кружок "Игралочка"
материал (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
МКДОУ детский сад общеразвивающего вида № 21 «Голубой огонек»
Программа рассмотрена и одобрена
на заседании педагогического совета
МКДОУ д/с №21 «Голубой огонек»
Протокол №__от «___»______20___г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МКДОУ д/с №21
_________________Пеняева А.А.
ПРОГРАММА КРУЖКА
«ИГРАЛОЧКА»
Разработана воспитателем:
Дружининой Жанной Вячеславовной
п. Газопроводск 2012 год.
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Пояснительная записка.
2. Примерный перечень игр,
используемых на занятиях кружка.
2.1. Сенсорные игры.
2.2. Моторные игры.
2.3. Игра-возня.
2.4. Языковые игры.
2.5. Ролевые игры.
3. Календарное планирование.
4. Перечень используемой литературы.
У ребенка есть страсть к игре,
и ее надо удовлетворять.
Надо не только дать ему вовремя поиграть,
но и пропитать игрой всю его жизнь.
А. Макаренко
Дети раннего возраста любят играть с игрушками,
бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку,
но с полутора лет их все чаще привлекают игры со сверстниками.
В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки,
познают окружающий мир, учатся общаться.
Что даёт ребёнку игра:
- удовольствие;
- знакомство с нормами, правилами жизни;
- общение со сверстниками;
- возможность выражать свои эмоции;
- внутреннюю свободу: играю, где хочу, с кем хочу,
сколько хочу, чем хочу.
Классификация игр, необходимых
для развития детей раннего возраста.
Сенсорные игры. Сенсорика — от лат. sensus — чувство, ощущение. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».
Моторные игры (бег, прыжки, лазание) Моторика — двигательная активность. Не всем родителям нравится, когда ребёнок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего, надо подумать о безопасности ребёнка, но не стоит запрещать ему, активно двигаться.
Игра – возня. Это ещё одна разновидность игр, необходимых для развития ребенка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как «куча мала», учит детей взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, выплескивать эмоции. Чтобы ребенок получил опыт игры-возни, папы могут «померяться» с ним силой. Ребенок от подобного общения придет в восторг, а, кроме того, научится принимать и победу и поражение. Скорее всего, будет доволен и папа.
Именно от года до трех лет у детей формируется образ «телесного Я», они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Пусть ребенок знакомится с окружающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается.
Языковые игры. Это эксперименты со словами, звуками. Иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующихся слов.
Ролевые игры. Они начинают привлекать детей ближе к 2,5 годам. И еще раньше дети начинают кормить кукол, укладывать их спать, ну точь-в-точь как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых позволяет родителям узнать, как воспринимают их дети. Выбирая игру для ребенка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребенка, быть для него привлекательной.
Цели кружка «Игралочка»:
- Развитие зрительно-моторной координации, которая определяет впоследствии манипуляцию с предметами, рисование, письмо;
- межполушарное взаимодействие — координация работы левой и правой частей тела, что теснейшим образом связано с развитием мышления и речи ребенка;
- ориентация в пространстве;
- развитие чувства равновесия;
- развитие мелкой моторики.
Задачи кружка «Игралочка»:
- формирование у детей таких умений воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слова, труда в природе и т.д.;
- развитие двигательной активности;
- учить детей взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, выплескивать эмоции;
- эксперементирование со словами и звуками;
- исследование мира.
- Примерный перечень игр,
используемых на занятиях кружка.
- Сенсорные игры.
Игра 1: «Веселые шнурки»
Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление; знакомить с цветом; совершенствовать действия ,связанные со шнуровкой.
Ход игры: рассматриваем «веселые шнурки», называем их цвет. Играем в прятки со шнурками («Давайте поможем им спрятаться!), вставляем шнурки в прорези.
Игра 2: «Разноцветная карусель.»
Цель: учить обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; развивать мелкую моторику рук, обогащать тактильную чувствительность ладоней; формировать зрительную память, воображение.
Ход игры: играем с цветом: раскладываем мозайку ( игрушки) по цветовым полям, прячем мозайку в мешочки того же цвета. Различаем « один- много»: на желтый сектор поставили одну желтую мозайку, а на красный много красных и т.п.Развиваем пальчики: раскладываем мозайки по мешочкам; завязываем мешочек бантиком.
Игра 3 : «Дидактический столик»
Цель: продолжать развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику.
Ход игры: нанизываем колечки пирамидок. Шнуруем игрушки, подбираем фигурки для домика и т. д.
Игра 4: «Вот какие ручки!»
Цель: развивать тактильные ощущения; формировать эмоциональный комфорт.
Ход игры: рассматриваем «ладошки», обводим их пальчиками. Каждую «ладошку» обследуем ручкой ребенка, называем ощущения: гладкая, шершавая, теплая, холодная, мягкая, твердая и т.п.
- Моторные игры.
Игра 1.«Воробушки».
Представьте, что вы воробушки, прыгучие и непоседливые. Можно подпрыгивать и одновременно помахивать руками.
Игра 2. «Горка».
Спуск с наклонной поверхности отлично тренирует мышцы спины и живота, равновесие и, конечно, смелость.
Игра 3. «Летите, голуби!»
Для этой игры нужно сделать бумажных голубей (или самолетики). Соревнование: чей «голубь» дальше долетит.
Игра 4. «Пчелки».
Придется на некоторое время перевоплотиться в полезных насекомых — пчелок. Имитируем их полет и жужжание, легко и свободно помахивая руками-крыльями. Перед пчелками стоит задача — собрать нектар на цветах и вернуться в улей. Цветы могут быть настоящими, а вот улей можно изобразить в виде нарисованного круга или выложенной на земле веревки (скакалки).
- Игра-возня.
Игра 1. «Куча-мала».
Именно от года до трех лет у детей формируется образ «телесного Я», они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Пусть ребенок знакомится с окружающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается.
Игра 2. «Померяемся силой».
Ребенок от подобного общения придет в восторг, а, кроме того, научится принимать и победу и поражение.
Игра 3. «Мышиная возня».
Учит детей взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, выплескивать эмоции.
- Языковые игры.
Игра 1. «ГРОМКО – ТИХО»
Цель: Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
Оборудование: Большая и маленькая собачки или другие игрушки.
Ход: Воспитатель показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)».
Игра 2. «Идемте с нами играть»
Цель: Вырабатывать умение пользоваться громким голосом.
Оборудование: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.
Ход: На расстоянии 2 – 3 метров от малыша воспитатель расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!». Малыш вместе с воспитателем зовет мишку, зайку и лисичку и играют с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал.
Игра 3. «Не разбуди куклу»
Цель: Развивать умение пользоваться тихим голосом.
Оборудование: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др.), коробка для игрушек.
Ход: Воспитатель говорит, показывая на кроватку со спящей куклой: «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку. Важно следить, чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.
Игра 4. «ПУЗЫРЬ»
Цель: Развивать речевое дыхание и звукового аппарата.
Ход: Играют несколько человек. Они становятся тесным кругом и надувают воображаемый пузырь, дуют в кулачки, составленные один на один «трубочкой».
«Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!»
Потом большой пузырь сдувается (дети длительно произносят звук «т-с-с-с-с». Игра возобновляется.
Игра 5. «Снежинки»
Цель: Развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).
Оборудование: Несколько рыхлых кусочков ваты.
Ход: Воспитатель показывает кусочек ваты и говорит: «На улице падает снежок. Там – снегопад. Давайте устроим снегопад в группе». Затем кладет на ладошку ребенку «снежинку» и показывает, как надо дуть. Потом дует ребенок. Упражнение выполняется 2 – 3 раза. (Рис.4)
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
(А. Барто)
- Ролевые игры.
«Семья», «Дочки-матери», «Больница», «Детский сад», «Зоопарк» и т.д.
Основная цель ролевой детской игры - воспитание ребенка и адаптация его к окружающему миру путем подражания, имитации действиям других людей и (или) животных, существ.
- Календарное планирование.
2012-2013 учебный год.
1 младшая группа.
СЕНТЯБРЬ.
1 неделя. «Кто в кулачке?»; «Куча-мала»; «Пузырь».
2 неделя. «Догонялки»; «Тихо-громко»; «Горка».
3 неделя. «Пчелки»; «Померяемся силой»; «Вот какие ручки».
4 неделя. «Покружимся»; «Весёлые шнурки»; «Не разбуди
куклу».
ОКТЯБРЬ.
1 неделя. «Дидактический столик»; «Воробушки»; «Мяч».
2 неделя. «Разноцветная карусель»; «Мышиная возня»; «Вместе
с мишкой».
3 неделя. «Летите, голуби»; «Игра с собачкой»; «Воздушные
шарики».
4 неделя. «Соберем игрушки»; «Мы топаем ногами»; «Дует
ветер».
НОЯБРЬ.
1 неделя. «Прячем мишку»; «Мяч в кругу»; «Дидактический
столик».
2 неделя. «Веселые шнурки»; «Игра с кистями рук»; «Куча-мала».
3 неделя. «Идите с нами играть»; «Пчелки»; «Горка».
4 неделя. «Воздушные шарики»; «Летите, голуби»; «Громко-
тихо».
5 неделя. «Покружимся»; «Кто в кулачке?»; «Мышиная возня».
ДЕКАБРЬ.
1 неделя. «Вот какие ручки»; «Курица и цыплятки»; «Снежинки».
2 неделя. «Хоровод с куклой»; «Прятки»; «Строим дом».
3 неделя. «Разрушь башню»; «Огуречик-огуречик…»; «Мяч».
4 неделя. «Передай колокольчик»; «Соберем игрушки».
ЯНВАРЬ.
1 неделя. «Тихо-громко»; «Покружимся»; «Дидактический
столик».
2 неделя. «Летите, голуби»; «Воздушные шарики».
3 неделя. «Веселые шнурки»; «Птички и ветер»; «Пузырь».
ФЕВРАЛЬ.
1 неделя. «Догонялки»; «Кто в кулачке?»; «Куча-мала».
2 неделя. «Попробуй найти»; «Хоровод»; «Горка».
3 неделя. «Прятки»; «Мяч в кругу»; «Вот какие ручки».
4 неделя. «Разноцветная карусель»; «Снежинки».
МАРТ.
1 неделя. «Строим дом»; «Огуречик-огуречик…»; «Пузырь».
2 неделя. «Рыбка»; «Поезд», «Игра с кистями рук».
3 неделя. «Покружимся»; «Не разбуди куклу»; «Померяемся
силой».
4 неделя. «Воробушки»; «Разноцветная карусель»; «Тихо-
громко».
5 неделя. «Мы топаем ногами»; «Прятки»; «Дидактический
столик».
АПРЕЛЬ.
1 неделя. «Разрушь башню»; «Лопаем пузыри»; «Зайка».
2 неделя. «Игра с кистями рук»; «Пчелки»; «Горка».
3 неделя. «Игра с собачкой»; «Мы топаем ногами».
4 неделя. «Курица и цыплята»; «Подуй на вертушку».
МАЙ.
1 неделя. «Соберем игрушки»; «Догонялки»; «Поезд».
2 неделя. «Прячем мишку»; «Дует ветер»; «Хоровод».
3 неделя. «Веселые шнурки»; «Передай колокольчик».
4 неделя. «Прятки»; «Дидактический столик»; «Мяч».
Календарное планирование.
2013-2014 учебный год.
СЕНТЯБРЬ.
1 неделя. | 1 мл. группа | 2 мл. группа |
«Кто в кулачке?»; «Куча-мала»; «Пузырь». | «Кто как кричит?»; «Мыши и кот»; «Семья». | |
2 неделя. | «Догонялки»; «Тихо-громко»; «Горка». | «Рыбки в аквариуме»; «Солнышко и дождик». |
3 неделя. | «Пчелки»; «Померяемся силой»; «Вот какие ручки». | «Колобок»; «Поезд»; «Профессии». |
4 неделя. | «Покружимся»; «Весёлые шнурки»; «Не разбуди куклу». | «Волшебная вода»; «Попади в ворота». |
ОКТЯБРЬ.
1 неделя. | 1 мл. группа | 2 мл. группа |
«Дидактический столик»; «Воробушки»; «Мяч». | Рисуем пальчиками «Петушок»; «Наседка и цыплята». | |
2 неделя. | «Разноцветная карусель»; «Мышиная возня»; «Вместе с мишкой». | «Зоопарк»; «Воробушки и кот». |
3 неделя. | «Летите, голуби»; «Игра с собачкой»; «Воздушные шарики». | «Овощи»; «Прятки»; «Игра с кистями рук». |
4 неделя. | «Соберем игрушки»; «Мы топаем ногами»; «Дует ветер». | «Найди свой домик»; «Выдуваем пузыри». |
НОЯБРЬ.
1 неделя. | 1 мл. группа | 2 мл. группа |
«Прячем мишку»; «Мяч в кругу»; «Дидактический столик». | «Лепим из теста»; «Лошадки». | |
2 неделя. | «Веселые шнурки»; «Игра с кистями рук»; «Куча-мала». | «Попади в ворота»; «Магазин». |
3 неделя. | «Идите с нами играть»; «Пчелки»; «Горка». | «Игры с природным материалом»; «Пузырь». |
4 неделя. | «Воздушные шарики»; «Летите, голуби»; «Громко- тихо». | «Дорога домой»; «Хоровод». |
5 неделя. | «Покружимся»; «Кто в кулачке?»; «Мышиная возня». | «Надуваем щёчки»; «Детский сад». |
ДЕКАБРЬ.
1 неделя. | 1 мл. группа | 2 мл.группа |
«Вот какие ручки»; «Курица и цыплятки»; «Снежинки». | «Моем ручки, чистим зубки»; «Попади в цель». | |
2 неделя. | «Хоровод с куклой»; «Прятки»; «Строим дом». | «Добрые слова»; «Везем куклу в зоопарк». |
3 неделя. | «Разрушь башню»; «Огуречик-огуречик…»; «Мяч». | «Как снег становится водой»; «Лягушка и лягушата». |
4 неделя. | «Передай колокольчик»; «Соберем игрушки». | «Правила хорошего тона»; «Найди свой домик». |
ЯНВАРЬ.
1 неделя. | 1 мл. группа. | 2 мл. группа. |
«Тихо-громко»; «Покружимся»; «Дидактический столик». | «Какой снежок?»; «Узнай по голосу». | |
2 неделя. | «Летите, голуби»; «Воздушные шарики». | «Дикие животные»; «Зайцы и волк». |
3 неделя. | «Веселые шнурки»; «Птички и ветер»; «Пузырь». | «Домашние животные»; «Лошадки». |
ФЕВРАЛЬ.
1 неделя. | 1 мл. группа. | 2 мл. группа. |
«Догонялки»; «Кто в кулачке?»; «Куча-мала». | «Водичка, водичка…»; «Позови свою маму». | |
2 неделя. | «Попробуй найти»; «Хоровод»; «Горка». | «Приведем себя в порядок»; «Часы». |
3 неделя. | «Прятки»; «Мяч в кругу»; «Вот какие ручки». | «Кто быстрее?»; «Покатаем куклу Олю». |
4 неделя. | . «Разноцветная карусель»; «Снежинки». | Волшебные шнурочки»; «Отзовись». |
МАРТ.
1 неделя. | 1 мл. группа. | 2 мл. группа. |
«Строим дом»; «Огуречик-огуречик…»; «Пузырь». | «Вырастим цветочки»; «На арене цирка». | |
2 неделя. | «Покружимся»; «Не разбуди куклу»; «Померяемся силой». | «Порадуем маму»; «Чья мама?». |
3 неделя. | «Воробушки»; «Разноцветная карусель»; «Тихо- громко». | «Покормим птичек»; «Попади в цель». |
4 неделя. | «Мы топаем ногами»; «Прятки»; «Дидактический столик». | «Солнышко и дождик»; «Вот какие пальчики». |
АПРЕЛЬ.
1 неделя. | 1 мл. группа. | 2 мл. группа. |
«Разрушь башню»; «Лопаем пузыри»; «Зайка». | «Какая погода за окном?»; «Покатаемся на лошадках». | |
2 неделя. | «Игра с кистями рук»; «Пчелки»; «Горка». | «Кап,кап,кап»; «Поиграем с ручками». |
3 неделя. | «Игра с собачкой»; «Мы топаем ногами». | «Лечим куклу Аню»; «Мы танцуем». |
4 неделя. | «Курица и цыплята»; «Подуй на вертушку». | «Лесенка-Чудесенка»; «Нарисуем глазки…». |
МАЙ.
1 неделя. | 1 мл. группа. | 2 мл. группа. |
«Соберем игрушки»; «Догонялки»; «Поезд». | «Подводное царство»; «Плывет, плывет кораблик…». | |
2 неделя. | «Прячем мишку»; «Дует ветер»; «Хоровод». | «Запускаем самолетик»; «Лягушка и лягушата». |
3 неделя. | «Веселые шнурки»; «Передай колокольчик». | «Громко-тихо»; «Тишина». |
Комментарии
Уважаемая Жанна Вячеславовна!
Уважаемая Жанна Вячеславовна! В работе с маленькими детьми никак не обойтись без игры!!! Спасибо за интересный материал!