Конспект НОД "Знатоки Олимпийских игр"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Дунаева Анна Леонидовна

Конспект  занятия  разработан с целью формирования представлений о  летних  и  зимних  Олимпийских  играх  средствами технологии  развития  критического  мышления  дошкольников для  детей  подготовительной  к  школе  группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod-_znatoki_olimpiyskikh_igr.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственно  образовательной  деятельности

Тема: «Знатоки  Олимпийских  игр»

Цель:

Формировать представления о  летних  и  зимних  Олимпийских  играх  средствами технологии  развития  критического  мышления  дошкольников.

Задачи:

Обучающие  задачи:

- расширять представления детей об Олимпийских играх как мирного соревнования в целях физического совершенствования людей, в котором участвуют народы всего мира;

- упражнять  в  умении дифференцировать  зимние  и  летние  виды  спорта;

- закреплять знания детей о символах и ритуалах Олимпийских игр;

- упражнять  в умении  составлять  и разгадывать  синквейны;

- совершенствовать умение задавать «тонкие и толстые  вопросы»;

- активизировать словарь детей: символ, талисманы, пиктограммы, факел, клятва, девиз, эмблема, пьедестал, параолимпийские  игры.

развивающие  задачи: 

- развивать  критическое  мышление;

-  развивать восприятие, внимание, память, логическое мышление, творческое воображение детей;

-развивать  двигательное  творчество.

воспитательные  задачи: 

- вызывать положительный эмоциональный настрой,  способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом, воспитывать чувства коллективизма и взаимовыручки.

Интегрируемые  образовательные  области: «Познание», «Коммуникация», «Физическая  культура», «Социализация».

Интегративные  качества, реализуемые в этом занятии:

- интерес к новому, неизвестному, любознательность, активность;

- отзывчивость, эмоциональность, сопереживание;

- адекватное использование вербальных и невербальных средств общения, умение вести диалог. Обмениваться мнениями, вести дискуссию;

- планирование своих действий, направленных на достижение цели;

- способность решать интеллектуальные и личностные проблемы,        осмысление, вырабатывание и отстаивание собственной точки зрения;

-умение работать по правилу и образцу;

- овладение необходимыми умениями и навыками, необходимыми для осуществления разных видов деятельности.

Предварительная работа:

- Чтение  художественной литературы на спортивную тематику;

- Чтение   «Ода  спорту» Пьера де Кубертена.

- Сбор  информации  о  летней  Олимпиаде в Лондоне-2012г. и зимней Олимпиаде в Сочи-2014г.

- Рассматривание репродукций, альбомов на спортивную тематику;

- Просмотр мультфильмов на спортивную тематику;

- Просмотр видеоматериалов, слайд-презентации,  где представлены элементы олимпийских игр – шествие спортсменов, поднятие флага, соревнования;

- Беседы о спорте.

- Экскурсия в ДЮСШ «Лидер», стадион «Локомотив»

- Выставка рисунков «Виват - Олимпиада!;

- Разучивание песен о спорте, знакомство со спортивными маршами;

Оборудование: 

Письмо от Печкина, 2 мольберта,2 демонстрационные  доски, сигнальные  карточки на каждого ребёнка, таблица «ЗХУ», оборудование  для  игры  «Меморина»-8 пар  карточек, карточки-загадки  для  синквейна, карточки с изображением цветных шляп, цветные  шляпы, лист  ватмана  и картинки для  кластера, фломастеры, клей-карандаш, памятные  медали, музыкальный  центр, аудиозаписи.

Приёмы  технологии  развития  критического  мышления:

        «Верные и неверные  суждения», «Таблица «ЗХУ», «Толстые и тонкие вопросы», «Синквейн», «6 шляп мышления», «Кластер».

Ход занятия:

1. Стадия вызова

В.: - Ребята, к нам в сад пришло письмо от почтальона Печкина. Вот, что он нам пишет:

«Дорогие ребята, не могли бы вы нам помочь. Дело в том, что в нашей деревне нет спортивных магазинов. А Матроскин и Шарик собрались на олимпиаду в Лондон в качестве участников. И просят вас купить и прислать им сани, лыжи, коньки и сноуборд. Мечтают завоевать все медали и вернуться с победой. Заранее благодарю, Печкин».

