Art_terapiy
статья (старшая группа) по теме
Описание работы над созданием спектакля с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art_terapiy.docx | 28.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад Буганковой Ирины Николаевны,
музыкального руководителя
МАОУ прогимназия «Кристаллик»
89198305755
АРТ-ТЕРАПИЯ
РАБОТА НАД СПЕКТАКЛЕМ
С древних времён различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств -- музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
В своём докладе я хочу отразить свою работу по созданию спектакля с детьми старшего дошкольного возраста.
Основная цель моей театрализованной деятельности с детьми - формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Основные задачи
- Развитие эстетических способностей, сферы чувств, соучастия, сопереживания.
- Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса.
- Овладение навыками общения и коллективного творчества.
Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю мы стараемся соблюдать несколько основных правил: 1. Не перегружать детей;
2. Не навязывать своего мнения;
3. Не позволять одним детям некорректно вмешиваться в деятельность других;
4. Предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
Основные этапы работы над спектаклем:
1 этап. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми.
Этот этап работы над пьесой связан с её выбором. Готовя инсценировки по сказам (русским народным, авторским) педагог может провести беседу о жизни и быте людей много лет назад (художественные иллюстрации, прослушивания музыкальных произведений). Очень полезно для развития воображения, умения фантазировать предлагать детям сочинять жизнь героев до начала пьесы.
2 этап. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга и придумывают им названия. Например: «В гостях у трёх медведей», «Золушка на балу», «Дюймовочка»
3 этап. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.На этом этапе сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, но постепенно надо стремиться, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. Можно с куклами импровизировать поступки и диалоги героев. Детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, но постепенно, чувствуя
поддержку педагога, они действуют более естественно и уверенно. А их речь становится разнообразнее и выразительнее.
4 этап. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов. Четвёртый этап—знакомство детей с музыкальными произведениями, которые будут звучать в спектакле. Яркие музыкальные образы помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку. Затем они двигаются, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты. Наблюдая друг за другом.
5 этап. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. Начинается постепенный переход собственно к тексту пьесы. В этот период уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчёркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего, с какой целью). Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее. А педагог, учитывая речевые, пластические, актёрские возможности детей, уже может наметить по два, три исполнителя, способных справиться с конкретной ролью.
6 этап. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее. А педагог, учитывая речевые, пластические, актёрские возможности детей, уже может наметить по два, три исполнителя, способных справиться с конкретной ролью. Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее. А педагог, учитывая речевые, пластические, актёрские возможности детей, уже может наметить по два, три исполнителя, способных справиться с конкретной ролью. Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее. А педагог, учитывая речевые, пластические, актёрские возможности детей, уже может наметить по два, три исполнителя, способных справиться с конкретной ролью.
7 этап. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением. Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее. А педагог, учитывая речевые, пластические, актёрские возможности детей, уже может наметить по два, три исполнителя, способных справиться с конкретной ролью. Учить детей размещаться по сцене, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо отмечать и поощрять.
8 этап. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит. Восьмой этап – самый непродолжительный по времени. В этот период происходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными предметами (кубы, стулья, палки, платочки и т.д.), то теперь используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогают в создании образа. Появляется музыкальное сопровождение, закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций.
9 этап. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.
Премьера спектакля является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. Премьера – это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. После премьеры педагог, направляя беседу в нужное русло, старается указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.
10 этап. Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю. Заключительный этап – повторные показы спектакля. Для детей наиболее важным и полезным является период подготовки спектакля, а затем возможность играть его как можно дольше и чаще. Спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Каждый вкладывает в неё свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. И здесь задача педагога – раскрыть индивидуальность ребёнка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям
В основу своей работы с детьми я использую индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, верю в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, стремлюсь воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.
Материально – техническое обеспечение для создания спектакля
- Рояль, музыкальный центр, микрофон, фонограммы на СД- и аудионосителях, мультимедийный проектор.
- Зал для занятий с зеркальной стеной.
- Зал для репетиций и спектаклей с занавесом и универсальным освещением.
Список литературы:
- Чурило Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. - Владос, 2004
- Страковская Л.В. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М., 1994.
- Ж.Е.Фирилёва, Е.Г.Саёкина «СА-ФИ-ДАНСЕ» Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. Оздоровительно-развивающая программа С.-П. «Детство-пресс», 2000. Оздоровительно-развивающая программа. – С.-П. «Детство-пресс», 2000.
- Генералова И.А. интегративный предмет «Театр», или Воспитание искусством. – М., 1997.
- Алянский Ю.Л. Азбука театра. – М., 1998.