Проектно-исследовательская деятельность
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 34.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших черт характера».
А. Шапиро
На современном этапе развития российского общества смысл и значение образования меняются. Главной целью образования становится не столько передача знаний и социального опыта, сколько развитие личности ребёнка. На смену традиционным методам обучения и воспитания приходят новые, инновационные технологии, направленные на активизацию познавательной деятельности ребенка и развитие его личностной сферы как целостной структуры. Ребенок в любом возрасте – исследователь по своей сути. Он открывает для себя мир, где все происходит впервые: падает снег и идет дождь, светит ярко солнце и зажигаются звезды. Не зря их называют «почемучками». Но познать мир самостоятельно- трудная задача для малыша и тогда на помощь приходят воспитатели, которые должны не только уделить внимание передачи конкретных знаний и адаптации ребенка к социальной жизни, но и предоставить ему возможность через совместный поиск решений самостоятельно овладеть необходимыми навыками и умениями. С этой точки зрения технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно- ориентированного подхода к образованию в целом. Метод проектов позволяет ребёнку войти в более широкий мир, сориентироваться в нём, понять окружающую его предметную действительность. В условиях введения Федеральных государственных требований к структуре программы дошкольного образования проектная деятельность в образовательном процессе дошкольного образования приобретает особую значимость. Метод проектов не только способствует развитию детей дошкольного возраста, создает условия для единого образовательного пространства за счёт взаимодействия детского сада с родителями воспитанников, но и помогает педагогам раскрыть свой творческий потенциал. Использование метода проектов требует от педагогов ДОУ определенных умений, в том числе и проектировочных. Как показала практика, многие педагоги дошкольных учреждений испытывают трудности с разработкой проектов, а определенная часть – имеют лишь смутное представление о проектировочной деятельности. Джон Дьюи (1859 - 1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог, справедливо считается основоположником "метода проектов" в мировой педагогике. Ни в одной из своих работ он не употребляет слово "проект" применительно к педагогическому методу, но страницы его книг проникнуты пафосом утверждения связи школы с жизнью, с личным опытом ребенка и коллективным опытом человеческого общества.
«Проектный метод, как один из способов реализации ФГТ» Федеральные государственные требования (ФГТ)- это нормы и положения , обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Эти требования имеют статус, аналогичный феферальному ФГТ, который был принят для начальной школы. Проектная деятельность отвечает требованиям ФГТ по следующим параметрам:
- Соответствует технологии развивающего обучения;
- Обеспечивает интеграцию образовательных процессов;
- Повышает уровень познавательной активности детей;
- Способствует развитию мотивации детей;
- Обеспечивает бесценный опыт совместной продуктивной деятельности со сверстниками, взрослыми, родителями;
- Позволяет ввести родителей в образовательное пространство группы.
Метод проектов- это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы(технологию), которая должна завершиться вполне реальным , осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Е.С.Полат
Технологии в рамках личностно-ориентированного обучения:
- Обучение в сотрудничестве;
- Портфолио;
- Дифференцированный подход;
- Проектная деятельность.
Актуальность технологии проектной деятельности:
- Проектная деятельность помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных планов;
- Проектная деятельность позволяет проявлять ребенку нестандартные действия;
- Проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно- адекватным способом;
- Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
Отличительные особенности проектного метода от образовательной деятельности:
- Проблема, идея исходит от детей, воспитатель помогает сформулировать цель, задачи;
- Деятельность планируется совместно всеми участниками образовательного процесса;
- Формирование специфических знаний, умений у дошкольников;
- Временные рамки определяются участниками проекта;
- Деятельность завершается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом;
- Повышается активность родителей, заинтересованность и самостоятельность детей.
Возможные проблемы при организации проектной деятельности в ДОУ:
- Несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности;
- Не различие субъектной и объектной позиции ребенка.
Положительное влияние проектной деятельности:
Дети:
- В ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире;
- Развиваются общие способности детей- познавательные, коммуникативные, регуляторные;
- Дошкольники приобретают необходимые социальные навыки;
- Игровая деятельность детей становится более разнообразной, сложно структурированной.
Педагог:
- Находится в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение;
- Ежедневный творческий и личностный рост.
Детско- родительские отношения:
- Ребенок оказывается интересным для родителей;
- Жизнь наполняется богатым содержанием.
Особенности детской проектной деятельности:
- Разворачивается в проблемной ситуации, которая не решается прямым действием;
- Участники мотивированны;
- Носит адресный характер.
Педагогический проект | Детский проект |
Это система : -планируемых педагогом и реализуемых в совместной деятельности педагогов, детей и родителей действий; -необходимых условий и средств, достижения определенных целей. Эта система зависит от приоритетных педагогических ценностей. | Это сложноорганизованный под руководством воспитателя процесс, который помогает решить возникшую детскую проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией этих результатов. |
Таким образом, проект( от лат. Projectus- брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед) – уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами, предпринятых для достижения цели. Достижение цели проекта требует получения результатов, соответствующих определенным заранее требованиям. Это работы, планы, мероприятия и др. задачи, направленные на создание нового продукта. Проект-это "пять П":
- проблема;
- проектирование (планирование) ;
- поиск информации;
- продукт ;
- презентация.
- Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Новизна: проект обеспечивает возможность формирования интегративных качеств личности педагога дошкольного образования не только на уровне представлений и первичных знаний, но и создает условия для целенаправленного формирования проектировочных умений на уровне метода, технологии и форм практической работы педагогов дошкольных учреждений в рамках регионального компонента.
Ведущая идея: повысить результативность образовательных услуг по повышению квалификации и уровень профессиональной подготовки педагогов ДОУ в условиях введения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Основная проблема: Готовность педагогов к организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ - профессиональная компетентность в организации совместной деятельности.
Главная идея: Использование механизма приведения содержания образовательного процесса в ДОУ в соответствие с федеральными требованиями для управления процессом развития коллектива в целом и каждого педагога в отдельности. Реализация данной идеи возможна при осуществлении методического сопровождения саморазвития педагога в процессе разработки нового содержания основной общеобразовательной программы. Основным способом реализации идеи является организация проектной деятельности педагогов.
Основные этапы разработки проекта:
- Определение цели;
- Разработка проекта;
- Выполнение проекта;
- Подведение итогов.
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Определение цели | Формулирует проблему(цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. Вводит игровую ситуацию, формулирует задачу. | Вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задачи и дополнение задач. |
Разработка проекта | Помогает в решении задач, планировании и организации деятельности. | Объединение детей в рабочие группы, распределение ролей. |
Выполнение проекта | Практическая помощь (по необходимости), направляет и контролирует осуществление проекта. | Формирование специфических знаний, умений, навыков. Выполнение проекта. |
Подведение итогов | Подготовка к презентации. Презентация. | Подготовка продукта деятельности и презентация. |
Критерии успеха работы над проектом:
- Достижение конечного результата;
- Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем;
- Результат проекта использован другими коллективами;
- Информация о проекте широко распространена;
- Получено удовольствие от своей деятельности.
Персональные или групповые проекты? Единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом - индивидуально или в группе, не существует. Система "Международный бакалавриат" допускает только персональные проекты. Напротив, одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е.С. Полат (г. Москва), считает, что метод проектов эффективен лишь в сочетании с "технологией работы в группах сотрудничества".
Преимущества персональных проектов:
- План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
- У дошкольника формируется чувство ответственности;
- Дошкольники приобретают опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой презентации;
- Формирование у дошкольников важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов:
- В проектной группе формируются навыки сотрудничества;
- Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
- На каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый дошкольник, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;
- В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Классификация проектов по доминирующей деятельности:
- Исследовательские (после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника);
- Творческие (дети проводят опыты, наблюдения после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок и т.д.);
- Игровые;
- Информационные (это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи);
- Социально- значимые.
По продолжительности могут быть:
- Краткосрочные;
- Среднесрочные;
- Долговременные.
По комплексности и характеру контактов:
По комплексности (предметно- содержательной области) можно выделить два типа проекте
- Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности.Монопроекты могут быть, например,естественнонаучными,экологическими,культуроведческими,спортивными,музыкальными. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, музыкальное оформление спортивного праздника;
- Межпредметные проекты требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.
Таким образом можно сказать, что проектная деятельность- это эффективное средство активизации познавательных и творческих возможностей обучающихся. Проект- это реальная возможность для саморазвития и самореализации, развития креативности, исследовательских умений, навыков общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств, оценки и самооценки работы. Мотивация к проектной деятельности – один из ключевых моментов. В последнее время с этой целью широко используют информационные компьютерные технологии. Чаще всего готовят по темам презентации, в которых обязательно содержится проблема, иногда берется материал из интернета. Видеоматериал значительно повышает интерес к детскому проектированию. В результате такой активной деятельности воспитанники идут в школу любознательными, открытыми, общительными, и это здорово!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС (педагогический совет - деловая игра)
Педагогический совет Тема: Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательско...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЯТЕЛЬНОСТЬ Социально–психологическое и организационно-педагогическое сопровождение проектной деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ
методы сопровождения проектной деятельност...
МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС
Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.Развивать умение дискуссировать в группе,...
Отчет по инновационной деятельности в МДОУ «ДС №16» «Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности »
Инновационная площадка ДОУТема проекта:"Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности"Экологическое вос...
Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност
Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...
Проектно-исследовательская работа на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
Развитие познавательной активности к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание позна...
Проектная работа на тему :Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Проектная деятельность в ДОУ- это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовность к инновационным методам работы....