Портфолио воспитателя детского дома
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Материалы для портфолио воспитателя детского дома
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
“Детский дом №4” г. Усинска
Составитель:
Меньщикова Л.Н.
педагог 1 квалификационной категории
ул. Молодежная 20, тел. 8 (82144) 46206
Возраст участников:
7-14 лет
2010
Усинск
1 день
Ведущий 1: Добрый день дорогие участники и гости нашего летнего отдыха!
Ведущий 2: На протяжении всего месяца мы будем с вами гостить в деревне у дедушки и бабушки.
(Вбегает дедушка)
Дедушка: Ой, мои дорогие, здравствуйте! Помогите, посадил репку, она выросла, пришел репку тянуть, а она письмо мне представляете, написала! Ничего не пойму, что она хочет от меня?
Ведущий 1: Давай дедушка посмотрю! Дедушка да это не репка тебе письмо написала, а медведь лесной. Он тебя проверить дедушка хочет. Такой же ты как раньше сильный, ловкий, смекалистый и такая же у тебя дружная семья как раньше или нет? Если пройдешь все его испытания репка твоя.
Дедушка: Ой, горе мне горе. Руки у меня не такие сильные, ноги не такие быстрые, а детки с внуками далеко-далеко… Что же делать? Помогите!
Ведущий 2: Хорошо, мы поможем дедушка. Что нужно делать говори.
Дедушка: Да я и незнаю, задания наверно у репки лежат. Но идти туда я буду долго, может ваши ребятки сбегают и принесут задания? Так будет быстрей.
Ведущий 1: Ребята, вот вам маршрутные листы. Вы сейчас по ним пойдете. Внимание – задание. Вы должны идти четко по карте, на пути вам попадутся: бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка, вы должны будите выполнить их задания, а они покажут вам путь, как пройти к репке. Кто первый дойдет до репки и возьмет следующие задание, тот сегодня будет победителем.
(раздаются маршрутные листы, дети стартуют).
Станция «Лекарственная» (бабка)
- Эти черные ягоды растут в лесу. Они помогают регулировать работу желудка, лечат ангину, улучшают зрение?
- Эти красные ягоды растут гроздьями. Они нормализуют работу сердца, понижают кровяное давление.
- Этот цветок необычайно красив. Растет он в лесу, его небольшие беленькие цветочки похожи на маленькие колокольчики, растущие на тонкой цветочной стрелке. Из его листьев, цветков и семян делают лекарства, которые улучшают работу сердца
- Этот ярко-желтый цветок раскрывается в середине лета. Он растет во влажных местах, у берегов рек, в песках, на каменистых россыпях, в зарослях кустарников, у дорог. Многие люди используют это растения для заваривания чая.
- Это растение растет вдоль дорог. Его листья используют для заживления ран. Настой из этого растения помогает вылечить кашель.
- Это растение растет около домов, под заборами, вдоль лесных тропинок. Поэтому все мы знаем, как неприятны ее ожоги: нам больно, потом появляется небольшой волдырь, который начинает чесаться. Это растение останавливает кровотечение. Весной его пускают в суп, так как в нем много витаминов.
- Это дерево зацветает в июле месяце. Его цветки имеют душистый аромат и лечебные свойства. Они полезны при простудных заболеваниях. Из нектара цветков пчелы делают вкусный мед.
- Этот цветок растет в поле. Ярко-синие цветы можно увидеть издалека. Красивые цветочки используют для лечения печени и почек.
Станция «Спортивная»(внучка)
Звучит свисток – забили гол,
Игра зовется как? (Футбол)
Да, был вопрос довольно прост,
Теперь задам сложнее:
В игре есть шайба, клюшка, лед,
Играем мы в …(хоккей)
Им даже старик заниматься готов
В наш быстрый, стремительный век.
Но этот вид спорта проставил Борзов
И он называется …(бег)
Лепили меня из костей и из кожи,
Каяком меня называли.
Бываю один я, бываю двойной
И даже четверкой бываю.
На мне нет держателей и уключин,
Двуполостным веслам здесь жарко,
И нос у меня, ребята, колючий,
Как я называюсь? (Байдарка)
Индейцы меня из ствола выжигали,
Похожа я чуть на пирогу,
Брезентовым фартуком обмотали
И в спорт проложили дорогу.
Спортсмен-одиночка стоит на колене,
Бывает, становятся двое,
Тут нужно особенное уменье,
Как называюсь я? (Каноэ)
Натянуты мускулы, словно стрела,
Идут состязанья особого ранга.
И сила здесь больше, чем ловкость нужна,
В руках у спортсмена тяжелая … (штанга)
Станция «Здорового питания»(Жучка)
- Для чего человек кушает?
- Сколько времени человек может быть без еды? (20-30 дней)
- Сколько времени человек может прожить без воды? (3-7 дней)
- Расскажите, как надо правильно питаться.
Выберите из данного списка продуктов полезные: творог, конфеты, шоколад, сметана, мясо, рыба, чупа-чупс, кириешки, орехи, пироженое, пирожки, яблоки, молоко.
ИГРА «Съедобное-несъедобное»
Станция «Культурная»(кошка)
За стол нужно садиться:
- В шапке
- В пальто и варежках
- Сняв верхнюю одежду и вымыв руки
Во время еды:
- Сначала нужно прожевать и проглотить пищу, а потом говорить
- Можно разговаривать с набитым ртом
- Важно откусывать самые большие куски
За столом некрасиво:
- Сидеть прямо
- Класть локти на стол
- Сидеть, поджав ноги на стуле
Тебе необходимо что-то достать с другого конца стола. Ты:
- Встанешь на стул и сам достанешь
- Вежливо попросишь передать
Торт красиво есть:
- Руками, облизывая их от крема и крошек
- Руками, не облизывая их от крема и крошек
- Большой ложкой
- Маленькой ложкой
Из общего блюда вежливо брать:
- Самый большой кусок
- Крайний кусок
- Кусок, который лежит в центре
За едой люди:
- Читают книги
- Пишут письма
- Только едят и ни чем другим не занимаются
Косточки от компота и фруктов:
- Выплевывают на ложечку и кладут в блюдце
- Выплевывают на стол
- Выплевывают в руку и кладут в карман
Когда пьешь чай:
- Ложечку не оставляют в стакане
- Все время перемешивают чай
- Пьют из ложки
После еды ложки и вилки:
- Положи на скатерть
- Положи на тарелку
- Отдай хозяину
После еды губы и руки вытирай:
- О скатерть
- О рукав своей одежды
- Салфеткой
После еды:
- Молча и тихо выйди из-за стола
- Поблагодари
- Скажи, какое блюдо тебе не понравилось
Станция «Народная»(мышка)
Загадки (человек)
За стеной костяной
Соловейко спой! (язык)
Между двух светил
Я в середине один. (нос)
Полон хлевец
Белых овец. (зубы)
У двух матерей
По пяти сыновей,
Одно имя всем. (пальцы)
Маленький, кругленький,
А до неба докинешь. (глаз)
Стоят два кола,
На кольях бочка,
На бочке кочка,
А на кочке дремучий лес. (человек)
Скороговорки
Добры бобры идут в боры.
В печурке – три чурки, три гуся, три утки.
На горе, на пригорке, стояли двадцать два Егорки.
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка … (и так до 22-х)
(когда все дети выполнили задание и прибежали на исходный пункт)
Дедушка: Ой, мои молодцы, умницы. Спасибо за помощь. Команда…. Была первой, вы - победители!!!
Ведущий 2: Давайте посмотрим, что там написано на листочке. Дедушка, да тут непонятно что написано.
(Берет часть листа и ничего прочесть не может)
Ведущий 1: Ребята, а остальные нашли листики возле репки?
(дети отвечают: да. Ведущие складывают разорванное письмо)
Ведущий 2: Ребята, медведь хочет, чтобы мы его рассмешили. Вам нужно будет приготовить к следующей субботе сказку на новый лад «Ребку». Раз сегодня все ребята помогли собрать письмо, то все являются победителями. А следующая суббота покажет кто лучше.
Ведущий 1: До свидания!
2 день
Ведущий 1: Мы вновь рады вас приветствовать на нашей игре «Репка»!
Ведущий 2: И сегодня наши команды покажут нам свои сказки! Итак, начинаем!
(команды показывают сказки)
Ведущий 1: Ну, как дедушка, справились команды?
Дедушка: Я-то думаю да, а вот как медведь думает незнаю. Надо у него спросить.
(вбегает бабка)
Бабка: Ой, люди дорогие, да что же это творится то, а? Иду я к вам, пирожки несу, а навстречу мне медведь идет, да ржет ирод то как лошадь, на весь лес. И говорит мне: «Бабка там про вас ребята сказку показывали, хохма полная. Мне понравились все! Так и передай им». Да вот листик дал. А я читать то не умею. Прочтите сами»
Ведущий 2: «Все ваши сказки хороши, рассмешили вы меня. Теперь накормите». Да, ребята, у нас снова нет победителей, но есть задание к следующей субботе.
Ведущий 1: Вы должны будите накрыть стол, а к какому событию вы сейчас выберите сами.
(дети выбирают: День рождение, Новый год, масленица)
Ведущий 2: До скорых встреч!
3 день
Внучка: Здравствуйте дорогие участники. Медведь с самого утра в дом стучался. Говорит, чтобы я пришла к вам в гости и распробовала ваши угощения, да ему не забыла принести. Угостите?
Ведущий 1: Конечно, проходи внучка Машенька наши ребята тебя угостят и о празднике расскажут.
(дети принимают гостей, угощают, рассказывают о празднике, к которому они готовились, да отдают торбочку медведю).
Ведущий 2: Молодцы, ребята, накормили, напоили и развеселили. Интересно кто из вас медведю больше понравился?
Внучка: Сейчас пойду, спрошу.
(Уходит. Вбегают кошка, а за ней Жучка. У кошки письмо).
Ведущий 1: Смотрите, ребята, кошка с Жучкой письмо нам принесли. Что интересно здесь написано? «Напоили, накормили, развеселили, теперь напугайте меня».
Ведущий 2: Да, интересный у нас отдых в деревне у дедушки и бабушки получается. Так с медведем мы и не отдохнем и репу из земли не вытянем. Ну, ребята, еще раз помогите. Помогите напугать и выгнать медведя из нашего леса, как в старину с помощью леших, домовых, русалок и другой нечисти. Это и будет ваше задание к следующей субботе. До свидания!
4 день
Ведущий 1: Ой, дедуля, бабуля как страшно! Где наши ребята? Посмотрите у кошки от ужаса лесного шерсть дыбом встала. Жучка да перестань ты лаять и так страшно в лесу.
Ведущий 2: Дедуль, а верно ли мы идем? Бабуль, точно это самая короткая дорога? Смотрите сколько нечисти в лесу. У них сегодня шабаш?
