Рабочая программа музыкального руководителя
рабочая программа по теме
Рабочая программа музыкального руководителя в соответствии с ФГТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа музыкального руководителя в соответствии с ФГТ | 291.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-
детский сад № 41 г.Сочи
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Образовательная область «Музыка» в контексте ФГТ
для детей дошкольного возраста (2-7 лет)
на 2012-2013 учебный год
Составитель:
Музыкальный руководитель
Ивлева Каролина Николаевна
Сочи 2012г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа воспитательно-образовательной деятельности музыкального руководителя Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения центра развития ребенка- детского сада № 41 г.Сочи составлена в соответствии нормативно - правовыми документами:
- Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
- Уставом муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения центра развития ребенка- детского сада №41г.Сочи;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2731-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» от 20.12.2010;
- Письмом министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Приказом министерства образования Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
- Основной общеобразовательной программой дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения центра развития ребенка- детского сада № 41 г.Сочи
- Структура рабочей программы:
- Пояснительная записка;
- Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям;
- Перечень основных форм образовательной деятельности;
- Перспективное комплексно-тематическое планирование;
- Программа по реализации регионального компонента ООП ДО центра развития ребенка- детского сада № 41 г.Сочи
- Взаимодействие специалистов, осуществляющих работу в группе;
- Перспективный план по взаимодействию с родителями;
- Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы по образовательным областям.
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляется на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой и парциальной программы «Ладушки» И.Каплуновой, И.Новоскольцнвой. А также парциальной программы музыкального образования детей «Тутти» А. И. Бурениной, Т.Э.Тютюнниковой ,«Ритмическая мозаика» А.Бурениной. Программа «Тутти» входит в основной комплект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий», разработанной авторским коллективом А.И.Бурениной, Н.Е.Васюковой, Т.Э.Тютюнниковой, под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А.Лыковой. Парциальная программа «Ритмическая мозаика» рассматривается как основа для развития детей в наиболее сложный, хрупкий период - в возрасте 3-7лет .
После проведенного анализа было определено, что парциальная программа «Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Парциальная программа «Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству.
Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3лет на основе использования игровых музыкально-ритмических упражнений в течение всего года.
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей. Рабочая программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы. Программа разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.).
Данная рабочая программа по музыкальному развитию детей составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с учетом федерального компонента образовательного стандарта и приоритетным направлением развития МДОУ №41 . В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей первой младшей, второй младшей группы, средней, старшей, подготовительной к школе группе.
Цель рабочей программы: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.
Задачи:
- формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
- формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
- обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей;
-приобщение к музыкальному искусству через разностороннюю музыкально-творческую деятельность в синкретических формах (русский народный фольклор, фольклор других народов, классическая музыка зарубежных и русских композиторов, детская современная музыка;
-развитие внутренних психических процессов: : творческого воображения и фантазии,потребности к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности;
-развитие речи
Рабочая программа по музыке, опираясь на вариативную комплексную программу, предполагает проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной группе. Исходя из календарного года (с 1 сентября текущего по 31 мая) количество часов, отведенных на музыкальные занятия, будет равняться 72 часам для каждой возрастной
группы. Учет и оценка музыкально-творческих способностей будет осуществляться на основе диагностики музыкальных способностей по примерной основной программе дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой, по парциальной программе «Ладушки» под редакцией И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.
Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать:
- сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
-умение передавать выразительные музыкальные образы;
-восприимчивость и передача в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений;
-сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);
-умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;
- проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
Система работы по образовательной области «Музыка»
Реализация задач по музыкальному воспитанию предполагается через основные формы музыкальной
организованной образовательной деятельности с учетом учебного плана:
Форма музыкальной деятельности | 1 Мл. | 2 Мл. | Средняя | Старшая | Подготов. | ||||||||||
Организованная образовательная деятельность эстетической направленности | Продолжи- тельность | в неделю | в год | ||||||||||||
10 | 2 | 72 | 15 | 2 | 72 | 20 | 2 | 72 | 25 | 2 | 72 | 30 | 2 | 72 | |
Праздники и развлечения | 20-25 | 25-30 | 30-35 | 35-40 | 40-45 |
На основе учебного плана составлена циклограмма образовательной деятельности :
ПОНЕДЕЛЬНИК 9.00- 9.10 9.10- 9.20 9.30- 10.00 10.05- 10.25 10.30- 10.45 10.50-11.05 11.10-12.00 12.00-13.00 ВТОРНИК 9.00- 9.40 9.45- 10.00 10.05-10.25 10.30-11.00 11.05- 11.20 11.30-12.00 12.00- 13.00 СРЕДА 9.00- 9.45 9.55-10.15 10.20- 10.45 10.50- 11.05 11.15-12.00 12.00- 13.00 ЧЕТВЕРГ 9.00- 9.10 9.10- 9.20 9.30- 9.50 9.55-10.20 10.25-10.45 10.50- 11.05 11.15-12.00 12.00- 13.00 ПЯТНИЦА 9.00-9.15 9.20-9.35 9.40- 10.10 10.15- 10.40 10.50- 11.05 11.15-12.00 12.00-13.00 | Подготовка к занятию Непосредственно образовательная деятельность Работа с методической литературой Непосредственно образовательная деятельность Подготовка к занятию Непосредственно образовательная деятельность Индивидуальная работа с детьми Работа с документами Подготовка к занятиям Непосредственно образовательная деятельность Непосредственно образовательная деятельность Непосредственно образовательная деятельность Непосредственно образовательная деятельность Индивидуальная работа с детьми Работа с воспитателями Подготовка к занятиям Непосредственно образовательная деятельность Непосредственно образовательная деятельность Непосредственно образовательная деятельность Индивидуальная работа с детьми Работа с методической литературой Подготовка к занятию Непосредственно образовательная деятельность Подготовка к занятию Непосредственно образовательная деятельность Индивидуальная работа с детьми Непосредственно образовательная деятельность Индивидуальная работа с детьми Изготовление пособий, планирование Непосредственно образовательная деятельность Подготовка к занятиям Непосредственно образовательная деятельность Непосредственно образовательная деятельность Индивидуальная работа с детьми Изготовление пособий, планирование | 1 младшая группа Средняя группа «Особый ребенок» 2 младшая Средняя группа А Подготовительная группа «Особый ребенок» Средняя группа Старшая группа «Особый ребенок» 1младшая группа Средняя группа А « Особый ребенок» 2 младшая группа Подготовительная группа Старшая группа |
- ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА»
Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
развитие музыкально-художественной деятельности;
приобщение к музыкальному искусству;
развитие музыкальности детей.
Раздел «ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ»
ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности;
формирование музыкального вкуса;
развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Раздел «ПЕНИЕ»
формирование у детей певческих умений и навыков;
обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;
развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте;
длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;
развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»
развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;
обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами
музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;
обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;
развитие художественно-творческих способностей.
Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;
становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;
развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;
знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;
развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.
Раздел «ТВОРЧЕСТВО»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах
развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;
способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи,
к поискам форм для воплощения своего замысла;
развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.
Музыкальная образовательная деятельность состоит из трех частей:
- Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения.
Цель: настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
- Основная часть. Восприятие музыки.
Цель: приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.
Подпевание и пение.
Цель: развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.
В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
3. Заключительная часть.
Игра или пляска.
- ИНТЕГРАЦИЯ ОО МУЗЫКА С ДРУГИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ
«Физическая культура» Развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности.
«Здоровье» Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни через музыкальное воспитание.
«Безопасность» Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.
«Социализация» Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
«Труд» Использование музыкальных произведений для формирования представлений о труде, профессиях, людях труда, желание трудится. Устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности.
«Познание» Расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества.
«Коммуникация» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
«Чтение художественной литературы» Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений.
«Художественное творчество» Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.
Расписание звучания фоновой музыки в режимных моментах.
Время звучания | Режимные моменты | Преобладающий |
8:00–8:30 | Утренний прием | Радостно-спокойный |
8:40–9:00 | Настрой на занятия | Уверенный, активный |
12:20–12:40 | Подготовка ко сну | Умиротворенный, нежный |
15:00–15:15 | Подъем | Спокойный, оптимистично-просветленный |
Включение музыки в образовательную деятельность.
Форма восприятия музыки | Непосредственно образовательная | Содержание деятельности |
Активная | Познание; игровая; музыкально-художественная; двигательная; коммуникативная | Педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.) |
Пассивная | Трудовая; познание; продуктивная; восприятие художественной литературы; коммуникативная | Педагог использует музыку как фон музыка звучит негромко, как бы |
Возрастные особенности развития ребенка 2-3лет в музыкальной деятельности, содержание психолого-педагогической работы
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Содержание образовательной области „Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку, через решение следующих задач:
• развитие музыкально художественной деятельности;
• приобщение к музыкальному искусству.
Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству
Слушание
- Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется эмоционально реагировать на содержание. Развивать умение различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика,
- фортепьяно, металлофона)
Пение
- Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы
в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.
Музыкально-ритмические движения
- Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты и т и т д.)
- Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.
Занятия проходит 2 раза в неделю продолжительностью не более 10 минут (СапПиН 2.4.1.1249-03).
Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
Возрастные особенности развития ребенка 3-4 лет в музыкальной деятельности, содержание психолого-педагогической работы
В возрасте 3-4 лет необходимым становится создание условий для активного экспериментирования и практикования ребёнка со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Манипулирование
музыкальными звуками и игра с ними (при их прослушивании, элементарном музицировании, пении, выполнения простейших танцевальных и ритмических движений) позволяют ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах. Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь
начинает своё становление. Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо
организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и доступного материала. Приобщение детей к музыке происходит и в сфере
музыкальной ритмической деятельности, посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку. Особое внимание на музыкальных занятиях уделяется игре на детских музыкальных инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их
отношений, различают красоту звучания различных инструментов.
Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой.
Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения:
- непосредственно образовательная деятельность (комплексные, доминантные, тематические, авторские);
- самостоятельная досуговая деятельность.
Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии.
Задачи воспитания и развития детей
Задачи в области музыкального восприятия-слушания-интерпретации.
- Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку.
- Организовывать детское экспериментирование с немузыкальными и музыкальными звуками и исследование качеств музыкального звука: высоты, длительности, тембра.
- Активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников.
Задачи в области музыкального исполнительства-импровизации-творчества.
- Развивать двигательно-активные виды музыкальной деятельности- музыкально ритмические движения и игры на шумовых музыкальных инструментах.
- Развивать координирование движений и мелкой моторики при обучении приемам игры на инструментах.
- Формировать у детей вокальные и певческие умения в процессе подпевания взрослому.
- Стимулировать умение детей импровизировать и сочинять простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных образах и танцах.
На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 15 минут, в соответствиями с требованиями СанПина.
Программа рассчитана на 72 занятия в год + развлечения и праздники.
72 занятия по 15 минут = 18 часов. Раз в месяц проводится развлечение (9 занятий.) Календарные праздники и утренники (5 мероприятий)
Возрастные особенности развития ребенка 4-5 лет в музыкальной деятельности. Содержание психолого-педагогической работы.
В среднем дошкольном возрасте благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту ребёнок становится активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности. Чувственное познание свойств музыкального звука и двигательное, перцептивное восприятие метро - ритмической основы музыкальных произведений позволяют дошкольнику интерпретировать характер музыкальных образов, настроение музыки, ориентируясь в средствах их выражения.
Умение понять характер и настроение музыки вызывает у ребёнка потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства. Начинает развиваться образное мышление. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной
сосредоточенная деятельность в течение 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.
Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится вне ситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, овершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого.
Дети средней группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на
музыкальных инструментах и творчество. Занятия являются основной формой обучения. Задания, которые дают детям, более сложные. Они требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. Занятия проводятся два раза в неделю по 20 минут. Их построение основывается
на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе. В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются раз-
витие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях. Музыкальное развитие детей осуществляется в непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни.
На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 20 минут, используются коллективные и индивидуальные методы
обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей особенностей каждого ребенка.
Задачи в области музыкального восприятия-слушания- интерпретации.
- Воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умение понимать и интерпретировать выразительные средства музыки.
- Развивать умение детей общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки.
- Развивать у дошкольников музыкальный слух - интонационный, мелодический, гармонический, ладовый; способствовать освоению детьми элементарной музыкальной грамоты.
Задачи в области музыкального исполнительства- импровизации- творчества.
- Развивать у детей координацию слуха и голоса, способствовать приобретению ими певческих навыков.
- Способствовать освоению детьми приемам игры на детских музыкальных инструментах.
- Способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создании музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.
- Стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.
Возрастные особенности развития ребенка 5-6 лет в музыкальной деятельности, содержание психолого-педагогической работы
В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов ( внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углубленного музыкального воспитания.
Ребенок 5-6лет отличается большой самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развивается ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны, подвижны, эмоциональны. У детей шестого года жизни более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь. Улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.
Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети шестого года жизни ещё требуют бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.
Задачи в области музыкального восприятия- слушания –интерпретации
- Обогащать слуховой опят детей при знакомстве с основными жанрами музыки.
- Накапливать представления о жизни и творчестве некоторых композиторов.
- Обучать детей анализу средств музыкальной выразительности.
- Развивать умение творческой интерпретеции музыки разными средствами художественной выразительности.
Задачи в области музыкального исполнительства- импровизации- творчества.
- Развивать певческие умения детей.
- Способствовать освоению детьми умений игрового музицирования.
- Стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр, оркестровок.
- Развивать умение сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности.
На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 25 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.
Возрастные особенности развития ребенка 6-7 лет в музыкальной деятельности, содержание психолого-педагогической работы
Возраст 6-7 лет- это середина детства. Подвижные энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. В этот период у них качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения- ещё более координированными, увеличивается объём внимания и памяти, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей.
В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Непосредственно-образовательная деятельность является основной формой обучения. Задания, которые дают детям подготовительной группы, требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения.
Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут, их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе. Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни.
