Игра в жизни ребёнка
статья по теме

статья из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_v_zhizni_rebyonka.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре, которая является важнейшим видом детской деятельности. Взрослыми игра используется в целях воспитания ребёнка, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. В игре дети получают первый опыт коллективного мышления, поскольку будущее ребёнка связано с общественно полезным трудом, требующим от него участников совместного решения задач, направленных на получение общественно полезного продукта. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания или психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей , от правильного методического руководства, взаимоотношениями детей от чёткой организации и проведения всевозможных игр. Влияние игры проявляется и в личных качествах ребёнка : (дружелюбие, гуманность , трудолюбия, целеустремлённости , активности , организаторских умений, формированием отношения к труду , учёбе ).Решению этого вопроса способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры. Это игры , которые , создаются самими детьми . В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых Игра - отражение жизни. В ней всё « как будто » « понарошку», но в этой условной обстановке , которая создаётся воображением ребёнка, много настоящего .Ребёнок знает, что кукла и машина - только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не « поправдашний » лётчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом , храбрым моряком, который не боится опасности, по настоящему гордится своей победой. Игра - самостоятельная деятельности, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель совместные усилия к её достижению , общие интересы и переживания . Дети сами выбирают игру, сами организуют её. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определённой цели, помогает воспитывать целенаправленность. Игра - важное средство умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводят различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов , ребёнок размышляет над тем , что видел, о чём ему читали и говорили , смысл многих явлений , их значение становится для него более понятным .Интересные игры , например: « Карусель » , « Весёлый поезд » , « Воробушки и кот », « Самолёт » , « Ловишки » и т. д. создают бодрое, радостное настроение ,делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности . Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо

развиваться, станет вялым , если он лишён увлекательной игры .Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя , шофёра, лётчика, космонавта и т.д. ,в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нём участие. Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлечённо дети мастерят, готовясь к игре - уже в определённом образе: например Миша Тришкин и Павлик Шишкин видят себя в роли моряков, строят корабль, делают спасательные круги . Аня Ускова и Ира Кулиничева видят себя в роли врача и медсестры, оборудуют поликлинику. Иногда в настоящую работу ребёнок вводит игровой образ. Так, например Кристина Матыкина надевая белый фартучек и косынку, чтобы делать печенье, она превращается в рабочего кондитерской фабрики. Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников – рисованием лепкой, конструированием и т.п. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего: можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи. Таким образом, творческая игра, как важное средство всестороннего развития детей связано со всеми видами их деятельности. Игра - важнейшая самостоятельная деятельность, которая имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. В игре раскрываются особенности каждого ребёнка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдая за детьми можно найти правильный подход к каждому ребёнку. Основной путь воспитания в игре - влияния на её содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Тема игры - это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя раз - личные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребёнок изображает человека определённой профессии (учитель, капитан, шофёр) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей сказок. Создавая игровой образ, ребёнок не только выражает своё отношение к выбран -ному герою, но и проявляет личные качества. Например « У медведя во бору », « Волк и семеро козлят ». Все девочки бывают мамами, но каждая придаёт роли свои индивидуальные черты. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны. Игра с куклами в дочки - матери существовала во все времена. Это естественно: семья даёт ребёнку первое впечатление об окружающей жизни, родители - самые близкие, любимые люди, которым прежде всего хочется подрожать. Закономерно также, что куклы привлекают главным образом девочек, ведь о детях больше

заботятся мамы и бабушки, однако, если мальчикам не внушать презрения к таким играм (« Зачем тебе кукла, ты ведь не девочка »), и они с удовольствием бывают папами выполняют домашние обязанности, возят в коляске малышей. Наблюдая поведение ребёнка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: например Ксюша Бахмутская вытирает пыль с кукольной мебели,  метёт пол в своём « доме », а Тома Пояркова стирает кукольное бельё. Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребёнка в будущем, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Так же большую роль в жизни ребёнка играют обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребёнку правила игры или объясняя конструкцию игрушки даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-этического воспитания дошкольников. Активность детей в обучающих играх носит в основном репродуктивный характер : дети, решая игровые задачи с заданной программой действий, лишь воспроизводят способы их осуществления. Активность в данном случае может проявляться в произвольном выборе более удачного способа действия. На основе сформировавшихся умений дети могут затевать самостоятельные игры, в которых будет больше элементов творчества. К группе игр с фиксированной программой действия относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры - драматизации, игры - развлечения. Подвижные игры , как уже отличалось , способствуют совершенствованию основных движений , выработке нравственно - волевых качеств , косвенно влияют на умственное и эстетическое воспитание дошкольников . Они могут быть сюжетными и бессюжетными. Дидактические игры мы используем в основном в целях умственного воспитания детей. В этих играх ребята учатся согласовывать действия подчиняться правилам игры, регулировать свои желания в зависимости от общей цели: например « один и много », « Найди такую же », « Лото » и т.д. Музыкальные игры, которые могут быть хоровыми, сюжетными и бессюжетными , часто сочетают в себе элементы дидактических и подвижных игр. Они влияют не только на эстетическое воспитание детей, но и на их физическое и умственное развитие. Важное значение для эстетического воспитания детей имеют

и театрализованные игры, например инсценированние сказок « Храбрый заяц »,          « Колосок ». Игры - развлечения, повышают эмоционально - положительный тонус, способствуют развитию двигательной активности, питают ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями. Игры - забавы создают благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком. Развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребностей, в знаниях, становлению мативановой  деятельности - учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребёнка к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей - Игра в жизни ребёнка. Почему дети играют? Зачем нужна игра?

«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин)«Игра - школа морали в действии» (АН. Леонтьев)...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в жизни ребёнка. Игра в жизни взрослого»

Значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить....

Мастер-класс для воспитателей «Игра в жизни ребёнка. Игра в жизни взрослого»

Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода....

Консультация "Роль игры в жизни ребёнка. Как играть вместе с ребёнком".

Консультация "Роль игры в жизни ребёнка. Как играть вместе с ребёнком"....

Консультация для родителей "Дидактические игры в жизни ребёнка второго года жизни"

Консультация для родителей "Дидактические игры в жизни ребёнка второго года жизни"...

Мастер - класс для педагогов " Игра в жизни ребёнка", "Игра в жизни взрослого"

Мастер - класс для педагогов ДОУ проводится с целью развития профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов....