НОД
материал по теме

Емельянова Галина Гавриловна

НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnyy_list.docx45.16 КБ

Предварительный просмотр:

Московская международная открытая

Панорама-Фестиваль

творческих  идей, проектов и решений педагогов г. Москвы

«Авиационный, 6»

                                                Номинация :НОД

Подноминация « Познание»

Тема  «Моя Родина»

                                                                              ФИО  Емельянова Г.Г.

Номер ОУ №1551

Москва, 2013

Цель: формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими. Умственное и нравственное развитие дошкольников, воспитание эстетического отношения к природе, человеку, обществу, искусству. Воспитание у детей патриотического чувства к Родине. Воспитание любви, гордости и уважения к Родине.

Задачи:

  1. Развитие и активизация словаря в процессе ознакомления детей с явлениями социальной жизни:
  1. Формирование и овладение детьми эмоционально – оценочной лексикой как условием формирования социальной активности;
  2. Развитие смысловой стороны слова на основе лексических упражнений.

2.Формирование грамматического строя речи, построение простых синтаксических конструкций.

3. Активизация мышления и речи.

4. Развитие диалогической речи в совместной деятельности.

Словарная работа: Родина, отечество.

Сочетаемость слов. Прилагательные: большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная, наша…Родина.

Однокоренные слова: Россия, российский, россияне.

Антонимы. Родина, отечество – чужбина. Чужая страна, чужая земля.

Синонимы. Родина – отечество, отчизна.  Родная – родимая, близкая.

Предварительная работа.

  1. Знакомство с произведениями о Родине: «Моя Родина», М. Лисянский,

В. Лебедев – Кумач, М. Пляцковский, Ф. Савинов, И.Мазин, Н.Френкель.

2. Прослушивание песни «С чего начинается Родина?» (муз. В.Баснера,  

сл. Матусовского).

3. Ознакомление детей с русским народным творчеством:

  1. рисование по мотивам городецкой, хохломской, дымковской, гжельской росписей;
  2. дидактическая игра на закрепление знаний о хохломской росписи;
  3. русские народные игры: «Краски», «Палочка – выручалочка» и др.;
  4. чтение русских народных пословиц и поговорок;
  5. рассматривание русского национального костюма, прослушивание шутливой песенки про лапти: «Эх, лапти, мои…», песни «Ах, ты, береза», гимна России;
  6. беседа о русских народных праздниках.

Материал к занятиям: карта России, изображение герба и флага России; различные пейзажи (фотографии и репродукции), запись песни «С чего начинается Родина?», предметы народных мастеров (посуда, игрушки, обувь, одежда).

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, как называется наша страна?

Дети: Россия.

Воспитатель: Правильно,  Россия. (карта России и иллюстрации).

А давайте, ребята, мы отправимся в путешествие по нашей России.

Дидактическая игра – викторина «Путешествие по России»

Воспитатель: Ребята, мы сейчас с вами будем путешествовать по России на поезде. Отправляемся.

Станция «Лесная» (иллюстрации : деревья, животные, птицы, рыбы, цветы, ягоды и другие).

- Какие деревья растут в лесах России? ( Береза, дуб, сосна, ель…)

- Какие животные живут в лесах России? (Лиса, заяц, волк, еж, медведь…)

- Какие ягоды можно собирать в лесах России? (Чернику, бруснику, клюкву, малину, землянику, ежевику…).

- Какие птицы живут на территории России? ( Воробей, ворона, синица, снегирь…).

- Какие рыбы водятся в реках и озерах России? (Окунь, карась, щука, лещ…)

Станция «Знайкина» (карта России, указка).

- Назовите столицу России? (Москва).

- Назовите города России? ( Санкт – Петербург, Новосибирск, Тверь, Псков…).

-Назовите реки России? ( Волга, Ока, Енисей, Лена…).

Станция «Историческая» (предметы народных мастеров: игрушки, посуда, обувь, одежда).

-Какие праздники отмечаются на Руси с древних времен? ( Рождество, Пасха, Масленица…).

- Какие блюда русской кухни вы знаете? (Каша, пироги, блины, щи…).

- Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти, валенки).

- Какой сувенир считается символом России? (Матрешка).

- Какие промыслы и ремесла существуют в России? (Гжель, хохлома, дымковская игрушка…).

Станция «Литературная» (портрет А.С. Пушкина, книги).

-Назовите великого русского поэта? ( А.С.Пушкин).

- Назовите русские народные сказки? ( «Репка», «Колобок», «Маша и медведь»…).

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь скажите ,пожалуйста, какая она, наша страна Россия?

Дети: Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.

Воспитатель:  Эта наша Родина. Родина – страна, в которой человек родился и живет.

«В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Эта его маленькая Родина.  А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина» (Ю. Яковлев).

Звучит запись песни «С чего начинается Родина?» (Магнитофон)

Воспитатель: С чего начинается Родина? Как вы понимаете этот вопрос?

