Проект "Кто Я"
проект (младшая группа) по теме
Проект раскрывает содержание гендерного воспитания во второй младшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernoe_vospitanie_doshkolnikov.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
Структура | Содержание |
Тема | «Кто Я » |
Адресация проекта | Проект адресован воспитателям дошкольных учреждений |
Руководители проекта | Старший воспитатель Ховрина Ирина Владимировна Воспитатель Стрельцова Инна Викторовна |
Участники проекта | Воспитатели, дети группы, родители. |
Возраст воспитанников, обучающихся | Дети от 3 до 4 лет |
Особенности проекта | По характеру создаваемого продукта: - практико-ориентированный. По количеству создателей: - коллективный – более двух авторов проекта. По количеству детей, вовлеченных в проект: -коллективный. По продолжительности: - краткосрочный (в течение 1месяца) По профилю знаний: - межпредметный проект. По уровню контактов и масштабам организации: - на уровне образовательного учреждения. |
Цель проекта | Педагогическое сопровождение взаимодействие детей и родителей, направленное на формирование познавательного интереса ребенка к себе и к своей семье. |
Задачи проекта | 1.Учить детей дифференцировать себя по половому признаку. 2.Формировать умение рассказывать о себе. 3. Включить родителей в процесс гендерного воспитания детей. 4. Развивать сотрудничество, доверительное общение между детьми, родителями и педагогами. |
Ресурсы проекта | Необходимое обеспечение: - Материально-техническая база ДОУ - Внедрение здоровьесберегающих технологий - Использование технологии ТРИЗ |
Предполагаемые результаты и продукты проекта | Результат деятельности педагогов – - конспекты занятий - альбом «Моя семья» - картотека игровых упражнений с детьми, иллюстративного материала - мультимедийные презентации для родителей - консультативный материал для родителей - консультативный материал для воспитателей Результат деятельности детей - создание фотоальбомов |
Актуальность | Приложение №1 |
Этапы работы над проектом | Приложение № 2 |
Приложение № 2
Этапы работы над проектом
1 этап. Подготовительный.
1. Изучение представлений детей | Выявить уровень представлений детей по теме проекта |
2. Подбор наглядного материала, методической и художественной литературы. Составление конспектов организации взаимодействиях с детьми | Методическое и информационное обеспечение проекта. |
3. Информирование родителей о начале проекта | Включить родителей в процесс гендерного воспитания. Формирование единой развивающей среды. |
2 этап. Содержательный
1. Привлечь внимание детей во время приёма пищи, одевания, умывания: сильный как папа, красивая как мама | Рассматривание своего изображения в зеркале, (какая у меня прическа, прически мальчиков, прически девочек) |
2. Рассматривание альбомов «Моя семья» Разместить в группе семейные фотографии детей для рассказывания. Создание зоны для девочек и мальчиков | Совместное рассматривание картин и иллюстраций, фотографий (как я вырос, моя семья). Ввести понятие семья (члены семьи и их взаимоотношения). |
3.Занятие: Моя семья (с использованием технологии ТРИЗ) Игра "Кто живет в семье". | Раскрыть для детей термин: семья. Развивать доброжелательное отношение к близким людям Закрепить системное видение: компонентный и функциональный подходы. |
4. Игровое упражнение "Покажи как: папа, мама" Познакомить детей со значением и содержанием потешки «Как у нас семья большая…». | Формировать элементарные представления о половой принадлежности. Привлекать детей к совместной работе по дому. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых процессов в работе по дому. Довести до понимания детей значение семьи в жизни человека. Разучивание стихотворений о семье. |
5.Чтение: С. Маршак «О девочках и мальчиках». А. Барто стихи: «Младший брат», «Две сестры глядят на брата», «Его семья», «Две бабушки», «У папы экзамен», «Мама уходит на работу». | Способствовать установлению добрых отношений между детьми, помочь воспитанникам лучше узнать друг друга. Учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов. |
6. Совместная деятельность Задание: понаблюдать за домашними занятиями членов своей семьи, совместно с детьми нарисовать красками семью. | Формировать представление о составе семьи: папа, мама, бабушка, дедушка, братья, сестры. Расширение словарного запаса за счёт закрепления имен родителей, бабушки, дедушки. Формировать понимание свей роли в семье – сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка. Развитие сотрудничества, доверительного общения детей, родителей, педагогов. |
7. Общение с родителями Привлечь пап для ремонта игрушек и мебели в группе. | Включить родителей в процесс воспитания. Стимулировать желание включаться в совместную деятельность с разными членами семьи. |
8. Занятие: Выходной моей семьи... (с использованием ТРИЗ) | Закрепить основные функции членов семьи, познакомить с дополнительными. Предположить, что будет, если папа - шьет? У кого папа любит шить? Рассмотреть разные сочетания: бывает или не бывает? У кого бывает? Учить детей решать жизненные задачи. Прочитать детям стихотворение "Кто умеет" А.Кузнецова. Спросить у детей, кто, что делает дома. |
9. Дидактические игры: «Покажи как", «Угадай по голосу» | Развивать любознательность, активность, интерес к музыкальному звуку, манипулированию с музыкальными и немузыкальными звуками. |
10. Занятие: Что у меня есть Прочитать детям стихотворение "Волшебные часы" Халфдан Расмуссен. (с использованием ТРИЗ) | Познакомить детей с собственным организмом: части тела. Компонентный и функциональный подходы. Дать понятие о приеме "Ускорение - замедление" Продолжать учить анализировать: что хорошо и что плохо (когда, кому?) Вопрос: Что еще внутри человека (ребенка)? Пусть дети перечислят все, что знают. Предложить рассмотреть ребенка, то, из чего он состоит. |
11. Музыкально-ритмическая игра «Как тебя зовут» Чтение и обыгрывание потешек «Дедушка Егор». Слушание и исполнение песен о семье и её членах. | Развивать умение импровизировать простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных и сюжетно – ролевых играх |
12. Совместная деятельность (семейное творчество). Организовать выставку одежды для мальчиков и для девочек. | Включить родителей в процесс подготовки к выставке. Формирование навыков самообслуживания в процессе одевания и раздевания, рассматривание одежды для девочек и мальчиков |
13. Составление рассказов совместно с родителями. Тема: Родители: мои и моих родителей Рассмотреть дома фотографии и иллюстрации с изображением людей разных поколений (от младенца до человека пожилого возраста) и с разными эмоциями. | Закрепление знаний об особенностях внешнего вида людей разных поколений. Беседа с детьми о членах семья, закрепить умение называть их имена. |
14. Создание зоны для девочек и мальчиков. Сюжетно-ролевая игра: Семья | Стимулировать закрепление представлений об элементарных проявлениях гендерных ролей в семье и возрастном развитии детей разного пола (девочка – будущая мама), мальчик –будущий папа) |
15. Составление альбома с рисунками: совместно с детьми нарисовать красками семью. | Побуждение ребенка задавать вопросы о себе, родителях, о том, что было, когда он не родился, что произойдет в ближайшем будущем |
16. Общение. Внести иллюстрации «Мужчины и женщины» | Побеседовать с детьми о труде взрослых в семье по половому признаку. Стимулировать желание включаться в совместную деятельность с разными членами семьи. |
3 этап. Итоговый
1. Презентация альбома семейного творчества а) для родителей б) для детей ДОУ | Учиться делиться полученными знаниями с другими |
2. Составление книги отзывов для родителей «Мы вместе много узнаем...» | Выявить мнение о проекте и пожелания родителей |
Приложение № 1
Актуальность
Одной из актуальных педагогических задач в работе с дошкольниками является построение воспитательного и образовательного процессов в соответствии с полом ребенка. Поэтому гендерное воспитание дошкольников - очень важный процесс. Традиционные стереотипы гендерного поведения разрушены вследствие происходящих в современном обществе социальных изменений. Упрощения отношений между мужчиной и женщиной привело к «смазыванию» ролей: женщины становится жестче, а мужчины – женоподобны. Печальной реальностью стала курящая и не стесняющаяся употреблять «крепкие» слова женщина, в борьбе за лидерство и эмансипацию женщины берутся и за традиционно мужские профессии, не желая довольствоваться «женскими». На фоне этого напора мужчины расслабляются, и, не отправляясь на охоту на мамонта, спокойно ожидают у семейного очага ужина. Превращаясь в потребителей, мужчины, впрочем, не торопятся забрать себе женскую работу: быт и воспитание детей по-прежнему остаются задачей женщин.
Гендерное воспитание дошкольников должно происходить с учетом того, что разрушение классической модели семьи не может не сказаться на детях. Девочки становятся грубее и агрессивнее, не считают достоинствами скромность, нежность, терпение, умение идти на компромисс и сглаживать конфликты. Мальчики же, перенимая женоподобную модель поведения, демонстрируют эмоциональную неустойчивость, отсутствие выносливости, не стремятся развиваться физически. Отсутствие социальной модели порождает странную манеру общения с девочками. Наблюдая за группой детей, психологи были встревожены не адекватным распределением ролей: продемонстрированные в ходе игры поведенческие модели не соответствовали полу игроков, в ходе игры дети не могли достигнуть каких-либо договоренностей путем конструктивного диалога. Столь же смазанным было и гендерное распределение ролей в трудовой деятельности, мальчики не проявили готовности взять на себя физически тяжелую часть работы, а девочки не посчитали своим фронтом те работы, где требовалась тщательность и аккуратность.
Психологи посчитали, что гендерное воспитание дошкольников необходимо начинать достаточно рано: с того момента, когда ребенок может осознанно отличить мальчика от девочки.
Гендерное воспитание дошкольников основывается на том, что модель образовательного пространства строится в четырех направлениях:
1. Теоретическая подготовка воспитателей.
2. Вовлечение в воспитательный процесс родителей, с оказанием теоретической и практической помощи по построению гендерных моделей поведения ребенка вне образовательного учреждения.
3. Создание и реорганизация развивающего окружения.
4. Конструирование модели педагогического процесса.
Модель такого воспитания как гендерное воспитание дошкольников плотно внедрялась в повседневную жизнь детей. Проведенная работа, по результатам итогового мониторинга, дала положительные результаты для всех участников проекта. Повысился творческий потенциал, профессиональный уровень и квалификация педагогов. Родители получили дополнительные знания о воспитательных процессах и смогли осознанно применять ряд педагогических методик. Итоговые наблюдения позволили сказать, что культура поведения у детей выросла, выстроились правильные модели, роли стали больше соответствовать половой принадлежности. Также стало возможным говорить о расширении кругозора детей и увеличении у них объема знаний о социальных ролях мужчин и женщин.