В русской горнице
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Конспект досуга по ознакомлению детей старшей группы д/с с предметами декоративно-прикладного искусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dosuga_po_dekorativno-prikladnomu_iskusstvu.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Детский сад №4» города Суздаль
Конспект досуга
по ознакомлению детей с предметами
декоративно-прикладного искусства
« В русской горнице»
Для детей старшей группы
Автор:
Составила: Куликова
Ольга Витальевна
2011 год
Рассмотрено на заседании Составлено в соответствии
педагогического совета с требованиями ФГТ
№ ____ протокола ____________________
______________________
Цель:
- Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, хохломском. Познакомить детей с гжельской росписью, расширить знания о деревянной игрушке – матрешке.
- Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества. Показать детям неразрывную связь между различными видами народного искусства: народными промыслами и ремеслами, музыкой, устным народным творчеством.
- Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству, воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый старинными обычаями, трудолюбием, умением трудиться и веселиться от души.
Предварительная работа:
- Разучивание хоровода, танца, игр
- Рассматривание изделий и картин с изображением народно-прикладного искусства
- Разучивание стихов
- Беседы
- Расписывание изделий
Материал: Изделия хохломских, гжельских, дымковских мастеров, матрешки, павловопосадский платок, иллюстрации, самовар, пряники, сушки, чашки, скатерть, разрезные картинки «Дымка»
Зал оформлен под русскую горницу: на полу самотканые дорожки, около окна стол, накрытый скатертью, вышитой русским узором. На столе в плетеных блюдцах фрукты, покровские пряники, сушки. Посередине стола тульский самовар. Вокруг стола лавки. В горнице на столах с хохломской росписью изделия народных промыслов: 1 – дымка, 2 – хохлома, 3 – матрешки, 4 – гжель. Воспитатель(хозяйка) и дети одеты в русские народные костюмы.
Хозяйка. Пожалуйте в мою избу. У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Походите по моей горнице да поглядите, какие здесь у меня игрушки да посуда собраны. Они не простые, их сделали русские мастера-умельцы. Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
(Под фонограмму русской народной песни «Камаринская» дети рассматривают изделия умельцев и подходят к хозяйке.)
Хозяйка. А вот какие это мастера, вы сами догадайтесь. Отгадайте загадку.
Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:
Белоснежны, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски-
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
Дети. Это дымковские игрушки.
Хозяйка. Правильно, давайте рассмотрим их (дети подходят к столу с дымковскими игрушками). Какого цвета краску использовали мастера?
Дети. Желтый, красный, оранжевый, черный, зелёный, синий, яркую, разноцветную.
Хозяйка. Из чего делали весёлые игрушки?
Дети. Из глины.
Хозяйка. Ребята, а кто нам расскажет стихотворение про дымковских мастеров?
Дети. Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок
Дым из труб идёт столбом, точно в дымке всё кругом.
Голубые дали, и село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски, там рождались чудо - сказки.
Вечера зимою длинны, и лепили там из глины.
Кто-то сделал индюка – распушенные бока,
У кого-то глина стала вдруг павлином.
Кто-то вылепил синицу – сразу стало веселей!
Мастера и мастерицы живут в Дымково - селе!
(По мере чтения стихотворения хозяйка показывает игрушки, о которых идёт речь)
Хозяйка. Ой, что это такое, смотрите разбитые игрушки. Наверно, это мой кот пошалил. Ребята поможете мне их собрать?
Дети. Да. ( За столом проводится игра с разрезными картинками «Дымка»)
Хозяйка. Какие вы молодцы, ребята, из осколков собрали игрушки. Я вижу замечательную игрушку, угадайте какую?
Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветок,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ……….
Дети. Матрёшка.
Хозяйка. Весёлая игрушка матрёшка родилась давно. Её придумал художник Сергей Васильевич Малютин. У японских детей он увидел игрушку неваляшку, внутри которой вкладывалась такая же кукла, но поменьше. И художник выдумал для русских детей куклу с сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той ещё меньше, и ещё и ещё. С.В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафан, яркий платочек. Ни у одной не было похожего наряда. А назвали красавицу Матрешей, старинным русским именем. Так и родилась матрёшка – разъёмная деревянная кукла. И пошла о матрёшке слава, заслужив на это право. Матрёшки очень весёлые, жизнерадостны.
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду,
Мы поклонимся не раз.
А затем пустимся в пляс.
* Хоровод «Весенний»
Хозяйка. У каждой матрёшки платочек на голове. А платки не простые? Павловопосадские.
А посадские платки
Вас избавят от тоски.
Всеми красками горят
С ними поиграть велят.
Вот и давайте поиграем в русскую народную игру «Гори-гори ясно»
* Русская народная игра «Гори-гори ясно»
Хозяйка. Играете вы хорошо! А какую деревянную посуду вы знаете?
(подходят к столу с хохломскими изделиями и рассматривают)
Дети. Как волшебница жар-птица не выходит из ума,
Чародейка, мастерица, золотая Хохлома.
Хохломская роспись – алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи, перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой, золотой листвы!
Хозяйка. Вот она какая, хохлома. В такой посуде любая еда покажется праздничной. А какие элементы хохломской росписи вы знаете?
Дети: Разные ягоды: малина, клубника, гроздья рябины. Травка, листья, цветы, завиток, реснички, травинки, кустик, капельки.
Хозяйка. Отгадайте мои загадки, а отгадки находятся в горнице.
- Четыре братца под одной крышей живут. (Стол)
- Сама не ест, а всех кормит. (Ложка)
Русская ложка – чудо из чудес!
Подарил нам это чудо русский лес.
Заиграйте, чудо ложки
Расписные, русские!
*Упражнение с ложками
Хозяйка Ребята, а почему Хохлому называют золотой?
Дети. Потому, что на хохломской посуде много золотого цвета.
Хозяйка Правильно, хохломские мастера натирали свои изделия алюминиевым порошком, затем покрывали свои изделия специальным составом – олифой, а потом ставили в печь – закаливаться. Не удивляйтесь, оказывается, и деревянные изделия можно заливать в печи, нужно только знать секреты такой закалки. В горячей печи алюминий и олифа желтели, и посуда приобретала золотистый цвет. Оттого изделия кажутся золотыми. Не только золотой цвет мы видим на посуде. Какими ещё цветами пользовались мастера при росписи своих изделий?
Дети. Красный, желтый, зелёный, чёрный.
Хозяйка. Ребята, остался ещё один уголок в горнице, на которой мы не обратили внимание. (Дети подходят к столу с гжелью) Здесь представлены изделия из Подмосковья. Вся посуда разная, но есть в ней и что-то общее Что?
Дети. Роспись.
Хозяйка. Правильно, эта посуда украшена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе в селе Гжель. Умельцы нашли белую глину и стали лепить из неё самую разную посуду. Украшая её лепными деталями: завитками, фигурками животных и росписью.
Дети. Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо негромких мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей,
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
(Дети под музыку М.В.Темнова на слова О. Левицкова «Сказочная Гжель» рассматривают изделия)
Хозяйка. Ребята, а почему в стихотворении Гжель называется васильковой, незабудковой?
Дети. В росписи используются синие и голубые цвета, как у васильков и незабудок.
Хозяйка. Где расположен узор на посуде?
Дети. В центре.
Хозяйка. Кто-то, пока я вас водила по горнице перепутал все изделия. Помогите мне пожалуйста, разобрать все изделия по промыслам.
*Игра «Каждой вещи своё место»
Дети. Русский сувенир покорил весь мир
Русские матрёшки в сарафанах ярких,
Хохломские ложки – лучше нет подарка.
Дымковские барыни, кони, петушки
И Павлопосадские все в цветах платки.
Синь озёр голубых, белые снега
Подарила гжели – матушка-земля.
Балалайки звонкие, тульский самовар
Будет рад подарку - всяк, и млад и стар.
Хозяйка. Приглашаю всех на чай. Из тульского самовара с печатными пряниками и сушками.
(Чаепитие под запись наигрышей гармони)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-музей "Русская горница"
Эта небольшая статья расскажет вам что такое мини-музей...
Мини – музей «Русская горница»
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа.Мы считаем необходимым, донести до сознания своих воспитанни...
Мини – музей «Русская горница»
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа.Мы считаем необходимым, донести до сознания своих воспитанни...
Мини – музей «Русская горница»
Считая необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях, мы создали мини-музей культурно – исторических традици...
Проект Мини музей "Русская горница"
В данном материале раскрывается план работы с родителями каждой возрастной группы ДОУ, который соответсвует комплексно-тематическому плану работы группы....
Конспект открытия музея в детском саду "Русская горница"
продолжать ознакомление с предметами быта, одеждой людей на Руси; формировать интерес к русскому фольклору; воспитывать уважительное отношение к русскому народному творчеству; Знакоми...
Конспект экскурсии в мини - музей "Русская горница" по теме: "Русский народный костюм - хранитель истории"
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....