С А М О А Н А Л И З
материал по теме

Досова Ольга Юрьевна

С А М О А Н А Л И З  

Р А Б О Т Ы    В О С П И Т А Т Е Л Я   

по проблеме «Проектные методы обучения в работе с детьми»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

С А М О А Н А Л И З  

Р А Б О Т Ы    В О С П И Т А Т Е Л Я    

Д О С О В О Й     О Л Ь Г И    Ю Р Ь Е В Н Ы

по проблеме «Проектные методы обучения в работе с детьми»

     С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В своей практике я широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

       Проектный  метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой.

В практике я использую следующие виды проектов:

  1. исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  1. комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!»,  «Книжкина неделя»;
  2. межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  3. творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы»;
  4. групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
  5. индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
  6. исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

В своей работе я использую не только краткосрочные (одно или несколько занятий), но и долгосрочные проекты.

Основной целью своей работы я считаю развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

В своей работе я выделяю основные задачи  развития детей:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Конечно, задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  1. вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  2. активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  3. формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  2. развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  3. формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  4. развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Я стараюсь дать ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.