Бабушка: Да вы же сами просили своих ребят помочь напугать медведя и переодеться пострашней, вот они красавцы и выполнили задание. По-моему очень хорошо выполнили!
Внучка: Ой, как страшно! А где моя мышка-норушка?
Дедушка: От страха в норке сидит.
Внучка: Наверное. Жаль, без нее мы не сможем вытянуть репку. Зря идем!
Ведущий 1: Давай дойдем, а там посмотрим.
(подходят к репке, а возле нее сидит мышка и мишка. Мышка увидела кто идет и быстро спряталась)
Ведущий 2: Здравствуй медведюшка! Мы пришли репку тянуть, можно?
Медведь: Не-а! Вы меня накормили, напоили, развеселили, а еще не напугали. Напугайте, а потом я и сам помогу репку вытянуть и до дома донесу.
(Страшные сценки детей. На последней медведь с криком ужаса убегает и слышно как мышка-норушка плачет за репкой)
Ведущий 1: Кто это интересно здесь плачет и почему? А это ты мышка, выходи, иди к нам.
Мышка: Простите меня ребята, дедушка, бабушка, внучка, Жучка и Кошка это я во всем виновата, это мне скучно стало и я попросила медведя вас запугать…. Мне самой сейчас очень страшно… Я так больше не буду-у-у-у.
Ведущий 2: Не плачь мышка, конечно же, мы тебя простим, правда, ребята? Только теперь ты нас развесили, накорми и напои, напугать ты нас уже напугала. Да наградить ребят за их труды нужно!
Мышка: С радостью!
(мини-концерт и награждение ребят)
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
“Детский дом №4” г. Усинска
2010г.
Пояснительная записка
Экономическая игра – это игра, которая способствует стремлению детей к экономическим познаниям. Знакомит воспитанников с экономическими азами, с профессией предприниматель. Игра предполагает участие ребят в возрасте 13-14 лет.
Данная тема выбрана не случайно. Никакое общество не может существовать, не удовлетворяя материальные потребности людей. А для этого надо производить продукцию и оказывать услуги населению. Всем этим и занят сложный механизм, который изучает экономические науки.
Оформление:
Высказывания:
- Просыпаясь утром, спроси себя «Что я должен сделать?»; вечером, прежде, чем заснуть: «Что я сделал?». Пифагор
- Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками: А.П.Чехов
Заповеди бизнесмена: (на доске и раздаются на памятках для каждого участника)
- Всё зависит только от меня самого.
- Хочешь преуспеть – рискуй.
- Держи слово.
- Богатство любит здоровых.
- Удача сопутствует образованным.
Участники игры делятся на две команды по 6 человек, они зарабатывают деньги для открытия школьного кафе. Команда, заработавшая больше денег, становится победителем.
Ход игры
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы приветствуем вас на экономической игре «Кафе для школы».
Ведущий: Запомните: " Умелое ведение хозяйства - залог к успеху и богатству!"
А сейчас мы поиграем,
Кто во что горазд узнаем.
Попрошу любителей драхмы и лиры
Объявить свои команды-фирмы.
(Команды приветствуют друг друга.)
Ведущий: Внимание, внимание, друзья !!!
Первый конкурс объявляю я.
На вопросы мои смелей отвечайте
И лицензию фирмы своей получайте.
(После ответов вручается лицензия и заработанные командой деньги: за каждый правильный ответ конкурсов игры "присуждается" 5 рублей, ответ со второй попытки или с помощью болельщиков - 4 рубля.)
Вопросы: 1. Что такое лицензия? (Лицензия - это разрешение на право организовать свою фирму). 2. Крупное учреждение, где хранятся финансовые средства (банк).
3. Как называются иностранные деньги (валюта).
4. То, что взято взаймы с последующей отдачей (долг).
5. Денежная единица США (доллар).
6. Ввоз в страну иностранных товаров (импорт).
7. Соперничество, состязание на рынке (конкуренция).
8. Объявление, извещение о товаре, услуге (реклама).
9. Несгораемый металлический ящик для хранения денег (сейф).
10. Розыгрыш по билетам (лотерея).
11. Самый дорогой металл (золото).
Ведущий: Итоги конкурса объявляю,
С двойной удачей поздравляю:
Во-первых - лицензию вы получили,
А во-вторых - счёт в банке открыли.
Следующий конкурс -
Очень важный, помните всегда,
Представьте свою фирму, господа.
(Команды представляют название и рекламу, распределение должностей своего кафе. Подготовка 2 минуты.)
Ведущий: Третий конкурс для директоров кафе. Директора отвечают на вопросы по карточкам.
Вопросы капитанам:
Требование на товары со стороны покупателя (спрос).
Деньги, выдаваемые вперед за счет заработка (аванс).
Потеря, ущерб фирмы в результате неэффективной рекламной компании (убыток).
Денежная единица многих европейских стран (евро).
Крупный шантажист, вымогатель (рэкетёр).
Его все платят (налог).
Стоимость товара, услуг, выраженная в деньгах (цена).
Товарная сделка, натуральный обмен (бартер).
Место в магазине для показа товара (витрина).
Ведущий: Четвёртый конкурс будет для главных бухгалтеров, посмотрим, как они знают экономические термины (пишут на листочках, потом зачитывают).
Кто больше знает экономических терминов на букву «Д», (например: доход, дефицит, дотация, дебет, и т.д). На букву «П» (прибыль, платёж и т.д.). На букву «Б» (бизнес, банкнота и т.д.).
