Развитие мелкой моторики рук
методическая разработка по теме
Данная методическая разработка раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук через различные виды продуктивной детской деятельности. Методическая разработка может быть интересна педагогам дошкольного образования. Она содержит конспекты образовательной деятельности по лепке, аппликации, конструированию, рисованию. Данная методическая тема разработана с учетом федеральных государственных требований и требований Основной общеобразовательной Программы детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrab_3.doc | 142.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Малышок» г. Советска Кировской области
Развитие мелкой моторики рук
через различные
виды продуктивной деятельности
Воспитатель средней группы
детского сада «Малышок»
Кузнецова Людмила Михайловна
г. Советск, 2012г.
1.Аннотация
Данная методическая разработка раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук через различные виды продуктивной детской деятельности. Методическая разработка может быть интересна педагогам дошкольного образования. Она содержит конспекты образовательной деятельности по лепке, аппликации, конструированию, рисованию. Данная методическая тема разработана с учетом федеральных государственных требований и требований Основной общеобразовательной Программы детского сада.
2. Введение
Начав работу воспитателем во 2 младшей группе (3-4 года) и наблюдая за детьми, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении первых работ по аппликации, лепке, рисованию. Конечно, дети были еще малы, некоторые дети только первый год посещали детский сад, а в образовательном процессе много видов деятельности, которые требуют действия работы рук. Поэтому я выбрала тему: «Развитие мелкой моторики рук через различные виды продуктивной деятельности»
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский отмечал «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека. Мелкая моторика взаимосвязана с мышлением, наблюдательностью, вниманием, речью, воображением, оптико-пространственным восприятием (координацией), зрительной и подвижной памятью. Развитие ловкости рук и пальцев необходимо еще и для того, чтобы писать, одеваться, рисовать, вязать, а также выполнять немало других действий. То есть на протяжении всей жизни ребенок нуждается в использовании точных и координированных движениях кистей и пальцев.
Моторика – сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение рук и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Мелкая моторика – волшебное словосочетание, о котором уже известно, пожалуй, всем. И о том, что ее развитие нужно начинать как можно раньше, слышали многие. Я как педагог дошкольного образования начала развивать мелкую моторику с младшей группы, помогала в этом мне продуктивная деятельность. Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей.
Под продуктивной деятельностью мы понимаем – деятельность, в результате которой получается продукт: придуманные детьми рассказ или стихотворение, рисунок или поделка, поставленный спектакль или разыгранная сценка и многое другое. В детском саду к продуктивным видам деятельности относятся: рисова ние, конструирование, лепка, изготовление поделок, они развивают мелкую моторику пальцев. В своей работе я раскрываю значение данных видов деятельности дошкольников.
При выполнении лепки, аппликации, оригами дети овладевают мелкими операциями: наклеивание, прикладывание, раскатывание, прищипывание, сгибание, вырезание, также у ребенка развивается эстетический вкус, дети учатся аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись.
Цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности.
Я поставила перед собой следующие задачи:
1. Создавать условия для развития мелкой моторики.
2. Организовать систематическую работу по развитию мелкой моторики у детей.
3. Организовывать различные виды продуктивной деятельности.
4. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.
Новизна данной методической разработки состоит в том, что работа по развитию ручной умелости осуществлялась через различные виды детской деятельности: лепка, аппликация, рисование.
Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет). Для совершенствования ручной умелости в младшей группе я использовала: пирамидки, «игры-шнуровки», очень важной частью работы являются пальчиковые игры («Суп», «Семья», «Цветок», «Ежик», «Дом»). Кроме игр и упражнений развитию ручной умелости способствуют различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Конечно, овладевая всеми видами продуктивной деятельности, ребенок не научится писать. Но все они делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки, помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет хорошим помощником в школе.
В младшей группе с детьми рисовали не только кистью, но и пальчиками, губкой, ватными палочками, печатями.
В лепке использую разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание, учимся соединять детали путем примазывания, сглаживания. В средней группе планирую использовать природный материал: косточки, семечки, камешки, ракушки и составлять из них узоры на пластилине.
На занятиях по аппликации я использую аппликацию из салфеток, обрывную аппликацию, наклеивание готовых фигур. Я считаю, особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Коллективные работы, выполненные салфеточной аппликацией, отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией, получая, удовлетворение в виде готовой работы выполненной своими руками украшающей группу.
Работая с детьми трехлетнего возраста, я решила постепенно ввести в режимные моменты короткие занятия салфеточной аппликацией. Вначале дети сминали большие кусочки салфеток, затем квадратики становились все меньше. Пальчики детей становились более ловкими. Создание рисунков было коллективным и индивидуальным. Продуктивная деятельность всегда интересна детям, но когда дети видят готовую работу, украшающую группу, нет предела детской радости, восхищения, гордости за свой труд.
Обрывная аппликация – это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация проста в выполнении, ее может освоить и ребенок 3-х лет. Кроме того, здесь не нужно четких линий – настоящий простор для творчества.
Основная часть. Конспекты непосредственно образовательной
деятельности в младшей группе
Раздел 1. Конспект лепки «Подсолнух»
(Коллективная лепка)
Цель: укрепление мелкой моторики через лепку.
Задачи:
Образовательная: учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладошек.
Воспитательная: воспитывать интерес к растениям.
Развивающая: развивать творческие способности, мелкую моторику рук, навыки работы с пластилином.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, угадайте о каком времени года говориться в загадке:
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
Дети: Летом.
Воспитатель: Верно. Люди, которые все лето работают на полях, в садах и огородах, осенью собирают урожай овощей и фруктов. Что – то убирают на зиму, а что – то консервируют. Зимой все пригодится. А знаете, что в огороде часто сажают растение, которое не относится ни к овощам, ни к фруктам. Но при этом оно очень полезное и красивое. Попробуйте угадать, что это?
Тянется все выше, выше,
Чуть ли не до самой крыши,
Желтая, как солнышко,
Шапка у …
Н. Артемова.
Дети: Подсолнушка.
(показываю картину с подсолнухом)
Воспитатель: На что похож подсолнух?
Дети: На солнышко.
Воспитатель: С самого раннего утра подсолнух смотрит на солнце и целый день поворачивает голову вслед за ним. А посмотрите на середину подсолнуха она не такая яркая как у солнышка. А что за черный уголек в середине подсолнуха?
Дети: Семечки.
Воспитатель: Мы можем проверить это, вынув маленький уголек и положив его на ладошку.
(кладу некоторым детям семечко на ладошку)
Воспитатель: Ребята, что это?
Дети: Семечко
Воспитатель: Выпрыгнуло на ладошку из своего кармашка - теперь там пустота. Вот еще один кармашек, и еще...
(показываю кармашки, в которых только что сидели «сидели» семена).
Воспитатель: А вот этот подсолнух растерял все свои семечки.
(Показываю заготовку цветка из пластилина с желтыми лепестками и белой серединой. Сердцевина подсолнуха выполнена с помощью оттисков настоящих семечек).
Может быть, семечки склевали галки? А вы, что думаете, произошло?
Дети: (Высказывают свое мнение)
Воспитатель: Растерял цветок всех своих деток и загрустил…Что же нам делать?
Дети: Мы поможем.
Воспитатель: Не грусти, подсолнух! Мы слепим тебе маленькие семечки из пластилина, и ты снова станешь красивым и веселым!
Но сначала поиграем.
Пальчиковая игра.
У подсолнуха ладонь
- о-го-го! (показать левую ладонь)
Сто семян в ладони щедрой у него. (постучать пальчиками о ладонь)
В тесноте, да не в обиде все сидят, (сжать ладонь в кулак)
С ясным солнышком о лете говорят. (поднять обе руки вверх, растопырить пальцы)
Ребята, какого цвета семечки?
Дети: Черного.
Воспитатель: Как мы будем делать семечко?
Дети: Катать из пластилина маленькие шарики.
(дети выполняют)
Воспитатель: Ребята, хотите поделиться семечками с подсолнухом?
Дети: Да.
(в пустые ячейки вставляем семечки)
Воспитатель: Посмотрите, какой подсолнух у нас стал красивый и веселый. Ребята, что вам больше всего понравилось?
Какое доброе дело мы с вами сделали?
А еще про подсолнух есть стихотворение, хотите послушать?
Дети: да
Воспитатель: Под солнышком подсолнечник,
Когда денек погожий,
Весь день глядит на солнышко –
Сам на него похожий.
Плывет кораблик – солнышко,
Вокруг лучи кольцом.
И целый день подсолнечник
Стоит к нему лицом.
Раздел 2. Конспект конструирования «Паровоз»
Конструирование из бумаги.
Цель: закрепление мелкой моторики через конструирование из бумаги.
Задачи:
Образовательная:
- Продолжать знакомить детей с железной дорогой;
- Учить детей складывать прямоугольный лист пополам, совмещая стороны и углы, сглаживая линию сгиба;
- Закреплять умение ритмично располагать квадраты на полосе.
Воспитательная: Воспитывать у детей отзывчивость, сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помогать им.
Развивающая: Развивать мелкую моторику рук, навыки работы с бумагой.
Ход занятия:
(На ковре из кубиков построены рельсы.)
Воспитатель: Иду я сегодня в детский сад и встречаю на дороге щенка Шарика. Грустный такой плетется, хвост опущен, даже поскуливает тихонечко.
- Что случилось?- спрашиваю.
- У зайчика живот болит, мне его очень жалко, - говорит.
- А врача к зайчику позвали? - спрашиваю.
- Не идет врач в лес, говорит, чтобы зайчика сюда привезли. А привезти-то не на чем. У них так в лесу ни автобусов, ни троллейбусов нет. И все зверята с больным зайчонком сидят, а животик у него все болит и болит, - и Шарик совсем расскулился. Начала я его утешать, гладить, смотрю - ко мне мама-зайчиха бежит. Вид у нее тревожный, глазки красные.
- Пожалуйста, - просит, - сделайте нам вагончики, медвежата положили рельсы, а вагончиков нет.- Хорошо, - говорю, - я сейчас пойду к детям и попрошу их.
Мама-зайчиха благодарит, лапки к груди прижимает. А Шарик обрадовался, прыгает и скачет:- Ура! Ребята обязательно помогут, они нам всегда помогали. У нас будут вагончики! Ура! Мы повезем зайчика лечиться, а потом будем на поезде кататься!"
Воспитатель: Ребята, согласны ли вы взяться за такое сложное дело?
Дети: Да.
Воспитатель: Но прежде чем приступить к такому сложному делу мы отдохнем.
Мы в вагончиках сидим, (Повороты головы вправо, влево)
Мы сидим, мы сидим
И в окошко мы глядим
Весело глядим
Едет, едет паровоз (согнуть руки в локтях, сжать пальцы в кулак, круговые движения рук вперед-назад)
Чух-чух-чух, чух-чух-чух
Ребятишек он повез
Чух-чух-чух, чух-чух-чух
А колесики стучат – (Ударить ладонями по коленям)
Так-так-так, так-так-так,
Будто с нами говорят
Так-так-так, так-так-так.
Громко подаем гудок (Согнуть руки в локте, сжать в кулак, поднять и опустить руку)
Ту-ту-ту, ту-ту-ту,
Подъезжает паровоз
Ту-ту-ту, ту-ту-ту.
Воспитатель: Вот я уже сделала один вагончик. Как вы думаете, как сделать такой вагончик?
Дети: Надо согнуть лист пополам, приклеить окна и двери.
Воспитатель: А сколько окон в вагоне?
Дети: 3
Воспитатель: А сколько дверей?
Дети: 1
Воспитатель: Посмотрите на противоположные стороны, одинаково расположены дверь и окна?
Дети: Нет, на одной стороне два окна, на другой одно окно и дверь.
Воспитатель: Ну что начнем конструировать?
(конструируем)
(После выполнения задания ставим вагончики на рельсы)
Воспитатель: Ребята, поедем спасать зайчика?
Дети: Поедем.
Воспитатель: Садимся в паровоз.
(едем)
Воспитатель: Вот и наш больной зайчик. Увезем его к доктору, чтобы он вылечил его.
(увозим к доктору)
Воспитатель: Ребята, спасибо вам, что помогли зайчикам. Теперь наш зайчик обязательно поправится. А сейчас на нашем замечательном паровозе мы можем покатать зверей.
Раздел 3. Конспект аппликации «Подарок для ежика»
Цель: укрепление мелкой моторики через обрывную аппликацию.
Задачи:
Образовательная:
- Изготовить аппликацию;
- Формировать представление о еже как о живом существе, лесном обитателе;
- Закрепить знания основных цветов;
- Продолжать учить правильно держать кисточку, пользоваться клеем.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к жизни ежей, бережное отношение к животным.
Развивающая:
Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, какие вы сегодня красивые, нарядные. Дети, а вы ничего не слышите? Или мне это кажется? (слышится фырканье). Я сейчас посмотрю. Ой, кто это?
Дети: Ежик.
Воспитатель: Ребята, ежик хочет с вами познакомиться.
Ежик: Здравствуйте, ребята! Я ежик.
А вы ребята – котята?
Дети: Нет, мы не котята!
Ежик: Вы ребята – зайчата?
Дети: Нет, мы не зайчата!
Ежик: Вы ребята – лисята?
Дети: Нет, мы не лисята!
Ежик: А кто же вы?
Дети: Мы не белочки и не зайчики,
Мы девочки и мальчики!
Воспитатель: Ну, вот мы и познакомились!
Беседа о еже:
Воспитатель: А вы знаете, где живет ежик?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Значит, он какое животное?
Дети: Дикое
Воспитатель: Посмотрите, у него вытянутая мордочка. Что вы на ней видите?
Дети: Глаза, нос, рот, уши.
Воспитатель: Для чего ему глаза?
Дети: Смотреть.
Воспитатель: Сколько у ежа глаз?
Дети: 2
Воспитатель: Чем он дышит?
Дети: Носом.
Воспитатель: Покажите как.
Сколько у него носов?
Дети: 1
Воспитатель: Для чего ежу уши?
Дети: Слушать.
Воспитатель: Сколько у ежа ушей?
Дети: 2
Воспитатель: Чем еж кушает?
Дети: Ртом
Воспитатель: Сколько у него ртов?
Дети: 1
Воспитатель: В маленьком ротике есть зубки. Для чего они ему?
Дети: Кушать
Воспитатель: Что любит ежик кушать?
Дети: Грибы, ягоды
Воспитатель: Ежик любит ягоды, грибы, зелень, червей и даже небольших змей.
А с помощью чего ежик передвигается?
Дети: С помощью лапок
Воспитатель: Сколько у ежика лапок?
Дети: 4
Воспитатель: Для чего ежику иголки?
Дети: для защиты
Воспитатель: От кого еж защищается?
Дети: от волка, лисы.
Воспитатель: Да, еж защищается от хищников.
А как называют детенышей ежа?
Дети: ежата
Воспитатель: Все правильно, ребята.
А хотите с ежиком поиграть?
Дети: да
Пальчиковая игра «Ежик»
Ежик, ежик, хитрый еж, (руки в замке)
На клубочек ты похож,
На спине иголки очень – очень колкие, (поднимать и отпускать пальцы)
Хоть и ежик ростом мал, нам колючки показал, (повертеть руками вправо, влево)
На ежа мы поглядим,
Молочка ему дадим, (сделать блюдечко)
Но не тронем колкие (погрозить пальцем)
На спине иголки мы.
Воспитатель: Посмотрите, какой гриб в подарок для ежика приготовила я (показ аппликации гриба).
Воспитатель: А какого цвета шляпка у гриба?
Дети: Коричневого
Воспитатель: А ножка?
Дети: Белого
Воспитатель: А листик возле ножки, какого цвета?
Дети: Зеленого
Воспитатель: У ежика большая семья и одного грибочка им будет мало. Что же нам делать?
Дети: Мы сделаем грибы, чтобы их хватило на всю его большую семью.
Воспитатель: Что для этого нужно?
Дети: коричневая бумага, клей, кисточка.
(дети садятся за столы, рассматривают приготовленные материалы)
Воспитатель: Ребята, а чего же нам не хватает для изготовления гриба?
Дети: Ножниц.
Воспитатель: Как мы сделаем шляпку для гриба, если у нас нет ножниц?
Дети: Будем обрывать бумагу пальчиками.
