Филармония школьника и дошкольника
статья по теме
В этой статье я делюсь своим опытом привлечения детей к искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыт привлечения детей к искусству. | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект «Филармония школьника», как одна из форм привлечения детей к искусству.
Иванова Анна Залмановна.
МОБУДОД «Кузьмоловская ДШИ»(Лесколовское отделение),преподаватель, Всеволожский район. Ленинградская область.
anna.www.1952@yandex.ru
Современные технические средства воспроизведения музыки застали детей врасплох. На них обрушился в полном смысле слова водопад самой разнообразной музыки. Они не успели, и не могли успеть научиться воспринимать музыку в таком количестве. И, не обученные общению с музыкой, дети стали зачастую отбирать далеко не лучшие образцы этого великого искусства. Наши терзания в этом отношении чем-то напоминают терзания Плутарха, который писал в своем трактате «О музыке», что «современники наши…вводят в театры вместо прежней мужественной, небесной и любезной Богам музыки расхлябанную и пустенькую…». Однако в отличие от времени, когда жил Плутарх, в наши дни «пустенькая и расхлябанная музыка», тиражированная музыкально-развлекательной индустрией, представляет собой реальную угрозу духовному миру человека, тем более человека юного, чей духовный мир находится в процессе становления.
И вот, задумываясь над тем, как наладить общение детей с музыкой, как приобщить их к серьезному искусству, мы пришли к мысли о создании творческого проекта под названием «Филармония школьника».
«Продуктом» нашего проекта стали лекции-концерты или вернее, беседы-концерты.
Цель проекта - пробудить у детей интерес к музыке, «зажечь» желанием самостоятельно слушать и понимать музыку, выявить музыкальные таланты, научить отличать хорошую музыку от плохой.
Задачи нашего проекта - показать ребятам общеобразовательной школы, что и им музыка может быть доступна и понятна. Научить их музыкальному языку, дать детям предварительную систему музыкальных знаний, основу, на которую могла бы наслаиваться непрерывно поступающая информация о музыке. Научить их самостоятельно мыслить, анализировать и грамотно выражать свои мысли, вести дискуссию, привить интерес к классической музыке.
Слушателями наших бесед-концертов являются ученики общеобразовательной школы, их родители и преподаватели. Это положительно сказывается на отношении к «филармонии школьника» со стороны взрослых и способствует пропаганде музыкальных знаний и укреплению связей со школой и с семьей.
За учебный год «Филармония школьника» провела серию ежемесячных бесед-концертов. В начальной школе это следующие темы:
1. «Три кита» в музыке или что услышал композитор».
2. «Музыкальные картинки» или программная музыка».
3. «Средства музыкальной выразительности или немного о музыкальном языке».
4. «Сказочные образы в музыке».
5. «Танцевальная музыка».
6. «Марши, что мы о них знаем и не знаем».
7. «Королева мелодия или что мы знаем о песне».
8. «О чем рассказали музыкальные инструменты».
9. «Образы природы в музыке».
10. «Музыка для детей».
Мы стараемся сделать наши «Филармонии», как можно более демократичными, открытыми для дискуссий. Участниками концертов являются ученики музыкальной школы, они исполняют музыкальные произведения, представляют свои инструменты, вступают в диалоги со своими слушателями-сверстниками. Лектор-ведущий раскрывает тему, задает вопросы, поддерживает дискуссию, делает выводы.
Например, тема нашей первой беседы-концерта называлась: «Три кита» в музыке или что услышал композитор». Используя программу Д.Б.Кабалевского, мы пытались доступным для детей младших классов языком, увлеченно и образно раскрыть им такие сложные понятия, как музыкальные жанры и их специфические черты. В нашу задачу входило показать, что услышал композитор, какой образ «нарисовал» он музыкальными звуками, используя тот или иной жанр. В процессе обсуждения мы пришли к выводу, что киты не плавают в море поодиночке, очень часто песня и танец или песня и марш объединяются в музыке. «Три кита» нас смогут приблизить к самой сложной музыке, с песнями, танцами и маршами мы будем встречаться в опере, симфонии, балете, хоровой музыке и даже в джазе. В этой беседе-концерте дети познакомились со следующими произведениями:
1. В.Калинников. «Журавель» (блок флейта).
2. Й. Гайдн. «Песня» (колокольчики).
3. В. Моцарт. «Пастушья песня» (блок флейта).
4. Ф.Шуберт. «Три экосеза» (флейта).
5. «Бразильский танец» (дуэт гитаристов и маракасы).
6. М.Глинка. «Полька» (фортепиано).
7. М.Качурбина. «Мишка с куклой» (скрипка).
8. П.Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» (ксилофон).
9. П.Чайковский. «Вальс» (фортепиано).
10. «Казачья походная» (дуэт аккордеонистов).
Также в этой беседе-концерте мы говорили о музыкальных картинках.
Музыка может передать ярко и наглядно сказочные образы, сценки из жизни, образы природы. Например:
1. А.Латышев. «Бармалей» (аккордион).
2. Р.Шумен. «Смелый наездник» (малый барабан).
3. Д.Пьерпонт. «Звенящие колокольчики» (баян).
4. П.Чайковский. «Баба яга» и К.Черни «Игра в пятнашки» (фортепиано).
5. Е.Дербенко. «Лимузин» (дуэт баянистов).
6. П.Чайковский. «Болезнь куклы» (фортепиано).
7. Р.Петтерсен. «Старый автомобиль» (баян).
Наибольшие трудности возникли у нас в работе со старшеклассниками. В сложном переломном возрасте появляется множество новых увлечений, утверждается свое отношение к жизни. Самостоятельность, порою, излишняя категоричность суждений, стремление выглядеть взрослыми и независимыми, отличают молодых людей этого возраста. У них имеется уже значительный багаж знаний, правда, обычно не достаточно систематизированных. Встречаются и крайности: с одной стороны, отлично развитые, начитанные учащиеся, а с другой - подростки с узким кругозором и с ограниченным кругом интересов. Все это вносит дополнительные трудности для слушателей этого возраста и заставляет искать новые методы и формы ведения концертов.
Подростки любят полемизировать, утверждать и отстаивать свою точку зрения. Одна из возможных форм работы со старшеклассниками - так называемые концерты-диспуты. Вместе с лектором эти «филармонии» проводят сами учащиеся, они проходят в форме свободных дискуссий, оппонентами выступают все желающие.
Приведем некоторые темы бесед-концертов для старшеклассников:
1. «О легкой и серьезной музыке».
2. «Темы – монографии, посвященные творчеству одного композитора».
3. «Эпохи и стили».
4. «Поэзия и песня в музыке бардов».
5. «Музыкальные путешествия по странам мира» (серия таких тем).
И так далее…
Исполнителями музыкальных произведений являются не только ученики музыкальной школы, но и преподаватели, а также мы используем аудио и видео материалы.
Какова роль ведущего или лектора в «филармонии школьника»? Это посредник между исполняемыми произведениями и слушателями. Он не только рассказывает о музыке, но и излагает свое понимание искусства, свою концепцию. Важно стремиться в течение беседы-концерта все время поддерживать интерес и внимание слушателей, увлекать их музыкой. Невозможно в течение лекции рассказать о произведении все, но необходимо направить внимание в нужную сторону, разбудить мысль слушателя, помочь ему увидеть в музыкальном произведении главное, увлечь этим.
Беседа-концерт в идеале должна иметь свой внутренний «темпоритм» (слушатель тонко ощущает любые длинноты, неоправданные паузы между номерами, «падение пульса» концерта). Лектор призван обладать быстротой реакцией и владеть искусством сценической импровизации.
Результативность нашей деятельности:
2003 год: посещаемость «филармонии школьника» - 30% учащихся общеобразовательной школы.
2008 год - 50%.
2013 год - 80% от всех учащихся.
Из года в год увеличивается число учащихся музыкальной школы из слушателей «филармонию школьника». У ребят возникает желание учиться музыки, играть на инструменте, который ему понравился в концерте.
На данный момент более 50% учеников нашей музыкальной школы – слушатели нашей «филармонии школьника».
По отзывам учителей и родителей - ребята, занимающиеся в музыкальной школе и посещающие «филармонию школьника» лучше учатся, чем их сверстники. У них хорошая память, внимание и более широкий кругозор и эрудиция.
Мы проводим из года в год тесты, с учащимися общеобразовательной школы, направленные на выявления музыкально одаренных детей. С каждым годом их число увеличивается, по отзывам ребят во многом им помогла разбираться в музыке «филармония школьника».
Наша работа востребована, мы видим результаты нашего труда.
У нас есть книга отзывов. В ней много хороших и добрых слов о нашей «филармонии». Педагоги и родители, выражают общую мысль - что мы создали нужный и актуальный проект, он расширяет кругозор, дает возможность узнать много нового и интересного, воспитывает чувство прекрасного, развивает воображение и учит детей слушать и любить музыку.
Список литературы:
1. А.Будагян. «Из опыта работа Ереванской «Филармонии школьника».
Москва. Издательство «Советский композитор».1985г.
2. В.Васина-Гроссман. «Первая книжка о музыке».
Москва. «Музыка»1988г.
3. Д.Кабалевский. «Как рассказывать детям о музыке?»
Москва. «Просвещение» 1989г.
4. В.Малов. «Детская филармония»
Москва. Издательство «Советский композитор» 1985г.
5.Г.Фрид. «О Московском молодежном музыкальном клубе»
Москва. «Советский композитор» 1985г.
6.И.С. Сергеев. «Как организовать проектную деятельность учащихся»
Москва. «Аркти» 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по сказкам А.С. Пушкина между школьниками и дошкольниками
Знакомство детей с творчеством А.С. Пушкина. Привитие интереса к художественной литературе....
Товарищеские встречи школьников с дошкольниками.
Инструктор по ф/к: Добрый день гости званные и желанные,...
Традиционные и инновационные формы работы со школьниками и дошкольниками в музеях Санкт-Петербурга
Презентация для педагогов и родителей...
Сценарий совместного мероприятия школьников и дошкольников к дню православной книги.
сообщить о новом празднике в нашей культуре, рассказать о деятельности Кирилла и Мефодия, а также о появлении на Руси первой печатной книги и её создателе – Иване Фёдорове, познакомить учащихся ...
ВСЕРОССИЙСКАЯ ВИКТОРИНА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И ДОШКОЛЬНИКОВ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»
В нашей группе прошла викторина по " Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина. Сначала мы с ребятами прочли сказку, обсудили все ,интересующие их , моменты. Затем были розданы, заранее подготов...
«Приёмы развития речевого творчества младших школьников и дошкольников»
В материале говорится о развитии коммуникатичных способностях у дошкольников, о том, что такое речевое творчество, какие необходимо соблюдать условия и какие использовать приемы....
Консультация для родителей "Как школьник становится дошкольником"
Казалось бы, ответить на этот вопрос можно просто: поступает в школу. Но это иллюзия простоты. Есть дети, которые, обучаясь в первом и даже во втором, третьем классе, остаются дошкольниками. А есть и ...