Психогимнастика для дошкольников.
учебно-методическое пособие по теме
Что такое психогимнастика? Методические рекомендации. Программа занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazyk_dvizheniy_psikhogimnastika.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЯЗЫК ДВИЖЕНИЙ ПСИХОГИМНАСТИКА
занятия по психогимнастике
ПСИХОГИМНАСТИКА родилась на стыке практической психологии и актерского искусства выразительных движений. Наши переживания и чувства «прочитываются» окружающими по глазам, по наклону головы, по походке, по движениям рук и губ. Большую часть информации друг о друге мы получаем при помощи невербального, бессловесного языка — языка мимики и жестов. Порой нам стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних. От актера, напротив, требуются утрированные, подчеркнуто выразительные движения: по ним зритель должен безошибочно опознать душевные переживания героя. Причем мы никогда не перепутаем мимику лица и движения, выражающие скорбь, с выражением радости. И актер на сцене, и зрители в реальной жизни пользуются одним и тем же языком жестов, при том условии, что они принадлежат одной культурной традиции. (Угадать чувства восточного человека, например японца или китайца, для живущих в России будет значительно труднее.) Невербальному языку, как и словесной речи, мы обучаемся с детства. У него есть свои законы и правила. Умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития часто отличают не только бедность словарного запаса и неразвитая речь, но и неразвитость эмоций, неумение выражать свои чувства. Как следствие, такие дети некоммуникабельны: не умеют играть, с ними неинтересно общаться. В практике коррекционной педагогики встречаются случаи, когда детей обучают говорить через обучение грамоте, чтению. Так и эмоциональную сферу ребенка можно развивать через обучение языку движений, через узнавание чужих эмоций по их мимическим проявлениям. Этой задаче и служит психогимнастика. Сегодня мы познакомим читателей с разработками занятий по психогимнастике руководителя физического воспитания из г. Магадана Галины Гончарук. В ее работе они включены в систему общей физической подготовки в качестве специальных оздоровительных комплексов, в первую очередь для детей, страдающих неврозами и легкими задержками психического развития. |
Младшая группа У НАС В ГОСТЯХ СОБАЧКА Программное содержание:
1.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: Дети заходят в зал, подходят к ведущему, который предлагает им отгадать загадку: Вы послушайте загадку Если косточку грызет, Дети отвечают: «Собака». Ведущий: Вы, ребята, походите, Дети ходят врассыпную по залу, не наталкиваясь друг на друга, ищут спрятанную собачку, находят и несут ведущему. Ведущий: Друг друга за руки возьмите Упражнение «Мы за Шариком идем»: ходьба змейкой, взявшись за руки, способствующая успокоению и организации. Шарик сядет-посидит Спокойная ходьба друг за другом по кругу, в центре которого сидит игрушечная собачка. 2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1) "Собачка прислушивается" Собачка услышала шорох, остановилась и прислушивается. 2)"Кто пришел?" Не пришлось собачке долго прислушиваться. Появился мальчик. Собака рада ему. Выразительные движения: Собака подпрыгивает (стоя на двух ногах), виляет хвостом, прижимая передние лапы к полу (стоя на четвереньках и предплечьях), взвизгивает от радости. Мальчик тоже рад. Выразительные движения: Мальчик улыбается, протягивает к собаке широко расставленные руки, треплет собаку по голове, приседает к ней. 3)"Ласка" Мальчик сидит на стуле (или на корточках) и гладит собаку по голове. Выразительные движения: Мальчик улыбается, а собака прикрывает глаза от удовольствия и все ближе и ближе придвигает голову к мальчику. Вторая фаза: 1) Беседа "Какие бывают собаки" Ведущий говорит: 2) Этюд "Собака лает и хватает за пятки" Мальчик гуляет. На дороге сидит собака. Увидев мальчика, она начинает лаять и бросаться на него, пытаясь достать до ног и укусить. Выразительные движения: Собака лает, припадая на передние лапы и пятясь назад. Мальчик боится, что она его укусит, и, повернувшись к ней лицом, начинает медленно пятиться назад, на лице у мальчика испуг, глаза большие, брови приподняты. Мальчик изредка произносит «фу», пытаясь отогнать собаку, машет на нее рукой. 3) Минута шалости Дети предоставлены сами себе, прыгают, кружатся, танцуют и др. По сигналу ведущего дети приступают к занятию. Сигналом может быть включение света, удар в бубен и т.д. Третья фаза: 1) Этюд "Жадный пес" Ведущий говорит детям: «А еще бывают жадные собаки, послушайте об одной такой». Читает стихотворение В.Квитка: Жадный пес Дети имитируют действия, о которых говорится в стихотворении. Ведущий говорит: 2) Этюд "Вкусные конфеты" У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По лицам детей видно, что угощение вкусное. Мимика: Жевательные движения, улыбка. 3) Подвижная игра: "Лохматый пес" Один из детей изображает пса. Он ложится на пол, положив голову на протянутые вперед руки. Остальные дети гурьбой тихонько подходят к нему под чтение стишка: Вот лежит лохматый пес, Дети начинают будить пса, наклоняются к нему, произносят его кличку, хлопают в ладоши, машут. Пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются. Пес гонится за ними, старается схватить кого-нибудь. Когда все дети разбегутся, пес опять ложится на землю, и игра возобновляется. Играют 2–3 раза. Четвертая фаза: Этюд "Спящий щенок" Дети исполняют роль щенят, которые лежат на коврике и засыпают. У щенка мерно поднимается и опускается животик, изредка вздрагивают лапки. Этюд можно сопровождать музыкой Р.Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная). Средняя группа ПРОГУЛКА В ЛЕС Программное содержание:
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: 1) Дети заходят в зал Ведущий обращается к детям: Дети идут по залу змейкой, взявшись за руки, произнося слова: Мы длинной вереницей 2) "Гуляем по полянке" Ходьба врассыпную по залу, не наталкиваясь друг на друга. 3) Игра "Чьи голоса?" Ведущий предлагает детям послушать и запомнить, чьи голоса слышны в лесу. Используется грамзапись или звукоподражание. Издающий звуки находится за дверью или за ширмой. Ведущий предлагает детям рассказать, чьи голоса они слышали. 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Первая фаза: 1) "Кузнечик" Девочка гуляла в лесу и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг – и вот уже стрекочет совсем в другом месте. Выразительные движения: Шея вытянута вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперед, ступать на кончики пальцев. 2)"Тим и Том" В лесу живут два медвежонка – Тим и Том. Они съели вкусные, но немытые яблоки, и у них разболелись животы. Медвежата жалуются: Ой, ой, живот болит! Выразительные движения: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, туловище согнуто, живот втянут, руки прижаты к животу. 3)"Медвежата выздоровели" Заболели медвежата Том и Тим. К ним пришел доктор Зай. Он вылечил медвежат. И стало очень хорошо. Не болят больше животы у Тима и Тома. Выразительные движения: Положение сидя, ноги раздвинуты, тело отклонено назад, подбородок слегка приподнят, улыбка. Вторая фаза: 1) "Король Боровик не в духе" Ведущий читает стихотворение, а дети действуют согласно тексту. Шел король Боровик (В.Приходько) 2) Минута шалости О сигнале к продолжению занятия нужно договориться с детьми заранее. Третья фаза: 1) Этюд "Разные настроения" Ведущий читает текст стихотворения, а дети изображают мимикой различные эмоциональные состояния, описанные в тексте. Ox, как плачет малыш – А смеется малыш – А уж слезы текут – Улыбается малыш – Вот какой малыш – (Е.Юдин) 2) Подвижная игра: "Сова" Водящий – сова. Она сидит в гнезде и спит. Дети начинают бегать и прыгать по всему залу. Ведущий говорит: «Ночь!» Сова открывает глаза и начинает летать. Дети замирают. Кто пошевелится – становится совой. Игра продолжается. Четвертая фаза: "Кукушонок кланяется" Кукушка кукушонку Во время этюда ребенок наклоняет корпус вперед-вниз без всякого напряжения, как бы бросая его, затем выпрямляет корпус. Старшая группа ПРЕВРАТИТЬСЯ 1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: Дети по команде переходят на – спокойный шаг, – хороводный шаг, – семенящий шаг, – ходьбу на носках, – спокойный шаг. 2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Первая фаза: 1) "Встреча друг с другом" У мальчика был друг. Но вот настало лето и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал. Скучно без друга. Но вот прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и видит, как навстречу ему идет его друг. Как же они обрадовались друг другу! Выразительные движения: Объятия, улыбка. 2) "Я так устал" Маленький гном несет на плече большую еловую шишку. Вот он остановился, положил еловую шишку у своих ног и говорит: «Я так устал, я очень устал». Выразительные движения: стоять, руки висят вдоль тела, плечи опущены. 3)"Грязь" Мальчик обул новые ботинки и пошел в гости к своему другу. Ему надо было перейти дорогу, где шли ремонтные работы и было все раскопано. Недавно прошел дождь, и на дороге было грязно и скользко. Мальчик шел осторожно, стараясь не пачкать ботинки. Выразительные движения: Походка должна производить впечатление, что ребенок идет по грязи, ступая на кончики пальцев как бы нехотя и делая вид, что он выбирает более чистое место. Вторая фаза: 1)Капитан Ребенок представляет себя капитаном. Капитан стоит на мостике корабля и смотрит вперед. Вокруг темное небо, высокие крутые волны, свистит ветер. Но не боится капитан бури, он чувствует себя сильным, смелым и уверенным. Он довезет свой корабль до порта назначения. Выразительные движения: спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед; иногда подносит к глазам воображаемый бинокль. 2) Этюд "Робкий ребенок" Ребенок первый день в детском саду, он робеет. Выразительные движения: сидит на кончике стула очень прямо, колени сдвинуты, пятки и носки сомкнуты, локти прижаты к телу, ладони лежат на коленях, голову опустить. 3) Минута шалости Третья фаза: 1) Этюд "Посещение больного" Разыгрывается в группах. Один ребенок изображает больного, другие без слов выражают ему сочувствие. 2) Игра "Четыре стихии" Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все опускают руки вниз, «вода» – вытянут руки вперед, «воздух» — руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. 3) Подвижная игра "Сова" Ночь: сова летает, кто пошевелится – становится совой. Четвертая фаза: 1) Этюд "Штанга" Ребенок изображает, как он поднимает тяжелую штангу. Потом бросает ее и отдыхает. 2) "Я не знаю" Мальчика-незнайку о чем-то спрашивают, а он только пожимает плечами да разводит руками: «Не знаю, не имею понятия. Ничего не видел». Выразительные движения: приподняты брови, опущены уголки рта, приподняты на миг плечи, руки слегка разводятся, ладони раскрыты. 3) "Шалтай-болтай" Дети садятся на пол и качаются из стороны в сторону, опираясь то на правую, то на левую руку попеременно. Приговаривают: Шалтай-болтай сидел на стене, (Перевод с английского С.Маршака) 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ спокойная ходьба.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психогимнастика для дошкольников по М.И. Чистяковой для детей 6-7 лет
Картотека психогимнастики М.И Чистяковой...
Психогимнастика для дошкольников по М.И. Чистяковой для детей 5-6 лет
Психогимнастика М.С. Чистяковой. Картотека игр и этюдов для детей 5-6 лет...
Психогимнастика для дошкольников по М.И. Чистяковой для детей 3-5 лет
Психогимнастика М.С. Чистяковой. Картотека игр и этюдов для детей 3-5лет...
экологические этюды по психогимнастике для дошкольников
СолнышкоЯ - яркое и теплое солнышко! Мне так хорошо находиться высоко-высоко и смотреть с высоты на землю. Но вдруг меня закрыла тучка! Мне стало так грустно, даже захотелось заплакать. Я позвало на п...
Психогимнастика для дошкольников
В статье раскрывается значение и сущность психогимнастики, приведены примеры психогимнастикических упражнений. ....
картотека психогимнастик для дошкольников
картотека психогимнастических этюдов для детей дошкольного возраста...
Презентация "Психогимнастика для дошкольников"
Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Задачи психогимнастики: 1. Обучение дет...