Воспитатель: Молодцы!
(дети выполняют, звучит музыка)
(после того, как дети приготовили достаточное количество деталей для шляпки, воспитатель предлагает отдохнуть)
Физкультминутка:
(под аудиозапись песни «Ежик» воспитатель и дети
выполняют танцевальные движения в образе ежа)
Воспитатель: Молодцы! Вернемся к нашей работе. Что мы будем делать дальше?
Дети: Намажем всю шляпку гриба на заготовках клеем и будем выкладывать, как мозаику, по одному кусочку бумаги, пока вся шляпка гриба не станет коричневой.
(дети выполняют, звучит музыка)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите украсить свой гриб листочком?
На столе лежат листочки разной формы, выберите, какой вам нравится, и украсьте свой гриб. (дети выбирают листочки и приклеивают к грибу,
затем складывают ежу в корзинку)
Ежик: Вы старались. Все молодцы. Какие красивые грибы у вас получились! Все разные! Ну а я пойду в лес. До свидания.
(уносит корзину с грибами)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось делать грибочки?
Дети: Да.
Воспитатель: А что больше понравилось?
Дети: Рвать бумагу, наклеивать кусочки, приклеивать листочки.
Воспитатель: Какое доброе дело мы сделали?
Дети: Сделали ежику для всей семьи грибы.
Раздел 4. Конспект рисования «Снеговик»
Цель: укрепление мелкой моторики через рисование.
Задачи:
Образовательная:
- учить рисовать круги (большие, маленькие), закрашивать их по контуру;
- продолжать учить правильно держать кисточку и набирать краску.
Воспитательная:
- воспитывать положительные эмоции от выполненной работы
Развивающая:
- развивать мелкую моторику рук
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, какое время года сейчас?
Дети: Зима.
Воспитатель: Назовите признаки зимы?
Дети: Много снега, холодно, люди одеты тепло…
Воспитатель: Чего много зимой?
Дети: Холода, снега и т. д.
Воспитатель: Сколько же дела зимой для лопат!
Им отдыхать не дает снегопад.
Когда идет снег, говорят – идет снегопад, то есть снег падает. Когда снег
мягкий, липкий, идет большими хлопьями, из него хорошо лепить. Что можно
слепить из снега?
Дети: Снежную бабу, снеговика, замок, зайчика, мишку, сделать горку..
Воспитатель: А как слепить снеговика?
Дети: Берут и лепят маленький комочек, а потом его катают и получается
большой круглый ком.
Воспитатель: Покажите какой формы и как мы слепили сначала комочек. Вот
так, вот так. А потом катаем комочек (имитируем катание шара, дети двигаются
по группе).
Воспитатель: Шары большие, вам трудно лепить их, а теперь шары поставим
один на другой. Снеговик готов!
Воспитатель: Я предлагаю не лепить, а нарисовать снеговика. Какого цвета
краска нам может в этом помочь?
Дети: Белая.
Воспитатель: Ребята, а чтоб получился снеговик, что нужно нарисовать?
Дети: Круги разного размера.
Воспитатель: Нам в этом помогут вот эти штампики. (из картофеля)
(показываю, как выполнять, дети выполняют)
Воспитатель: А пока наши снеговики сохнут поиграем.
Игра «Два Мороза. Выбирается два "мороза". Остальные ребята располагаются
за линией, посредине стоят два "мороза". "Морозы" обращаются к ребятам: "Мы
два брата молодые, два мороза удалые".
Один говорит: "Я мороз - красный нос", другой говорит - "Я мороз - синий нос".
Вместе говорят: "Кто и вас решится, в путь-дорогу пустится?" Все ребята
отвечают: "Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!" После этих слов ребята бегут. "Морозы" ловят их и "замораживают". Остальные останавливаются и стоят неподвижно. "Морозы" обращаются к ребятам с теми же словами, а те, перебегая обратно дотрагиваются до детей, "размораживают" их. "Морозы" пытаются "заморозить" оставшихся участников. После двух перебежек из непойманных назначают новую пару "морозов", а пойманных отпускают. Повторяется 3-4 раза. Побеждает пара, поймавшая большее количество ребят.
Воспитатель: Что же не хватает нашим снеговикам?
Дети: Глаз, рта, носа.
Воспитатель: У вас на столах есть карандаши, цветная бумага, выберите что вам нравиться и сделайте снеговику глаз, нос и рот.
(дети выполняют)
Воспитатель: Ребята, а кто желает может сделать наряд своему снеговику.
(дети выполняют)
Воспитатель: Какие замечательные снеговики получились. Что вам больше всего понравилось выполнять?
Дети: Катать комочки, рисовать снеговика, делать глаза, играть в игру.
Воспитатель: Ребята, а какое стихотворение вы знаете про снеговика?
Дети: Снеговик ты снеговик, с детства к холоду привык,
Ты надел кастрюлю ловко, из углей твои глаза,
Нос твой красная морковка, твоя гордость и краса!
Снеговик ты снеговик, с детства к холоду привык .
4. Заключение
Таким образом, большое значение мною придается работе по формированию умелости в дошкольном возрасте. Она многообразна и разносторонняя, организована в различных направлениях. Развитие ручной умелости осуществляется на различных занятиях: рисование, лепке, аппликации, конструировании, ручной труд. Целью этих занятий является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.
Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Развивая мелкую моторику, мы обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к разным видам продуктивной деятельности.
Я планирую в следующих возрастных группах заниматься развитием мелкой моторики, усложняя техники. Познакомить с пластилинографией, тестопластикой, оригами. Пластилинография хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной. Техника лепки из теста – одно удовольствие: оно очень податливое, любое прикосновение к нему оставляет след; ему можно придать любую форму. А нужны всего лишь соль, мука, вода и умелые руки.
Проработав год по данной теме я осознала, что проблемы развития речи и мелкой моторики не возможно решить без единства с семьей, в следующем году я решила уделять особое внимание работе с родителями. Я планирую подготовить родителям практический материал – пальчиковые игры, физкультминутки, загадки, стихи. Проводить с родителями индивидуальные беседы, консультации о развитии мелкой моторики. Также провести родительские собрания по ознакомлению с различными техниками, где бы родители сами попробовали рисовать пальчиками, ладошками, ватными палочками, зубной щеткой, печатками, изготовили аппликацию из салфеток, обрывков бумаги.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста дала позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук; сравнивая результаты в начале года и в конце года, я увидела, что дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.
Для совершенствования работы по данной проблеме я наметила следующие перспективы:
- продолжить работу над развитием мелкой моторики в средней группе;
- продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;
- пополнять копилку пальчиковых игр;
- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;
- осуществлять взаимодействие с семьей;
- организовать кружок «Мастерская гномика».
5.Список литературы
1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи.// Дошкольное воспитание, №8., 1990.-с.62-65.
2. Анучина Н.А. Таланты детей на кончиках пальцев.//Ребенок в детском саду,№2.,2006.-с.45-48.
3. Афанасьева С. Аппликация из мозайки.// Дошкольное воспитание, №7, 2006,-с.23.
4.Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.-72с.
5. Давыдова Г.Н. Подарки к праздникам.- М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2011.-96с.
6. Жукова О. Дошкольный возраст: о развитии ручной умелости.// Дошкольное воспитание, №8.,2008.-с.34.
7. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно.// Дошкольное воспитание.№6., 2006.-с.14-16.
8.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р.Г.- М.:ТЦ Сфера,2006.-128с.
9.Киселева В. Развитие тонкой моторики. // Дошкольное воспитание.№1.,2006.-с.65-66.
10.Малышева А.Н., Ермолаева Н.В.Аппликация./ Художники Е.А. Афоничева, В.Н. Куров.- Ярославль: Академия Холдинг, 2002 .-144с.
6. Оглавление стр.
1.Аннотация 2
2.Введение 3
3.Основная часть. Конспекты непосредственно образовательной
деятельности.
Раздел 1. Конспект лепки «Подсолнух» 6
Раздел 2. Конспект конструирования «Паровоз» 8
Раздел 3. Конспект аппликации «Подарок для ежика» 10
Раздел 4. Конспект рисования «Снеговик» 13
4.Заключение 15
5.Список литературы 17
6.Оглавление 18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...
Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.
Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...
Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей
Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...
Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...