Консультация воспитателя старшей группы ГБОУ детский сад №2092 ВАО И.Н.Новиковой
консультация (старшая группа) по теме

Новикова Ирина Николаева

Дошкольный возраст и социальный мир

       Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. Высокая эмоциональная отзывчивость, яркая окрашенность психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному развитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация воспитателя старшей группы ГБОУ детский сад №2092 ВАО И.Н.Новиковой

Дошкольный возраст и социальный мир

       Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. Высокая эмоциональная отзывчивость, яркая окрашенность психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному развитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

        Эмоциональный опыт современного ребенка (опыт его переживаний) может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь.

        В современной социокультурной среде обилие информации, обрушивающейся на дошкольника, формирует вполне эрудированного человека. Но ребенок не успевает почувствовать и выработать собственное отношение к усвоенным знаниям. Эмоциональное развитие «задавлено» интеллектуальным. Произошло нарушение в структуре развития, при котором эмоциональная сфера стала отставать. Примером тому служит эмоциональный инфантилизм у детей: по интеллектуальному багажу – это маленькие взрослые, а по эмоциональному – младенцы. Дети порой совершенно равнодушны к горю близкого человека. Также плохо, когда эмоциональная сфера развита сильнее интеллектуальной. В неблагополучных семьях дети остро переживают ссоры родителей, грубое отношение и тд.

        Взрослые сосредотачиваются на собственных проблемах, а ребенок, не получая знаний, не может осмыслить свои переживания и со временем привыкает к этому состоянию. В конечном счете, эмоциональная сфера заглушает интеллектуальную и становиться доминирующей. Одни дети понимают страдания близких, они добры, отзывчивы, чувствуют несовершенство взаимоотношений. Другие «эмоционально продвинутые» - строят свое поведение по иной схеме. Они озлоблены, замкнуты, раздражительны.

        Современные научные данные убедительно показывают, что результатом положительно-направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми. Это обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.

        Преимущественно негативный эмоциональный опыт, напротив, приводит к развитию недоверия к миру, отчуждению и нередко провоцирует агрессивные проявления, что обуславливает неадекватное социальное поведение.

      Таким образом, дошкольное детство – ответственный период жизни, когда создаются условия для развития положительных эмоций ребенка, что обеспечивает основы для созидательной жизненной стратегии личности.

Социально-эмоциональное развитие ребенка выражается в его способности адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать ценность собственной личности, других людей и выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.

Следовательно, основным результатом нравственного воспитания должно стать формирование нравственного поведения ребенка. А для этого необходимы, во-первых, знания о моральных нормах, а во-вторых, собственное эмоциональное отношение к этим нормам. Учитывая, что эмоциональная регуляция поведения и деятельности является ведущей в дошкольном возрасте, именно социальные эмоции играют важнейшую роль в нравственном воспитании детей, воспитании культуры межличностных отношений.

      Поэтому мы можем сказать, что нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы.

Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими собственными эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. В практике дошкольного воспитания и образования работа с детьми сводиться к подготовке к школе, к усвоению грамоты, развитию логического мышления. Развитие же эмоциональной сферы сводится к нулю. В системе методов и средств воспитания положительных чувств не последнюю роль играют сказки. Это и понятно. Сказки детям понятны, доступны. Дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примером для подражания. Только важно направить мысли и чувства малышей в нужное русло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию воспитателя старшей группы МБДОУ детский сад №7 комбинированного вида Калачян С.И. на тему: «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования».

План работы по самообразованию воспитателя старшей группы на тему: "Развитие графомоторных навыков через элементы рисования"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД «БЕЛЫЙ МЕДВЕЖОНОК на 2017-2018 учебный год (Возраст детей: 5-6 лет)

Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошколь­ного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развит...

Рабочая программа воспитателей старшей группы МКДОУ детский сад «Сказка» с учетом ФГОС ДО на 2018-2019 учебный год

Настоящая рабочая программа разработана для старшей группы детского сада на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ В СООТВЕТСТВИИ Ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД «БЕЛЫЙ МЕДВЕЖОНОК» на 2017-2018 учебный год (Возраст детей: 5-6 лет)

Рабочая программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД «БЕЛЫЙ МЕДВЕЖОНОК» на 2020 – 2021 учебный год

Рабочая программа воспитателя разработана в соответствии с   основной образовательной программой дошкольного образования, составленной на основе    примерной, комплексно-вариа...