Информационно – исследовательский проект «Солнечный лучик».
материал (младшая группа) по теме
Проект направлен на формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности: игровой (прежде всего); познавательной (наблюдения, эксперимент, художественное слово); музыкально - эстетической, продуктивной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_solnechnyy_luchik.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №29 «Солнышко» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район.
Проект
(краткосрочный, две недели)
Тип: информационно-исследовательский.
«Солнечный лучик»
Первая младшая группа
Из опыта работы
Воспитатель: Павлик Ирина Юрьевна
Цель:
Формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности: игровой (прежде всего); познавательной (наблюдения, эксперимент, художественное слово); музыкально - эстетической, продуктивной.
Задачи:
Дать детям элементарные представления о природном объекте-солнце, его влиянии на окружающий мир.
Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.
Обогатить словарный запас детей по данной теме.
Закрепить понятия «желтый», «круглый», «похоже», «не похоже».
Обоснование проблемы (причины):
Обогатить знания детей о природном объекте- солнце, показать влияние солнца на природу.
Цель для педагога:
Обогащение активного и пассивного словаря детей за счёт слов «яркое», «светлое», «тёплое», «светит», «улыбается», «греет». Познавательный интерес к экспериментам. Развитие у детей наблюдательности.
Задачи:
Через игровой, познавательный приём обогащать словарь детей, знания детей о солнце.
Показать его влияние на природу.
Первый этап - подготовительный
Беседы с детьми, для выявления знаний детей о солнце.
Подготовка стихотворений, потешек, загадок, с использованием «солнца», иллюстрированный материал.
Подготовка атрибутов для игр, занятий.
Второй этап – основной
Выполнение проекта.
1. В процессе выполнения проекта шла работа с детьми.
Чтение и заучивание потешек «Солнышко», «Солнечный зайчик», «Солнышко лучистое», физкультминутка - песни «Я на солнышке лежу».
2. Подвижная игра «Солнечный зайчик».
3. Дидактическая игра «На что похоже?» (по форме, цвету,
ощущениям).
4. Наблюдения за изменениями в природе, связанных с
солнцем.
5. Проведение занятий рисования и лепки по теме «Весенняя капель»,
«Солнышко лучистое»
6. Разучивание песни «Здраствуй вёснушка весна»
7. Использование атрибута «Солнышко» в качестве
сюрпризного момента на утреннике посвящённом 8 Марта.
8. Комплекс утренней гимнастики «Лучистое солнышко»
9. Проведение наблюдений за восходом и заходом солнца (по
возможности в группе, по иллюстрациям, с помощью
родителей дома).
10. Эксперимент «Холодно-тепло».
11. Малоподвижная игра «Построй солнышко».
Заключительный этап:
Подведение итогов проекта.
Подготовка презентации по фотографиям.
Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.
В перспективе –
1. Эксперимент с растениями «Растения и солнце»
2. Эксперимент «Лед – вода»
3. Наблюдения за сезонными изменениями природы, связанными с солнцем.
Приложение 1
Физкультминутка - песня «Я на солнышке лежу»
Приложение 2
Занятие по лепке на тему: «Солнышко лучистое»
Приложение 3
Занятие по рисованию на тему: «Весенняя капель»
Приложение 4
Комплекс упражнений для утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики) «Лучистое Солнышко»
Приложение 5
«Солнечный лучик» (стихи, потешки, загадки)
Использованная литература:
1. М.А Васильева. Программа воспитания и обучения в детском саду / В.В Гербова, Т.С Комарова – М., 2005.
2. Колдина, Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий/Д. Н. Колдина. – М.,2009.
3. Янушко, Е. А. Лепка с детьми раннего возраста. 1-3 года. /Е. А. Янушко. – М., 2005.
4. Янушко, Е. А.Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года. /Е. А. Янушко. – М., 2010.
1 неделя
Занятие по лепке на тему: «Солнышко лучистое»
Цель занятия: Продолжать учить надавливающим движением указательного пальца
размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином;
развивать мелкую моторику.
- Проведение физкультминутки - песни «Я на солнышке лежу»
- Беседы с детьми, для выявления знаний детей о солнце.
- Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр, с использованием «солнца»,
иллюстративный материал.
- Подготовка атрибутов для игр, занятий.
