Занятие "В гости каляда пришла".
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Воспитатель рассказывает детям, что такое святки, затем кто такие ряженые,дети играют в игру "Метелка"; поют калядки. Затем воспитатель рассказала, что раз в крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги бросали. Девочкам тоже было предложено погадать, Потом было предложено поиграть, разделились на две команды -- "Девчушки-веселушки" и "Молодцы-удальцы". Укаждой команды два блюдца, 20 горошин, одна ложка,надо перенести каждую горошину из одного блюдца в другое. А была еще примета -- если звездочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится. (к потолку прикреплена коробочка со звездочками,надо дернуть за веревочку). За коляду полагалось вознаграждение -- что-нибудь вкусное. Детей угощают козулями -- это печенье в форме домашних животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gosti_kolyada_prishla.docx | 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: познакомить детей с праздником Рождество, с традициями народа, рассказать что такое колядка, гадание, для чего гадали, что такое «козули»; продолжать знакомить детей с народными играми.
Ход занятия.
Ведущий: На Руси торжественно и одновременно радостно встречали праздник Рождества Христова, который отмечается 7 января. С 8 января начинались Святые дни, или святки. В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, поздравляли с Новым годом хозяев дома, желали им хорошего урожая, песенками – колядками всего наилучшего. Поздравляли не просто словами, а специальными.
Ребенок: День сегодня не простой, праздник к нам пришел святой
Наступило Рождество, начинаем торжество.
Праздник этот самый длинный, он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели, веселились две недели.
От Рождества и до Крещенья, приготовив угощенье,
Пели разные колядки, по дворам ходили в Святки.
Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
Так давайте сейчас встретим мы его у нас.
Поют колядку: Уродилась коляда накануне Рождества
Открывайте окно, запускайте Рождество.
Открывайте двери подымай с постели.
Ведущий: На Руси колядки пели ряженые. А кто такие ряженые? Ряженые – это дети и взрослые, они наряжались в разные маски: кто козой, кто медведем, кто барыней. Люди веселились: плясали гадали, колядовали.
А какие у нас сегодня гости нарядные да румяные, веселые да удалые.
Везде бывали, много видали. А теперь песню спойте, поиграйте,
Да на вопросы отвечайте…
Становись скорее в круг, повеселите всех вокруг.
Игра «Метелка» (дети встают в круг и передают друг другу веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник оказался в руках, тому загадку отгадывать).
- Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. (снег)
- Зимой на ветках яблоки, скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это … (снегири)
- Белая красавица всем добрым людям нравится.
Когда красавица поет, к ней крещеный люд идет. (церковь)
Ведущая: Когда пели колядки, то разбрасывали в доме по полу овес – это означало пожелание хозяевам счастья, богатства, хорошего урожая. Хозяева за это благодарили гостей, угощали их и с собой давали разные яства.
Колядка: Сею-вею, посеваю, с Новым годом поздравляю!
Сею-вею, повеваю, счастья, радости желаю!
Чтобы в поле уродило, чтобы в хлеву удвоило,
Чтобы детки подрастали, чтобы девок замуж взяли!
Сею-вею, повеваю, с Новым годом поздравляю.
Ведущая: А еще добрые молодцы и красные девицы любили играть в народную игру «Ручеек».
Ведущая: А вы знаете ребята, еще на святки и гадали.
Ребенок: Раз в крещенский вечерок девушки гадали:
За ворота башмачок, сняв с ноги бросали.
Ведущая: Вот послушайте как это было. Девушка снимала с левой ноги башмачок и бросала его за ворота. Носок обуви показывал, откуда ждать жениха, а если башмак ложился носком к воротам, то жить девице этот год дома. Выходите девчушки-веселушки погадать. 1,2,3,4,5, начинайте бросать. Теперь знаете, девчонки, откуда ждать вам жениха?
Ведущая: Что-то мы засиделись на наших посиделках давайте-ка играть. Сейчас девушки и молодцы покажут нам свою удаль.
Игра «Чудеса в решете» (играют две команды «Девчушки-веселушки» и «Молодцы-удальцы». У каждой команды два блюдца, 20горошин, одна ложка. Под музыку нужно перенести каждую горошину из одного блюдца в другое.)
Ведущая: А еще есть такая примета – если звездочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится. (к потолку прикреплена коробочка со звездочками, надо дернуть за веревочку). Ребята, ловите! (звезды падают) Загадали желание? Только берегите звездочку, а то вы забудете и ничего не сбудется.
Слушайте лучше, друзья дорогие! В Новом грядущем году
Пусть не скудеют в вас чувства благие к Родине, чести, труду.
Ребенок: Дело не ждет. Отдохнув за игрою, дружно работайте вновь…
Знайте, что в маленьком сердце порою скрыта большая любовь
Эту любовь сохранять, как святыню, нам заповедал Христос,
С нею, как воду живую в пустыне, людям он правду принес.
Ведущая: За коляду полагалось вознаграждение – что-нибудь вкусное. Среди колядовщиков имелся специальный носитель мешка для подарков – мехоноша. Посмотрите и к нам сегодня пришел такой мехоноша (выходит ребенок с мешком). А что же лежит у него в мешке? Так это же козули. А вы знаете, что такое козули? Это такое печенье в форме домашних животных. Его пекли взрослые вместе с детьми в святочные дни.
Дорогие дети, взрослые!
С Рождеством вас поздравляем
И козулей угощаем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительного возраста "К нам в гости клеточка пришла"
Коррекционно-образовательные задачи:1. Компенсировать развитие зрительного восприятия детей за счет активизации сохранных анализаторов.2....
Конспект игрового занятия во второй младшей группе "В гости ёлочка пришла"
Организованная образовательная деятельность по формированию понятий о геометрических фигурах во второй младшей группе....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во 2 младшей группе «В гости Белочка пришла»
1. Познакомить детей с треугольником. учить называть и различать фигуру.2. Совершенствовать умение сравнивать две группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: один - много.3.З...
Итоговое занятие в средней группе "В гости Капелька пришла"
- Создать целостное представление о воде как о природном явлении...
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе "В гости ёлочка пришла"
Конспект по развитию речи (мл.группа) "В гости ёлочка пришла"...
Занятие по развитию речи "В гости Солнышко пришло"
Развитие речи детей через формирования у них интереса к художественному слову....
Открытое занятие по развитию моторики рук Тема: «В гости капелька пришла».
Открытое занятие по развитию моторики рукТема: «В гости капелька пришла». Цель: развивать моторику...