Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Связная речь"
консультация по теме
Первоначально ребенок общается только с близкими родственниками, затем это общение распростроняется на сверстников и мало знакомых людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.chistovik.docx | 17.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар
«Связная речь»
Слайд №1.Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Первоначально ребенок общается только с близкими родственниками, затем это общение распространяется на сверстников и мало знакомых людей. Постепенно отдельные высказывания, просьбы, вопросы или ответы сводятся к диалогической речи. Также со временем у ребенка развивается способность описывать, объяснять, пересказывать все то, что он осознает по возрасту. Так развивается связная речь. Развитие такой речи, когда ребенок может раскрывать свои мысли в связанном тексте, имеет особое значение в развитии ребенка. Овладение словарем, грамматическими формами помогает развитию связной речи. Психологически любая сторона речи, которая передает мысли и желания говорящего, является, по сути, своей связной речью. Слайд №2. Связная речь – это такая речь, которая связывает между собой все предметы и явления, и которая может быть понятной для окружающих. Если речь не связана определенными мыслями, высказываниями подлежащего толка, значит, такая речь не является подлинно связной и, по-видимому, имеет на то свои причины (отставание в психомоторном развитии или дефект речевого воспроизведения). В связной речи, для того чтобы она была понятна окружающим, учитывает, определенная ситуация, т. е. та ситуация, о которой идет речь. Связная речь – это также определенная последовательность слов и предложений, которые связаны между собой определенными мыслями, понятиями и которые называются в речи точными словами.
Формирование связной речи начинается очень рано. Устная связная речь складывается из двух умений: говорить – экспрессивная речь; понимать речь других людей – импрессивная речь.
Слайд №3.Также речь подразделяют на две формы: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь, в свою очередь, разделяется: на устную и на письменную речь. Устная речь включает в себя два подвида речи: диалогическую и монологическую. Диалогическая речь – это самая простая форма речи, возникающая при общении двух людей. Обычно диалогической речи присуще употребление жестов, интонаций, мимики, что создает эмоциональный контакт между общающимися. Монологическая речь – это изложение какой-либо информации одним человеком в определенной последовательности. Монолог предопределяет связность мыслей, правильное грамматическое оформление и высокий уровень развития речи. Второй вид внешней речи – письменная речь, которая по времени своего возникновения является более поздней формой речи, она является прямым противопоставлением устной речи. Письменная и устная речь непосредственно связаны между собой: при нарушениях устной речи, определяются нарушения и письменной речи.
Внутренняя форма речи – это как бы речь «про себя». Эволюционно ребенок вначале овладевает внешней стороной речи, которая примерно к 3-м годам приобретает свойства внутренней речи, и ребенок становится способен планировать свои действия «в уме». На основе внутренней мыслительной деятельности строится и внешнее речевое высказывание или связная речь.
Слайд №4. В языке выделяют способы соединения фраз в тексте – цепная, параллельная и лучевая связь. Наиболее распространена цепная связь, при которой основными средствами связи являются местоимения (Прибежал зайчик. Он любит морковку.);(Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу.), лексический повтор(Зайчик прыгает. Зайчику холодно.); (Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто…) и синонимическая замена (Зайчик скачет. Зайчику холодно.);(Красная Шапочка дернула за веревочку – дверь и открылась. Вошла девочка в домик.)
При параллельной связи предложения не сцепляются, а сопоставляются или противопоставляются (Дул сильный ветер. Заяц спрятался в норе.); (Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви. Скрылись юркие ящерицы.)
Лучевая связь чаще используется в описании, когда называется, а затем уже характеризуется объект (Бегемот еле ходит на своих ногах-обрубках. Жир на нем так и трясется. Плавает, ныряет, водоросли со дна достает, а то разинет свою пасть – а она у него огромная.);(Некрасива коровка, да молочко дает. Лоб у нее широк, уши в сторону во рту зубов недочет)
Слайд №5. Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов:
• описание;
• повествование;
• рассуждение.
В описании говорится об одновременных признаках, в повествовании – о последовательных действиях, в рассуждении – о причинах свойств и явлений.
Описание: На черной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розовым цветом. К голове был как будто приклеен клюв с кожаным красным мешком.
Повествование: Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинул клюв, щелкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно бить крыльями и притоптывать лапой. Рассуждение: Пеликаны не могут нырять. Это связано с особым строением костей и наличием подкожных воздушных мешков (по К. Паустовскому).
Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном – акцент делается только на самые яркие детали. Поэтому и языковые средства в художественном стиле разнообразнее, чем в научном. В первом встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.
Особенность повествования заключается в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Сообщение о сменяющихся событиях и есть «новое» в предложениях такого текста. «Данным» является лицо, совершающее действие. В повествовании часто используются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но чтобы придать тексту выразительность, одновременно с этими формами употребляются и другие.
В любом рассуждении имеются две части. В первой содержится тезис, т.е. утверждение, которое нужно доказать. Во второй части дается обоснование высказанной мысли: приводятся аргументы и примеры. В рассуждении часто бывает и третья часть – вывод. Тезис и обоснование обычно связываются союзами потому что, так как. Вывод присоединяется словами поэтому, таким образом, следовательно. Полное рассуждение, части которого связаны союзами, особенно распространено в научно-деловой речи. В разговорной и художественной речи чаще встречаются рассуждения неполные, а союзы опускаются.
Грамматический и лексический строй речи закладывается уже с 1,5 лет и заканчивается примерно к 7 годам. В школьном возрасте эти приобретенные навыки совершенствуются за счет письменной речи. Связная речь, естественно, зависит от воспитания и обучения близких ему людей, от их культуры, национальных особенностей; также она зависит от практического ее применения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов "Выразительность речи педагогов"
Теоретический и практический материал для проведения семинара-практикума с педагогами "Выразительность речи педагогов....
Семинар - практикум для педагогов: «Правильная речь воспитателя - залог грамотной речи воспитанников»
Семинар практикум для педагогов ДОУ "Правильная речь воспитателя - залог грамотной речи воспитанников"...
Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"
Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"...
Семинар-практикум для педагогов «Культура речи педагогов»
Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных усло...
Презентация выступления на семинаре-практикуме для педагогов ДОУ "Речь педагога как пример для подражания"
Материал раскрывает основные характеристики правильной речи педагога, ее влияние на становление речи воспитанников...
Семинар –практикум для педагогов «Грамотная речь педагога – важное условие формирования речи дошкольников»
Повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ....