«Использование моделирования в развитии связной речи дошкольников»
консультация по теме
Представлен материал по использованию метода моделирования в развитии речи детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_modelirovaniya_v_razvitii_svyaznoy_rechi_doshkolnikov.docx | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование моделирования в развитии связной речи дошкольников»
«Чтобы обучить другого,
требуется больше ума,
чем чтобы научиться
самому».
Мишель де Монтень
(французский писатель и философ)
Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Обследование детей с ОНР выявило у них отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, смысловые пропуски, длительные паузы на границах фраз или их частей (не несущие смысловой нагрузки). Это свидетельствует о трудностях в программировании связных монологических высказываний.
Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.
Что такое наглядное моделирование?
Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Это опорные схемы, мнемотаблицы, пиктограммы, предметные картинки. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Средства наглядного моделирования используются при обучении дошкольников:
- Пересказу;
- Составлению описательного рассказа о единичных предметах;
- Составлению рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине;
- Составлению рассказов из личного опыта;
- Рассказыванию (с элементами творчества).
При этом метод наглядного моделирования способствует:
- усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями);
- передачи события при помощи заместителей;
- овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины;
- определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
- формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;
- обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине.
Формирование связной речи - наиболее сложный раздел коррекционного обучения.
Рассмотрим использование наглядного моделирования, представленного в виде картинно-графического плана высказывания, в формировании различных видов речевой деятельности.
- Пересказ текстов.
Пересказ - более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приёмы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Картинно-графический план выступает здесь как средство мнемотехники (мнемотехника, или мнемоника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций).
С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки и т.д.
II. Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин.
При составлении различных по сложности рассказов усиливается роль и значения моделирования и композиционного оформления сюжета, самостоятельного отбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка. Дети с ОНР испытывают трудности в построении сюжета, тут им на помощь приходит картинно-графический план. Он служит моделью рассказа, и ребенку, при наличии наглядной опоры остается самостоятельно подобрать лексический материал, построить предложения. Прежде, чем дать детям задание составить рассказ по серии картин, необходимо подготовительная работа: рассмотреть внимательно все картинки серии, отметить, что главное на каждой из них, определить сюжетную линию и т.д. Часто при составлении рассказа дети упускают диалоги героев, слова-признаки, характеризующие и описывающие персонажей.
III. Составление описательных рассказов по сюжетной картине.
Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т.е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин - развитие событий - итог.
При составлении описательных рассказов по сюжетной картинке особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления. Существует несколько видов занятий с картинным материалом.
Остановлюсь на обучении рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих событий. Например, картинка «Зимние забавы».
При составлении повествовательного рассказа по этой картинке детям раздаются карточки с фрагментами картинки и предлагается им составить предложения. Затем выставляется большая картинка, дети находят на ней свои фрагменты. Предваряя появление картинно-графического плана, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины. Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия.
IV. Составление описательных рассказов.
Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов. Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.
Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу.
Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.
V. Составление рассказов по замыслу.
Дети подготовительной к школе группы могут самостоятельно зарисовать тексты небольших рассказов, загадки.
ВЫВОДЫ: Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:
- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.
Применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.
Метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.
Рекомендуемая литература:
- Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М.,2005
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М., 2004
- Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 №1
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М., 2007
- Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 №4 с.51 -54
- Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей - СПб., 1995 с. 35-62
- Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008 №4 с. 102-115
- Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т.В. Волосовец. - М., 2007
- Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед 2002 № 2 с.50-53
- Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед 2005 №1 с. 7-12
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада - М., 1991
- Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит - СПб., 1997
- Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи - СПб., 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование моделирования в развитии связной речи дошкольников
В статье говорится об использовании в работе с дошкольниками наглядного моделирования. Мы учим детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутре...
«Использование моделирования в развитии связной речи дошкольников»
laquo;Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам -он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов скартинками, и он усвоит на лету»К.Д. Ушинский...
«Использование технологии моделирования в развитии связной речи дошкольников».
laquo;Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К. Д. Ушинский....
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников с ОНР
Использование метода наглядного моделирования даёт возможность самостоятельного анализа ситуации, развития замыслов, идей....
Использование приёмов мнемотехники и моделирования в развитии связной речи дошкольников
Консультация для воспитателей...
Использование моделирования в развитии связной речи дошкольника
Всем известно, как непросто научить детей умению описывать предметы и объекты. Описание -особый вид связной монологической речи. Для освоения "описания" можно использовать предметно-схематич...
Использование моделирования в развитии связной речи дошкольников
Данная статья содержит рекомендации по развитию связной речи старших дошкольников с применением пиктограмм...