Ведущий: Конкурс пятый не менее важный,
Вам предстоит за 1 минуту из слова БАНКНОТА составить как можно больше других слов.
Ведущий: Элемент маркетинга – реклама
Кто с рекламой быстро управиться,
У того финансы поправятся.
(команды представляют приготовленную заранее рекламу фирменных блюд своего кафе. Оценивается оригинальность, краткость, неповторимость.)
Ведущий:Пора подводить итоги, друзья.
Играли на славу вы и не зря.
В дальнейшей жизни, частной компании
Всегда пригодятся ваши знания.
Ум и находчивость вы проявляйте,
И на весь мир о себе заявляйте.
Слово предоставляется председателю жюри.
Награждение.
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
“Детский дом №4” г. Усинска
РАССМОТРЕНА
на совещании (при директоре)
педагогического коллектива
Протокол №
От «» г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГОУ «Детский дом №4»
г.Усинска
__________Лунгу С.В.
г.
Направленность:
?
Составитель:
Меньщикова Лариса Николаевна
педагог 1 квалификационной категории
ул. Молодежная 20, тел. 8 (82144) 46206
2009 г
Усинск
Пояснительная записка
Актуальность. Повышение интереса к экономическому воспитанию детей 5-7 лет проживающих в стенах детского дома и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.
Не все детские дома имеют возможность систематически заниматься экономическим образованием детей. Помочь ребенку найти себя, развить свои способности, пополнить знания о жизни современного общества может работа по экономическому образованию и воспитанию.
Новизна. Предлагаемые занятия с детьми 5-7 лет носят интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.
Экономическое образование детей 5-7 лет предусматривает также наличие тесного контакта между детьми и воспитателями, что способствует преодолению социально – психологических барьеров между взрослым и ребенком, облегчает восприятие ребенком нового материала.
Программа составлена на основе авторской программы Щербининой С.М., Литвиновой Л.К. «Копейка – рубль бережет», воспитателей МБДОУ «Д/С ОВ №1» г. Усолье – Сибирское.
Цель: развить у детей 5-7 лет интерес к экономическим знаниям, используя для этого различные виды деятельности.
Задачи:
1. Ознакомление с явлениями социальной действительности (понимание и оценка окружающего предметного мира);
2. Трудовое воспитание (работа, её результат, индивидуальный и коллективный труд и др.);
3. Развитие игровой деятельности;
4. Воспитание необходимых качеств у детей (бережное отношение к предметному миру, природе и т. п.);
5. Формирование навыков разумного поведения и потребностей.
Принципы построения программы:
1. Принцип научности
2. Принцип комплексности
3. Принцип активности и сознательности
4. Принцип адресованности и преемственности
5. Принцип результативности
6. Принцип пересечения
Возраст участников программы: 5-7 лет
Срок реализации программы: 2 года
1год обучения – дети 5-6 лет
2 год обучения – дети 6-7 лет
Предполагаемые результаты:
Применение разработанной методики будет способствовать:
- Приобретению детьми 5-7 лет экономических знаний, первичного опыта в элементарных экономических отношениях;
- Положительному влиянию занятий на воспитание таких качеств личности как доброта, честность, щедрость, трудолюбие, бережливость и т. п;
- Развитию трудолюбия и самостоятельности, формированию навыков разумного поведения в социальной жизни;
- Обогащению игровой деятельности.
Содержание программы
Программа рассчитана на два года целенаправленной, систематичной и последовательной работы по экономическому воспитанию детей 5-7 лет, проживающих в детском доме.
Осуществлять ознакомление детей с экономикой наиболее эффективно в экспериментально-поисковой, художественной, театрализованной и игровой деятельности и возможно уже с 5 лет, причем речь идёт не о самостоятельно выделенных занятиях, а о включении экономического содержания в разные виды детской деятельности. Возрасте 6-7 лет, когда познавательные интересы детей носят более определённый характер, возможна организация кружковой работы.
В возрасте 5-6 лет – происходит изучение 4-х экономических категорий:
- потребности;
- труд;
- товар;
- деньги.
В возрасте 6-7 лет – идёт процесс усвоения 8-ми экономических категорий:
- экономика;
- потребности;
- труд (профессии);
- бартер;
- выгода и убыток;
- деньги;
- реклама;
- бизнес и капитал.
Программа реализуется по следующим направлениям:
1. Ознакомление с явлениями социальной действительности (понимание и оценка окружающего предметного мира);
2. Трудовое воспитание (работа, её результат, индивидуальный и коллективный труд и др.);
3. Игровая деятельность;
4. Воспитание необходимых качеств у детей (бережное отношение к предметному миру, природе и т. п.);
5. Формирование навыков разумного поведения и потребностей.
Максимальная эффективность работы по программе будет достигнута, если будут созданы следующие условия:
1. Организован центр экономики в группе, который может включать в себя: макет банка, биржи, рекламного агенства и т. д., коллекцию денежных знаков различных стран, морфологические таблицы, схемы, мнемотаблицы по экономике и т. п.;
2. Изготовлены разнообразные атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Супермаркет», «Сберкасса» и т. д.
3. Подобрана художественная литература для детей экономического содержания;
4. Современный театрализованный уголок, организованный с учетом выполнения принципов доступности и активности детей;
5. Различные дидактически пособия, призванные вызвать интерес у детей, пособия и оборудование для трудовой деятельности и т. п.