-Ребята, а у нас в городе есть спортивные магазины? (Да, очень много)

-Если мы приобретем сани, лыжи и коньки, мы поможем Матроскину и

Шарику выступить на олимпиаде в Лондоне? (Нет)

- Почему? (В Лондоне летние Олимпийские игры, а  заказанный  спортивный  инвентарь  необходим  для  зимней  Олимпиады.)

- Так может они не знают, что существуют летняя и зимняя олимпиады?

- Давайте, поможем нашим друзьям в  этом  разобраться. Оформим и отправим им письмо - кластер об Олимпиаде. Но, чтобы составить кластер, что нам необходимо сделать?  (Собрать информацию, картинки)

Приём «Верные и неверные суждения»

- А что вы знаете об Олимпиаде,  мы сейчас проверим. При  помощи  сигнальных карточек вы  будете  определять  верность ()  и  неверность () моих  утверждений.

1)  В Лондоне в 2012 году состоится летняя Олимпиада.

2)  Для участия в летней Олимпиаде нужны такие спортивные снаряды, как сани, сноуборд, лыжи, коньки.

3)  Зимняя Олимпиада в Сочи состоится через три года.

4)  Олимпийские игры имеют свои символы.

5)  Для игр в Сочи не придумали ни одного символа.

6)  Существуют Параолимпийские игры.

7)   На параолимпийских играх в Сочи свои талисманы.

- Что ж, я вижу, что какими-то знаниями вы обладаете в полной мере. А о чем-то вы знаете не достаточно. Давайте выясним, что же мы знаем об Олимпийских играх и составим таблицу ЗХУ. Она нам поможет зафиксировать наши знания.

Приём «Таблица «ЗХУ»

Воспитатель  заносит  в  первую  колонку  информацию с  которой  дети  уже  знакомы.

2. Осмысление

- А вторую колонку нам поможет составить «Меморина». Но прежде, давайте разделимся на две команды. Для этого нужно собрать две эмблемы. Сейчас мы выберем карточки. И по моей команде соберем картинку.

Игра «Соберись  в  команду»

Дети  получают ¼  часть  разрезной картинки, двигаются  под  музыку  свободно  по  комнате, с  окончанием  музыки дети должны  собрать картинку.

- Что  обозначают  ваши  картинки? (Это  эмблемы  летних  олимпийских  игр  в  Лондоне  и  зимних  игр  в  Сочи)

Мы разбились на две команды. И сейчас посоревнуемся. Но как, же мы определим победителя? Для этого, как и на любых соревнованиях, должен быть судья. Разрешите мне взять на себя роль главного судьи? Хорошо, но как представить результат зрителям? (С помощью табло) 

-Совершенно верно, на нем будут фиксироваться ваши очки. Как мы можем обозначить летние и зимние виды спорта на табло? (солнышко, снежинка)

Игра «Меморина»

- Мы закончили и видим первые результаты наших соревнований.

Воспитатель  определяет,  чья  команда  отрыла  больше  пар  картинок. Фиксирует  результат  на  табло.

- Назовите  знакомые  Вам  картинки (олимпийский флаг, олимпийский огонь, олимпийские  медали.)

-Скажите, пока мы открывали пары картинок, у вас возникли какие-то вопросы? Или Вам все об этом известно?

- Как мы можем найти ответы на свои вопросы? (книги, взрослый, интернет)

- А еще, ребята, мы можем пригласить специалиста, эксперта. Таким экспертом в нашем детском  саду  является наш воспитатель по физической культуре Наталья Геннадьевна.

- Вы можете задать ей вопросы, которые у вас возникли во время игры. Но учтите, что вопросы должны быть тонкими или толстыми.

Приём «Толстые  и  тонкие  вопросы»

-Мы узнали ответы на некоторые вопросы, об остальном мы будем

говорить на следующем занятии. А сейчас пришло время поиграть,

подвигаться. Предлагаю всем представить себя в роли спортсменов, а

главным тренером будет Наталья Геннадьевна(инструктор по физической культуре).

Подвижная игра «Море волнуется раз…два…три»

Воспитатель  предлагает  детям  изобразить пантомимой  летние  и  зимние  виды  спорта.

-Право судить, кто лучше изобразил спортсмена, предоставляется

главному тренеру.

- Продолжаем соревнования. Уважаемые команды, займите свои места.

Воспитатель  фиксирует  результат  на  табло

Приём «Синквейн»

Следующий этап наших соревнований - синквейн. Но не просто синквейн, а синквейн-загадка. Я предлагаю вам на выбор картинки, возьмите одну, но не показывайте соперникам. Вы должны составить синквейн, а команда противников его разгадать. Кто точнее составит синквейн, тот поможет своей команде заработать еще одно очко. В помощь вам предоставлены схемы синквейна.

3. Рефлексия

- Мы столько сегодня собрали информации. Пришло время ее проанализировать. В этом нам помогут наши волшебные шляпы. Определить, кто под какой шляпой будет выступать, нам  поможет

Игра «Найди  свою  пару».

Дети выбирают карточку с изображением  шляпы определённого цвета. Двигаются  под  музыку, с окончанием  музыки   находят  свою  пару. Садятся  за  столы обозначенные   маркерами  цветных  шляп.

Приём «6 шляп мышления»

- Давайте вспомним, как работают наши шляпы:

а) белая шляпа - факты

б) красная - чувства и эмоции

в) черная ищет недостатки, критикует

Г) желтая шляпа находит достоинства, положительные моменты

- Итак, первыми выступят белые шляпы.

Что вы можете сказать об Олимпиаде? Что нам о ней известно?

- Вторые - это ребята в красных шляпах.

Какие чувства, эмоции у вас вызывает спорт? Олимпиада?

- Третьими будут ребята под черными шляпами.

Какие на ваш взгляд есть недостатки в Олимпийских играх? Что для вас неприемлемо?

- И последними выскажутся желтые шляпы.                          

Что вы видите хорошего, полезного в Олимпиаде и в спорте вообще?

- А я как главный судья(в синей шляпе) подведу итоги наших соревнований.

Приём  «Кластер»

- Ребята, мы сегодня столько вспомнили и узнали нового, что вполне можем начинать составлять кластер для Шарика и Матроскина. Это им поможет разобраться в отличиях между зимней и летней Олимпиадами.

- Давайте определим, что у нас будет в центре? Какая тема? (олимпиада)

-Какой  символ нам  поможет  это  отобразить (Олимпийские  кольца  или  знамя-они  одинаковые  для   всех  Олимпиад)

-Какие бывают Олимпиады?(Зимняя и летняя) Подберите нужную картинку (солнце, снежинка)

- Какие виды спорта мы отнесем к зимней Олимпиаде? А какие к летней. Разложите картинки на  2  группы.

- Какие еще знания мы можем отобразить в кластере? (символы, талисманы, награды).

-Но мы не все сюда занесли. Что еще мы можем добавить? (спортивные атрибуты, снаряды, спортивные сооружения)

- Ребята, у нас получился хороший кластер.  И  мы  можем  его  отправить  Матроскину  и  Шарику  по  электронной  почте.

-А сейчас  нам  необходимо  заполнить   последнюю  колонку  нашей  таблицы «ЗХУ».  Что  нового  Вы  сегодня  узнали?

Приём «Таблица «ЗХУ» (продолжение)

Воспитатель  заполняет  третий  столбик в  таблице «ЗХУ»

-Какие  знания  и  умения  помогли  Вам  разгадать  синквейн  и  составить  кластер? (Наши  знания  об  Олимпийских играх; то, что  мы  умеем  составлять  сами  разные  синквейны и  подбирать  наиболее  точные  определения    к  разным  предметам.)

-С  какими  трудностями  вы  столкнулись  сегодня? Что  помогло  Вам  их  преодолеть? (Мы  умные  и  много  знаем;  то,  что  мы  умеем  быть  внимательными, у  нас  хорошая  память, мы  всё  помним).

- О чём  Вы  обязательно  расскажите своим  родным  и  лучшим  друзьям?

- Я  хочу поблагодарить Вас всех за работу  и  напомнить слова барона  Пьера  де  Кубертена  автора  олимпийского  девиза  из  "Оды спорту"

О спорт! Ты — мир!

Ты устанавливаешь хорошие, добрые, дружественные отношения между народами.

О спорт! Ты — благородство!

Ты осеняешь лаврами лишь того, кто боролся за победу честно, открыто, бескорыстно.

- Вы  сегодня  боролись  за  победу  честно, достойно и открыто. Вам в этом  помогла  крепкая дружба, поэтому  вы  награждаетесь  памятными  олимпийскими  медалями.

Дунаева  Анна Леонидовна