Задачи в области музыкального восприятия-слушания-интерпретации
- Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке
- Накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов
- Обучать детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности
Задачи в области музыкального исполнительства- импровизации-творчества
- Развивать умения чистоты интонировании в пении
- Способствовать освоению навыков ритмического многоголосья посредством игрового музицирования
- Стимулировать самостоятельную деятельность детей по сочинению танцев, игр, оркестровок
- Развивать у детей умения сотрудничать и заниматься совместным творчеством в коллективной музыкальной деятельности
2. ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПО ВИДАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Раздел «ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ»
ФОРМЫ РАБОТЫ
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Использование музыки: -на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - во время умывания - на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность) - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх - перед дневным сном - при пробуждении - на праздниках и развлечениях | Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Другие занятия -Театрализованная деятельность -Слушание музыкальных сказок, - рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности; | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и не озвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряженья. Экспериментирование со звуками, используя музыкальные игрушки и шумовые инструменты Игры в «праздники», «концерт» | Консультации для родителей Родительские собрания Индивидуальные беседы Совместные праздники, развлечения (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, оркестр) Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы- передвижки) |
2. Раздел «ИСПОЛНЕНИЕ»
Формы работы
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Использование пения: - на музыкальных занятиях; - во время умывания - на других занятиях - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно- ролевых играх -в театрализованной деятельности - на праздниках и развлечениях | Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная деятельность -пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду - Подпевание и пение знакомых песенок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и не озвученных), музыкальных игрушек, макетов инструментов, театральных кукол, атрибутов для ряженья, элементов костюмов различных персонажей. Создание предметной среды, способствующей проявлению у детей: -песенного творчества (сочинение грустных и веселых мелодий), Музыкально-дидактические игры | Совместные праздники, развлечения (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы- передвижки)
|
- Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»
Формы работы
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Использование музыкально- ритмических движений: -на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях | Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная деятельность -Игры, хороводы - Празднование дней рождения | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, атрибутов для театрализации, элементов костюмов различных персонажей, атрибутов для самостоятельного танцевального творчества (ленточки, платочки, косыночки и т.д.). Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих активизации выполнения движений, передающих характер изображаемых животных. Стимулирование самостоятельного выполнения танцевальных движений под плясовые мелодии | Совместные праздники, развлечения (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) Посещения детских музыкальных театров |
4. Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
Формы работы
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях | Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная деятельность -Игры с элементами аккомпанемента - Празднование дней рождения | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, ма Игра на шумовых музыкальных инструментах; экспериментирование со звуками, Музыкально-дидактические игры | Совместные праздники, развлечения (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) |
5. Раздел «ТВОРЧЕСТВО (песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских
музыкальных инструментах)»
Формы работы
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях | Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная деятельность -Игры с элементами аккомпанемента - Празднование дней рождения | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, ма Игра на шумовых музыкальных инструментах; экспериментирование со звуками, Музыкально-дидактические игры | Совместные праздники, развлечения (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) |
- Перспективное комплексно-тематическое планирование (Приложение № 1)
Приложение № 2 Годовые задачи программы развития учреждения на год 2012-2013 учебный год
Приложение № 3 Годовые задачи учреждения на год 2012-2013 учебный год
5.Программа по реализации регионального компонента ООП ДО учреждения (Приложение №4)
6. Взаимодействие специалистов, осуществляющих взаимодействие в группах
Специалист | Функции |
Музыкальный руководитель | Реализует задачи художественно – эстетического направления развития ребенка и задачи образовательной области «Музыка», согласно основным общеобразовательным программам и программам дополнительного образования с элементами музыкальной, театрализованной, креативной терапии с учетом рекомендаций, специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, предоставляет для психологического анализа продукты детского творчества, как проектного материала. |
- Требования к уровню подготовки воспитанников
Младшая | Средняя | Старшая | Подготовительная |
