответствует технологии развивающего обучения;
  • Обеспечивает интеграцию образовательных процессов;
  • Повышает уровень познавательной активности детей;
  • Способствует развитию мотивации детей;
  • Обеспечивает бесценный опыт совместной продуктивной деятельности со сверстниками, взрослыми, родителями;
  • Позволяет ввести родителей в образовательное пространство группы.

Метод проектов- это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы(технологию), которая должна завершиться вполне реальным , осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Е.С.Полат


Технологии в рамках личностно-ориентированного  обучения:

  • Обучение в сотрудничестве;
  • Портфолио;
  • Дифференцированный подход;
  • Проектная деятельность.

Актуальность технологии проектной деятельности:

  • Проектная деятельность помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных планов;
  • Проектная деятельность позволяет проявлять ребенку нестандартные действия;
  • Проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно- адекватным способом;
  • Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.

Отличительные особенности проектного метода от образовательной деятельности:

  • Проблема, идея исходит от детей, воспитатель помогает сформулировать цель, задачи;
  • Деятельность планируется совместно всеми участниками образовательного процесса;
  • Формирование специфических знаний, умений у дошкольников;
  • Временные рамки определяются участниками проекта;
  • Деятельность завершается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом;
  • Повышается активность родителей, заинтересованность и самостоятельность детей.

Возможные проблемы при организации проектной деятельности в ДОУ: 

  • Несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности;
  • Не различие субъектной и объектной позиции ребенка.

Положительное влияние проектной деятельности:

Дети:

  • В ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире;
  • Развиваются общие способности детей- познавательные, коммуникативные, регуляторные;
  • Дошкольники приобретают необходимые социальные навыки;
  • Игровая деятельность детей становится более разнообразной, сложно структурированной.

Педагог:

  • Находится в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение;
  • Ежедневный творческий и личностный рост.

Детско- родительские отношения:

  • Ребенок оказывается интересным для родителей;
  • Жизнь наполняется богатым содержанием.

Особенности детской проектной деятельности:

  • Разворачивается в проблемной ситуации, которая не решается прямым действием;
  • Участники мотивированны;
  • Носит адресный характер.

Педагогический проект

Детский проект

Это система :

-планируемых педагогом и реализуемых в совместной деятельности педагогов, детей и родителей действий;

-необходимых условий и средств, достижения определенных целей.

Эта система зависит от приоритетных педагогических ценностей.

Это сложноорганизованный под руководством воспитателя процесс, который помогает решить возникшую детскую проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией этих результатов.

Таким образом, проект( от лат. Projectus- брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед) – уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами, предпринятых для достижения цели. Достижение цели проекта требует получения результатов, соответствующих определенным заранее требованиям. Это работы, планы, мероприятия и др. задачи, направленные на создание нового продукта. Проект-это "пять П":

  • проблема;
  • проектирование (планирование) ;
  • поиск информации;
  • продукт ;
  • презентация.

-        Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Новизна: проект обеспечивает возможность формирования интегративных качеств личности педагога дошкольного образования не только на уровне представлений и первичных знаний, но и создает условия для целенаправленного формирования проектировочных умений на уровне метода, технологии и форм практической работы педагогов дошкольных учреждений в рамках регионального компонента.

Ведущая идея: повысить результативность образовательных услуг по  повышению квалификации и уровень профессиональной подготовки педагогов ДОУ в условиях введения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Основная проблема: Готовность педагогов к организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ  - профессиональная компетентность в организации совместной деятельности.

Главная идея: Использование механизма приведения содержания образовательного процесса в ДОУ в соответствие с федеральными требованиями для управления процессом развития коллектива в целом и каждого педагога в отдельности. Реализация данной идеи возможна при осуществлении методического сопровождения саморазвития педагога в процессе разработки нового содержания основной общеобразовательной программы. Основным способом реализации идеи является организация проектной деятельности педагогов.

Основные этапы разработки проекта:

  • Определение цели;
  • Разработка проекта;
  • Выполнение проекта;
  • Подведение итогов.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Определение цели

Формулирует проблему(цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. Вводит игровую ситуацию, формулирует задачу.

Вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задачи и дополнение задач.

Разработка проекта

Помогает в решении задач, планировании и организации деятельности.

Объединение детей в рабочие группы, распределение ролей.

Выполнение проекта

Практическая помощь (по необходимости), направляет и контролирует  осуществление проекта.

Формирование специфических знаний, умений, навыков. Выполнение проекта.

Подведение итогов

Подготовка к презентации. Презентация.

Подготовка продукта деятельности и презентация.

Критерии успеха работы над проектом:

  • Достижение конечного результата;
  • Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем;
  • Результат проекта использован другими коллективами;
  • Информация о проекте широко распространена;
  • Получено удовольствие от своей деятельности.

Персональные или групповые проекты? Единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом - индивидуально или в группе, не существует. Система "Международный бакалавриат" допускает только персональные проекты. Напротив, одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е.С. Полат (г. Москва), считает, что метод проектов эффективен лишь в сочетании с "технологией работы в группах сотрудничества".

Преимущества персональных проектов:

  • План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
  • У дошкольника формируется чувство ответственности;
  • Дошкольники приобретают опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой презентации;
  • Формирование у дошкольников важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов:

  • В проектной группе формируются навыки сотрудничества;
  • Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
  • На каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый дошкольник, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;
  • В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Классификация проектов по доминирующей деятельности:

  • Исследовательские (после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника);
  • Творческие (дети проводят опыты, наблюдения после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок и т.д.);
  • Игровые;
  • Информационные (это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи);
  • Социально- значимые.

По продолжительности могут быть:

  • Краткосрочные;
  • Среднесрочные;
  • Долговременные.

По комплексности и характеру контактов:

По комплексности (предметно- содержательной области) можно выделить два  типа  проекте

  • Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности.Монопроекты могут быть, например,естественнонаучными,экологическими,культуроведческими,спортивными,музыкальными. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например,  музыкальное оформление спортивного праздника;
  • Межпредметные проекты  требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.

Таким образом можно сказать, что проектная деятельность- это эффективное средство активизации познавательных и творческих возможностей обучающихся. Проект- это реальная возможность для саморазвития и самореализации, развития креативности, исследовательских умений, навыков общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств, оценки и самооценки работы. Мотивация к проектной деятельности – один из ключевых моментов. В последнее время с этой целью широко используют информационные компьютерные технологии. Чаще всего  готовят по темам презентации, в которых обязательно содержится проблема, иногда берется материал из интернета. Видеоматериал значительно повышает интерес к детскому проектированию. В результате такой активной деятельности воспитанники идут в школу любознательными, открытыми, общительными, и это здорово!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС (педагогический совет - деловая игра)

Педагогический совет  Тема: Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательско...

МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС

Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.Развивать умение дискуссировать в группе,...

Отчет по инновационной деятельности в МДОУ «ДС №16» «Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности »

Инновационная площадка ДОУТема проекта:"Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности"Экологическое вос...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Проектно-исследовательская работа на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Развитие познавательной активности к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание позна...

Проектная работа на тему :Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Проектная деятельность в ДОУ- это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовность к инновационным  методам работы....