Конспект НОД "Знатоки Олимпийских игр"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Конспект занятия разработан с целью формирования представлений о летних и зимних Олимпийских играх средствами технологии развития критического мышления дошкольников для детей подготовительной к школе группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod-_znatoki_olimpiyskikh_igr.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Знатоки Олимпийских игр»
Цель:
Формировать представления о летних и зимних Олимпийских играх средствами технологии развития критического мышления дошкольников.
Задачи:
Обучающие задачи:
- расширять представления детей об Олимпийских играх как мирного соревнования в целях физического совершенствования людей, в котором участвуют народы всего мира;
- упражнять в умении дифференцировать зимние и летние виды спорта;
- закреплять знания детей о символах и ритуалах Олимпийских игр;
- упражнять в умении составлять и разгадывать синквейны;
- совершенствовать умение задавать «тонкие и толстые вопросы»;
- активизировать словарь детей: символ, талисманы, пиктограммы, факел, клятва, девиз, эмблема, пьедестал, параолимпийские игры.
развивающие задачи:
- развивать критическое мышление;
- развивать восприятие, внимание, память, логическое мышление, творческое воображение детей;
-развивать двигательное творчество.
воспитательные задачи:
- вызывать положительный эмоциональный настрой, способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом, воспитывать чувства коллективизма и взаимовыручки.
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация».
Интегративные качества, реализуемые в этом занятии:
- интерес к новому, неизвестному, любознательность, активность;
- отзывчивость, эмоциональность, сопереживание;
- адекватное использование вербальных и невербальных средств общения, умение вести диалог. Обмениваться мнениями, вести дискуссию;
- планирование своих действий, направленных на достижение цели;
- способность решать интеллектуальные и личностные проблемы, осмысление, вырабатывание и отстаивание собственной точки зрения;
-умение работать по правилу и образцу;
- овладение необходимыми умениями и навыками, необходимыми для осуществления разных видов деятельности.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы на спортивную тематику;
- Чтение «Ода спорту» Пьера де Кубертена.
- Сбор информации о летней Олимпиаде в Лондоне-2012г. и зимней Олимпиаде в Сочи-2014г.
- Рассматривание репродукций, альбомов на спортивную тематику;
- Просмотр мультфильмов на спортивную тематику;
- Просмотр видеоматериалов, слайд-презентации, где представлены элементы олимпийских игр – шествие спортсменов, поднятие флага, соревнования;
- Беседы о спорте.
- Экскурсия в ДЮСШ «Лидер», стадион «Локомотив»
- Выставка рисунков «Виват - Олимпиада!;
- Разучивание песен о спорте, знакомство со спортивными маршами;
Оборудование:
Письмо от Печкина, 2 мольберта,2 демонстрационные доски, сигнальные карточки на каждого ребёнка, таблица «ЗХУ», оборудование для игры «Меморина»-8 пар карточек, карточки-загадки для синквейна, карточки с изображением цветных шляп, цветные шляпы, лист ватмана и картинки для кластера, фломастеры, клей-карандаш, памятные медали, музыкальный центр, аудиозаписи.
Приёмы технологии развития критического мышления:
«Верные и неверные суждения», «Таблица «ЗХУ», «Толстые и тонкие вопросы», «Синквейн», «6 шляп мышления», «Кластер».
Ход занятия:
1. Стадия вызова
В.: - Ребята, к нам в сад пришло письмо от почтальона Печкина. Вот, что он нам пишет:
«Дорогие ребята, не могли бы вы нам помочь. Дело в том, что в нашей деревне нет спортивных магазинов. А Матроскин и Шарик собрались на олимпиаду в Лондон в качестве участников. И просят вас купить и прислать им сани, лыжи, коньки и сноуборд. Мечтают завоевать все медали и вернуться с победой. Заранее благодарю, Печкин».
