Мини-музей "Солнечный мир"
статья (подготовительная группа) по теме
Как создать мини-музей, откуда берутся идеи и фантазии при создании музея. Наш мини-музей "Солнечный мир" представлен на ваш суд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Мини-музей «Солнечный мир»
Давно уже думали, а не сделать ли нам мини-музей в группе. Думаем не надо объяснять какую эмоциональную, развивающую, воспитательную, образовательную нагрузку несет в себе это не сложное, но крайне эффективное предприятие.
Оставалось только найти тему, которая будет наиболее интересной детям. Для этого было дано задание на дом, чтобы ребята подумали и нарисовали то, с чем у них ассоциируется наша группа и дети в ней. Благо, что была подготовительная группа, и ребята великолепно справились с заданием. Несколько детей нарисовали солнце, а вместо лучей себя и своих друзей. Так и было решено, что музей будет посвящен Солнцу.
Но с чего начать составление экспозиции? И тут опять помогли рисунки детей. Все изображения солнца были сделаны на голубом фоне. И это подтолкнуло нас к идее купить голубую ткань и повесить ее на стену, а уже к ней прикрепить изображение Солнца. Было много предложений из чего лучше сделать «солнце», как, спасибо ей, одна родительница принесла великолепное, связанное крючком «солнце», которое и заняло свое почетное место на ткани в центре верхней её части. Это и послужило началом мини-музея «Солнца».
Весь музей можно поделить на несколько тематических частей:
I часть: «Солнце, Земля и солнечная система»:
1) над «солнцем» на стене и потолке прикреплены звезды, месяц, планеты из набора «Космическая одиссея. Светящиеся в темноте наклейки».
2) научно-познавательная настольная игра «Солнечная система: солнце, планеты, астероиды, кометы, звездное небо».
3) папка с информацией о Солнце, солнечной системе, планетах, небесных телах, Земле и влиянии на нее Солнца. Вся информация проиллюстрирована фотография, схемами и рисунками доступными для понимания детей дошкольного возраста.
II часть: «Защита от солнца»:
1) из коробки конфет с откидывающейся крышкой сделали пляж. Открытую коробку обклеили белыми листами бумаги. На открытой крышке нарисовали море и небо. Солнце сделали объемное, из нескольких склеенных между собой ватных дисков покрашенных в желтый цвет и украшенных блестками. На дно коробки, на клей, насыпали песок - это пляж. Сделали из ватных палочек и цветной бумаги – зонтики от солнца, положили коврики и на них под зонтики – двух пупсов. На «небе» приклеили 4 картинки изображающие правила, которые необходимо соблюдать, находясь «на солнце»: а) шляпа – носить головной убор; б) зонтик – прятаться под зонтом; в) очки – носить защитные очки; г) тюбик с кремом – наносить на кожу защитный крем.
2) рядом с «пляжем» лежит детская кепка, очки от солнца, защитный крем.
3) возле стоит книжка с наклейками «Природа» открытая на странице посвященной солнечному свету и защите от него.
III часть: «Солнце и живое на Земле»:
1) поскольку у большинства растений ритм цветения совпадает с определенным временем суток, известный шведский ботаник Карл Линней подметил эту ярко выраженную периодичность и разработал так называемые цветочные часы. Мы также решили сделать свои цветочные часы и сгруппировали растения по периодам времени, когда они раскрываются и закрываются. Определять время по цветочным часам можно только в ясные солнечные дни. Когда же небо покрыто тучами, в дождливую погоду или сильный туман цветы либо вовсе не раскрываются, либо раскрываются в другое время.
Цветы состоят из центральной части, круга с нанесенным циферблатом и стрелками, и 12 лепестков на которых написано название растения, время его открытия или закрытия и рисунок этого растения.
Приводим таблицу наших цветочных часов:
Время | Растение | Действие цветка |
06 часов | Одуванчик | открывается |
07 часов | Кувшинка | открывается |
08 часов | Бархатцы | открывается |
09 часов | Мать-и-мачеха | открывается |
10 часов | Календула | открывается |
11 часов | Осот | открывается |
12 часов | Ноготки | закрывается |
13 часов | Мальва | закрывается |
14 часов | Медуница | закрывается |
15 часов | Картофель | закрывается |
16 часов | Лён | закрывается |
17 часов | Лилия | закрывается |
Следует отметить, что расписание сна и бодрствования цветов в разных местностях отличается, так что, решив завести «часы Флоры», стоит предварительно понаблюдать за цветением растений.
2) тарелка с муляжами фруктов из жарких стран: арбуз, ананас, персик, банан, лимон, груша.
3) искусственный цветок – подсолнечник с информацией про это интересное растение и его связь с солнцем.
4) солнечные часы:
VI часть: Альтернативы Солнцу:
1) история осветительных и отопительных приборов. Стоят распечатки с исторической справкой и иллюстрациями по всем этапам развития осветительных и отопительных приборов.
Для наглядности нами были сделаны макеты пещеры с очагом и деревенского дома с печью и лучиной.
У пластмассовой коробки вырезали боковую сторону, с наружи облепили остальные стороны пластилином, а на него насадили камни. Внутри, дно тоже обложили камнями, три оставшиеся стороны обклеили шкурами животных (мехом) – это древняя пещера. На дно из пластилина и камушков сделали очаг, коктейльные трубочки, покрашенные в коричневый цвет, изображают дрова. Одна трубочка прорезана вдоль и в неё вставлен нарисованный «костер».
Из бумажных трубочек сделали макет деревенского дома. Из застывающего пластилина слепили русскую печь. В расщепленную пополам на треть спичку вставили сломанную пополам зубочистку, а к ней прилепили из пластилина «пламя огня» - это лучина. Обставили избу слепленной мебелью.
Рядом с деревенским домом стоит игрушка петуха, как символ первого «будильника».
Так же стоит подсвечник со свечой.
V часть: Игры:
1) «Тепло – холодно»: на карту с выраженным экватором (теплом) и полюсом (холодом) прикрепить картинку с изображением:
а) средняя группа: людей (в зимней одежде, в национальных костюмах северных народов – на полюс, в летней одежде, в национальных костюмах южных народов – на экватор);
б) старшая группа: растений и их плодов (южных широт – на экватор; северных широт – на полюс);
в) подготовительная группа: животных (южных широт – на экватор; северных широт – на полюс).
2) «Подарок для Солнца»: круг Солнца поделен на 4 равные части (одна выкрашена в ярко желтый цвет, две соседние части – в бледно-желтый; последняя – почти белая). К нему необходимо приставить лучи – это и есть подарок для солнца.
а) средняя группа: лучи с изображением частей суток (изображения: природы, людей, животных в разное время суток). День – приложить к желтому фону; утро и вечер – соответственно к бледно-желтому; ночь – к белому;
б) старшая группа: лучи с изображением времен года (изображения: природы, людей, животных в разное время года). Лето – приложить к желтому фону; весна и осень – соответственно к бледно-желтому; зима – к белому;
в) подготовительная группа: к предыдущему заданию приложить название или изображение месяцев соответственно времени года (для читающих детей – напечатанное название месяца; для не читающих – рисунок с изображением).
3) «Четвертый лишний»: на каждой карте из четырех предметов необходимо выбрать лишний предмет и объяснить свой выбор.
а) планета – солнце – мяч – Земля;
б) ласточка – сова – голубь – дятел;
в) медведь – летучая мышь – заяц – кабан;
г) керосиновая лампа – настольная лампа – люстра – солнце.
4) «Кого разбудил лучик?»: на листе А3 нарисованы 4 солнца, от которых тянутся, перепутанные между собой, лучи к четырем животным (овца, кошка, собака, корова). Проследя за лучом, надо найти, какое солнце, кого разбудило.
VI часть: Солнце в устном народном творчестве:
1) загадки, посвященные солнцу, солнечному свету, радуге, росе.
2) загадки, посвященные звездам, месяцу, луне, тени, комете.
3) пословицы о солнце.
4) история и мифы поклонения Солнцу. Здесь рассказана история возникновения почитания дневного светила у разных народов в разные времена. Также приведены мифы, этих народов про солнечных богов, с иллюстрациями к ним.
VII часть: Работы детей с изображением солнца.
VIII часть: Библиотека: детские книги о солнце.