Занятие "В гости каляда пришла".
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Воспитатель рассказывает детям, что такое святки, затем кто такие ряженые,дети играют в игру "Метелка"; поют калядки. Затем воспитатель рассказала, что раз в крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги бросали. Девочкам тоже было предложено погадать, Потом было предложено поиграть, разделились на две команды -- "Девчушки-веселушки" и "Молодцы-удальцы". Укаждой команды два блюдца, 20 горошин, одна ложка,надо перенести каждую горошину из одного блюдца в другое. А была еще примета -- если звездочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится. (к потолку прикреплена коробочка со звездочками,надо дернуть за веревочку). За коляду полагалось вознаграждение -- что-нибудь вкусное. Детей угощают козулями -- это печенье в форме домашних животных. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_kolyada_prishla.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

              В гости коляда пришла.

Цель: познакомить детей с праздником Рождество, с традициями народа, рассказать что такое  колядка, гадание, для чего гадали, что такое «козули»;  продолжать знакомить детей с народными играми.

                   Ход занятия.

   Ведущий: На Руси торжественно и одновременно радостно встречали праздник Рождества Христова, который отмечается 7 января. С 8 января начинались Святые дни, или святки. В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, поздравляли с Новым годом хозяев дома, желали им хорошего урожая, песенками – колядками всего наилучшего. Поздравляли не просто словами, а специальными.

Ребенок: День сегодня не простой, праздник к нам пришел святой                                                                      

                    Наступило Рождество, начинаем торжество.

                    Праздник этот самый длинный, он веселый и старинный.

        Наши предки пили, ели, веселились две недели.

                     От Рождества и до Крещенья, приготовив угощенье,

                     Пели разные колядки, по дворам ходили в Святки.

                     Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.

                      Так давайте сейчас встретим мы его у нас.

Поют колядку: Уродилась коляда накануне Рождества

                             Открывайте окно, запускайте Рождество.

                             Открывайте двери подымай с постели.

   Ведущий: На Руси колядки пели ряженые. А кто такие ряженые? Ряженые – это дети и взрослые, они наряжались в разные маски: кто козой, кто медведем, кто барыней. Люди веселились: плясали гадали, колядовали.

   А какие у нас сегодня гости нарядные да румяные, веселые да удалые.

   Везде бывали, много видали. А теперь песню спойте, поиграйте,

   Да на вопросы отвечайте…

   Становись скорее в круг, повеселите всех вокруг.

Игра «Метелка» (дети встают в круг и передают друг другу веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник оказался в руках, тому загадку отгадывать).

  1. Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь.       (снег)

  1. Зимой на ветках яблоки, скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это … (снегири)

  1. Белая красавица всем добрым людям нравится.

Когда красавица поет, к ней крещеный люд идет.    (церковь)

Ведущая: Когда пели колядки, то разбрасывали в доме по полу овес – это означало пожелание хозяевам счастья, богатства, хорошего урожая. Хозяева за это благодарили гостей, угощали их и с собой давали разные яства.

Колядка: Сею-вею, посеваю, с Новым годом поздравляю!

                  Сею-вею, повеваю, счастья, радости желаю!

                  Чтобы в поле уродило, чтобы в хлеву удвоило,

                    Чтобы детки подрастали, чтобы девок замуж взяли!

                   Сею-вею, повеваю, с Новым годом поздравляю.

Ведущая: А еще добрые молодцы и красные девицы любили играть в народную игру «Ручеек».

Ведущая: А вы знаете ребята, еще на святки и гадали.

Ребенок: Раз в крещенский вечерок девушки гадали:

                  За ворота башмачок, сняв с ноги бросали.

Ведущая: Вот послушайте как это было. Девушка снимала с левой ноги башмачок и бросала его за ворота. Носок обуви показывал, откуда ждать жениха, а если башмак ложился носком к воротам, то жить девице этот год дома.                                                                                                                       Выходите девчушки-веселушки погадать. 1,2,3,4,5, начинайте бросать.                                           Теперь знаете, девчонки, откуда ждать вам жениха?

Ведущая: Что-то мы засиделись на наших посиделках давайте-ка играть. Сейчас девушки и молодцы покажут нам свою удаль.

Игра «Чудеса в решете» (играют две команды «Девчушки-веселушки» и «Молодцы-удальцы». У каждой команды два блюдца, 20горошин, одна ложка. Под музыку нужно перенести каждую горошину из одного блюдца в другое.)

Ведущая: А еще есть такая примета – если звездочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится. (к потолку прикреплена  коробочка со звездочками, надо дернуть за веревочку).  Ребята, ловите! (звезды падают)                                                                                                      Загадали желание? Только берегите звездочку, а то вы забудете и ничего не сбудется.

            Слушайте лучше, друзья дорогие! В Новом грядущем году

              Пусть не скудеют в вас чувства благие к Родине, чести, труду.

Ребенок: Дело не ждет. Отдохнув за игрою, дружно работайте вновь…

           Знайте, что в маленьком сердце порою скрыта большая любовь

           Эту любовь сохранять, как святыню, нам заповедал Христос,

           С нею, как воду живую в пустыне, людям он правду принес.

Ведущая: За коляду полагалось вознаграждение – что-нибудь вкусное. Среди колядовщиков  имелся специальный носитель мешка для подарков – мехоноша. Посмотрите и к нам сегодня пришел такой мехоноша (выходит ребенок с мешком). А что же лежит у него в мешке? Так это же козули. А вы знаете, что такое козули? Это такое печенье в форме домашних животных. Его пекли взрослые вместе с детьми в святочные дни.

   Дорогие дети, взрослые!

   С Рождеством вас поздравляем

   И козулей угощаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительного возраста "К нам в гости клеточка пришла"

Коррекционно-образовательные  задачи:1.     Компенсировать  развитие зрительного восприятия детей за  счет  активизации сохранных анализаторов.2....

Конспект игрового занятия во второй младшей группе "В гости ёлочка пришла"

Организованная образовательная деятельность по формированию понятий о геометрических фигурах во второй младшей группе....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во 2 младшей группе «В гости Белочка пришла»

1. Познакомить детей с треугольником. учить называть и различать фигуру.2. Совершенствовать умение сравнивать две группы предметов, обозначать  результаты сравнения словами: один - много.3.З...

Итоговое занятие в средней группе "В гости Капелька пришла"

- Создать целостное представление о воде как о природном явлении...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе "В гости ёлочка пришла"

Конспект по развитию речи (мл.группа) "В гости ёлочка пришла"...

Занятие по развитию речи "В гости Солнышко пришло"

Развитие речи детей через формирования у них интереса  к художественному слову....

Открытое занятие по развитию моторики рук Тема: «В гости капелька пришла».

Открытое занятие  по развитию моторики рукТема: «В гости капелька пришла».               Цель: развивать моторику...