Развивающие игры с пальчиковым театром «Репка»
учебно-методический материал (средняя группа) по теме

 

Пальчиковый кукольный театр - это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики.

Цель игры:

1.     Знакомство с русским народным творчеством;

2.     Развитие эмоционального мира ребенка;

3.     Формирование коммуникативных навыков;

4.     Знакомство с элементарными математическими понятиями;

5.     Создавая положительный эмоциональный фон игры с фигурками-героями сказки, способствовать развитию у ребенка чувства эмпатии (сопереживания).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry_s_palchikovym_teatrom.docx932.3 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры с пальчиковым театром «Репка»

Пальчиковый кукольный театр - это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики.

Цель игры:

  1. Знакомство с русским народным творчеством;
  2. Развитие эмоционального мира ребенка;
  3. Формирование коммуникативных навыков;
  4. Знакомство с элементарными математическими понятиями;
  5. Создавая положительный эмоциональный фон игры с фигурками-героями сказки, способствовать развитию у ребенка чувства эмпатии (сопереживания).

Изготовить фигурки кукольного театра можно самостоятельно. Например, вырезать из бумаги, слепить из массы для лепки, связать из пряжи или сшить из ткани.

Этап І. Знакомство со сказкой «Репка», персонажами.

Русская народная сказка – целая философская концепция, мудрая и поэтичная, также это неограниченные ресурсы слова, словесных средств и методов. Сказка «Репка» – свидетельство необыкновенных возможностей и духовного потенциала русского языка. Сказочный сюжет позволяет быстро усвоить мудрость поколений: вместе – мы сила. А также: если у человека много верных, надежных друзей, то любое дело ему будет по плечу. И даже незначительная помощь может оказаться к месту.

Как познакомить ребенка с фигурками-героями сказки «Репка»? Первый путь – спектакль, поставленный дома с помощью пальчикового театра, который не оставит равнодушным Вашего ребенка. Второй путь – художественное чтение сказки с красочными иллюстрациями. В дальнейшем ребенку можно предложить сравнить изображения книжных персонажей с деревянными фигурками пальчикового театра.

Что Вам потребуется для спектакля «Репка»?

Во-первых, небольшая тренировка в выразительном чтении, что предполагает анализ текста сказки, проникновение в ее смысл и исполнительское мастерство, необходимое для передачи этого смысла слушателю.

Во-вторых, именно сейчас потребуются все возможности вашего голоса, а также интуиция. Вживаясь в роль хозяйственного деда, независимой кошки и шустрой мышки, попробуйте соответствующим образом интонировать, менять высоту голоса в зависимости от характера героя сказки. Если, например, Вы надели на пальчик фигурку персонажа «Жучки», то, скорее всего, будете подражать лаю собаки, а не тихо пищать, как если бы изображали мышку. На языке актеров это означает «вживание в образ», уводящее Вас из реального мира взрослых, открывающее прекрасную возможность общения «на равных» с Вашим ребенком.

Подсказка по образам:

Дед – пожилой, добрый, степенный хозяин.

Бабка – пожилая, добрая, заботливая хозяйка.

Внучка – веселая, голос звонкий, высокий.

Жучка – верная, радостная, лает.

Кошка – мягкая, неторопливая, осторожная, мяукает.

Мышка – маленькая, шустрая, голосок тоненький, тихий, пищит.

Этап ІІ. Варианты игр. Итак, первое знакомство с персонажами сказки состоялось, следующий шаг – поместите фигурки персонажей на счетную доску. Именно с ней будет связано первое задание для малышей в возрасте от года до двух лет.

От 1 года до 2 лет.

1.  Попросите ребенка показать пальчиком, где находится репка (Жучка, кошка, мышка и другие).

2.  Предложите малышу исследовать фигурки: рассмотреть и потрогать их. Наденьте по очереди каждый персонаж себе на пальчик, повествуя немного о герое. Вы можете описать его внешний вид, возраст, где живет, с кем дружит, с кем враждует, чем питается. Рассказывать о себе сможет и сам герой сказки.

3.  Познакомьте  ребенка с названиями каждого пальчика на его руке. Например, насаживая фигурку на палец, произносите соответственно название этого пальчика и персонажа. Например: «На указательном пальце левой руки у меня сидит кошка!», «На большом пальце правой руки прячется мышка!».

Не секрет, что, развивая мелкую моторику рук малыша, мы заботимся о его речи. Здесь пригодятся популярные пальчиковые игры, информацию о которых можно найти не только в книгах, но и в Интернете. Гимнастика для рук превратится в увлекательное событие, если привлечь фигурки из пальчикового театра.

Например, на указательный палец правой руки надевается фигурка персонажа «Дед». Затем, предупредив ребенка о том, что сегодня этот герой будет выполнять сложные трюки, Вы начинаете игру. Руки складываете в замок, переплетая пальцы. При этом обязательно речевое сопровождение: «Так дедушка седлает лошадь». Ритмично постукиваете друг о друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы, проговариваете: «Это дедушка поскакал на лошадке». Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их: «Никак не удается деду остановить лошадку». Тянете руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но, не отпуская замок полностью, проговариваете: «Сильно натянул дедушка поводья. Остановилась лошадь». Эту простую гимнастику для пальчиков следом за Вами сможет сделать и ребенок.

1.  Увлекательная математика. Постепенно малыша можно приобщать к миру математических символов. Начинается сказка: «Посадил дед репку…». С прибавлением персонажей увеличивается и количество фигурок. Пусть появление нового героя будет сопровождаться цифрой, причем поддерживаться и визуально (например, изображением числа на листе А4). Также можно использовать набор математических карточек по методике Г. Домана, выпускаемый компанией «Умные игры»®. Итак, появляется дед – произносите: «Один», – показываете карточку с цифрой «1» и т.д. Задание можно повторять в обратном порядке, то есть по убывающей, когда фигурок становится меньше.

От 2 до 5 лет.

1.  Расставив всех героев сказки на столе, за исключением одного, поинтересуйтесь у ребенка:

- Какой из героев не пришел тянуть репку?

- Кажется, персонажи перепутались и стоят друг за другом не в той последовательности, в которой они пытались вытянуть репку. А как же правильно?

- Может ли кошка встать рядом с бабкой и слева на счетной доске? Как это сделать? А справа?

2.  Спросите у ребенка, знает ли он, почему дед с бабкой не смогли вытащить репку? Не мышка ли оказалась всех сильнее? Главными героями сказки кажутся репка и внучка – так ли это на самом деле? В чем воплощается в сказке идея большого? Что ребенок думает о «пересекающихся» парах семи сказочных героев? Например, о таких парах, как кошка и мышка, собака и кошка? Эти вопросы помогут ребенку понять смысл сказки.

3.  В три-четыре года ребенку уже самому интересно сочинять сказки и снова Вам пригодится набор пальчикового театра. Есть очень важная детская тайна, которую взрослые почему-то забывают. Все вокруг – живое: цветы, камни, даже игрушки… Все может двигаться, мечтать и говорить, а значит, стать героем новой удивительной истории. Но, самое главное, персонажем сказки вдруг оказывается и Ваш малыш. Например, он вполне может помочь тянуть репку или посадить в огороде у деда что-то совершенно необычное! Фантазии нет границ, тем более, если воспользоваться для новой сказки бумагой, фломастерами, картинками, фотографиями, вспомнить пословицы и поговорки.

4.  Вырезаем, рисуем, клеим. Аппликация по мотивам сказки «Репка». 
Сначала взрослый делает заготовки для аппликации: это могут быть вырезанный круг желтого цвета, цветы, силуэт кошки, собаки и многое другое. Вместе с ребенком создает сюжет на листе бумаги, используя не только клей, но и краски, карандаши и фломастеры. В возрасте четырех лет ребенок уже самостоятельно может создавать аппликации, используя ножницы.

Увлекательная математика. Фигурки находятся на счетной доске. Сначала ребенок осваивает счет. Очень важно, чтобы во время него ребенок четко проговаривал все числа:  один, два, три… или первый, второй, третий и т.д. Следующий шаг – действия на сложение и вычитание. Снимите несколько фигурок с колышек. Предложите посчитать ребенку, сколько их осталось на доске? Теперь возвращайте по одному герою на место, и снова пусть малыш считает их количество. Сумеет ли ребенок двух лет перечислить всех героев этой сказки? Немного повзрослев, сосчитает ли, сколько их было всего? Сможет продолжить слова за взрослым? «Шесть героев тащили огромную сказочную репку. Дед по счету был… (первым). Бабка – … (второй). Внучка – … (третьей)» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к театру. Конспект занятия по развитию речи с показом пальчикового театра " Репка".

Приобщение детей к театру.Конспект занятия по развитию речи с показом пальчикового театра " Репка".Выполнила Седлеренко Людмила Сергеевна. Москва, ГБОУ Школа №2092 дошкольное подразделение «Надежда».П...

Пальчиковый театр "Репка"

Пальчиковый театр "Репка" увлекательная дидактическая игра для детей 3-7 лет....

Игра пальчиковый театр "Репка"

Цель: Активизация речи воспитанников. Задача: - Продолжать закреплять знание содержание «Репка». - Развивать мелкую моторику рук, тактильных ощущений. - Развивать память, воображение, вним...

Театральный вечер ,фетровый пальчиковый театр "Репка"

Вспоминаем русскую народную сказку "Репка"...

Пальчиковый театр "Репка"

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть  отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или все...

Развлечение. Пальчиковый театр "Репка"

Ребята средней группы подготовили и инсценировали сказку «Репка». Дошкольники эмоционально и ярко передали образы сказочных героев, учились сопереживать и помогать друзьям в беде. Представ...