-Ребята, а у нас в городе есть спортивные магазины? (Да, очень много)
-Если мы приобретем сани, лыжи и коньки, мы поможем Матроскину и
Шарику выступить на олимпиаде в Лондоне? (Нет)
- Почему? (В Лондоне летние Олимпийские игры, а заказанный спортивный инвентарь необходим для зимней Олимпиады.)
- Так может они не знают, что существуют летняя и зимняя олимпиады?
- Давайте, поможем нашим друзьям в этом разобраться. Оформим и отправим им письмо - кластер об Олимпиаде. Но, чтобы составить кластер, что нам необходимо сделать? (Собрать информацию, картинки)
Приём «Верные и неверные суждения»
- А что вы знаете об Олимпиаде, мы сейчас проверим. При помощи сигнальных карточек вы будете определять верность () и неверность () моих утверждений.
1) В Лондоне в 2012 году состоится летняя Олимпиада.
2) Для участия в летней Олимпиаде нужны такие спортивные снаряды, как сани, сноуборд, лыжи, коньки.
3) Зимняя Олимпиада в Сочи состоится через три года.
4) Олимпийские игры имеют свои символы.
5) Для игр в Сочи не придумали ни одного символа.
6) Существуют Параолимпийские игры.
7) На параолимпийских играх в Сочи свои талисманы.
- Что ж, я вижу, что какими-то знаниями вы обладаете в полной мере. А о чем-то вы знаете не достаточно. Давайте выясним, что же мы знаем об Олимпийских играх и составим таблицу ЗХУ. Она нам поможет зафиксировать наши знания.
Приём «Таблица «ЗХУ»
Воспитатель заносит в первую колонку информацию с которой дети уже знакомы.
2. Осмысление
- А вторую колонку нам поможет составить «Меморина». Но прежде, давайте разделимся на две команды. Для этого нужно собрать две эмблемы. Сейчас мы выберем карточки. И по моей команде соберем картинку.
Игра «Соберись в команду»
Дети получают ¼ часть разрезной картинки, двигаются под музыку свободно по комнате, с окончанием музыки дети должны собрать картинку.
- Что обозначают ваши картинки? (Это эмблемы летних олимпийских игр в Лондоне и зимних игр в Сочи)
Мы разбились на две команды. И сейчас посоревнуемся. Но как, же мы определим победителя? Для этого, как и на любых соревнованиях, должен быть судья. Разрешите мне взять на себя роль главного судьи? Хорошо, но как представить результат зрителям? (С помощью табло)
-Совершенно верно, на нем будут фиксироваться ваши очки. Как мы можем обозначить летние и зимние виды спорта на табло? (солнышко, снежинка)
Игра «Меморина»
- Мы закончили и видим первые результаты наших соревнований.
Воспитатель определяет, чья команда отрыла больше пар картинок. Фиксирует результат на табло.
- Назовите знакомые Вам картинки (олимпийский флаг, олимпийский огонь, олимпийские медали.)
-Скажите, пока мы открывали пары картинок, у вас возникли какие-то вопросы? Или Вам все об этом известно?
- Как мы можем найти ответы на свои вопросы? (книги, взрослый, интернет)
- А еще, ребята, мы можем пригласить специалиста, эксперта. Таким экспертом в нашем детском саду является наш воспитатель по физической культуре Наталья Геннадьевна.
- Вы можете задать ей вопросы, которые у вас возникли во время игры. Но учтите, что вопросы должны быть тонкими или толстыми.
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
-Мы узнали ответы на некоторые вопросы, об остальном мы будем
говорить на следующем занятии. А сейчас пришло время поиграть,
подвигаться. Предлагаю всем представить себя в роли спортсменов, а
главным тренером будет Наталья Геннадьевна(инструктор по физической культуре).
Подвижная игра «Море волнуется раз…два…три»
Воспитатель предлагает детям изобразить пантомимой летние и зимние виды спорта.
-Право судить, кто лучше изобразил спортсмена, предоставляется
главному тренеру.
- Продолжаем соревнования. Уважаемые команды, займите свои места.
Воспитатель фиксирует результат на табло
Приём «Синквейн»
Следующий этап наших соревнований - синквейн. Но не просто синквейн, а синквейн-загадка. Я предлагаю вам на выбор картинки, возьмите одну, но не показывайте соперникам. Вы должны составить синквейн, а команда противников его разгадать. Кто точнее составит синквейн, тот поможет своей команде заработать еще одно очко. В помощь вам предоставлены схемы синквейна.
3. Рефлексия
- Мы столько сегодня собрали информации. Пришло время ее проанализировать. В этом нам помогут наши волшебные шляпы. Определить, кто под какой шляпой будет выступать, нам поможет
Игра «Найди свою пару».
Дети выбирают карточку с изображением шляпы определённого цвета. Двигаются под музыку, с окончанием музыки находят свою пару. Садятся за столы обозначенные маркерами цветных шляп.
Приём «6 шляп мышления»
- Давайте вспомним, как работают наши шляпы:
а) белая шляпа - факты
б) красная - чувства и эмоции
в) черная ищет недостатки, критикует
Г) желтая шляпа находит достоинства, положительные моменты
- Итак, первыми выступят белые шляпы.
Что вы можете сказать об Олимпиаде? Что нам о ней известно?
- Вторые - это ребята в красных шляпах.
Какие чувства, эмоции у вас вызывает спорт? Олимпиада?
- Третьими будут ребята под черными шляпами.
Какие на ваш взгляд есть недостатки в Олимпийских играх? Что для вас неприемлемо?
- И последними выскажутся желтые шляпы.
Что вы видите хорошего, полезного в Олимпиаде и в спорте вообще?
- А я как главный судья(в синей шляпе) подведу итоги наших соревнований.
Приём «Кластер»
- Ребята, мы сегодня столько вспомнили и узнали нового, что вполне можем начинать составлять кластер для Шарика и Матроскина. Это им поможет разобраться в отличиях между зимней и летней Олимпиадами.
- Давайте определим, что у нас будет в центре? Какая тема? (олимпиада)
-Какой символ нам поможет это отобразить (Олимпийские кольца или знамя-они одинаковые для всех Олимпиад)
-Какие бывают Олимпиады?(Зимняя и летняя) Подберите нужную картинку (солнце, снежинка)
- Какие виды спорта мы отнесем к зимней Олимпиаде? А какие к летней. Разложите картинки на 2 группы.
- Какие еще знания мы можем отобразить в кластере? (символы, талисманы, награды).
-Но мы не все сюда занесли. Что еще мы можем добавить? (спортивные атрибуты, снаряды, спортивные сооружения)
- Ребята, у нас получился хороший кластер. И мы можем его отправить Матроскину и Шарику по электронной почте.
-А сейчас нам необходимо заполнить последнюю колонку нашей таблицы «ЗХУ». Что нового Вы сегодня узнали?
Приём «Таблица «ЗХУ» (продолжение)
Воспитатель заполняет третий столбик в таблице «ЗХУ»
-Какие знания и умения помогли Вам разгадать синквейн и составить кластер? (Наши знания об Олимпийских играх; то, что мы умеем составлять сами разные синквейны и подбирать наиболее точные определения к разным предметам.)
-С какими трудностями вы столкнулись сегодня? Что помогло Вам их преодолеть? (Мы умные и много знаем; то, что мы умеем быть внимательными, у нас хорошая память, мы всё помним).
- О чём Вы обязательно расскажите своим родным и лучшим друзьям?
- Я хочу поблагодарить Вас всех за работу и напомнить слова барона Пьера де Кубертена автора олимпийского девиза из "Оды спорту"
О спорт! Ты — мир!
Ты устанавливаешь хорошие, добрые, дружественные отношения между народами.
О спорт! Ты — благородство!
Ты осеняешь лаврами лишь того, кто боролся за победу честно, открыто, бескорыстно.
- Вы сегодня боролись за победу честно, достойно и открыто. Вам в этом помогла крепкая дружба, поэтому вы награждаетесь памятными олимпийскими медалями.
Дунаева Анна Леонидовна