- Наблюдение за изменениями в природе, связанных с солнцем.
- Эксперимент «Холодно - тепло».
Материалы: листы картона синего и голубого цвета по количеству детей, пластилин желтого цвета.
Ход занятия:
1.Организационная часть.
Воспитатель подготавливает основу – «солнышко в небе».Из пластилина жёлтого цвета скатайте шарик, расплющите его и придавите к картону в центре листа. Раздайте заготовки детям.
Воспитатель:
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес
И такое чистое, доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
Т. Бойко
Много дел у солнышка: землю обогреть, осветить ярким светом, всех разбудить своими ласковыми лучиками - цветы, птичек, зайчиков и белочек, мальчиков и девочек. Дети, у вас на картинках голубое небо, а в небе светит солнышко. Оно светит слабо, совсем не греет. Как вы думаете, почему?
( Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, потому что у солнышка нет лучиков.
2. Практическая часть
Ребята, давайте поможем солнышку и сделаем лучи – вот так. Предлагаю детям нажать на край пластилинового солнца, надавить посильнее и оттянуть палец вниз или сторону – так получается луч. Предлагаю малышам действовать самостоятельно. Чтобы солнечные лучи получились длиннее, надо сильнее нажимать на пластилин. Для удобства работы можно поворачивать заготовку( легче всего выполнять действия в направлении сверху вниз или слева направо).
Воспитатель: Вот какое лучистое солнышко у нас получилось. У него много лучей. Теперь солнышко будет светить ярко!
«Солнышко».
Свети, свети солнышко,
На зелёное полюшко,
На белую пшеницу,
На чистую водицу,
На наш садочек,
На аленький цветочек.
( Русская народная песня)
3. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, солнышко очень радо и говорит вам « спасибо» за то, что вы сделали ему лучики. Солнышко предлагает вам поиграть со своими сыночками – солнечными зайчиками.
Подвижная игра «Солнечные зайчики».
Воспитатель пускает солнечного зайчика и читает стихотворение:
Скачут побегайчики-
Солнечные зайчики.
Мы зовём их – не идут.
Были тут, и нет их тут.
(А. Бродский)
Дети ловят солнечного зайчика на стене. Воспитатель направляет зеркало пониже, повыше. Дети подпрыгивают и стараются поймать зайчика. Игра вызывает у детей большую радость, если им удаётся поймать солнечного зайчика.
2 неделя
Занятие по рисованию на тему «Весенняя капель».
Цель: учить детей рисовать пальчиками вертикальную линию, состоящую из точек. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Развивать мелкую моторику пальцев.
Предварительная работа: рассмотреть на крышах зданий свисающие сосульки или иллюстрации, понаблюдать, как они капают.
- Чтение и заучивание потешки «Солнышко», «Солнечный зайчик».
- Подвижная игра «Солнечный зайчик».
- Дидактическая игра «На что похоже?» (по форме, цвету, ощущениям).
- Разучивание песни «Здравствуй вёснушка весна», «Солнечный лучик».
- Использование атрибута «Солнышко» в качестве сюрпризного момента
на утреннике, посвященном 8 Марта.
- Комплекс утренней гимнастики «Лучистое солнышко».
- Проведение наблюдений за восходом и закатом солнца (по возможности
в группе, по иллюстрациям, с помощью родителей дома).
- Малоподвижная игра «Построй солнышко».
Материал: альбомные листы с нарисованными вверху листа сосульками, синяя гуашь разведенная водой, влажные салфетки для рук, сосулька на блюдце (или кусочек льда), рисунок-образец сосульки.
Ход занятия:
1.Организационная часть:
Воспитатель показывает детям иллюстрацию, где изображены сосульки и читает стихотворение:
Выходи скорее в сад,
Слушай звон, слушай звон,
Это капельки звенят:
Дон-дон, дон-дон.
А. Шабаева
Рассматривание сосульки: ребята, скажите, какого цвета сосулька?
(прозрачная, белая)
А какой она формы? На что похожа?
(на морковку, пирамидку)
Детки, а вы помните, мы на прогулке с вами видели где растут сосульки?
( под крышей)
Воспитатель: правильно ребята.
А когда солнышко пригревает, что же происходит с сосулькой, посмотрите. Что за колокольчики висят на конце сосульки? Правильно, это капли.
Воспитатель читает стихотворение:
Капли звонко капали
Все сосульки плакали:
Солнце светит ярко
Нам сосулькам жарко,
С нас течет уже вода,
Мы растаем навсегда!
2.Практическая часть:
Воспитатель:
Ребята, давайте сейчас нарисуем весеннюю капель. Раздаю листы с нарисованными сосульками и предлагаю пальчиками нарисовать вертикальные капельки. Обращаю внимание, что капли рисуются только сверху вниз. Дети выполняют работу, а воспитатель помогает тем детям, кто затрудняется в рисовании.
Пока рисунки высыхают, можно рассмотреть, что за это время произошло с сосулькой в блюдце, она превратилась в воду.
3. Заключительная часть:
Провожу с детьми пальчиковую гимнастику:
Кап! Кап! Я - капель (указательным пальцем по ладошке)
Капаю тихонько.
Кап! Кап! Целый день (пальчиками по коленке)
Капли пляшут звонко.
Кап! Кап! Побыстрей (по ладошке)
Капли побежали,
Потому, что солнышко (фонарики – солнышко, показать руками)
Капли увидали.
Рассмотреть рисунки, полюбоваться, вызвать радость от выполненного.
Приложение 1
Физкультминутка - песня «Я на солнышке лежу»
(Приложение к работе—Проектная деятельность в первой младшей группе "Солнечный Лучик")
Цель: Развивать активную речь детей, учить сопровождать речь движениями.
Спеть детям «Песенку львенка и черепахи», сопровождая ее соответствующими движениями. Когда малыши хорошо запомнят текст и сопровождающие его движения, попросить их допевать пропущенные слова.
Я на солнышке лежу, (медленно поворачивать голову из стороны в сторону)
Я на солнышко гляжу,
Все лежу и лежу
И на солнышко гляжу.
Крокодил- дил- дил плывет. (развести руки в стороны)
Носорог-рог-рог идет. (ходить вперевалку)
Только я все лежу (поворачивать голову из стороны в сторону)
И на солнышко гляжу.
Рядом львеночек лежит
И ушами шевелит, (приставить прямые ладони к ушам и пошевелить ими из стороны в сторону)
Только я все лежу (поворачивать голову из стороны в сторону)
И на солнышко гляжу.
Приложение 2
Занятие по лепке на тему: «Солнышко лучистое»
(Приложение к работе—Проектная деятельность в первой младшей группе "Солнечный Лучик")
Цель занятия: Продолжать учить надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материалы: листы картона синего и голубого цвета по количеству детей, пластилин желтого цвета.
Ход занятия:
1.Организационная часть.
Воспитатель подготавливает основу – «солнышко в небе».Из пластилина жёлтого цвета скатайте шарик, расплющите его и придавите к картону в центре листа. Раздайте заготовки детям.
Воспитатель:
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес
И такое чистое, доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
Т. Бойко
Много дел у солнышка: землю обогреть, осветить ярким светом, всех разбудить своими ласковыми лучиками - цветы, птичек, зайчиков и белочек, мальчиков и девочек. Дети, у вас на картинках голубое небо, а в небе светит солнышко. Оно светит слабо, совсем не греет. Как вы думаете, почему?
( Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, потому что у солнышка нет лучиков.
2. Практическая часть
Ребята, давайте поможем солнышку и сделаем лучи – вот так. Предлагаю детям нажать на край пластилинового солнца, надавить посильнее и оттянуть палец вниз или сторону – так получается луч. Предлагаю малышам действовать самостоятельно. Чтобы солнечные лучи получились длиннее, надо сильнее нажимать на пластилин. Для удобства работы можно поворачивать заготовку( легче всего выполнять действия в направлении сверху вниз или слева направо).
Воспитатель: Вот какое лучистое солнышко у нас получилось. У него много лучей. Теперь солнышко будет светить ярко!
«Солнышко».
Свети, свети солнышко,
На зелёное полюшко,
На белую пшеницу,
На чистую водицу,
На наш садочек,
На аленький цветочек.
( Русская народная песня)
3. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, солнышко очень радо и говорит вам « спасибо» за то, что вы сделали ему лучики. Солнышко предлагает вам поиграть со своими сыночками – солнечными зайчиками.
Подвижная игра «Солнечные зайчики».
Воспитатель пускает солнечного зайчика и читает стихотворение:
Скачут побегайчики-
Солнечные зайчики.
Мы зовём их – не идут.
Были тут, и нет их тут.
(А. Бродский)
Дети ловят солнечного зайчика на стене. Воспитатель направляет зеркало пониже, повыше. Дети подпрыгивают и стараются поймать зайчика. Игра вызывает у детей большую радость, если им удаётся поймать солнечного зайчика.
Приложение 3
Рисование с детьми младшего дошкольного возраста на тему: «Весенняя капель» (рисование пальчиками).
(Приложение к работе — Проектная деятельность в первой младшей группе "Солнечный Лучик")
Цель: учить детей рисовать пальчиками вертикальную линию, состоящую из точек. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Развивать мелкую моторику пальцев.
Предварительная работа: рассмотреть на крышах зданий свисающие сосульки или иллюстрации, понаблюдать, как они капают.
Материал: альбомные листы с нарисованными вверху листа сосульками, синяя гуашь разведенная водой, влажные салфетки для рук, сосулька на блюдце (или кусочек льда), рисунок-образец сосульки.
Ход занятия:
1.Организационная часть:
Воспитатель показывает детям иллюстрацию, где изображены сосульки и читает стихотворение:
Выходи скорее в сад,
Слушай звон, слушай звон,
Это капельки звенят:
Дон-дон, дон-дон.
А. Шабаева
Рассматривание сосульки: ребята, скажите, какого цвета сосулька?
(прозрачная, белая)
А какой она формы? На что похожа?
(на морковку, пирамидку)
Детки, а вы помните, мы на прогулке с вами видели где растут сосульки?
( под крышей)
Воспитатель: правильно ребята.
А когда солнышко пригревает, что же происходит с сосулькой, посмотрите. Что за колокольчики висят на конце сосульки? Правильно, это капли.
Воспитатель читает стихотворение:
Капли звонко капали
Все сосульки плакали:
Солнце светит ярко
Нам сосулькам жарко,
С нас течет уже вода,
Мы растаем навсегда!
2.Практическая часть:
Воспитатель:
Ребята, давайте сейчас нарисуем весеннюю капель. Раздаю листы с нарисованными сосульками и предлагаю пальчиками нарисовать вертикальные капельки. Обращаю внимание, что капли рисуются только сверху вниз. Дети выполняют работу, а воспитатель помогает тем детям, кто затрудняется в рисовании.
Пока рисунки высыхают, можно рассмотреть, что за это время произошло с сосулькой в блюдце, она превратилась в воду.
3. Заключительная часть:
Провожу с детьми пальчиковую гимнастику:
Кап! Кап! Я - капель (указательным пальцем по ладошке)
Капаю тихонько.
Кап! Кап! Целый день (пальчиками по коленке)
Капли пляшут звонко.
Кап! Кап! Побыстрей (по ладошке)
Капли побежали,
Потому, что солнышко (фонарики – солнышко, показать руками)
Капли увидали.
Рассмотреть рисунки, полюбоваться, вызвать радость от выполненного.
Приложение 4
Комплекс упражнений для утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики) «Лучистое Солнышко»
(Приложение к работе—Проектная деятельность в первой младшей группе "Солнечный Лучик")
Дети входят в зал.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите в окно.
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку. А. Барто.
Давайте покажем солнышку, как оно нам нравится.
Ходьба по кругу, взявшись за руки (15 с)
Ходьба в разных направлениях (10 с)
Бег по кругу (10с)
Ходьба по кругу (10 с)
Построение в круг.
Упражнение «Погреем руки на солнышке»
Исходная позиция: стоя ноги слегка расставлены, руки опущены.
Руки вперед, повернуть ладошками вверх – вниз.
Вернуться в исходную позицию. (повторить 5 раз). Темп умеренный.
Упражнение «Спрячь ладошки»
Исходная позиция: лежа на спине, руки прижать к полу – греем животики.
Поворот на живот – греем спинку. Можно повернуться на бок – погреть бочок (повторить 5 раз). Темп умеренный.
Упражнение «Радуемся солнышку»
Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки на пояс.
8-10 подпрыгиваний на месте (2-3 раза, чередуя с ходьбой). Дыхание произвольное.
Упражнение на дыхание «Вырастим большими»
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести: «У-х-х-х!» (повторить 4-5 раз)
Дети возвращаются в группу.
Приложение 5
«Солнечный лучик» (стихи, потешки, загадки)
(Приложение к работе — Проектная деятельность в первой младшей группе "Солнечный Лучик")
Загадки про солнце
- Без него плачемся, а как появится - от него прячемся. (Солнце)
- Один костёр весь свет согревает. (Солнце)
- Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит. (Солнце)
- Сито свито, золотом покрыто, кто взглянет, тот заплачет.(Солнце)
- Красная девушка в окошко глядит. (Солнце)
- Чего в сундук не запрешь? (Луч солнца)
- Из окна в окно - золотое веретено. (Луч солнца)
- Хозяин спит - овцы на выгоне, хозяин выглянет - овец не видно,
хозяин спрячется - овцы опять обозначатся. (Солнце и звёзды)
- Катится по голубому блюдечку золотое яблочко. (Солнце и небо)
- Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям
усмехается. (Солнце и небо)
- Золот хозяин - на поле, серебрян пастух - с поля. (Солнце и месяц)
- Печь не топится, дрова не курятся, а тепло. (Солнце)
- Встану я рано, бело да румяно, да как распушу золотые волосы, да
выйду за город - и человек и зверь возрадуются. (Солнце)
- Красная девица по небу ходит. (Солнце)
- Выйдет Егор на бугор - выше леса, выше гор, с бугра
спускается - за травой скрывается. (Солнце)
- Сестра к брату в гости идёт, а он от сестры прячется. (Солнце и месяц)
Прятки
Солнце с тучкою опять
В прядки начали играть.
Только солнце спрячется –
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдется -
В небе радуга смеется!
(В. Берестов)
С добрым утром!
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
- С добрым утром!
С ясным днем! —
Вот как славно мы поем!
(Е. Благинина)
Солнышко
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес,
И такое чистое.
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
(Г. Бойко)
Гори-гори ясно!
Солнышко красно,
Гори-гори ясно!
В небо пташкой залети.
Нашу землю освети,
Чтоб садам и огородам
Зеленеть, цвести, расти!
- Солнце, солнце, уходи до утра.
Всем ребятам спать пора, спать пора.
Пастушатам - молока через край,
Темг кто пашет, - каравай.
- Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки.
Ждут малолетки.
- Скачут побегайчики-
Солнечные зайчики.
Мы зовём их – не идут.
Были тут , и нет их тут.
(А. Бродский)
- Солнце на завалинке
Подшивало валенки,
Шило ниткой не простой,
Шило ниткой золотой.
Где ступили валенки,
Там теперь проталинки
- Смотрит солнышко в окошко
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки –
Очень рады солнышку.
(А. Барто)
Солнышко, солнце
Солнышко, солнце,
Выгляни в оконце,
Посвети немножко
Дам тебе горошка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно - исследовательский проект "Солнечный лучик" первая младшая группа
Тема данного проекта была выбрана не случайно. Хочется дать детям элементарные представления о солнце и его влиянии на природу. С приходом лета солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заме...
Проект «Солнечный лучик» (первая младшая группа, краткосрочный, информационно-исследовательский)
Тема данного проекта была выбрана не случайно. Хочется дать детям элементарные представления о солнце и его влиянии на природу. С приходом лета солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заме...
Информационная карта проекта "Солнечный лучик" для детей 3-4 лет
Информационная карта проекта раскрывает виды и формы деятельности с детьми, родителями и педагогами ДОУ по раскрытию знаний о солнце, использованию здоровье сберегающих технологий, исполнению пе...
Информационно-исследовательский проект «Солнечный лучик»
Информационно-исследовательский проект «Солнечный лучик» (первая младшая группа)...
Проект «Солнечный лучик» (первая младшая группа, краткосрочный, информационно-исследовательский)
Проект «Солнечный лучик» (первая младшая группа, краткосрочный, информационно-исследовательский)...
Проект «Солнечный лучик» (первая младшая группа, краткосрочный, информационно-исследовательский)
Формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности: игровой (прежде всего); познавательной (наблюдения, эксперимент, художественное слово); музыкально-эстетической, про...
Исследовательский проект «Солнечный лучик»
Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир....