Если не мы, то кто же...?
статья по теме

Гришина Галина Семеновна

Данная статья является рассуждением на тему  о том, кто такой логопед, каким должен быть настоящий Логопед и какое значение он имеет в жизни ребенка и его семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esli_ne_my_to_kto_zhe.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

                         Если не мы, то кто же…?

Гришина Галина Семеновна

Учитель-логопед высшей кв. категории

Педагогический стаж – 25 лет. 

Стаж работы в данном учреждении – 25 лет.

Более 25 лет я работаю учителем – логопедом в ГБОУ д./с. № 2639. За эти годы наше учреждение трижды сменило свое название, но задачи логопеда остались неизменны: помочь детям преодолеть имеющиеся речевые нарушения, способствовать становлению личности ребенка, его социализации. Проблема речевого развития подрастающего поколения всегда стояла очень остро, но сейчас, в связи с экономическими и экологическими кризисами, все больше приходит к нам детей с речевыми дефектами. Профессия учителя–логопеда становится все более востребованной.  

   Современный логопед – интеллигентный и разносторонне развитый человек, обладающий широкими и многообразными умениями и навыками. В первую очередь, логопед – это учитель. Мы обучаем ребенка правильной, красивой речи, учим слову, воспитываем словом, учим бережному отношению к слову, любви к русской речи. В детский сад приходит ребенок с массой нарушенных звуков. Порой разборчивость речи ребенка так сильно нарушена, что его не понимают окружающие, даже мама не понимает, о чем он говорит. Через 2 -3 года из стен нашего учреждения выходит первоклассник, который может свободно поговорить не только со своими сверстниками, но и со взрослыми. Мы воспитываем интересного собеседника.

   Логопед –  волшебник, совершает маленькое чудо, исправляя недостатки речи, и тем самым изменяет жизненные позиции детей.

   Логопед, как строитель, кирпичик за кирпичиком совершенствует  языковые возможности своих воспитанников, расширяет их коммуникативные способности. Каждый случай  нарушения речи индивидуален, и следует умело подобрать методы и приемы исправления этих нарушений. Детский сад – одна из первых значимых ступенек в начале жизненного пути малыша, его фундамент. От того, как заложен фундамент, зависит прочность дома, а значит, зависит и будущее наших детей. Переступая порог детского сада, ребенок делает первый шаг в новый удивительный незнакомый мир, и именно мы – педагоги должны направить его в нужное русло. Это мы – педагоги стоим  у истоков судьбы ребенка, жаждущего нашей помощи. Если не мы, то кто же? Огромную радость я получаю от успехов своих подопечных и радуюсь не меньше, чем родители.

   Учитель-логопед должен быть хорошим психологом, так как речь тесно связана с высшими психическими процессами. Дети с различными речевыми нарушениями часто обладают неустойчивой психикой, нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. Мои воспитанники -  дети 5-ти летнего возраста: Андрей, Мария, Максим, Владик и др., как правило, тревожные, неуверенные, испытывающие коммуникативные трудности, отстающие в развитии познавательных процессов. Каждый из них требует к себе особого внимания и подхода, каждому надо протянуть руку помощи и принять его таким, каким он есть.         Любой сможет справиться со всеми  трудностями, если будет знать, что ему доверяют, в него верят. Есть родители, которые уже заранее предрешили судьбу своего ребенка: « Зачем ему  учиться, если он, как и я пойдет торговать на рынок или будет простым рабочим». Педагоги не могут согласиться с данной предрешенностью. Наша задача -  помочь ребенку поверить в свою полноценность, вселить уверенность в его многочисленные способности, помочь проявить, реализовать себя, раскрыть его положительные качества. Мы работаем над тем, чтобы каждый ребенок имел право быть счастливым.

   Часто дети, имеющие тяжелые нарушения речи, пассивны в общении. Причины этой пассивности прежде всего в нарушении звукопроизношения, бедном словарном запасе, нарушении связной речи. Такие дети замыкаются в себе, на занятиях малоактивны.  Марина  поступила в группу с тяжелыми нарушениями звуков. В глазах наблюдался страх, тревожность, неуверенность в успехе. Но вместе с ней мы преодолели все трудности. Сегодня это самый озорной и веселый ребенок в группе. Как здорово она читает стихи: неуверенность и страх исчезли. Приятно наблюдать, как она радуется своим достижениям, а вместе с ней радуюсь и я.

   К любому ребенку, даже самому некоммуникабельному, можно найти подход, зная о его интересах. Так, Вика очень любит кошек. Для составления предложений, рассказов я подбирала фигурки этого животного, за старательную работу дарила наклейки котят, « приглашала  их в гости », для кошечки мы с Викой разучивали стихотворения, устраивали для нее праздники.

   Максим, с диагнозом ММД – гиперактивный ребенок, не может усидеть на месте, на занятиях разговаривает, мешает другим ребятам, постоянно дерется, отказывается выполнять задания. Но он очень любит выполнять поручения. И я использую это на индивидуальных занятиях. Например: при автоматизации звука «Ш» прошу собрать со стола картинки, назвать их.

« Ребята перепутали картинки. Пожалуйста, расставь их правильно» -  прошу я. Незаметно для Максима, мы вместе с ним пересказываем текст по картинкам. Результаты, хоть и незначительные, имели положительную динамику.

   В своей работе я руководствуюсь основными принцами взаимодействия с ребенком:

1. Не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном.

2. Общаться эмоционально, ласково. Монотонная речь быстро утомляет ребенка,   пропадает интерес к занятию.

3. Побольше использовать похвалы. Это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенность. Вот несколько способов одобрения: « Молодец, правильно», «Как здорово у тебя сегодня получилось», «Сегодня намного лучше, чем вчера», «Умница» и т.д.

4. Постоянно поддерживать зрительный и тактильный контакт с воспитуемым. Если ребенок напряжен, то необходимо привлечь внимание: можно взять его руку в свою, погладить по плечу, встретиться глазами, улыбнуться.

   Необходимо создать атмосферу, которая помогает пробудить у детей интерес к процессу обучения, чувство уверенности в собственных силах. На каждом занятии мы с ребятами отправляемся в увлекательное путешествие в  волшебную страну звуков и слов. Детям предстоит узнать много интересного и важного, научиться вместе играть, помогать друзьям, а главное -  красиво и правильно говорить. Необходимо учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения.

   В наш сложный компьютерный век ребенок сталкивается с одиночеством, жестокостью и безразличием. Дети не умеют общаться друг с другом. Очень часто можно видеть, как в группе дети начинают драться из-за игрушки, из-за стула и места, где они хотят сидеть, из-за ручки или листка с заданием. Все они хотят быть первыми, никто не уступит друг другу. Давайте посмотрим, с какими игрушками приходит ребенок в детский сад : роботы – трансформеры, пираты, пистолеты, кукла BRATZ, Человек-Паук. Ничему доброму эти современные игрушки, по-моему, не научат.

  Именно мы - педагоги должны помочь детям стать чуткими, щедрыми, милосердными, вежливыми, мы должны поставить заслон жестокости, черствости.

   Еще В.А. Сухомлинский говорил: « Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать».  Всего этого можно добиться через игру, так как игра – основной вид деятельности дошкольников. В игре ребенок живет, это его мир, его действительность. Все новое, что дошкольник узнает играя, надолго сохраняется в его памяти. На занятиях я использую различные игровые моменты: сюжет, воображаемые ситуации, ролевые действия. Беру игрушки, изображающие животных, литературно – сказочных персонажей, героев детских телепередач и мультфильмов. Игрушка  вызывает положительные эмоции у ребенка, она добрая, симпатичная, эстетичная. Логопед становится артистом. Любое слово, фразу надо произнести так, чтобы и ребенку захотелось  говорить красиво. Очень радостно наблюдать, как ребята начинают копировать, подражать героям сказок, рассказов, принимают на себя роль. Каждый персонаж со своим характером, настроением, своей манерой поведения. С каким интересом ребята начинают помогать Незнайке или Буратино: они часто попадают в «нелепые ситуации», не знают, как выполнить то или иное задание, задают «глупые» вопросы. И именно в этот момент малыш раскрывается, раскрепощается, так как он общается не с логопедом, а оказывает помощь Незнайке и гордится этим.

  .

 

 На своих занятиях хочется увлечь детей, удивить их, вызвать положительные эмоции. Но и дошкольники иногда поражают меня, заставляют повеселиться своими непосредственными детскими высказываниями. Например:

Логопед: «Назовите самое длинное слово»

Света, 6 лет: «Гусеница, потому что она самая длинная».

Тема. Домашние животные.  

Ваня, 5,5 лет, классифицирует семейство животных: « Папа – баран, мама – баранка».

Ставим звук «Р»

Никита, 5 лет: « Я скоро буду рычать как рыба».

   

  Логопед – это и музыкант.  На своих занятиях мы совершенствуем фонематический слух, развиваем речевое дыхание, пропеваем гласные звуки, учимся слышать звуки в речевом потоке, выделять их, работаем над темпом, ритмом речи.

  В нашем дошкольном образовательном учреждении созданы благоприятные комфортные условия для воспитанников. Приходя в детский сад, малыши попадают в теплую домашнюю обстановку. Чем комфортнее почувствует себя ребенок в детском саду, тем успешнее он будет в жизни. Именно в детском саду дети получают навыки, которыми потом будут пользоваться на протяжении всей жизни. Жизнь дошкольника в детском саду -  это самое благоприятное время, когда занятия с детьми приносят щедрые плоды.

   Я счастлива тем, что выбрала себе такую гуманную и необходимую детям профессию.  Профессия педагога – это одна из самых древних и сложных профессий, но в тоже время самая интересная и нужная россиянам. Это огромное счастье – работать на детей, вместе с ними радоваться их достижениям. Самая главная для меня награда – это детская улыбка, звонкий радостный смех моих детишек. Я люблю свою работу. С радостью прихожу каждый день в группу, встречаюсь с  глазами детей, полными любви и доверия. Я знаю, что ко мне подбежит Настя, обнимет и спросит: « А Вы меня сегодня возьмете на занятия? А какую буковку мы сегодня будем проходить?»    Интересно, а какими вопросами меня сегодня завалит неугомонный «почемучка» Дима? Приятно осознавать, что я кому-то каждый день нужна, что мне стараются подражать, что кто-то стремится к совершенству. Любят  они преподносить сюрпризы мне и родителям. В беседах  родители, чаще мамы,  рассказывают, как их дети то в ванной, то лежа вечером в кровати что–то шепчут, издают какие – то непонятные звуки. Оказывается, они самостоятельно делают «моторчик», чтобы на занятии удивить всех. И хотя через год – два многие  забудут мое имя, я уверенна, что  в их памяти останутся мои занятия. Я горжусь тем, что в достижениях моих бывших воспитанников есть частичка и моего труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации натему:"Здость и жестокость", "Если ребёнок вынуждает вас делать покупки", "Если в семье появился ещё один ребёнок"

Если в семье появился еще один ребенок   Появление нового ребенка в семье всегда знаменует собой большие перемены независимо от того, родится ли этот ребенок у родителей, будет ли он р...

«Если хочешь быть здоровым - спортом занимайся, если хочешь счастлив быть больше улыбайся!»

Физкультурное  мероприятие с детьми подготовительной группы и родителями...

Консультация для родителей " Если ребёнок балуется" , "Если ребёнок плохо ест", "Если ребёнок дерётся" , "Если ребёнок закатывает истерики"

В данном материале содержатся рекомендации, как избежать этих проблем и что делать, если они уже есть. Уважаемые родители, просьба почитать данный материал и  возможно кому это пригодится....

Шпаргалки для родителей: "Если ребенок ябедничает", "Если ребенок испытывает страхи".

Шпаргалки для родителей:  "Если ребенок ябедничает", "Если ребенок испытывает страхи"....

Консультации для родителей(что делать если ребёнок ворует,если ребенок не слушается,«Воспитание дружеских отношений в игре»,Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?)

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного ча...