Филармония школьника и дошкольника
статья по теме

Иванова Анна Залмановна

В этой статье я делюсь своим опытом привлечения детей к искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий проект «Филармония школьника», как одна из форм привлечения детей к искусству.

Иванова Анна Залмановна.

МОБУДОД «Кузьмоловская ДШИ»(Лесколовское отделение),преподаватель, Всеволожский район. Ленинградская область.

anna.www.1952@yandex.ru

       Современные технические средства воспроизведения музыки застали детей врасплох. На них обрушился в полном смысле слова водопад самой разнообразной музыки. Они не успели, и не могли успеть научиться воспринимать музыку в таком количестве. И, не обученные общению с музыкой, дети стали зачастую отбирать далеко не лучшие образцы этого великого искусства. Наши терзания в этом отношении чем-то напоминают терзания Плутарха, который писал в своем трактате «О музыке», что «современники наши…вводят в театры вместо прежней мужественной, небесной и любезной Богам музыки  расхлябанную и пустенькую…». Однако в отличие от времени, когда жил Плутарх, в наши дни «пустенькая и расхлябанная музыка», тиражированная музыкально-развлекательной индустрией, представляет собой реальную угрозу духовному миру человека, тем более человека юного, чей духовный мир находится в процессе становления.

          И вот, задумываясь над тем, как наладить общение детей с музыкой, как приобщить их к серьезному искусству, мы пришли к мысли о создании творческого проекта под названием «Филармония школьника».  

          «Продуктом» нашего проекта стали лекции-концерты или вернее, беседы-концерты.

       Цель проекта - пробудить у детей интерес к музыке,  «зажечь» желанием самостоятельно слушать и понимать музыку, выявить музыкальные таланты, научить отличать хорошую музыку от плохой.

      Задачи нашего проекта -  показать ребятам общеобразовательной школы, что и им музыка может быть доступна и понятна. Научить их  музыкальному языку, дать детям предварительную систему музыкальных знаний, основу, на которую могла бы наслаиваться непрерывно поступающая информация о музыке. Научить их самостоятельно мыслить, анализировать и грамотно выражать свои мысли, вести дискуссию, привить интерес к классической музыке.

     Слушателями наших бесед-концертов являются ученики общеобразовательной школы, их родители и преподаватели. Это положительно сказывается на отношении к «филармонии школьника» со стороны взрослых и способствует пропаганде музыкальных знаний и укреплению связей со школой и с семьей.

          За учебный год «Филармония школьника» провела серию ежемесячных бесед-концертов. В начальной школе это следующие темы:

1. «Три кита» в музыке или что услышал композитор».        

2. «Музыкальные картинки» или программная музыка».

3. «Средства музыкальной выразительности или немного о музыкальном языке».

4. «Сказочные образы в музыке».

5. «Танцевальная музыка».

6. «Марши, что мы о них знаем и не знаем».

7. «Королева мелодия или что мы знаем о песне».

8. «О чем рассказали музыкальные инструменты».

9. «Образы природы в музыке».

10. «Музыка для детей».

        Мы стараемся сделать наши «Филармонии», как можно более демократичными, открытыми для дискуссий. Участниками концертов являются ученики музыкальной школы, они исполняют музыкальные произведения, представляют свои инструменты, вступают в диалоги со своими слушателями-сверстниками. Лектор-ведущий раскрывает тему, задает вопросы, поддерживает дискуссию, делает выводы.

      Например, тема нашей первой беседы-концерта называлась: «Три кита» в музыке или что услышал композитор». Используя программу    Д.Б.Кабалевского, мы пытались доступным для детей младших классов языком, увлеченно и образно раскрыть им такие сложные понятия, как музыкальные жанры и их специфические черты. В нашу задачу входило показать, что услышал композитор, какой образ «нарисовал» он музыкальными звуками, используя тот или иной жанр. В процессе обсуждения мы пришли к выводу, что киты не плавают в море поодиночке, очень часто песня и танец или песня и марш объединяются в музыке. «Три кита» нас смогут приблизить к самой сложной музыке, с песнями, танцами и маршами мы будем встречаться в опере, симфонии, балете, хоровой музыке и даже в джазе. В этой беседе-концерте дети познакомились со следующими произведениями:

1. В.Калинников. «Журавель» (блок флейта).

2. Й. Гайдн. «Песня» (колокольчики).

3. В. Моцарт. «Пастушья песня» (блок флейта).

4. Ф.Шуберт. «Три экосеза» (флейта).

5. «Бразильский танец» (дуэт гитаристов и маракасы).

6. М.Глинка. «Полька» (фортепиано).

7. М.Качурбина. «Мишка с куклой» (скрипка).

8. П.Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» (ксилофон).

9. П.Чайковский. «Вальс» (фортепиано).

10. «Казачья походная» (дуэт аккордеонистов).

       Также в этой беседе-концерте мы говорили о музыкальных картинках.

Музыка может передать ярко и наглядно сказочные образы, сценки из жизни, образы природы. Например:

1. А.Латышев. «Бармалей» (аккордион).

2. Р.Шумен. «Смелый наездник» (малый барабан).

3. Д.Пьерпонт. «Звенящие колокольчики» (баян).

4. П.Чайковский. «Баба яга» и К.Черни «Игра в пятнашки» (фортепиано).

5. Е.Дербенко. «Лимузин» (дуэт баянистов).

6. П.Чайковский. «Болезнь куклы» (фортепиано).

7. Р.Петтерсен. «Старый автомобиль» (баян).

    Наибольшие трудности возникли у нас в работе со старшеклассниками. В сложном переломном возрасте появляется множество новых увлечений, утверждается свое отношение к жизни. Самостоятельность, порою, излишняя категоричность суждений, стремление выглядеть взрослыми и независимыми, отличают молодых людей этого возраста. У них имеется уже значительный багаж знаний, правда, обычно не достаточно систематизированных. Встречаются и крайности: с одной стороны, отлично развитые, начитанные учащиеся, а с другой - подростки с узким кругозором и с ограниченным кругом интересов. Все это вносит дополнительные трудности для слушателей этого возраста и заставляет искать новые методы и формы ведения концертов.

       Подростки любят полемизировать, утверждать и отстаивать свою точку зрения. Одна из возможных форм работы со старшеклассниками - так называемые  концерты-диспуты.  Вместе с лектором эти «филармонии» проводят сами учащиеся, они проходят в форме свободных дискуссий, оппонентами выступают все желающие.

      Приведем некоторые темы бесед-концертов для старшеклассников:

1. «О легкой и серьезной музыке».

2. «Темы – монографии, посвященные творчеству одного композитора».

3. «Эпохи и стили».

4. «Поэзия и песня в музыке бардов».

5. «Музыкальные путешествия по странам мира» (серия таких тем).

И так далее…

Исполнителями музыкальных произведений  являются не только ученики музыкальной школы, но и преподаватели, а также мы используем аудио и видео материалы.

   Какова роль ведущего или лектора в «филармонии школьника»? Это посредник между исполняемыми произведениями и слушателями. Он не только рассказывает о музыке, но и излагает свое понимание искусства, свою концепцию. Важно стремиться в течение беседы-концерта все время поддерживать интерес и внимание слушателей, увлекать их музыкой. Невозможно в течение лекции рассказать о произведении все, но необходимо направить внимание в нужную сторону, разбудить мысль слушателя, помочь ему увидеть в музыкальном произведении главное, увлечь  этим.

      Беседа-концерт в идеале должна иметь свой внутренний «темпоритм» (слушатель тонко ощущает любые длинноты, неоправданные паузы между номерами, «падение пульса» концерта). Лектор призван обладать быстротой реакцией и владеть искусством сценической импровизации.

     Результативность нашей деятельности:

2003 год: посещаемость «филармонии школьника» - 30% учащихся общеобразовательной школы.

2008 год - 50%.

2013 год - 80% от всех учащихся.

Из года в год увеличивается число учащихся музыкальной школы из слушателей «филармонию школьника». У ребят возникает желание учиться музыки, играть на инструменте, который ему понравился в концерте.

 На данный момент более 50% учеников нашей музыкальной школы – слушатели нашей «филармонии школьника».

   По отзывам учителей и родителей - ребята, занимающиеся в музыкальной школе и посещающие «филармонию школьника» лучше учатся, чем их сверстники. У них хорошая память, внимание и более широкий кругозор и эрудиция.

Мы проводим из года в год тесты, с учащимися общеобразовательной школы,  направленные на выявления музыкально одаренных детей. С каждым годом их число увеличивается, по отзывам ребят во многом им помогла разбираться в музыке «филармония школьника».

      Наша работа востребована, мы видим результаты нашего труда.

У нас есть книга отзывов. В ней много хороших и добрых слов о нашей «филармонии». Педагоги и родители, выражают общую мысль - что мы создали нужный и актуальный проект, он расширяет кругозор, дает возможность узнать много нового и интересного, воспитывает чувство прекрасного, развивает воображение и учит детей слушать и любить музыку.

Список литературы:

1. А.Будагян. «Из опыта работа Ереванской «Филармонии школьника».

 Москва. Издательство «Советский композитор».1985г.

2. В.Васина-Гроссман. «Первая книжка о музыке».

Москва. «Музыка»1988г.

3. Д.Кабалевский. «Как рассказывать детям о музыке?»

Москва. «Просвещение» 1989г.

4. В.Малов. «Детская филармония»

Москва. Издательство «Советский композитор» 1985г.

5.Г.Фрид. «О Московском молодежном музыкальном клубе»

Москва. «Советский композитор» 1985г.

6.И.С. Сергеев. «Как организовать проектную деятельность учащихся»

Москва. «Аркти» 2005г.

   

     

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по сказкам А.С. Пушкина между школьниками и дошкольниками

Знакомство детей с творчеством А.С. Пушкина. Привитие интереса к художественной литературе....

Товарищеские встречи школьников с дошкольниками.

Инструктор по ф/к:                  Добрый день гости званные и желанные,...

Сценарий совместного мероприятия школьников и дошкольников к дню православной книги.

сообщить о новом празднике в нашей культуре, рассказать о деятельности Кирилла и Мефодия, а также о появлении на Руси первой печатной книги и её создателе – Иване Фёдорове, познакомить учащихся ...

ВСЕРОССИЙСКАЯ ВИКТОРИНА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И ДОШКОЛЬНИКОВ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»

В нашей группе прошла викторина по " Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина. Сначала мы с ребятами прочли сказку, обсудили все ,интересующие их , моменты. Затем были розданы, заранее подготов...

«Приёмы развития речевого творчества младших школьников и дошкольников»

В материале говорится о развитии коммуникатичных способностях у дошкольников, о том, что такое речевое творчество, какие необходимо соблюдать условия и какие использовать приемы....

Консультация для родителей "Как школьник становится дошкольником"

Казалось бы, ответить на этот вопрос можно просто: поступает в школу. Но это иллюзия простоты. Есть дети, которые, обучаясь в первом и даже во втором, третьем классе, остаются дошкольниками. А есть и ...