1.Внимательно слушать музыкальное произведение, запоминать 2.Проявлять эмоциональную отзывчивость, чувствовать характер муз.произвеления 3.Различать танцевальный, песенный, маршевый метроритмы, передавать их в движении 4.Активен в играх на исследовании звука,в элементарном музицировании | 1.Установить связь между средствами выразительности и содержанием музыкально-художественного образа 2.Различать выразительный и изобразительный характер в музыке 3.Владеть элементарными вокальными приемами.Чисто интонировать попевки в пределах знакомых интервалов 4.Ритмично музицировать,слышать сильную долю в двух-,трехдольном размере 5.Накопленный на занятиях музыкальный опыт переносить в самостоятельную деятельность,делать попытки творческих импровизаций на инструментах, в движении и пении | 1.Развивать элементы культуры слушательского восприятия 2.Выражать желание посещать концерты,музыкальный театр 3.Иметь представление о жанрах музыки 4.Проявлять себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности 5. Активен в театрализации 6.Учавствовать в инструментальных импровизациях | 1.Развить культуру слушательского восприятия 2.Выражать желание посещать концерты,музыкальный театр 3.Иметь представление о жанрах и направлениях классической и народной музыке,творчестве разных композиторов 4.Проявлять себя во всех видах музыкально-исполнительской деятельности, на праздниках 5.Активен в театрализации, где включаются ритмо-интонационные игры, помогающие почувствовать выразительность и ритмичность интонаций, а также стихотворных ритмов,певучие диалоги или рассказывании 6.Учавствовать в инструментальных импровизациях |
7. ПЛАН РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ И РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
Месяц | Методическая работа и взаимодействие с педагогами | Работа с родителями |
Сентябрь | 1. Познакомить воспитателей с результатами диагностического обследования детей, выработать рекомендации по индивидуальной работе на учебный год. 2. Определить содержание индивидуального маршрута развития ребенка по разделу «Музыкальное воспитание» для воспитателей групп. | 1. Провести анкетирование «Музыкальное воспитание в семье» с целью: выявить музыкально заинтересованные семьи. 2. Посещение родительских собраний «Знакомство с планом работы по музыкальному воспитанию детей» |
Октябрь | 1. Педагогическая шпаргалка: «Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ». 2. Индивидуальные консультации «Подготовка к празднику осени – орг. моменты» | 1. Консультация для родителей «Внешний вид детей на музыкальных занятиях» 2. Консультация «Зачем ребенку нужны танцы?» |
Ноябрь | 1. Провести консультацию по теме: «Развитие воображения через фольклор» 2. Индивидуальные консультации «Подготовка к Дню матери – орг. моменты» | 1.папка-передвижка» Мастерим музыкальные инструменты всей семьёй» 2. Изготовление родителями атрибутов и декораций к празднику. |
Декабрь | 1.Консультация «Построение и проведение праздничных утренников для детей раннего и младшего возраста» 2. Репетиции с воспитателями по подготовке к праздникам. | 1.Просвещение родителей в музыкальном уголке «Как организовать досуг на зимних каникулах». 2. Привлечение к изготовлению костюмов к новогодним утренникам. |
Январь | 1. Беседа « Типология праздников в детском саду» 2.Провести работу с воспитателями: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях» | 1. Папка-передвижка « Ваш ребенок любит петь?» 2.Памятка « Как слушать музыку с ребенком?» |
Февраль | 1.Провести консультацию «Фольклор как развитие творческих способностей детей» 2.Подготовить перечень репертуара для свободного прослушивания. 3. Выступление на педсовете по ТЕМЕ:«Чувствовать,познавать,творить» | 1. Подготовить папку-поздравление «Папа, мама, я – дружная семья» |
Март |
| 1.Обновить информацию в музыкальных уголках на тему «Музыка и здоровье» |
Апрель | 1круглый стол «Музыкотерапия» | 1. Провести День открытых дверей «Разбуди в ребенке волшебника» |
Май | 1.Организовать воспитателей в оформлении тематической выставки «9 Мая», «До свидания, детский сад». 2.Познакомить воспитателей с результатами диагностического обследования детей, выработать рекомендации по индивидуальной работе на летний период. 3. Индивидуальные консультации «Подготовка к выпускному, отчетному концерту – орг. моменты» | 1.Принять участие в проведении групповых родительских собраний по результатам работы за год во всех возрастных группах. 2. Детский концерт для родителей |
Июнь | 1.В помощь воспитателю « Хороводные игры». 2. Провести консультацию «Музыка на летней прогулке» | Консультация «Театрализованная деятельность в детском саду» |
Июль | Провести консультацию по теме «Обновление музыкальных уголков для родителей» | Провести конкурс «Домашний оркестр» |
Август | Подготовить рекомендации по содержанию музыкальных уголков к началу учебного года в соответствии с возрастом. | Организовать музыкальные встречи с семьями воспитанников. |
Ежемесячно | 1. Проводить индивидуальную работу с ведущими утренников и развлечений. 2. Проводить консультации по содержанию и проведению музыкальных занятий, организовать совместную деятельность ребенка и взрослого. | Организовать фото- и видеосъемки для оформления фоторепортажей, стенгазет, альбомов. |
8.Мониторинг достижения детьми планируемых результатов по музыкальному воспитанию. ( Приложение № 5)
Младшая группа
№ | Ладовое чувство | Музыкально слуховые представления | Чувство ритма |
1 2 3 4 | Внимание Просьба повторить Внешние проявления Узнавание знакомой мелодии | Подпевание знакомой мелодии с сопровождением | Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка мелодии на 3-5 звуков Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки Соответствие ритма движений ритму музыки |
Средняя группа
№ | Ладовое чувство | Музыкально слуховые представления | Чувство ритма |
