Тренинг для педагогов "Наказание: за или против"
план-конспект урока по теме
Тренинг для педагогов.
Цель: определение меры возможного наказания в дошкольном учреждении и ознакомление с альтернативными способами достижения дисциплины в группе.
Задачи: - определить место наказания в системе воспитательного взаимодействия с ребенком;
- выявить проблемы в отношениях взрослых и детей, приводящих к наказаниям последних;
- вооружить педагогов опытом обоснованного поведения в ситуациях, потенциально приводящих к конфликтам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_pedagogov_1.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов: Наказание: за или против.
Целевая группа: педагоги детского сада.
Цель: определение меры возможного наказания в дошкольном учреждении и ознакомление с альтернативными способами достижения дисциплины в группе.
Задачи:
1. Определить место наказания в системе воспитательного взаимодействия с ребенком.
2. Выявить проблемы в отношениях взрослых и детей, приводящих к наказаниям последних.
3. Вооружить педагогов опытом обоснованного поведения в ситуациях, потенциально приводящих к конфликтам.
Форма проведения: диалог с элементами тренинга.
Ресурсное обеспечение: 3 мольберта, листы бумаги зеленый, желтый, красный, белый разделенный на 4 части, возможно картинки с изображением сцен наказания.
Ожидаемые результаты:
- расширение знаний педагогов о наказании
- повышение профессиональных навыков педагогов
- гуманные отношения в группах детского сада
Актуальность: связанна с текучестью кадров, большим количеством, молодых педагогов и запросами родителей.
Литература:
- Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины. М: Генезис, 2004г.
- Якушев А. Притчи. Любовь как образ жизни.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — Мн.: Попурри, 1998.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: ЧеРо, 1998.
- Семенова О. Чем помог журнал «Игра и дети» педагогу// Школьный психолог №1, 2006 г.
- Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 г. – 111с.
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М: ТЦ Сфера, 2005 г. – 112 с.
- Свирская Л. «Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений» - М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007. – 176 с.
Методические приемы: беседа, дискуссия, анкетирование, упражнения, притча «Разумное воспитание» и др.
Ход занятия:
Вводная часть
Психолог: Каждый ребенок в раннем возрасте ищет предел дозволенного, ему необходимо не столько услышать, сколько почувствовать границы разрешенного. Со временем у большинства детей это действие совершается «в уме», но у детей, которых воспитывали неправильно, на всю жизнь остается потребность «искать пределы». Когда мы разговариваем о воспитании с родителями маленьких детей, то говорим: ваши требования к ребенку — это стены комнаты. Комната может быть маленькой (требования жесткими) или большой (ребенку многое разрешено), главное, чтобы маленький ребенок находил стены (границы дозволенного) всегда на своем месте. Когда он находит их и может опереться на них, он чувствует себя спокойно и уверенно. Когда же стены комнаты «ходят ходуном» (родители то жестоко наказывают, то, повинуясь чувству вины, многое разрешают), ребенок вырастает тревожным и… уже педагоги (воспитатели) становятся участниками «поисков предела дозволенного». Ребенку необходимо опереться на нечто твердое, чтобы успокоиться. Этим твердым зачастую становится поведение педагога, какой ценой ему это удается, вы знаете лучше меня.
Дисциплина является важным фактором качества образовательного процесса. И вместе с тем это система определенных запретов, необходимая ребенку для ощущения защищенности. За “нельзя“ взрослых скрывается забота о детях. И дети это чувствуют, их жизнь становится понятной и предсказуемой. Ребенок еще очень мал и многого не знает, вокруг него существует огромный непознанный мир, таящий в себе много интересного, но и много опасного. Только взрослый с помощью дисциплинарных мер может обеспечить его безопасность, помочь разобраться в этом многогранном мире, его законах и особенностях. И ребенок понимает, что это – забота о нем, что сильный и мудрый взрослый вводит его в новый мир, что он знает больше, больше умеет и поможет ему, малышу, узнать и научиться тому, что умеет сам.
Трудно стать мудрым проводником, а не бездумным надзирателем. Что можно требовать от ребенка 3–7 лет? Первое, что мы должны осознать, чтобы приучить ребенка к дисциплине, – дать ему почувствовать, что его любят, – вот главная и наиболее важная часть хорошей дисциплины.
Мы начинаем приучать малыша с самого раннего детства, знакомим его с первыми “нельзя“. Нельзя трогать горячее! Нельзя делать больно маме! Нельзя ползти куда захочешь – можно больно упасть!
А что происходит, если нельзя все? Тогда ребенок рано или поздно узнает, что тот или иной запрет был неверным. Он начинает думать, что его не слишком-то знают, что ему нужно, или не слишком справедливы к нему. У ребенка возникает непреодолимое и обоснованное желание нарушать такие запреты. Он рассматривает каждую просьбу или требование как навязанную ему повинность и активно учится сопротивляться ей, а иногда делает все наоборот.
Что же происходит, когда все можно? Тогда ребенок думает, что его не предостерегает, все разрешает, а вокруг столько опасного, неприятного! Он еще очень мал и чувствует себя в опасности, ведь рядом нет кого-то большого и надежного, а мама в данный момент далеко. У ребенка возникает повышенная тревожность, неуверенность в себе, он не может научиться принимать решения, во всем сомневается.
- Упражнение
Предлагаю прочитать высказывание о наказании на вашем бланке и оценить его по принципу: да это так; скорее да, чем нет; не знаю; скорее нет, чем да; нет. И высказаться почему Вы так считаете. Возможно с примером из жизни.
- Не вправе наказывать ребенка тот, кого ребенок не любит. (Джон Локк)
- Наказывай сына каждый вечер; если ты не знаешь за что, он-то уж точно знает. (Притча)
- Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели. (Иммануил Кант)
- Наказание есть не что иное, как средство самозащиты общества против нарушений условий его существования... (К. Маркс)
- Безнаказанность создает тепличные условия для прорастания отморозков. (Георгий Александров)
- Наказание зависит не столько от того, что вы натворили, сколько от того, кто вас будит судить. (Яна Джангирова)
- Наказание не должно внушать больше отвращения, чем проступок. (К. Маркс)
- Некоторые, уже повзрослевшие, бывшие дети, любят рассказывать о том, что родители их в детстве не наказывали, но думаю, что в будущем, их повзрослевшие дети и внуки об этом пожалеют. (Владимир Борисов)
- Нет более мучительного наказания, чем не быть наказанным.
- Награждая хороших, мы тем самым наказываем дурных. (Дени Дидро)
- Наказание зависит не столько от того, что вы натворили, сколько от того, кто вас будит судить. (Яна Джангирова)
- Всякий разумный человек наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершился впредь. (Сенека Луций Анней (Младший))
- Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. (Притча)
- Лишь временной бывает безнаказанность. (Публилий Сир)
- Наказанный в назидание часто бывает менее всего виноватым. (Веселин Георгиев)
- Наказывай не только за поступок, но и за намерение. (Периандр)
Основная часть.
Психолог: Как мы видим высказываний много, так же как и мнений... С чем то вы можете согласиться, а с чем то и нет. Я не хотела бы сейчас говорить о недопустимости наказания вообще. Как мы понимаем на практике это практически невозможно если мы хотим вести воспитательно – образовательный процесс, а не только дать знания. И сегодня мы с вами собрались здесь для того чтобы определить ту меру наказания, которая уместна в дошкольном учреждении. А так же как родители, я надеюсь вы почерпнете достаточно нужной информации.
2. Разумное воспитание (Хинг Ши). (притча)
Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:
- Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?
- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Хинг Ши. – Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.
Психолог: Часто приходится слышать: «Ребенок должен знать слово «нельзя», потому что иначе он сядет вам на шею». Звучит вполне разумно, пока не начнешь конкретно разбираться, а что же собственно нельзя. И тут выясняется, что почти все: быстро бегать и громко кричать, разговаривать за едой, перебивать взрослых, брать в рот все предметы, разбрасывать игрушки, пачкать одежду… Этот перечень можно продолжать бесконечно.
Жалобы родителей на непослушание и упрямство детей означают, что родители требуют от детей того, чего сами не делают; возможно, они непоследовательны в предъявлении требований, несправедливы или не владеют способами наказания, предъявляют требование в неприемлемой для ребенка форме.
3. Упражнение “Запрещаем-разрешаем”
В зале, где проводится тренинг, устанавливаются три мольберта, соответствующие зонам запрета. На мольберты прикрепляются цветные листы:
- зеленый символизирует зону “Полная свобода”;
- желтый – зону “Относительная свобода”;
- красный – зону “Запрещено”.
Участникам предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам. Полученные варианты анализируются: педагоги и психолог прогнозируют возможные ситуации и допущенные ошибки.
Как построить свои отношения с детьми, чтобы найти золотую середину? Что можно, а что нельзя запрещать ребенку-дошкольнику? Ю.Б. Гиппенрейтер в своей книге “Общаться с ребенком. Как?“ советует составить для себя систему запретов, разделив все “можно” и “нельзя” на цветовые зоны.
Зеленая зона – это все, что можно ребенку всегда и везде по его собственному усмотрению.
Желтая – действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Эта зона очень важна, т. к. именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине. Внешние ограничения со временем переходят в собственные самоограничения.
Красная зона – действия ребенка, которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах.
Важным является то, что список “взрослеет” вместе с ребенком. То, что мы требуем от старшего дошкольника, мы не можем требовать от младшего, он просто не может этого выполнить. А то, что мы требуем от школьника, просто неразумно требовать от дошкольника. И самое главное – это руководствоваться интересами ребенка и любовью к нему.
4. Упражнение «Пойми меня»
Предлагаю зачитать высказывание ребенка и подобрать подходящие чувства которые ребенок может чувствовать в данный момент.
Ребенок говорит | Ребенок чувствует |
Смотрите, я сделал самолет из нового конструктора! | Гордость. Удовлетворение. |
Мне не весело. Я не знаю, что мне делать. | Скука, поставлен в тупик. |
Все дети играют, а мне не с кем. | Одиночество, покинутость. |
Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам. | Уверенность, самостоятельность. |
Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. | Боль, злость, чувство не любви. |
У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться? | Разочарование, желание бросить. |
Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие. | Одобрение, благодарность, радость. |
- Упражнение
Разделитесь на пары. Желательно так, чтобы вашей парой стал тот, кто работал в вашей группе и знаком с детьми. Закройте глаза и вспомните воспитанника, с которым вам трудно установить нормальные отношения. Думайте о нем одну минуту, попробуйте увидеть и услышать его. Когда четкий образ появился откройте глаза и попробуйте найти в действиях и характере этого ученика не менее пяти сильных сторон или позитивных черт. Расскажите собеседнику о воспитаннике позитивным языком.
Теперь пусть каждая подгруппа подготовит и расскажет о «плохом» воспитаннике: сначала в обычной манере, а затем позитивным языком. В рассказах нельзя путать две манеры, то есть излагать одно предложение позитивное, а следующее, через союз «но», — критическое. Это ошибка. Отдельно — критика. Отдельно — позитив.
Психолог: Если существуют запреты, то неизбежно возникает вопрос о наказаниях, поскольку запреты в силу тех или иных причин могут нарушаться. Вообще смысл наказания должен быть совершенно конкретным: вам нужно эффективно пресечь недопустимое поведение. Выделим и проанализируем основные формы воздействия на детей. Под словом “ругать” обычно подразумевается повышение голоса, крик. Что есть крик? Это бессилие взрослого, выброс негативных эмоций на детей, педагогическая беспомощность (“я не могу общаться с ребенком”). Любой крик – это стресс для нервной системы ребенка, которая является более гибкой и чувствительной, чем у взрослых. В состоянии стресса ребенок не слышит запрета. Он слышит, что его не любят. Выплескивая эмоцию, мы можем рассчитывать только на ответную эмоцию. У ребенка чаще всего ответная реакция – страх, замкнутость, протест. Крик ничего не дает ребенку. И, как следствие, воспитательного результата быть не может. А постоянный крик либо перестает ребенком замечаться, что, в свою очередь, рождает у него манеру разговаривать так же, просто потому, что он к ней привык, либо приводит к неврозу. Когда можно кричать? Когда ребенок подвергает свою жизнь опасности или его действия могут причинить вред окружающим. Другое дело – запреты. Они очень важны для формирования у детей социальных навыков. Запрещать надо, но спокойным, уверенным голосом. Шлепнуть ребенка можно быстро, не затрачивая время и усилия на объяснения. Что это дает? Любой человек инстинктивно боится физического наказания (попросту говоря, удара), а кроме того, ребенок еще и слабее взрослого. В ребенка вселяется страх. Боясь наказаний, ребенок может начать лгать и обманывать родителей. Если сам факт наказания слишком расстраивает детей, они могут забыть, за что их наказывают. Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий – наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка, если мы действительно хотим научить ребенка, как следует себя вести.
- Упражнение “Какие бывают наказания”
Доска делится на четыре поля, каждое имеет свое название:
- “Физическое наказание”;
- “Изоляция”;
- “Наказание словом”;
- “Лишение приятного”.
Названия полей скрыты. По ходу обсуждения возможных вариантов наказаний психолог делает записи на доске в соответствующем поле. В конце упражнения названия полей открываются. Обсуждаются наиболее действенные варианты, выявляются преимущества и недостатки того или иного варианта. Родители, наказывающие детей, могут стать для них примером. Ребенок, подражая взрослому, тоже станет решать свои проблемы силовым способом.
Психолог: А сейчас предлагаю ответить те качества, которые по вашему мнению присущи хорошему ребенку… хорошему педагогу…
Хорошему ребенку-дошкольнику присуще:
Дух соперничества | Любознательность | ||
Чувство товарищества | Открытость | ||
Способность к творчеству | Озабоченность материальным успехом | ||
Способность критически мыслить | Наличие собственных убеждений | ||
Порядочность | Уравновешенность | ||
Честность | Интеллектуальная развитость | ||
Независимость | Чувство юмора | ||
Доброта | Эмоциональность | ||
Организованность | Искренность | ||
Послушание | Воспитанность | ||
Предприимчивость | Целеустремленность |
Хорошему педагогу присуще:
Дух соперничества | Любознательность | ||
Чувство товарищества | Открытость | ||
Способность к творчеству | Озабоченность материальным успехом | ||
Способность критически мыслить | Наличие собственных убеждений | ||
Порядочность | Уравновешенность | ||
Честность | Интеллектуальная развитость | ||
Независимость | Чувство юмора | ||
Доброта | Эмоциональность | ||
Организованность | Искренность | ||
Послушание | Воспитанность | ||
Предприимчивость | Целеустремленность |
Давайте проанализируем полученные результаты…
Для того что бы немного отдохнуть и размяться предлагаю поиграть.
- Упражнение
Уберите половину стульев. Участники делятся на пары. Один сидит на стуле, другой стоит у него за спиной, руки спрятаны за спину. У водящего нет пары, его стул пустой. Его задача — незаметно договориться с кем-то из сидящих, чтобы тот пересел к нему. «Договариваться» нужно без слов, с помощью незаметных знаков и мимики. Стоящие могут задержать своего «убегающего», если успеют. Все делается в быстром темпе.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы считаете можно ли в дошкольном учреждении обойтись без наказаний? (если да, то при каких условиях?)
- Если наказание все же возможно, то каким может быть наказание? Какие действия не допустимы?
- Как добиться дисциплины в группе без применения наказания? (Как пример: соблюдение правил и санкции за их несоблюдение)
- Чем можно заменить наказание? (убеждение, сказка и др.)
- Кто устанавливает правила в вашей (в каждой отдельно взятой) группе?
- Вы уверены, что у вас и ваших и коллег одно и то же представление о правилах по которым живет группа (дошкольное учреждение в целом)?
- Какими правовыми документами защищаются права ребенка?
Заключение
Психолог:
Рефлексия. Обсуждение…
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же – никогда.
Тот лучший проповедник –
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии –
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать,
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам.
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Памятка «98 возможностей сказать ребенку: «Я тебя люблю!»
Когда мы выражаем ребенку нашу любовь, мы даем ему поддержку и чувство близости с нами, необходимые для его полного самораскрытия, реализации. Сказать: «Я тебя люблю» это только одна из возможностей. Есть много других слов и безмолвных жестов, которые более подходят к конкретной ситуации и подкрепляют в ребенке чувство уверенности в себе, принятия мира и любви. Мы предлагаем только некоторые из возможных фраз как идеи, примеры. Самое главное – руководствоваться собственным чувством, прислушиваться к себе, чтобы найти свои личные слова и не оставить их про себя, а обязательно сказать ребенку, вложив в них всю силу любви.
1. Молодец!
2. Талантливо.
3. Хорошо.
4. Уже лучше.
5. Не скромничай.
6. Очень мило.
7. Удивительно.
8. Отлично!
9. Гораздо лучше, чем я ожидал.
10. Еще лучше, чем прежде.
11. Значительно лучше меня.
12. Потрясающе.
13. Лучше, чем все кого я знаю.
14. Очаровательно.
15. Великолепно.
16. Классно.
17. Прекрасно.
18. Поразительно.
19. Дивно.
20. Одухотворенно.
21. Высший класс!
22. Неподражаемо.
23. Очень продуманно.
24. Несравненно.
25. Незабываемо.
26. Красота.
27. Именно этого давно ждали.
28. Как в сказке.
29. Поэтично.
30. Проникнутый любовью.
31. Головокружительно.
32. Очень ясно.
33. Ты бьешь без промаха.
34.Ярко образно.
35. Это трогает меня до глубины души.
36. Очень эффектно.
37. Прекрасное начало.
38. Для меня нет никого красивее тебя.
39. Ну, ты прямо профессор.
40. Ты просто чудо!
41. Восхитительно.
42. Ты одаренный.
43. Ювелирно точно.
44. Ты сегодня много сделал.
45. Сказано здорово – просто и ясно.
46. Ты в этом разобрался.
47. Остроумно, очень забавно.
48. Ты ловко это делаешь.
49. Прямо энциклопедические знания.
50. Это как раз то, что нужно.
51. Эффективно работаешь.
52. Ух!!
53. Экстра класс.
54. Поздравляю.
55. Я тобою горжусь.
56. По-моему, ты это ухватил сейчас.
57. Мне очень нужна твоя помощь.
58. Здорово!
59. Ты мне просто необходим.
60. Ты на верном пути.
61. Еще разок и все получится.
62. Не отступай.
63. Молча погладить по голове.
64. Мне очень важна твоя помощь.
65. Молча обнять.
66. Продолжай в том же духе.
67. Молча подержать за руку.
68. Ты делаешь все хорошо.
69. Открыто смотреть в глаза.
70. Ты все замечаешь.
71. Это просто сенсация.
72. Ты сделал это с легкостью.
73. Как тебе это удалось?
74. Прекрасная мысль.
75. Хорошо сделано (имя ребенка).
76. Грандиозно!
77. Научи меня делать также.
78. Это действительно получилось.
79. Тут без тебя не обойтись.
80. Я знал, что тебе это по силам.
81. Ты меня всегда радуешь.
82. Ты мне нужен именно такой, какой есть.
83. Вот это я и называю хорошей работой.
84. Ты смотришь в корень.
85. Никто мне не может заменить тебя.
86. Фантастика.
87. Я горжусь тем, что тебе это удалось.
88. Я сам не смог бы сделать лучше.
89. Сегодня ты превзошел сам себя!
90. Это подобно прорыву в новое и прекрасное
91. Продолжай работать, у тебя получается все лучше и лучше.
92. Я просто счастлив, когда вижу, что ты так работаешь.
93. Одно удовольствие учить тебя, когда ты так работаешь.
94. Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует.
95. Поздравляю. Здорово ты это (написал, нарисовал и т.д.).
96. Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится.
97. С каждым днем у тебя получается все лучше!
98.Выбрать время вместе почитать, обсудить прочитанное.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Памятка «Что значит сотрудничать?»
Найдите возможность встретиться с педагогом /родителем/ в спокойной обстановке.
Проясните проблему: сформулируйте свою точку зрения.
Выслушайте точку зрения другого: постарайтесь понять его цели, намерения, опасения.
Сформулируйте суть проблемы.
Поставьте перед собой и собеседником вопрос: что можно сделать в данной ситуации?
Обсудите как можно больше вариантов решения и выберите оптимальный для обеих сторон.
Обсудите действия каждой стороны в рамках принятого решения.
Договоритесь о сроках и способах связи друг с другом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Родителям о наказании • Шлепая ребенка, вы учите бояться вас. • Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример. • Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры. • Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведения ребунка. • Если вы шлепаете ребенка «под горячую руку», это означает, хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка. • Задача дисциплинарной техники – изменить желание ребенка, а не только его поведение. • Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его. • Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным, начинает ревновать к брату, сестре, а порой, и к родителям. • У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединяются два чувства – любовь и ненависть, - как сразу возникает конфликт. • Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами. ЧЕМ ЗАМЕНИТ НАКАЗАНИЕ • Терпением. Это самая большая добродетель, которая может быть у родителей. • Объяснением. Объясняйте ребенку, посему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки. • Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь привлекательное, чем то, что ему хочется. • Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока поступок повторится. • Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание.
ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ • Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. • Если ребенок во вражде, он учится агрессивности. • Если ребенка осмеивают, он становится замкнутым. • Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины. • Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других. • Если ребенка подбадривать, он учится верить в себя. • Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. • Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей. • Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя. • Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится ценить себя.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же – никогда.
Тот лучший проповедник –
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии –
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать,
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам.
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Ребенок говорит |
Смотрите, я сделал самолет из нового конструктора! |
Мне не весело. Я не знаю, что мне делать. |
Все дети играют, а мне не с кем. |
Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам. |
Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. |
У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться? |
Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие. |
Ребенок чувствует |
Гордость. Удовлетворение. |
Скука, поставлен в тупик. |
Одиночество, покинутость. |
Уверенность, самостоятельность. |
Боль, злость, чувство не любви. |
Разочарование, желание бросить. |
Одобрение, благодарность, радость. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг "Яблоко против раздора"
ТРЕНИНГ, КОТОРЫЙ ПОДОЙДЁТ ДЛЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА....
«Эмоционально-игровой тренинг» «Эмоционально-игровой тренинг»
Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба, а если и...
Программа тренинга детско-родительских отношений "Мы вместе" , разработка тренинга "Связующая нить".
Программа тренинга детско родительских отношений.Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормаль...
Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"
Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1. Притча2. Понятие «тренинг»3. Какими бывают тренинги...
В рамках акции «Остановим насилие против детей» показала презентацию для родителей и воспитанников на тему: "Детский мир против жестокости и насилия".
Общие представления о правах для детей и родителей. Была представлена работа в виде слайдов в стихотворной форме....
Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В. Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии» Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая
Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В.Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии»Цель тренинга: развитие ...
Консультация «Терроризм — зло против человечества» Терроризм- зло против человечества.
Это одно из самых страшных преступлений. Цель террористов – убить за один раз как можно больше людей или захватить побольше заложников, чтобы держать их в неволе и мучить. Они думают, что так он...