Дети: Родина начинается с родного дома, где живет моя семья. Можно говорить о любимом уголке природы. Где мы отдыхаем – это тоже наша Родина, о своем дворе, улице, где мы играем с друзьями, о своем городе, о Москве. Все это – Родина.

(Дети играют)  Дидактическая игра « Чего не стало?»  (матрешка, салатница – хохлома, деревянная ложка хохлома, козлик – дымка, кухонная доска городецкая).

(Стихотворение читает Ярослава).

Великую землю.

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

(М.Лисянский)

Воспитатель: Родина – это отечество, отчизна.

Чтение рассказа (Педагог)

Наше Отечество (показ Росси на глобусе)

«Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов.

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».

(К.Д. Ушинский)

Воспитатель: Как ласково называют Россию русские люди?(Россия – матушка). А почему? (Она для нас как мать.  А маму все любят. Она нас кормит, поит, защищает, бережет от врагов.)

Как еще можно назвать Россию? Какая она? ( Дорогая, любимая, единственная, родная…)

Подберем к слову «родная» слова, близкие по значению. (Родимая, близкая).

Подберите слова, противоположенные по значению к слову «Родина». (Чужбина). Чужбина – чужая страна, чужая земля.

Воспитатель: Народ придумал много фраз и пословиц о Родине. Послушайте и запомните их.

«Родина любимая – мать родная».

  1. Как вы понимаете смысл этой фразы? ( Мы к Родине относимся. Как к родной маме. Мы маму бережем, любим, жалеем. И так же относимся к Родине.)

«Человек без Родины – что соловей без песни» (Смысл пословицы также объясняют дети).

«Одна у человека мать, одна у него Родина» (Смысл пословицы также объясняют дети).

Ребята, повторите пословицы, которые вы запомнили.

Физкультминутка. (Выполнение движений детьми)

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел, видно ключик не нашел,

Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

Символы России (Рассматривание герба и флага).

Воспитатель: У каждого государства есть свои символы. Свой герб, флаг, гимн.

«Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан». (М. де Монтень)

Педагог показывает герб России.

Чтение стихотворения «Герб  России»

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

(В. Степанов)

Педагог показывает флаг России.

Чтение стихотворения «Флаг России»

Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

(В. Степанов)

Воспитатель: Гимн – торжественная песня, символ государства. Послушайте гимн России (дети слушают гимн России стоя).

Звучит гимн России.

Чтение стихотворения «Наша Родина» (Читает стихотворение Ваня).

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы!

Раскинулась моя страна

От севера до юга.

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше, чем за десять дней –

И то едва домчится.

(Н.Забила)

Игра « Доскажи словечко!»

Живем мы в радостном краю

И знать его должны мы –

Страну свою…

(Россию)

(Ответ детей)

 

Всей душой мы любим…

(Родину свою).

(Ответ детей).

Рефлексия:

  1. Дети, вспомните как называется наша Родина? (Россия).
  2. Какие деревья, ягоды растут в наших лесах? (ответы детей).
  3. Каких зверей, птиц, рыб вы запомнили? (ответы детей).
  4. Какой самый главный город России? (ответы детей).
  5. Назовите другие города? (ответы детей).
  6. А какие праздники мы празднуем с древних времен? (ответы детей).
  7. Назовите любимые блюда россиян? (ответы детей).
  8. Какую обувь носили крестьяне? (ответы детей).
  9. А какие ремесла были в России и остались до настоящего времени? (ответы детей).
  10. Как называются сказки и кто их придумал? (ответы детей).
  11. Назовите любимого русского поэта? (ответы детей).
  12. Какие символы России вы запомнили? (ответы детей).

Воспитатель: Вы очень хорошо работали. Занятие окончено.

Дополнительный материал

Герб России представляет собой темно – красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. На груди орла помещен герб Москвы. Это означает, что Москва – столица могучего Российского государства. Форма герба напоминает щит. На груди орла тоже изображен щит. Щит – это вооружение древнего воина в виде округлой или прямоугольной плоскости для предохранения от ударов, стрел.

Флаг России  - отличительный знак, символ государства.  Флаг России состоит из трех полос одинаковой ширины. Верхняя полоса – белая, средняя – синяя, нижняя – красная.

На Руси издавна три цвета имели следующее символическое значение:

  1. Белый – благородство, откровенность;
  2. Синий – верность, честность, безупречность, целомудрие;
  3. Красный- мужество, смелость, великодушие, любовь.

Такое цветосочетание сохранилось в российском флаге и поныне.

Гимн России

Россия – священная наша держава.

Россия – любимая наша страна,

Могучая воля, великая слава –

Твое достояние на все времена!

Припев:

Славься, Отечество

Наше свободное,

Братских народов

Союз вековой,

Предками данная

Мудрость народная!

Славься, страна!

Мы гордимся тобой!

От южных полей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

Припев.

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда.

Припев.