"Сказка, прочитанная на ночь."
статья по теме

Тимофеева Елена Леонидовна

Статья о роли сказки в воспитании ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка, прочитанная на ночь.

Пожалуй, нет такого ребенка, который не любил бы слушать сказки. Да и большинство родителей с удовольствием их читают своим чадам, но мало кто задумывается о том, что чтение сказок  может служить совершенно разным целям: оно может развлечь или утешить ребенка, дать ему новые знания и избавить от застарелых страхов, подтолкнуть к самостоятельному чтению или вдохновить на творческий порыв.

 Для самых маленьких чтение сказок – это прежде всего общение с родителями, по терминологии выдающегося американского психолога Дж. Кэмпбелла, период «пристального внимания», остро необходимого любому ребенку. Как хорошо, когда папа или мама откладывают все дела, сажают на колени, обнимают за плечи свое чадо. Можно крепко прижаться к маме, слышать ее голос, чувствовать запах ее волос, вместе с ней сопереживать любимым героям, смеяться над их приключениями. Когда ребенок устал или болен, после долгой разлуки или ссоры нет ничего полезнее такого эмоционального «чтения-общения».

 Но, к большому сожалению, перед многими молодыми семьями на первое место выходит проблема нехватки времени для своего ребенка. А учитывая ограниченность круга общения самих родителей, отсутствие рядом близких родственников, готовых оказать помощь и поддержку, возможности гармоничного  развития ребенка дошкольного возраста оказываются резко ограниченными. Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве.  Они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, рассказывая сказки внукам, передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра, любви и красоты.   

 Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас без изменений - некоторые прошли литературную обработку, став, таким образом, понятнее и доступнее современному человеку. Сказка - это кладезь народной мудрости в ней таится громадный ресурс для воспитания и развития детей. Старая поговорка гласит: «Все новое – хорошо забытое старое». Хорошо знакомая, неоднократно прочитанная сказка выступает для малыша  «волшебным зеркалом», в котором отражаются удивительные вещи. Необходима  лишь помощь взрослого человека, чтобы знать, куда смотреть и что ты хочешь там увидеть.

 Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем.

Детская сказка - одно из самых доступных средств  для развития эмоций ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители.

 Также особо значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказки.  Сказка требует от слушателя таких качеств восприятия, как  творческое воображение, развитая наблюдательность; чувство образного слова, авторская позиция понимания внутренних психологических мотивов поведения героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый тип восприятия — эстетический.  Большое внимание этой работе уделял В. А. Сухомлинский. Он подчеркивал, что "сказка — это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший его этап — инсценирование"

Сказка способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей ребенка, она помогает ему взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя, уча сопереживанию, сочувствию, эмпатии. Герои волшебной сказки всегда имеют четкую моральную ориентацию. Здесь нет места полутонам. Добрый – или злой, хороший – или плохой. В стороне остаться невозможно.

Мир не стоит на месте, он постоянно изменяется. Гармонично развитая личность легко «вписывается» в любую обстановку и ситуацию, легко находит контакт с самыми разнообразными людьми, комфортно ощущает себя даже в незнакомой среде. Для развития и социализации этой гармоничной личности наиболее важная информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире.  

     Выбирая детскую сказку для малыша, обязательно учитываются особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна.

 До 2-х лет детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами ("Репка", "Теремок", "Колобок)

С 2-х до 5-и лет начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок.

Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Конечно, это произведение должно развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.

Подводя итог всему сказанному, СКАЗКА…

—помогает ребёнку усвоить родную речь;

— знакомит детей с неизменными эталонами добра и зла;

— формирует в маленьком сердце понимание истинной любви: любви и уважения к родителям, своему отечеству и его  истории,  другим людям;

—  помогает ребёнку освоиться в этой жизни, понять окружающую действительность

— развивает эмоциональный интеллект ребёнка;

— развивает воображение маленького человека, учит фантазировать;

— помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости маленького слушателя;

— социализирует;

— благотворно действует на нервную систему ребенка, успокаивает и лечит его, это доказано!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка "ДЕНЬ И НОЧЬ"

Сказка "ДЕНЬ И НОЧЬ" поможет  педагогам в игровой форме сформировать представления детей об ахроматических цветах спектра....

"Сказка в новогоднюю ночь" праздник в подготовительной группе

Сказка в новогоднюю ночь Действующие лица:Взрослые:·         Ведущий·         Баба Яга·...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Сказка, прочитанная на ночь.»

Мало  кто задумывается о том, что чтение сказок  может служить совершенно разным целям: оно может развлечь или утешить ребенка, дать ему новые знания и избавить от застарелых страхов, подтол...

сказка в новогоднюю ночь.

Сказку сочиняли вместе с Машей. Оцените наше творчество.........

Консультация для родителей "Зачем читать сказки детям на ночь"Дп

Рассказать родителям, почему надо читать детям сказки....

Консультация для родителей: "Какие сказки читать на ночь ребенку"

Сказка на ночь - это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь - это общение с малышом...