Интегрированный подход в воспитании искусством в дошкольном учреждении
статья (старшая группа) по теме
В процессе ознакомления дошкольников с татарским народным искусством
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anketa_avtoraa.docx | 33.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Главному редактору
Журнала «Обучение дошкольников»
Е.И. Долматовой
От воспитателя МАДОУ107
Города Казани Республики Татарстан
Кузнецовой Маргариты Николаевны
заявление
Прошу Вас рассмотреть мою статью для публикации в журнале
«Обучение дошкольников».
30.03. 2013
Кузнецова М.Н.
Интегрированный подход в воспитании искусством в дошкольном учреждении
( в процессе ознакомления дошкольников с татарским народным
искусством)
Культуру нашей страны невозможно представить без народного искусства, раскрывающего исконные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирующего его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являющегося частью его истории.
Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного интеллектуально-эстетического воспитания и развития его художественно-творческих способностей.
Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни, о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает.
Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). У ребят возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.
Строя педагогическую работу на основе народного искусства, я исхожу из того, что оно должно быть широко включено в быт и деятельность детей.
Именно такой подход к использованию народного искусства в воспитании детей обеспечивает его освоение детьми и обогащение их знаний и представлений о народной культуре, его духовном богатстве, наших исторических корнях.
Возрастающая потребность в улучшении качества образования стала реализовываться в последние годы интенсификацией детского развития. Поэтому необходима модель образования, которая содержит максимальный потенциал всестороннего развития детей. Именно такой моделью и является, по моему мнению, интегрированный подход. Я рассматриваю ознакомление детей с искусством и их художественно-творческую деятельность разного содержания как органичную часть воспитательно-образовательной работы детского сада.
Учитывая, что мы живём в Татарстане, строю свою работу с учётом национально-регионального компонента. Это и знакомство с культурой, с праздниками и обычаями народа, сказками, детскими играми, фольклором. В свою работу стараюсь включить изучение татарских игр на физкультурных занятиях, во время праздников; знакомлю детей с произведениями татарских авторов, разучиванием стихов и песен на татарском языке не только на занятиях, но и в свободной деятельности. Было проведено интегрированное занятие «Моя малая Родина», где дети вспоминали и знакомились с достопримечательностями нашего города, слушали гимн Татарстана С. Сайдашева, играли в игру «Собери башню». На занятиях по изодеятельности рисовали « Мою любимую Казань», лепили барельефом флаг Татарстана.
Окружение детей предметами национального характера помогает с самого раннего возраста понять, что они часть своего народа. Всё это я стараюсь применить в своей работе с дошкольниками. А именно: в группе имеется уголок дружбы, где есть кукла в татарской национальной одежде, иллюстрации с элементами татарского орнамента, альбом « Я живу в Казани», который дети с удовольствием рассматривают в свободное время, просят рассказать о городе. Кроме того имеются трафареты, игра «Укрась сапожок», флаги России и Татарстана, портрет президента В. Путина, портрет М. Джалиля.
Ребёнок развивается не только в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, но и в самостоятельной. Поэтому важно организовать развивающую предметную среду в группе, которая стимулирует процессы саморазвития ребёнка, его самостоятельные творческие проявления.
С первых дней жизни ребёнок является первооткрывателем, исследователем окружающего мира. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают взрослые. В дошкольных учреждениях широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Всем нам очень хорошо известно, что на сегодняшний день, в условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, республики в том числе, перемен в области просвещения, особенно актуальным, с учётом федеральных государственных требований, становится реализация многих современных проектов. Очень интересно подготовить проект совместно с детьми.
Выполнение любого проекта в дошкольном учреждении можно разделить на определенные этапы:
На первом этапе формулируется проблема и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Ввести детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулируются задачи.
На втором этапе совместно с детьми планируется собственная деятельность в решении поставленных задач.
На третьем этапе оказывается практическая помощь, а также направляется и контролируется осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
На четвёртом этапе готовится презентация по деятельности конкретного проекта. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
Таким образом, совместная деятельность является важным условием развития личности ребёнка.
При разработке своего проекта я учитывала не только условия эффективного воспитания детей в национальных традициях, но и то, что предстоящий 2013 год-год Универсиады.
Такой деятельный, творческий подход, по моему мнению, позволит сделать знания детей более прочными, их эмоционально-оценочное отношение к произведениям народного творчества осознанным.
Схема проекта на тему: « Моя малая Родина»
Вид: познавательно-творческий.
Группа: старшая.
Период работы: 2 года.
Цель: формирование знаний о родном крае.
Задачи:- обогащать представления детей о национальной культуре;
- создавать условия для формирования первоначальных чувств
патриотизма как общечеловеческой ценности;
- поощрять интерес к татарскому языку, желание говорить,
слушать песни, произведения;
- пополнять знания детей о спортивных сооружениях города, о
предстоящей Универсиаде.
Итоговые мероприятия: фотовыставка «Мы с Волги, из Казани» (семейные фото); компьютерная презентация «Мы со спортом крепко дружим».
Участники проекта: воспитатели; музыкальный руководитель; родители.
Направление развития | Образовательная область | Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах |
Познавательно речевое | Познание Коммуникация Чтение художественной литературы | Интегрированное занятие «Татарстан- богатый край» Комплексное занятие «Народная мудрость» Занятие « Знакомство с творчеством Г. Тукая» | Д/и « Спортивная одежда»; Классификация татарской одежды, обуви, головных уборов. Словесная игра «Придумай название футбольной команде»; Рассматривание альбома «Берега Волги». Чтение сказки «Водяная» Г. Тукая; Заучивание пословиц и поговорок о труде . |
Социально личностное | Социализация Труд | Встреча с поэтессой С. Ю. Ахметзяновой Интегрированное занятие « Все работы хороши» | С/р игра «Город Казань встречает гостей»; Консультация для родителей « А знаете ли вы?» Развлечение «Труд кормит - а лень портит» |
Физическое | Здоровье Физкультура Безопасность | Комплексное занятие «Татарская национальная кухня»; Физ. минутка на татарском языке Физ. занятие «Навстречу Универсиаде» Беседа «Улицы нашего города»; « Береги свой край» | Закаливающая гимнастика после сна «Дорожка здоровья» Татарский национальный праздник «Сабантуй» Татарские народные игры Минутка экологической тревоги « Внимание» |
Художественно эстетическое | Художественное творчество Музыка | Рисование по сказке А. Алиша «Кого встретила болтливая утка? »; Лепка татарской национальной посуды; Аппликация «Украсим шарф» (команда Ак Барс) Знакомство с государственным гимном республики Татарстан; Слушание «Шурале» муз. А. Ключарёва, «Марш Тукая» муз. З.Яруллина. | Коллективная выставка поделок « Казанский сувенир»; Знакомство с картинами И. Шишкина. Муз. игра « Тюбетейка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Интегрированный подход к образовательному процессу в дошкольном учреждении"
консультация для воспитателей...
Доклад на тему: "Поликультурный подход при организации работы в дошкольным учреждении" .
Поликультурное воспитание - это воспитание ребенка на культуре нарожов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры, его национальности....
ОПЫТ РАБОТЫ на тему: "Интегрированный подход к воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста...
«Воспитание искусством в дошкольном учреждении»
laquo;Воспитание искусством в дошкольном учреждении»...
Воспитание искусством в дошкольном учреждении
Воспитание искусством в дошкольном учреждении...
«Современный подход к работе с родителями дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС».
Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непо...