В программе предусмотрено взаимодействие с воспитателями и педагогами детского дома по следующим направлениям сотрудничества:
1. Информационно-просветительское;
2. Консультационное;
3. Интеграционное – объединение усилий по экономическому воспитанию детей (организация экономических ярмарок, праздников, конкурсов и т.п.).
Эффективно решить поставленные задачи можно только в тесном сотрудничестве с воспитателями семьи. В этой связи программа предлагает организовать в начале работы педагогическое собрание и подробно обсудить учебную программу, условия её реализации. При организации учебного процесса необходимо учитывать условия жизни, интересы, увлечения детей и воспитателей. Основное условие продолжительного и эффективного сотрудничества педагогов и детей – уважительно–доверительные и искренние отношения. Программа предусматривает совместные занятия с воспитателями и педагогами, организацию выставок, ярмарок, КВНов, экономических праздников.
Тематическое планирование
1 группа 5-6 лет
1 год обучения
Месяц | Экономическая категория | Цель | Виды и содержание деятельности |
Сентябрь | Потребности |
развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения |
|
Ноябрь Декабрь Январь | Труд |
|
|
Февраль Март | Товар |
|
|
Апрель Май | Деньги. Бюджет семьи. Доход. Расход |
|
|
Тематическое планирование
2 группа 6-7 лет
2 год обучения
Месяц | Экономические категории | Цель | Виды и содержание деятельности |
Сентябрь | Экономика |
|
|
Октябрь | Потребности |
|
|
Ноябрь Декабрь | Труд Профессии |
|
|
Январь | Бартер |
|
|
Февраль | Выгода и убыток |
|
|
Март | Деньги |
|
|
Апрель | Реклама |
|
|
Май | Бизнес и капитал |
|
|
Диагностика уровня знаний детей по теме
«Экономическое образование и воспитание детей»
1группа 5-6 лет
1 год обучения
Потребности | Владеет понятием «потребности» |
Умеет различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные) | |
Труд | Имеет представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, домашний и т.д.) |
Умеет выделять последовательность трудовых действий | |
Имеет представление о роли труда взрослых в жизни людей | |
Имеет представление об орудиях труда, о роли машин и механизмов в труде человека | |
Товар | Имеет представление о производственном цикле изготовления товаров |
Может объяснить зависимость цены товара от его качества и количества | |
Имеет представление о формах сбыта продукции | |
Деньги | Различает достоинства купюр, умеет считать в пределах 10 |
Может объяснить понятие слов «бюджет» и его составляющие (зарплата, пенсия, стипендия) | |
Имеет представления о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии |
Диагностические задания
Экономические категории | Цель | Дидактические игры | Материал |
1. Потребности | выявить знания детей о потребностях растений, животных, человека в свете, воде, пищи. | «Кому что нужно», «Собираясь в дальний путь взять с собою не забудь! », таблицы, иллюстрации с изображением растений, животных, человека, потребностей в свете, воде, пищи. | карточки с изображением материальных потребностей (игрушки) духовных (книги, муз. инструменты и т. д.), социальных. |
выявить знания детей о материальных, духовных, социальных потребностях | «Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь», «Потребности моей семьи», «Заветное желание» | ||
2. Труд | выявить знания детей о труде и его видах. | «Кому что нужно для работы» «Телепередача «Почта гнома Эконома», «Кто лучше знает инструменты», «Чудесный мешочек» | набор сюжетных картинок с изображением орудий труда и различных профессий, орудия сельскохозяйственного, домашнего и т. д. труда. |
выявить знания детей о последовательности трудовых действий | «Как сделать лучше и быстрее», «Маршрут труда». | : алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий. | |
выявить знания детей о роли труда в жизни людей | «Труд в жизни людей» | иллюстрации с изображением трудовых действий, орудия труда, изделия, товары, вещи. | |
3. Товар | выявить знания детей о производственном цикле товаров | «Путешествие в страну товаров», «угадай товар». | народные игрушки, подставки из металла, вазочки, коробочки, фарфоровые игрушки. |
выявить знания детей о зависимости цены товара от его качества и количества | игра и беседа «Как сделать лучше и быстрее» | Материал для изготовления книжек – малюток разными способами Вопросы к детям: Какой способ лучше, почему? Оцените свой товар в зависимости от его качества. | |
выявить знания детей о сбыте товара | «Где продается товар», «Путешествие товара», «Где продают и покупают? » | карточки – картинки с изображением разных вещей, продуктов питания и схемы его доставки до покупателей, план района, где продают и покупают (рынок, супермаркет, магазин) | |
4. Деньги | выявить знания детей о достоинстве купюр, умение считать, сравнивать. | «Магазин», «сберкасса» | деньги различного достоинства. |
выявить знания детей о семейном бюджете и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия) | Модель «семейный бюджет» | карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, деньги. | |
выявить знания детей о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии | «Доходы семьи крокодила Гены», «Расходы семьи дяди Федора из Простоквашино» | модель семейного бюджета, картинки с изображением сказочных героев и их деятельности, карточки-схемы с изображением доходов и расходов. |
Методика оценивания:
Высокий уровень – 3 балла
Средний уровень – 2 балла
Низкий уровень – 1 балл
Протокол диагностики уровня знаний детей
№ | Фамилия, имя ребенка | Потребности | Труд | Товар | Деньги | ||||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | ||
Всего детей с высоким уровнем - | |||||||||||||
Всего детей с низким уровнем - |
