Адаптация детей раннего возраста к ДОУ
методическая разработка (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Адаптационный лист
Параметры | Характеристика | 1 часть | 2 часть |
1. Настроение | бодрое, уравновешенное | ||
неустойчивое, раздражительное | |||
подавленное | |||
2. Длительность и характер засыпания | спокойное, быстрое (до 10 минут) | ||
неустойчивое | |||
неспокойное, медленное | |||
3. Длительность и характер сна | спокойный, соответствует возрасту | ||
неустойчивый | |||
неспокойный, не соответствует возрасту | |||
4. Аппетит | хороший | ||
избирательный, неустойчивый | |||
плохой | |||
5. Навыки самообслуживания | соответствуют возрасту | ||
не всегда | |||
не соответствуют возрасту | |||
6. Инициативность в игре | умеет найти себе дело | ||
не всегда | |||
нет | |||
7. Взаимоотноше- ния со взрослыми | вступает в контакт сам | ||
не всегда | |||
нет | |||
8. Результатив- ность действий | доводит начатое дело до конца | ||
не всегда | |||
не доводит | |||
9. Самостоятель- ность в игре | умеет играть самостоятельно | ||
не всегда | |||
сам не играет | |||
10. Идет на контакт с взрослыми | легко | ||
избирательно | |||
трудно | |||
11. Идет на контакт с детьми | легко | ||
избирательно | |||
трудно | |||
12. Реакция на отрыв от матери | отходит от матери, проявляет интерес к окружающему | ||
отрывается не сразу | |||
периодически возвращается, плачет | |||
Общий балл | |||
Средний балл |
Фамилия, имя ребенка, возраст____________________________________________
Дата заполнения: 1-й части___________________2-й части____________________
Инструкция
«Заполните, пожалуйста, первую часть бланка. Ставьте соответствующий балл, выбранной Вами характеристики, отражающий состояние ребенка в первые дни посещения детского сада. Вторая часть бланка заполняется в конце месяца.»
Обработка результатов
Выявление уровня адаптации ребенка к детскому саду проводится из расчета суммирования баллов по всем параметрам и определения среднего балла.
Градация уровней адаптации
- Легкая адаптация, если у ребенка в большинстве случаев присутствуют признаки успешной адаптации и средний балл по «Адаптационному листу» составляет 2,6 – 3 балла.
- Средняя адаптация, если у ребенка присутствуют признаки успешной адаптации, но в большинстве случаев отмечены неустойчивые признаки адаптации и средний балл по «Адаптационному листу» составляет 2,1 – 2,5 балла.
- Трудная адаптация, если у ребенка на фоне неустойчивых признаков отмечаются и признаки дезадаптативного поведения. Средний балл по «Адаптационному листу» составляет 1,6 – 2 балла.
Система предупреждения дезадаптации
детей при приеме в ДОУ
(перспективный план)
№ | Мероприятия | Ответственный | Сроки |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Организационная работа: - беседа с родителями - комплектование групп и составление подвижного графика поступления детей в ДОУ | Заведующая ДОУ | Перед поступлением ребенка в ДОУ По мере поступления детей в ДОУ |
2 | Медико-оздоровительная работа: - сбор анамнеза, просветительская работа с родителями - составление индивидуальных назначений, укрепляющих нервную и иммунную системы - реализация общеукрепляющих мероприятий для всех детей - индивидуальная медицинская помощь детям «группы риска» - наблюдение за физиологическим состоянием детей - контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима | Врач, Медсестра | Перед поступлением в ДОУ ребенка Сентябрь Индивидуально Постоянно |
3 | Психологическое обеспечение адаптационного периода: - разработка рекомендаций для воспитателей по организации адаптационного периода - психологическое просвещение воспитателей приемам психопрофилактики - помощь в организации благоприятной развивающей среды, создание положительного психологического климата в группе - составление индивидуального режима адаптационного периода для каждого ребенка - коррекционная работа с тяжело адаптирующимися детьми, взаимодействие со специалистами - психологическое обоснование рекомендованных мероприятий | Педагог- психолог | Август, по мере необходимости По годовому плану ДОУ Сентябрь Постоянно Индивидуально После определения группы адаптации Постоянно |
4 | Построение педагогического процесса: - работа с семьей (направленные беседы, анкетирование, составление индивидуального режима ребенка, учет индивидуальных запросов родителей в отношении ребенка) - реализация индивидуального подхода к ребенку, учет его актуальных потребностей, уровня психофизического развития - использование психосберегающих технологий - организация благоприятной развивающей среды - создание благоприятного психологического климата в группе - регистрация наблюдения за ребенком в адаптационном листе | Воспитатели | Начинается перед поступлением ребенка в ДОУ Постоянно Постоянно Индивидуально |
5 | Организация специальных оздоровительных игр с музыкальным сопровождением (музыкальные игры, хороводы, элементы танцевальных движений, песни, спорт. досуги т.д.) | Музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...
Практическое занятие с педагогами групп детей раннего возраста «Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период»
практическое занятие с воспитателями младшей группы, с целью обучить педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период...
Консультация для родителей и молодых специалистов групп раннего возраста "Соблюдение режима дня в раннем возрасте – первая ступень на пути формирования здорового образа жизни"
Консультация о необходимости создания в группах раннего возраста такой здоровьесберегающей среды, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию воспитанников, и, вместе с те...
Мастер - класс по проблеме: «Развитие зрительного и обонятельного анализаторов у детей раннего возраста» для воспитателей групп раннего возраста ДОУ п. Чернянка
Развитие зрительного и обонятельного анализаторов у детей раннего возраста...
Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период. Консультация для молодых воспитателей групп раннего возраста.
Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в дошкольное учреждение - процесс сложныйдля малыша. Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со ...
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
"Советы родителям детей раннего возраста" Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в се
quot;Советы родителям детей раннего возраста"Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящ...