Формирование качеств творческой личности
консультация по теме
Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления, - одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми.
Нам, педагогам, остается разглядеть, различить, раскрыть глубинный смысл детского озарения. И, озарившись их светом, осознанно вернуть этот смысл детям, чтобы поощрить, подтолкнуть их к дальнейшим творческим прозрениям...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orlova_l.f._statya.docx | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Орлова Лилия Федоровна,
старший воспитатель
МБДОУ ЦРР – детский сад «Малыш»
пгт. Черемушки, Республика Хакасия
Формирование качеств творческой личности
Одаренность человека – это
маленький росточек, едва про-
клюнувшийся из земли и тре-
бующий к себе огромного вни-
мания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать
все необходимое, чтобы он вы-
рос и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский
Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.
В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Креати́вность (от англ. create - создавать, творить) — это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.
На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из различных ситуаций, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетрадиционное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, обычными инструментами или ресурсами, если потребность материальна.
Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности.
Одним из важных направлений в развитии креативности дошкольников является формирование качеств творческой личности. Это предполагает решение следующих задач:
1. Формирование независимости мышления, т.е. умение находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, отстаивая собственное мнение.
2. Развитие целеустремленности и настойчивости при поиске проблем, стремление доводить начатое дело до конца.
3. Формирование принимать критику без обид, с позитивных позиций высказывать критику в адрес других людей с желанием помочь.
4. Развитие желания сочувствовать, переживать людям, животным, растениям.
5. Поощрение в ребенке инициативности, независимости, изобретательности.
6. Развитие умения сохранять уверенность в своих способностях, несмотря н6а временные трудности и неудачи.
Одаренность – стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.
Таким образом, в число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.
Только в том случае, когда высокая креативность сочетается с высоким уровнем интеллекта, наблюдается хорошая адаптация к социальной среде, эмоциональная уравновешенность, независимость, высокая и продолжительная творческая активность.
Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. У них много идей и желаний. Задача педагога - поддержать их и помочь самореализоваться.
Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления, - одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми. По результатам многих исследований, развитие креативности детей происходит при организации непосредственно образовательной деятельности условий, благоприятных для творчества: создание ситуаций успеха, незавершенности рассматриваемых проблем (что было, над чем надо подумать, добраться до истины, подойти к эврестическим находкам), появление все новых и более сложных вопросов, огромное желание в поисковой деятельности (найти ответы!), создание атмосферы понимания. Кроме того, необходимо постоянно подчеркивать ответственность и независимость, акцентировать внимание родителей к интересам детей. В то же время целесообразно уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, выдвижению гипотез альтернативности и оригинальности.
В работе с одаренными детьми нужно использовать следующие концептуальные положения: стимулирование индивидуально-исследовательского интереса, группового творчества, приобщение к продуктивной творческой деятельности.
Как учить? – учить находить необычные нестандартные решения.
Диапазон творческой задачи необычайно широк по сложности – от решения головоломки, до изобретения новой машины. Для решения этих задач нужны наблюдательность, умение анализировать, комбинировать и т.д. – все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую изюминку в деле, достичь высоких результатов. Но ведь природа не щедра на таланты, они, как алмазы, встречаются редко, однако та же природа наделила каждого ребенка возможностью развиваться. И начинать такое развитие надо не тогда, когда человек стал специалистом, а намного раньше. Подготовка изобретателя так же, как и спортсмена, - длительный процесс. Как? Вводите ТРИЗ (отдельные элементы теории и методики решения изобретательных задач).
В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗа с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.
Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Средство работы с детьми — педагогический поиск.
Если ребенок не задает вопроса, то педагог задает его сам: «Что было бы, если...»
Занятие — не форма, а поиск истины.
Этапы:
I. Поиск сути.
Перед детьми ставится проблема (вопрос), которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.
П. «Тайна двойного» — выявление противоречий: хорошо — плохо (например: солнце — это хорошо и плохо. Хорошо — греет, плохо — может сжечь). Начало мысли, интеллекта там, где ребенок ищет противоречия.
III. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок). Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия — складной зонт.
Приемы разрешения противоречий:
1. Изменение агрегатного состояния вещества (вода в решете — заморозить и перенести в решете).
2. Изменение во времени (ускорить время и вырасти). Решение сказочных задач и придумывание новых сказок. Как спасти Колобка от Лисы?
ТРИЗ рекомендует проводить с детьми беседы на такие темы:
- исторические: как изобрели колесо, самолет, вилку, карандаш и пр.?
- на прогулках: кто мама ветра, кто его друзья, о чем шепчет ветер, о чем спорит ветер с солнцем?
- прием эмпатии: что чувствует этот кустик, испытывает ли боль дерево?
Существуют приемы решения противоречий в детском саду.
Дробилка — дробление и объединение (объединение козлят в сказке, чтобы справиться с волком).
Матрешка — принцип матрешки (одно в одном).
Торопыжка — принцип предварительного действия и антидействия (Маша забралась в корзину, чтобы добраться к бабушке с дедушкой).
Попугай — принцип копирования.
Добрый волшебник — обратить вред в пользу, зло в добро.
Непоседа — принцип динамичности.
Нехочуха — принцип «наоборот».
Метод моделирования маленькими человечками, который используется на занятиях для ознакомления с окружающими предметами и их свойствами.
Важным моментом в процессе организации развивающих занятий является создание у детей мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста. Психологи отмечают, что у ребенка очень рано зарождается потребность в осознании своей значимости, признании, самоутверждении, реализовать которую ребенок может в игровой ситуации.
Именно в игре реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно, активно, как взрослый. Иногда для решения проблем им необходимо превратиться в волшебников, художников, портных, конструкторов и т.п.
Сильным стимулом, побуждающих дошкольников к деятельности, является мотив личной пользы, который нельзя не учитывать при проведении творческих занятий. Значимой для дошкольников является и потребность общения с взрослым. Процесс общения должен сопровождаться только положительными эмоциями: радостью нового знания, радостью открытия, радостью творчества, удовлетворенностью похвалой. Педагогу важно отказаться от привычки «говорить детям», надо учиться разговаривать с ними.
Постепенно наиболее значимой уже для старших дошкольников становится познавательная потребность.
Наряду с познавательной в старшем возрасте проявляется и потребность в созидании. Ее роль особенно велика в развитии творческого потенциала ребенка.
Нам, педагогам, остается разглядеть, различить, раскрыть глубинный смысл детского озарения. И, озарившись их светом, осознанно вернуть этот смысл детям, чтобы поощрить, подтолкнуть их к дальнейшим творческим прозрениям.
Список литературы:
- «Работа с одаренными детьми: поиски и находки/по ст. Л. Головановой/ Журнал «Народное образование» – 2004. - № 7.
- «Учиться вместе»/по ст. М. Нефедова/Журнал для родителей «Семья и школа» - 1992. – № 1-3.
- «Требуется одаренный воспитатель»/по ст. Вероники Сорокиной/Журнал заботливых родителей «Здоровье школьника» - 2006. - № 10.
- Прохорова Л.Н. Путешествие по Фанталии. Практические материалы по развитию творческой активности дошкольников. – СПб.: «Детство-Пресс», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование качеств творческой личности
Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Создание условий, сти...
Материал выступления на педагогическом совете Тема: «Роль театра в формировании гармоничной, творческой личности ребёнка»
В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствуют творческому развитию личности дошкольников. Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующ...
«Народное искусство как средство эстетического воспитания и формирования активной творческой личности ребенка дошкольника»
Пояснительная запискаДля дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детс...
РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ АКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
Статья. Описание опыта работы детского сада по направлению развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности....
Самообразование "Использование техник нетрадиционного рисования как средство формирования успешной творческой личности ребенка дошкольного возраста."
Работа по самообразованию....
«Типичные качества творческой личности»
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. И изобразительная деятельность ребенка в детском саду является наиболе...