Диагностика уровня знаний детей по теме
«Экономическое образование и воспитание детей»
2 группа 6-7 лет
2 год обучения
Экономика | Владеет понятием «экономика» |
Умеет выделять экономическое содержание из художественных произведений | |
Потребности | Умеет устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей |
Труд Профессия | Умеет выделять цепочку трудовых действий |
Осознает взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» | |
Бартер | Владеет понятием «бартер» |
Умеет определять выгодность бартера | |
Самостоятельно совершает обменные операции | |
Выгода и убыток | Владеет понятиями «выгода» и «убыток» |
Определяет выгодность сделки | |
Деньги | Владеет понятиями «купюра», «банк» |
Умеет совершать покупки, назначать цену товара, правильно считать сдачу | |
Реклама | Владеет понятием «реклама» |
Осознает взаимосвязь «реклама-продажа» | |
Бизнес и капитал | Владеет понятием «капитал», «бизнес», «купля», «продажа» |
Умеет выделять деловые качества у героев художественных произведений |
Методика оценивания:
Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием
Средний уровень (2 балла) – с заданием справляется с помощью педагога
Низкий уровень (1 балл) – с заданием не справляется
Диагностические задания
Экономические категории | Цель | Дидактические игры | Материал |
1. Экономика | выявить знания детей об экономике, экономических категориях (товар, цена, деньги) | 1. «Экономическая рыбалка», «Задай вопрос» 2. Беседа по сказке К. И. Чуковского «Муха – цокотуха» | рыба, на обратной стороне которой написано экономическое понятие, разные предметы, игрушки. |
2. Потребности | выявить знания детей о потребностях и возможностях человека | «Потребности и возможности моей семьи», «Магазин» | схемы, таблицы, иллюстрации с разными потребностями, карточки с возможностями. |
3. Труд, профессии | выявить знания детей о последовательности трудовых действий | 1. «Как сделать лучше и быстрее», «Маршрут труда». 2. Беседа по произведению «Петушок и бобовое зернышко» | алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий. |
выявить знания детей о взаимосвязи «Труд-продукт-деньги» | «Необычайное путешествие». | алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий, продуктов, товаров, денег различного достоинства. | |
4. Бартер | выявить знания детей о бартере | Игра – ситуация «Бартер» | схема, раскрывающая сущность данной экономической категории. |
выявить знания детей о выгодности бартера | «Интересный обмен» | комикс «Жила-была денежка», карточки с условным изображением предметов. | |
выявить знания детей о выгодности бартера | «В стране Обмении» | карточки, фломастеры, карандаши. | |
5. Выгода и убыток | выявить знания детей о выгоде и убытке | 1. «Удачная покупка», «рынок» 2. Беседа по худ. произведению «Как мужик гусей делил» | товары, деньги |
6. Деньги | выявить знания детей о купюрах, их достоинстве, банке. | «Путешествие рубля», «Банк» | купюры, монеты разного достоинства, игровые деньги |
«Магазин «Катюша» | разнообразные предметы, игрушки, продукты питания и т. п. | ||
7. Реклама | выявить знания детей о рекламе | «Мир рекламы» | различные рекламные материалы – газеты, шапочки-бейсболки, календарики, ручки, футболки, рекламные проспекты и т. п. |
выявить знания детей о взаимосвязи рекламы и продажи | «Реклама для енота», «Как можно прорекламировать товар» | письмо от енота, рисунок кафе и его оборудование. | |
8. Бизнес и капитал | выявить знания детей о бизнесе, капитале, купле, продаже | 1. «Маленький бизнесмен», «Монополия», 2. Беседа по сказкам с экономическим содержанием («Как барин овцу купил», «Как звери решили открыть свой бизнес») | различные карточки, схемы, изображения и иллюстрации экономического содержания. |
Протокол диагностики уровня знаний детей
№ | Ф.И. ребенка | Экономика | Потреб-ности | Труд Профессии | Бартер | Выгода Убыток | Деньги | Реклама | Банк Капитал | |||||||||
1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||
Всего детей с высоким уровнем - | ||||||||||||||||||
Всего детей со средним уровнем - | ||||||||||||||||||
Всего детей с низким уровнем - |
Высокий уровень – 3 балла
Средний уровень – 2 балла
Низкий уровень – 1 балл
Заключение.
Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, порождают ряд социальных проблем. Между тем в нашей стране исторически сложилось так, что:
— о понятиях бизнеса, выгоде и невыгодности, о купле-продаже, возможности заработать деньги в народе не принято говорить;
— при обсуждении этих вопросов действует общественный стереотип «неловкости»;
— россияне в основном являются «пассивными» потребителями.
Поэтому-то экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста.
Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений.
Открытое занятие
Для детей 6-7 лет
По теме «Экономика в пословицах и поговорках»
Задачи: развивать экономический кругозор детей; воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Подготовительная работа. Воспитатель проводит с детьми стартовую беседу, цель которой — скоординировать действия микрогрупп в поиске пословиц и поговорок о труде, бережливости, смекалке и т. д.
В день проведения КТД группу украшают плакатами с пословицами и поговорками, рисунками, выставляют книги и т. п.
Этапы КТД
Первый этап. «В пословице — народная мудрость». Детям предлагается послушать и обсудить рассказ Е. Пермяка «Две пословицы».
Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя — наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости — колбасы.
Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать? Только глазеть.
Шел Костя на ярмарку лесом, шел да заблудился. Вдруг видит — Голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.
-Покажи мне, Голубь, дорогу! — просит Костя.— Я тебе денежку дам.
Голубь на это отвечает:
-Зачем мне твоя денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?
— А я Федин товарищ,— отвечает Костя.
— Тогда другое дело, — говорит Голубь. — Покажу. Показал Голубь Косте дорогу, и тот пошел. Идет и видит: мост через реку снесло, а как брод найти — не знает. Вдруг смотрит, Плотвичка к нему подплывает и говорит:
- Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ, иди, я тебе брод покажу.
И показала.
Пришел Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей: и хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Сколько времени копил!
Вдруг подбегает к нему Кудлатая Собака. Совсем чужая, незнакомая. Узнала, в чем дело, и говорит Косте:
-Не горюй! Жди меня тут.
А у собак известно — нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.
Вынюхала Собака, у кого Костины деньги, отобрала их да Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему шепнула.
Накупил Костя разных разностей, орехов, сладостей, семиголосую гармошку. Идет Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, в собак.
Пришел Костя к себе в деревню, нашел Федю и подает ему семиголосую гармошечку:
— Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек! Тот глазам не верит:
— Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал!
— Теперь я всегда таким буду, — говорит Костя и товарища обнимает.
Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Не знал Федя, что Собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:
- «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
- «Бережливым быть хорошо, а добрым — лучше».
Организуется обсуждение рассказа. Делается вывод о том, что у доброго человека много друзей; настоящие друзья всегда помогают друг другу; дружбу нельзя измерить деньгами. Доброта — это забота о благе других. Быть добрым — значит заботиться о людях и обо всех окружающих не меньше (а может, даже и больше), чем о себе самом.
Второй этап. «Один за всех — все за одного». Организуется деятельность микрогрупп. В конверты из цветной бумаги вкладываются задания. Представитель от каждой микрогруппы называет цвет и получает соответствующий конверт с заданием.
Задание группе 1 — «Пословица — всем делам помощница».
Дети называют пословицы и объясняют их смысл: «Бережливость в малом — экономия в большом»; и т.д.
Задание группе 2 — «Знания никому не в тягость».
Участникам предлагается начало пословицы или поговорки и дается задание закончить ее. Подбираются хорошо известные детям пословицы или поговорки.
Задание группе 3 — «Грамоте учиться — всегда пригодится».
Учитель называет пословицы и поговорки. За 5 — 6 минут ребята должны сочинить по ним рассказ (сказку, житейскую историю).
Задание группе 4 — «Мы—художники».
Участники показывают свои рисунки, остальные отгадывают, какие пословицы они иллюстрируют.
Подводится итог дела. Воспитатель обращает внимание детей на мудрость народа, отраженную в устном народном творчестве — сказках, загадках, песнях, потешках, пословицах, поговорках,— во всем, что создано народом и устно передается от человека к человеку. В устном народном творчестве всегда прославляются труд, трудолюбивые люди.
Пословицы и поговорки.
О ТРУДЕ
В страду одна забота: не стояла бы работа. Господской работы не переделаешь. Кончил дело — гуляй смело. По работе и плата. Терпенье и труд все перетрут. Труд кормит, а лень портит. Ремесло — золотой кормилец. Ремесло пить, есть не просит, а хлеб приносит. Уменье везде найдет примеиепье. Не работа дорога — умение. Всякая работа мастера хвалит. Дело мастера боится.
На час опоздаешь — годом не наверстаешь. Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Без работы день годом станет. Без труда и отдых не сладок. Маленькое дело лучше большого безделья. Лучше быть здоровым и бедным, чем богатым и больным. Хорошо живет jot, кто много работает и учится. Горька работа, да сладок хлеб. Без клещей кузнец — что без рук. Без охоты нет работы. Без работы и печь холодна. Без ремесла, как без рук. Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь. Без труда нет плода. Берись за то, к чему ты годен.
Будешь трудиться — будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
Была бы охота, а работа найдется. Волка ноги кормят.
Все скоро сказывается, да не все скоро делается.
Всяк на себя свой хлеб добывает.
Всяк своим разумом кормится.
Всякое ремесло честно, кроме воровства.
Всякий человек в деле познается.
Всякое уменье трудом дается.
Где хотенье, там и уменье.
Глину не мять — горшков не видать.
Дело словом не заменишь.
Дело заделано, надо доделывать.
Делом спеши, да людей не смеши.
Делу — время, потехе — час.
Дерево смотри в плодах, человека — в делах.
Для добра трудиться — есть чем похвалиться.
Если идет работа, спать неохота.
Ешь досыта, а работай до пота.
Живи всяк своим умом, да своим горбом.
За все браться — ничего не сделать.
Золото познается в огне, человек в труде.
Кто ест скоро, тот и работает споро.
Кто мало говорит, тот больше сделает.
Кто не работает, тот не ест.
Куй железо, пока горячо.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Мед есть — в улей лезь.
Не бывать скуки, коли заняты руки.
Не печь кормит, а руки.
Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
Не привыкай к безделью, учись рукоделью.
Каков работник, такова ему и плата.
Портной без порток, сапожник без сапог.
Рыбак рыбака видит издалека.
Трудолюбив, как муравей.
О ДЕНЬГАХ, ЦЕНЕ
Деньги — не голова: наживное дело.
Деньги не люди, лишними не будут.
Деньги — что вода: пришли и ушли, только и видели.
Доход не живет! без хлопот.
Каждый час простоя — река убытку.
От прибыли голова не болит.
Получишь доход — явится и расход.
Прибылью хвались, а убыли стерегись.
Чужие деньги считать — не разбогатеть.
Денежка без ног, весь свет обойдет.
Деньги — гости: то нет, то горсти.
Деньги счетом крепки.
Копейка копейку родит.
Горе деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
Деньги — что пух: только дунь на них и нет.
Добр Мартын, коли есть алтын; худ Роман, коли пуст карман.
Не деньги нас наживают, а мы их.
Через золото слезы льют.
Копеечка к копеечке — рубль набегает.
Копейка рубль бережет.
Копейка обоз гонит
У него деньги куры не клюют.
Не подмажешь — не поедешь.
Дешевле пареной репы.
И дешево, и сердито.
Щиплет Федосья чужие колосья, а прибыли нет.
Лишняя денежка карману не в тягость.
У денег глаз нет.
Хлебу — мера, слову — вера, деньгам — счет.
Денежки счет любят.
Лежащий товар не кормит.
Злато не говорит, зато много творит.
Кто копейку не щадит, тому рубль ни почем.
Деньги — дело наживное.
Здоров буду и денег добуду.
Не доходом разживаются, а расходом.
Денежки круглые — весь век катятся.
Деньги не в деньгах, а в делах.
Копейку сберег — рубль получил, рубль сберег — капитал нажил.
Время — деньги.
Не в деньгах счастье.
О КУПЛЕ-ПРОДАЖЕ, ТОВАРЕ
Купишь — платишь, продашь — плачешь. Наследство — ни дар, ни купля.
На торгу два дурака: один дешево дает, другой дорого просит.
Не купля учит — продажа.
Куплей да продажей торг стоит.
Торгуешь — хаешь, купишь — похвалишь.
Хороший товар не залежится.
Лежачий товар не кормит.
Цена хороша, а не будет барыша.
На что спрос, на то и цена.
Торговля — кого выручит, а кого выучит.
Дешево покупается — недолго носится.
Кота в мешке покупать нельзя.
Товар лицом продается.
Чего мало, то дорого, чего много, то дешево.
Товарами лавка красится.
Базар цену скажет.
Мало в привозе — много в запросе.
Прибыль с убытками на одних санях едут.
Без хозяина товар плачет.
Что продается и покупается — товаром называется.
Имеешь товар — будут деньги.
Лишний рубль на рекламу отдашь — товар выгодно продашь.
О БЕРЕЖЛИВОСТИ
Бережливость лучше богатства.
Запасливый нужды не терпит.
Из грошей рубли вырастают.
Не деньги богатство — бережливость да разум.
Собирай монеты медные — пригодятся в дни бедные.
Бережливая вещь два века живет.
Без копейки рубля нет.
Бережливость лучше прибытка.
Запас человека не портит.
И медведь из запасу лапу сосет.
Кто не бережет копейки, тот сам рубля не стоит.
Список литературы
1. Афанасьева Т.М. Семья. М., 1986.
2. Детский экономический словарь / Сост. Г.В. Евменова, О.И. Меньшикова; Науч. ред. Т.Л. Попова. М., 1997.
3. Джугенхаймер Д. У., Гордон И. Основы рекламного дела: Пер. с англ. М., 1996.
4. Сасова И.А. Экономическое воспитание детей в семье. М., 1989.
5. Сасова И.А., Аменд А.Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки / Под ред. В.К. Розова. М., 1986.
6. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998.
7. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.
8. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране «Экономика»: Для детей младшего и среднего школьного возраста. М.,1992.
9. Раизберг Б. А., Прутченко А. С. Учебная программа по экономике (для 1 — 11-го классов). М., 1994.
10.Сборник материалов по рекламной деятельности. М., 1995.
11. Сендж Ч., Фрайбургер В., Рот- цол К. Реклама: теория и практика: Пер. с англ. М.,1989.
12. Смолнцева А.А. Введение в мир экономики , или как мы играем в экономику: Учебно- методическое пособие. — С.П.б.: « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2002.
13.Хесс К. Так устроен мир: Экономика для юношества: Пер. с англ. М., 1992.
14. Чернер С.Л., Нагумнова И.И., Чуйкова М.Н. Азбука экономики. М., 1997.
15.Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? //Дошкольное воспитание. 1989. № 8.
16.Шатова А.Д- Дошкольник и... экономика // Обруч. 1999. № 1.
17.Шатова А.Д- Дошкольник и... экономика: Программа. М., 1996.
18. Шведова И.Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М., 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио воспитателя детского сада Паливоды Т. М.
Портфолио воспитателя детского сада Паливоды Т. М....
Портфолио воспитателя детского сада
презентация моего портфолио в двух частях......
Портфолио воспитателя детского сада
Данный материал раскрывает значимость и структуру портфолио воспитателя ДОУ. Данный материал предназначается воспитателям ДОУ, старшим воспитателям....
Портфолио воспитателя детского сада
В портфолио отражены результаты моей работы, основные достижения и личные победы...
Семинар – практикум "Портфолио воспитателя детского сада"
ГБДОУ Детский сад № 14 Приморского районаСанкт – Петербург 2014Семинар – практикум "Портфолио воспитателядетского сада" Сост. воспитатель Кшаловская Елена Алексеевна(высшая...
Портфолио воспитателя детского сада
Педагогическая деятельность воспитателя детского сада...
Портфолио воспитателя детского сада Нелепа Л.Л.
Портфолио воспитателя детского сада Нелепа Л.Л....