1 2 3 4 | Внимание Умеет ли различать жанры Высказывание о характере музыки Узнавание знакомой мелодии по фрагменту | Подпевание знакомой мелодии с сопровождением Пение малознакомой попевки (после нескольких её прослушиваний) с сопровождением Узнает ли песню по вступлению Активность исполнения | Воспроизведение в хлопках, в притопах,на музыкальных инструментах ритмического рисунка Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями Соответствие ритма движений ритму музыки Активность в играх |
Старшая группа
№ | Ладовое чувство | Музыкально слуховые представления | Чувство ритма |
1 2 3 4 5 | Внимание Умеет ли различать жанры Высказывание о музыке с контрастными частями Узнавание знакомой мелодии по фрагменту Отображает свое отношение к музыке в рисунке | Подпевание знакомой мелодии с сопровождением Пение знакомой мелодии без сопровождения Подбор по слуху знакомой попевки на металлофоне Эмоционально исполняет песни | Воспроизведение в хлопках, в притопах,на музыкальных инструментах ритмического рисунка Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма) Активность в играх Умеет составлять ритмические рисунки и проигрывать на музыкальных инструментах |
Подготовительная группа
№ | Ладовое чувство | Музыкально слуховые представления | Чувство ритма |
1 2 3 4 5 6 | Высказывания о музыке с контрастными частями Умеет ли различать жанры Различает 2ух частную форму муз.произведения Узнавание знакомой мелодии по фрагменту Отображает свое отношение к музыке в рисунке Способен придумывать сюжет к муз.произведению | Подпевание знакомой мелодии с сопровождением Пение знакомой мелодии без сопровождения Подбор по слуху знакомой попевки на металлофоне Эмоционально исполняет песни Имеет любимые песни | Воспроизведение в хлопках, в притопах,на музыкальных инструментах усложненного ритмического рисунка Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями Придумывает движения для обыгрывания песен, хороводов Активность в играх Умеет составлять ритмические рисунки и проигрывать на музыкальных инструментах |
Литература
Перечень программ | Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой. – ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011 год И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день» с аудиоприложением, |
Перечень технологий и пособий | Мониторинг в детском саду.- СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС,2011 Буренина А.И. Ритмическая мозаика (программа по ритмической пластике для детей). - С-П, 2000. Сауко Т.Н., Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши! Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001, программы музыкального образования детей «Тутти» А. И. Бурениной, Т.Э.Тютюнниковой ,«Ритмическая мозаика» А.Бурениной. Программа «Тутти» входит в основной комплект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий», разработанной авторским коллективом А.И.Бурениной, Н.Е.Васюковой, Т.Э.Тютюнниковой, под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А.Лыковой., |
Содержание регионального компонента.
Реализация регионального компонента ООП ДО осуществляется в старших группах в совместной деятельности педагога и детей. Состав содержания регионального компонента определен в рабочих программах педагогов МДОУ.
Региональный компонент предусматривает:
- построение программы на местном (Краснодарский край, г.Сочи, районы г.Сочи) материале с целью воспитания уважения к своей малой родине;
- приобщение ребенка к национальному культурному наследию: народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников. Дети совместно со взрослыми познают традиции и обычаи предков, особенности характера своего и другого народа. Знакомятся с географическими особенностями города, с достопримечательностями города и районов.
- развитие физических качеств посредством дошкольной туристской подготовки. Дети старшего дошкольного возраста участвуют в спортивной жизни города, в районных, городских, всероссийских соревнованиях, конкурсах, фестивалях, акциях.
Включение регионального материала к образовательным областям ООП ДО, реализуемой в детском саду, интеграция регионального компонента в образовательный процесс:
Образовательная область | Методические приемы |
Музыка |
|
Направления работы педагогического коллектива по реализации регионального компонента.
Реализация регионального компонента осуществляется в тесной взаимосвязи с социальными институтами города и при их поддержке в совместной деятельности педагога и детей и в самостоятельной деятельности воспитанников в соответствии с возрастными особенностями через адекватные формы работы.
Предпочтение отдаётся культурно – досуговой деятельности.
Региональный компонент предусматривает:
содержание данного раздела программы ДОУ на местном материале о Сочи, Кубани с целью воспитания уважения к своему дому, к родной земле, малой родине приобщение ребёнка к национально-культурному наследию: образцам национального местного фольклора, народным художественным промыслам, национально –культурным традициям, произведениям кубанских писателей и поэтов, композиторов, художников, исполнителей, спортсменов, знаменитых людей Кубани приобщение к ознакомлению и следованию традициям и обычаям предков воспитание толерантного отношения к людям других национальностей и вероисповедования.
Национально-культурный компонент реализуется по темам и составляет 20% времени в структуре ООП ДО
Формы и методы ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей
Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям: «Познание»,«Коммуникация» «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Реализация цели осуществляется через решение задач:
- организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в художественно-творческой деятельности;
- развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- использование нетрадиционных, интегрированных форм занятий;
- приобщение к традициям родного края;
- привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.
Для успешного освоения программы по художественно-эстетическому развитию работа в ДОУ строится по следующим направлениям:
- работа с педагогическими кадрами;
- работа с детьми;
- взаимодействие с семьёй.
Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются:
- создание обстановки эмоционального благополучия;
- создание и обновление предметно-развивающей среды;
- творческий подход к содержанию образования;
- вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
- использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;
- синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;
- осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт Краснодарского края);
- взаимодействие с семьями воспитанников;
- преемственность в работе с учреждениями культуры.
Наша работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.
Организация учебно-воспитательного процесса реализуется через:
- занятия по изобразительной деятельности,
- занятия по музыкальному воспитанию,
- театрализованную деятельность,
- индивидуальную работу,
- выставки детских работ, персональные выставки,
- праздники, концерты, спектакли.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:
- организованная деятельность с детьми (НОД),
- праздники
- развлечения, народные праздники – «Пасха», «Масленица», «День Здоровья», «День Нептуна», «Яблочный Спас»
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности детей. Они с удовольствием участвуют в спектаклях, пересказывают сказки, танцуют, музицируют, занимаются собственным сочинительством.
В ДОУ создан семейный клуб «СА-ФИ-ДАНСЕ»
Семейный клуб - это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Эффективной формой взаимодействия с родителями в приобщении детей и взрослых к истокам народной культуры, семейным традициям выступает семейный клуб «СА-ФИ-ДАНСЕ».
Выбор тематики и планирование работы клуба согласовывается с результатами опроса родителей (анкетирование) и годовыми задачами ДОУ.
Основные задачи семейного клуба:
1. Вызывать у детей интерес к музыке, литературе, изобразительной деятельности и другим видам искусства.
Знакомить детей с высокохудожественными произведениями литературы, музыкального искусства. Дать первоначальное представление о театре как синтезе разных искусств.
2. Учить детей понимать содержание произведения музыкального и изобразительного искусства, художественной литературы.
Беседовать с детьми об увиденном, прочитанном и услышанном ими. Побуждать высказывать свое отношение к произведению искусства, задавать вопросы.
3. Воспитывать у детей любовь, уважение, эмоционально-ценностное отношение к искусству как общественно признанному делу.
Рассказывать детям о народных мастерах, деятелях культуры и искусства. Посещать с ними музеи, выставки, рассматривать книги об искусстве, прослушивать записи классической музыки.
- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его творческой деятельности (танец, стихотворение, рисунок и т.п.) интересен другим (родителям, родным и близким, сотрудникам дошкольного образовательного учреждения и т.п.)
Устраивать выставки детского творчества, организовывать концерты, эмоционально поощрять детей за творчески созданные продукты.
5. Освоение элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизации.
Инновационный здоровьесберегающий подход: психотерария искусством.
Она представлена четырмя основными направлениями:
-арттерапия - психотерапия посредством изобразительного творчества.
Это использование ребенком различных изобразительных материалов и создание визуальных образов, процессом изобразительного творчества и реакциями ребенка на создаваемые им продукты творческой деятельности, отражающие особенности его психического развития, способности, личностные характеристики, интересы, проблемы и конфликты
Танцевально – двигательная терапия – психотерапмя посредством движения и танца
Драмотерапия (театральная деятельность) – психотерапия посредством сценической игры
Музыкальная терапия – психотерария посредством звуков и музыки
Здоровьесберегающие технологии
- минутки настроения, физминутки, динамические паузы (профилактика эмоционального напряжения, утомления на занятиях).
- пальчиковая гимнастика (массаж активных точек, положительно сказывающихся на самочувствии, улучшающий работу мозга).
Деятельность семейного клуба «Са-фи-дансе» развивается по двум направлениям:
1.Творческо-досуговое-это направление реализуется через участие родителей в подготовке праздничных мероприятий, конкурсов, спектаклей театра. Члены семьи воспитанников помогают в изготовлении декораций, костюмов к спектаклям, организации выставок, конкурсов, совместных походов, экскурсий.
2. Наглядно-информационное- вовлечение родителей в изготовление наглядно-методического материала, оформление готовых экспонатов.
Разработанная нами модель взаимодействия педагогов и родителей , осуществляемая через деятельность клуба , позволила решить следующие задачи:
-предолеть барьер недоверия родителей к ДОУ
-сплотить родительский коллектив
-установить доверительные отношения между семьей и ДОУ
-вовлечь семью в единое образовательное пространство
По художественно-эстетическому развитию большое внимание уделялось использованию средств изобразительной деятельности, музыки через организацию праздников, развлечений, досугов, выставок.
Тема | Содержание | Форма проведения | Дата проведения |
1. «День знаний» 2. Семинар «Музыка в жизни ребенка» 3. Рисунки детей «Как я вижу музыку» 4.«Спой со мною, мама» День матери 5. «Новый год-семейный праздник» 6.Проведение « Недели музыки» 7. Музыкально-спортивный досуг «Папа – лучший друг» 8. Игровая программа «Широкая масленица» 9.Мюзикл «Муха-Цокотуха» 10. «Выпускной бал у дошколят» | Музыкально-спортивное развлечение Знакомство. Информация о клубе рассматривание иллюстраций музыкальный праздник Обмен опытом «Как организовать праздник дома. чтобы не было скучно» Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендованных для слушания дома Спортивное развлечение музыкальное развлечение Танцевально-музыкальный проект музыкальный праздник | консультации беседа, анкетирование беседа Консультация «Певческие навыки дошкольников» Консультация на тему: «Нам праздник веселый зима принесла» консультации,беседа беседа Беседа «Традиции праздника в условиях детского сада» беседа, консультация консультация «Развитие танцевальных движений» | Сентябрь Октябрь Ноябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май |
1. Основные задачи и содержание работы клуба.
· Создание единого воспитательно-образовательно-оздоровительного пространства ДОУ.
· Повышение педагогической культуры педагогов и родителей.
· Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
· Развитие позитивных детско-родительских взаимоотношений.
Задачами клуба являются:
· Объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания, оздоровления и развития ребенка.
· Создание условий для реализации идей родителей, способствующих проявлению их творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).
· Вовлечение каждого родителя в обсуждение поставленных проблем.
· Установление доверительных отношений между семьями воспитанников и ДОУ в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий.
· Сближение родителей и воспитателей, родителей и детей, подружить семьи, создать атмосферу доброжелательности, юмора, чтобы она стала характерной и для других общих дел в детском саду.
Для детей и родителей запланированы следующие праздники и досуги:
Октябрь – Осенние утренники
Январь – Рождественские колядки,
Февраль – музыкально-спортивный праздник «День защитника
Отечества» , соревнования по подвижным играм и эстафетам "Олимпионик"
Март – День здоровья, мамин праздник, песенный фестиваль туристской песни "Камертон"
Апрель – музыкально-спортивный праздник ко Дню космонавтики, Досуг «Пасхальный перезвон», День здоровья
Май – муз. праздник ко дню Победы, «День семьи»
Июнь-«День защиты детей»
Июль-«День семьи, любви и верности»
\
Музыкальное воспитание
Музыкальная среда в различных режимных моментах:
-музыкальные паузы;
-сюрпризные моменты;
-хороводные игры.
Фронтальная НОД по музыкальному воспитанию
- традиционные.
- тематические
- доменантные
Музыкальное сопровождение НОД
Совместная деятельность взрослых и детей:
-театрализованная деятельность
Игровая музыкальная деятельность:
-театрализованные музыкальные игры;
-музыкально-дидактические игры;
-игры с пением;
-ритмические игры.
Праздники и развлечения
Индивидуальная НОД по музыкальному воспитанию:
-обучение игре на детских музыкальных инструментах;
-упражнения в освоении танцевальных движений;
-развитие музыкального слуха и голоса;
-творческая непосредственно образовательная деятельность
-развитие музыкального слуха и голоса;
-творческая непосредственно образовательная деятельность
-развитие музыкального слуха и голоса;
-творческая непосредственно образовательная деятельность
Использование МУЗЫКИ в образовательных областях
как содержательная часть,
разновидность
наглядного метода
как средство
оптимизации
образовательного
процесса
как средство
обогащения
образовательного
процесса
Музыкальное сопровождение в режимных моментах
Питание
СОН
Физкультминутка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальное развитие» на 2015 – 2016 учебный год
Рабочая программа музыкального руководителя разработана для детей от 2-х до 8-ми лет и определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от...
Рабочая программа музыкального руководителя разработана с учетом ФГОС ДО для детей дошкольного возраста (от 1 года до 7 лет) образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность»
Разработала: музыкальный руководительЖарникова Наталья АлександровнаСрок реализации: 2019-2020 уч. год...
Рабочая программа музыкального руководителя для работы с детьми 3-5 лет по музыкальному развитию и воспитанию в детском саду
Программа стставлена для младших (первой второй) и средней групп, представлена разделами Целевой, Содержательный, Организационный....
Рабочая программа музыкального руководителя по музыкальному развитию с детьми от 1 года до 3 лет
Настоящая рабочая программа по музыкальному развитию детей с 1 до 3 лет разработана в соответствии с ООП МБДОУ ДС №10 на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...
Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основ...
Рабочая программа музыкального руководителя по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в части музыкального образования Предназначена для образовательной деятельности с детьми 2-7 лет
Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства. Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляе...
Рабочая программа музыкального руководителя по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в части музыкального образования (Предназначена для образовательной деятельности с группами детей 4-7 лет с ТНР, приложение к АООП ДОУ)
Данная программа разработана с учётом концептуального положения используемой в ДОУ комплексной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и адапт...