Рабочая программа "КУБАНОВЕДЕНИЕ"
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. Содержание программы соответствует Федеральным государственным требованиям.
Цель данной программы заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, и с уважением – к жителям края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_berezhnoy_n.v._kubanovedenie.docx | 48.95 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по КУБАНОВЕДЕНИЮ
Ступень обучения дошкольное образование
Возраст старший дошкольный возраст
Уровень базовый
Составитель: Бережная Н.В.
Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Еременко Е.Н. «Кубановедение», Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2011 г
1.Пояснительная записка
Цель данной программы заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, и с уважением – к жителям края.
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. Содержание программы соответствует Федеральным государственным требованиям.
Кубань – один из многонациональных, этнических регионов, на территории которого проживают люди, говорящие на разных языках, исповедующие разные религии,
придерживающиеся определенных обычаев, строящие свои отношения на основах взаимоуважения и доверия.
Чувство личности, чувство человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом.
Культура Кубани – уникальная, самобытная область российской культуры - имеет вековые традиции. Её богатства составляет песенное, танцевальное, инструментальное и художественное наследие, осознание и осмысление которого является важнейшей задачей современного художественно-эстетического образования, формирующим гражданскую позицию учащихся, патриотизм.
Многовековая культура Кубани имеет свои уникальные особенности, и изучение регионального компонента приобретает исключительную роль в решении задач патриотического воспитания.
Сегодня важно воспитывать патриота своей « малой Родины», способного к творческому созидательному труду. Главная задача педагога не в том, чтобы дать ребенку в руки ремесло, обучить техническим приёмам, а в том, чтобы создать атмосферу целостного единства видов и жанров народного творчества (песни, танцы, стихи, художественное творчество) где произойдет процесс духовно-нравственного воспитания, приобщение его к основам традиционной культуры, её духовному потенциалу. В наши дни, когда возрастает интерес к народной культуре, художественным ремёслам, отечественной истории, предмет «Кубановедение» может быть широко использован.
Данная программа рассчитана на два года обучения и разработана с учетом возрастных особенностей детей.
Основной задачей программы является формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к культуре родного края, познания её духовных основ, заложенных поколениями далеких предков.
2.Цель программы:
- Познакомить детей со своеобразием истории, культуры, природы родного края;
- развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;
- воспитывать эмоционально – волевые, нравственные качества личности ребенка, толерантное отношение к людям разных национальностей, вероисповеданий;
- развивать креативность ребенка - дошкольника, его способность к позитивному преобразованию окружающего мира;
- формировать чувство ответственности за сохранение и преумножение исторического и культурного наследия своей «малой Родины».
Календарное тематическое планирование
№ п/п | Разделы, темы | Месяц |
1. | Я и моя семья | Сентябрь-октябрь |
2. | Родной город (село, станица, хутор) | Ноябрь |
3. | Литература и искусство Кубани | Декабрь - январь |
4. | Природа родного края | Февраль |
5. | Символика Краснодарского края | Март |
6. | Труд и быт жителей Кубани | Апрель - май |
3. Общая характеристика
Приоритетом современного начального общего образования становится гуманистическая направленность образования. Развитие личностных качеств, позволяющих быть успешным в современном мире, опирается на приобретение детьми опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Особое место отводиться практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовывать компетентностный подход к обучению. Такие методы, как проблемно – диалогический, поисковый, проектный, деятельностный, обеспечивают решение одной из главных задач начального образования – формирование учебной деятельности старших дошкольников, позиции активного участника процесса и самостоятельности в решении задач. Занятия по кубановедению имеют потенциальные возможности, для реализации вышеизложенных тенденций современного дошкольного образования.
4. Описание ценностных ориентиров содержания программы
В результате обучения дошкольники:
- получат знания о своей малой родине;
- получат представления о Кубани как о самобытной части Российской Федерации;
- обретут чувство гордости за Кубань, народ и его историю;
- воспитают чувство гражданственности и любви к Родине;
- обретут возможность формирования мировоззренческой, нравственной, экологической культуры;
- научатся содействию и сотрудничеству между людьми различных этническими, религиозными и социальными группами.
5. Личностные и предметные результаты освоения программы.
Я и моя семья
Ребенок научится:
- составлять рассказы о своей семье;
- соблюдать семейные традиции, кубанские праздники;
- определять значение своего имени.
Родной город
Ребенок научится:
- узнавать и ценить достопримечательности города Курганинска;
- ценить и уважать труд жителей своего города;
- называть главные улицы города;
- составлять рассказ о родном городе.
Природа родного края
Ребенок научится:
- любить и ценить красоту природы родной местности;
- узнавать и называть растения, произрастающие на территории Кубани;
- узнавать и называть животных, обитающих в Краснодарском крае;
- различать особенности времён года и погоды своей местности;
- называть полезные ископаемые края;
- научится заботиться о братьях наших меньших;
- бережно относиться к природе;
- познакомится с Красной книгой Кубани;
Символика Краснодарского края
Ребенок научится:
- различать символы Краснодарского края и города Курганинска
Познакомится:
с историей создания герба, флага, гимна Краснодарского края и города Курганинска.
Литература и искусство Кубани
Ребенок получит возможность:
- познакомиться с произведениями Кубанских писателей, поэтов, композиторов, художников;
- встретиться яркими историческими личностями города Курганинска;
- посетить музеи, кинотеатры;
- инсценировать различные произведения Кубанских авторов и произведения устного народного творчества;
- разучить Кубанские песни и стихи;
- познакомиться с прикладным искусством Кубани.
Труд и быт жителей Кубани
Ребенок научится:
- ценить и уважать труд жителей родного края;
- оценивать профессиональное мастерство и результаты труда;
- называть профессии своих земляков;
- называть православные праздниками;
- называть кубанские ремесла.
Познакомится с укладом кубанской семьи, бытом казаков.
6. Учебный план
Наименование раздела | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц |
Я и моя семья | 1 | 4 |
Родной город (село, станица, хутор) | 1 | 2 |
Литература и искусство Кубани | 2 | |
Природа родного края | 1 | 4 |
Символика Краснодарского края | 1 | 2 |
Труд и быт жителей Кубани | 2 | |
ВСЕГО занятий в ГОД - 36 |
7. Перспективное планирование с описанием основных областей деятельности
ТЕМА, содержание | НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ | ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ |
Я и моя семья Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Хозяйство семьи. Имена членов семьи. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребенка в семье. | Направление «Познавательно-речевое развитие» | Образовательная область «Познание» «Будем знакомы!» «Мое имя» Образовательная область «Коммуникация» «Традиции нашей семьи» «Кубанские праздники» Образовательная область «Чтение художественной литературы» Детский журнал «Казачок» | «Безопасность», «Социализация», «Художественное творчество», «Труд», «Музыка», «Здоровье» |
Направление «Социально-личностное развитие» | Образовательная область «Социализация» «Наши земляки-патриоты» Образовательная область «Труд» «Мои обязанности в семье» « Хозяйство кубанской семьи» Образовательная область «Безопасность» «Опасные ситуации дома и на улице» | « Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд» ,«Музыка», «Чтение художественной литературы» | |
Направление «Художественно-эстетическое развитие» | Образовательная область «Художественное творчество» «Цветы для мамы» « Узоры на одежде» Образовательная область «Музыка» «Наши любимые песни» «Кубанские посиделки» | «Коммуникация», «Музыка», «Познание» (формирование целостной картины мира), «Труд» | |
Направление «Физическое развитие» | Образовательная область «Здоровье» «Береги свое здоровье» Образовательная область «Физическая культура» «Кубанские подвижные игры» | «Безопасность», «Социализация», «Художественное творчество», «Труд» |
ТЕМА, содержание | НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ | ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ |
. Родной город, село. Название. Домашний адрес. Главные достопримечательности населенного пункта. Промышленность родного города. | Направление «Познавательно-речевое развитие» | Образовательная область «Познание» « Курганинск - мой город » «Улица, на которой я живу» Образовательная область «Коммуникация» «Главный город нашего края» «Достопримечательности Курганинска» Образовательная область «Чтение художественной литературы» Стихи о Курганинске | «Безопасность», «Социализация», «Художественное творчество», «Труд», «Музыка», «Здоровье» |
Направление «Социально-личностное развитие» | Образовательная область «Социализация» «История родного города» Образовательная область «Труд» «Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие» «Мои трудовые поручения» Образовательная область «Безопасность» «Правила безопасного поведения на улице» | « Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд», «Музыка», «Чтение художественной литературы» | |
Направление «Художественно-эстетическое развитие» | Образовательная область «Художественное творчество» «На улицах моего города» « Детская художественная школа» Образовательная область «Музыка» «Песни о Курганинске» | «Коммуникация», «Музыка», «Познание» (формирование целостной картины мира), «Труд» | |
Направление «Физическое развитие» | Образовательная область «Здоровье» «Мы любим спорт!» Образовательная область «Физическая культура» «Казачата - спортивные ребята» | «Безопасность», «Социализация», «Художественное творчество», «Труд» | |
ТЕМА, содержание | НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ | ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ |
. Природа родного края. Растительный и животный мир края. Явления природы. Красота природы родного края. Забота о братьях наших меньших. Красная книга Краснодарского края. Люблю тебя, мой край родной! | Направление «Познавательно-речевое развитие» | Образовательная область «Познание» «Природа живая и неживая» «Явления природы» Образовательная область «Коммуникация» «Растительный и животный мир Краснодарского края» «Роль природы в жизни человека» Образовательная область «Чтение художественной литературы» «Поэты В. Подкопаев, В. Нестеренко о природе Кубани» | «Безопасность», «Социализация», «Художественное творчество», «Труд», «Музыка», «Здоровье» |
Направление «Социально-личностное развитие» | Образовательная область «Социализация» «Родной край – частица России» Образовательная область «Труд» «Труд в природе» «Забота о братьях наших меньших» Образовательная область «Безопасность» «Правила поведения в природе» | « Познание», «Труд» «Безопасность», «Коммуникация», «Художественное творчество», ,«Музыка», «Чтение художественной литературы» | |
Направление «Художественно-эстетическое развитие» | Образовательная область «Художественное творчество» «Люблю тебя, мой край родной!» «Растения и животные из Красной книги Краснодарского края » Образовательная область «Музыка» «Кубанские посиделки» | «Коммуникация», «Музыка», «Познание» (формирование целостной картины мира), «Труд» | |
Направление «Физическое развитие» | Образовательная область «Здоровье» «Ядовитые растения» Образовательная область «Физическая культура» Игра «Раз, два, три, к калине беги!» | «Безопасность», «Труд» «Социализация», «Художественное творчество» | |
ТЕМА, содержание | НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ | ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ |
. Литература и искусство Кубани Произведения Кубанских писателей, поэтов, композиторов, художников. Исторические личности города Курганинска. Музеи, кинотеатры, библиотеки родного города. Произведения Кубанских авторов и произведения устного народного творчества. Народно-прикладное искусство Кубани. | Направление «Познавательно-речевое развитие» | Образовательная область «Познание» « Кубанские поэты и писатели » «Ремесла и промыслы народов Кубани» Образовательная область «Коммуникация» «Музеи, кинотеатры, библиотеки родного города» Образовательная область «Чтение художественной литературы» «Произведения кубанских писателей» | «Безопасность», «Социализация», «Художественное творчество», «Труд», «Музыка», «Здоровье» |
Направление «Социально-личностное развитие» | Образовательная область «Социализация» «Наши земляки-патриоты» Образовательная область «Труд» «Подарок»- работа с соломкой, талашом. Образовательная область «Безопасность» «Безопасный отдых» | « Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд», «Музыка», «Чтение художественной литературы» | |
Направление «Художественно-эстетическое развитие» | Образовательная область «Художественное творчество» «Мотивы Петриковской росписи» « Знакомство с гончарным искусством» Образовательная область «Музыка» «Композиторы Кубани» «Казачий фольклор» | «Коммуникация», «Музыка», «Познание» (формирование целостной картины мира), «Труд» | |
Направление «Физическое развитие» | Образовательная область «Здоровье» «Кубань- здравница России» Образовательная область «Физическая культура» «Олимпийские резервы» | «Безопасность», «Социализация», «Художественное творчество», «Труд» | |
ТЕМА, содержание | НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ | ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ |
Символика Краснодарского края Герб, гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. | Направление «Познавательно-речевое развитие» | Образовательная область «Познание» « Как выглядит флаг и герб нашего края» «Что такое гимн?» Образовательная область «Коммуникация» «История Кубани в символах» Образовательная область «Чтение художественной литературы» « Ты, Кубань, ты наша Родина!» | «Безопасность», «Социализация», «Художественное творчество», «Труд», «Музыка», «Здоровье» |
Направление «Социально-личностное развитие» | Образовательная область «Социализация» «Правила поведения во время исполнения гимна» Образовательная область «Труд» «Работа с тканью - лоскутная техника» Образовательная область «Безопасность» «Безопасность собственной жизнедеятельности» | « Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд», «Музыка», «Чтение художественной литературы» | |
Направление «Художественно-эстетическое развитие» | Образовательная область «Художественное творчество» «Моя малая родина (герб родного города)» Образовательная область «Музыка» «Гимн Краснодарского края» | «Коммуникация», «Музыка», «Познание» (формирование целостной картины мира), «Труд» | |
Направление «Физическое развитие» | Образовательная область «Здоровье» «Здоровый образ жизни на Кубани» Образовательная область «Физическая культура» Кубанская игра «Гылки (Биты)» | «Безопасность», «Социализация», «Художественное творчество», «Труд» | |
ТЕМА, содержание | НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ | ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ |
Труд и быт жителей Кубани Труженики родного края. Профессии моих земляков. Жизнь и быт жителей Курганинского района. Казачья хата. Быт казаков. Праздничные дни России и родного города. Православные праздники. Ремесла на Кубани. Уклад кубанской семьи. | Направление «Познавательно-речевое развитие» | Образовательная область «Познание» « Ремесла Кубанских мастеров» «Весенние полевые работы» Образовательная область «Коммуникация» «Жизнь и быт курганинцев» «Знакомство с православными праздниками» Образовательная область «Чтение художественной литературы» «Заповеди казаков» «Пословицы и поговорки о труде» | «Безопасность», «Социализация», «Художественное творчество», «Труд», «Музыка», «Здоровье» |
Направление «Социально-личностное развитие» | Образовательная область «Социализация» «Патриоты - труженики Кубани» Образовательная область «Труд» «Поделки из соломки, талаша» «Мои трудовые поручения» Образовательная область «Безопасность» «Безопасное обращение с рабочим инвентарем» | « Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд» ,«Музыка», «Чтение художественной литературы» | |
Направление «Художественно-эстетическое развитие» | Образовательная область «Художественное творчество» «Узоры на рушниках» «Плетение из лозы» Образовательная область «Музыка» «Колыбельные песни» | «Коммуникация», «Музыка», «Познание» (формирование целостной картины мира), «Труд» | |
Направление «Физическое развитие» | Образовательная область «Здоровье» «Каков казак отец, таков и сын молодец» Образовательная область «Физическая культура» Кубанская игра «Пахари и жнецы» | «Безопасность», «Социализация», «Художественное творчество», «Труд» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели
Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...