Родительское собрание "Воспитание по традиции"
методическая разработка по теме

Кашевич Валентина Адамовна

 

Тема Воспитание по традиции

Цель: Воспитывать эстетическое отношение к произведениям народного творчества у детей раннего возраста.

 Предварительная работа: подготовка материала к выставке художественной литературы для малышей.

Современные родители задумываются о проблемах воспитания больше, нежели   это   делали   их   бабушки   и   дедушки.  

Те   в   основном   были практиками. Большинство же нынешних мам и пап в первую очередь -теоретики, внедряющие развивающие методики в жизни. Это и неудивительно: изменился мир, стал иным и характер воспитания. В то же время в традиционном русском фольклоре лишь небольшое число жанров изначально предназначено для воспитания ребенка и занятий с ним. Большинство текстов лишь по прошествии многих веков «спустилось» от взрослых к детям. Но это не означает, что ребенку предназначалось расти, как сорной траве.

Малыш входил в мир взрослых через посильное участие в семейном труде - для четырехлетнего ребенка считалось нормальным собирать грибы-ягоды, кормить птицу, колоть лучину... Одновременно с этим, дети были свидетелями всей праздничной жизни взрослых - свадеб, рождественских и троицких гуляний. Параллельно существовала и своя ребячья жизнь, свои игры и забавы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_vospitanie_po_tradicii.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ягодка»

Родительское собрание

«Воспитание по традиции»

Подготовила

Воспитатель МБДОУ «Ягодка»

Кашевич В.А.

Тема Воспитание по традиции

Цель: Воспитывать эстетическое отношение к произведениям народного творчества у детей раннего возраста.

Предварительная работа: подготовка материала к выставке художественной литературы для малышей.

ВОСПИТАНИЕ ПО ТРАДИЦИИ

Современные родители задумываются о проблемах воспитания больше, нежели   это   делали   их   бабушки   и   дедушки.  

Те   в   основном   были практиками. Большинство же нынешних мам и пап в первую очередь -теоретики, внедряющие развивающие методики в жизни. Это и неудивительно: изменился мир, стал иным и характер воспитания. В то же время в традиционном русском фольклоре лишь небольшое число жанров изначально предназначено для воспитания ребенка и занятий с ним. Большинство текстов лишь по прошествии многих веков «спустилось» от взрослых к детям. Но это не означает, что ребенку предназначалось расти, как сорной траве.

Малыш входил в мир взрослых через посильное участие в семейном труде - для четырехлетнего ребенка считалось нормальным собирать грибы-ягоды, кормить птицу, колоть лучину... Одновременно с этим, дети были свидетелями всей праздничной жизни взрослых - свадеб, рождественских и троицких гуляний. Параллельно существовала и своя ребячья жизнь, свои игры и забавы.

Пора потешек

Сейчас другой ритм жизни, но и в XXI веке вы и ваш ребенок можете привнести в жизнь обычаи наших предков и па практике обратиться к традициям народного воспитания. Правда, для этого вам потребуется немного внимания и усидчивости... Но наградой вам будет радость ребенка, его умение запоминать и образно мыслить., способность видеть красоту и поэзию окружающего мира. А внимание и усидчивость потребуются вам для того, чтобы... запомнить те прибаутки, игры и сказки, которые вы будете рассказывать ребенку. Запомнить, а не прочитать — непременное условие. Пусть утешением послужит то, что запоминать можно не дословно, важно только сохранить основной смысл и общую ритмику. В народной культуре все знания передавались из уст в уста, без посредничества книг и бумаги. Читая, вы учите ребенка слушать фиксированный текст. Рассказывая (а тем более припевая) — приучаете кроху слышать, как звучит текст, рождающийся сейчас, и эту минуту у него на глазах. Прибаутка, неоднократно повторенная, каждый раз звучит по-новому, в ней меняются слова и оттенки смысла. Так возникает творчество. Вначале прибаутку говорите вы, потом ее начинает повторять ребенок. Так он учится не просто сочинять, а сочинять на тему, осмыслять предлагаемый ему образ. И подобную практику едва ли может заменить чтение и заучивание авторских стихотворений. Их значение иное, при запоминании оригинальный текст Чуковского или Маршака должен остаться неизменным, а смысл в заучивании таких стихов — тренировка памяти и развитие речи. В ситуации же с народным текстом присутствует еще развитие воображения и образного мышления. Итак, ребенок подрос, ему уже год-полтора. Значит, настала пора потешек, прибауток и простейших игр (начинать рассказывать потешки и прибаутки можно и раньше, по особенно интересными они будут ребенку именно с года-полутора). Посадите кроху рядом с собой и начинайте:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая:

За малыми ребятами.

Кто кашки не ест,

Молока не пьет,

Того забодает, забодает!

Направьте к ребенку „козу" (кулак, из которого торчат указательный палец с мизинцем). Вначале „коза" идет медленно, потом быстрее и, наконец, щекочет довольного малыша. Кому-то может показаться, что игры здесь нет, но это это не так. Во-первых, есть образ, в который играют, — коза. А во-вторых, подрастая, ребенок начинает действительно играть — убегать или, напротив, позволять себя защекотать. Или известная всем „Сорока" (впрочем, все знают обычно только начало этой замечательной потешки):

Сорока, сорока,

Сорока-белобока!

Кашу варила,

Гостей созывала.

Не приедут ли гости

КАришиной (Машиной, Васиной) чаше?

(Вам следует взять ладошку ребенка и водить по ней круговыми движениями — „варить кашу".)

Этому (мизинец) дала,

Этому (поочередно безымянный, средний, указательный дала,

А ты, толстый, короткий, ступай, тряси бородкой (говорится, держась за большой палец ребенка и слегка потрясывая его в такт),

Да дрова руби, да воду носи, Да Аришенъку (Машеньку, Ванечку) мой

Да окачивай!

(Руки ребенка поднимаются к его головке и резко опускаются, словно вода полилась.) И пусть вас не смущает, если в детстве вы слышали другую „Сороку" — это же народный текст, у которого нет единого автора, но много исполнителей, а значит, много и вариантов. В этом тексте особенно привлекательна включенность в него вашего ребенка. Малыш, таким образом, будет воспринимать «Сороку» как свою потешку. У „Сороки" есть еще одно значение — массаж детских пальчиков и ладошки. В полтора-два года начинается активное познание окружающего мира, и в первую очередь его живой составляющей — птиц (знакомство с кошками и собаками, как правило, происходит еще до года, а другие животные слишком большие, чтобы ими безбоязненно интересоваться). Тут на помощь приходят прибаутки о птицах. Пусть вас не пугает, что здесь малышу встретятся непривычные слова. Благодаря этому горизонты мира крохи расширяются, а языковой запас — обогащается.

Гуля, гуля-голубок,

Гуля сизенький, -

Сизокрыленъкий,

Всем миленький.

Синичка, синичка,

Воробью -сестричка.

Воробей-воришка

Залез в амбаришко

Клевать просо

Своим, носом.

Сова, совинъка, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела,

Головой вертела.

 (Сейчас сову в природе увидеть сложно, но сова и филин являются яркими героями сказок, важными общекультурными символами, поэтому, думается, и эта прибаутка будет нелишней.) Немного похожи на эти прибаутки заклички солнцу, дождю, радуге... Отличие закличек в том, что изначально они являлись магическим жанром взрослого фольклора, хотя нередко и исполнялись

детьми. Потом заклички утратили свои магические функции, начали исполняться просто ситуативно (например, при появлении дождя) и стали принадлежностью детского фольклора. Заклички       передавались       от старших детей к младшим. В наши дни структура детского коллектива изменилась, ребятишки разного возраста нечасто играют между собой. Кроме того, во многом утратилась 1ередача традиционных текстов из уст в уста. Поэтому, вероятно, вы будете единственным человеком, от кого кроха может узнать заклички.

Солнышко, ведрышко, Выгляни в окошечко, Твои детки плачут, Пить-есть хотят.

Дождик, дождик, пуще! Я вынесу гущи, Хлеба краюшку, Пирога горбушку.

Радуга-дуга, Не давай дождя. Давай солнышка Выше бревнышка.

Улитка, улитка! Покажи свои рога, Дам кусок пирога, Пышки, ватрушки, Сдобной лепешки.

Закличка, обращенная к солнцу, скрасит дождливый день, а та, что призывает дождь идти сильнее, придаст дождику за окном иные краски. Ребенок, обращающийся к улитке, отнесется к ней бережно и с интересом. А разве это не важно в наш компьютерный век?!

Сказка ложь, да в ней намек

Уже в полтора-два года ваш ребенок может стать активным слушателем сказок. В качестве первых лучше выбрать небольшие сказки с повторами — „Репку", „Колобок". Повторы помогают запоминать и учат логике. Особенно интересны в этом возрасте (и до 3-4 лет) сказки со стихотворными вставками (кроме уже упомянутого „Колобка" это „Волк и семеро козлят", „Ивашка и ведьма"). Сначала малыш не поймет смысла сказки, а будет реагировать лишь на знакомые слова — коза, волк, медведь — и фиксировать внимание на повторяющейся песенке, стараясь ее воспроизвести (вначале на „своем" языке). Время от времени пересказывайте сказку снова и снова: ведь кроха еще очень мал. К тому же сказка — это и обучение интонированию, и навык умения слышать мелодику речи. По возможности сказки надо не читать, а рассказывать, пропевая (или хотя бы выделяя речитативом) песенки героев. Правда, если вам самим в детстве сказки только читали, то рассказать волшебную историю, пусть и хорошо знакомую, будет непросто.

Кроме этого, малышам лет с трех-четырех можно рассказывать и докучные сказки. Они помогут вам скоротать время, если кроха ну совсем некстати (например, в метро или в очереди к врачу) докучает вам просьбами рассказать какую-нибудь сказку...

В одном болоте лежа-была лягушка,

По имени, по отчеству квакушка.

Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост,

Присела, да и заеязила в тину хвост.

Дергала, дергала, дергала, дергала

Выдернула хвост, да заеязила нос.

Дергала, дергала, дергала,

Выдернула нос, да заеязила хвост и т.д.

С первого взгляда кажется, что в такой сказке-прибаутке и смысла-то никакого нет. Это не тж. Подобная форма отлично тренирует память. На традиционных текстах выросло много поколений. Думается, что не стоит ими пренебрегать и вам.

Г.М. Науменко «Фольклорная азбука»,

Г.Ф. Кузина     «Народная педагогика в воспитании дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания "Ценность семейных традиций"

Основная цель собрания - способствовать формированию у родителей воспитанников осознания необходимости семейных традиций в каждой семье. Педагог организует  процесс таким образом, что участники с...

Родительское собрание "Роль семейных традиций в воспитании дошкольников" в старшей группе

Родительское собрание "Роль семейных традиций в воспитании дошкольников" в старшей группе...

Родительское собрание. Тема "Семейные традиции"

Помочь родителям осознать значимость семьи в жизни человека...

Родительского собрания на тему: «Традиции встречи весны. Жаворонки»

Познакомить  родителей и детей  с традицией  русского народа  празднования встречи весны, заклички, жаворонки....

РОдительское собрание "Наследие и традиции семейного воспитания"

Цель: привлечь внимание родителей к вопросу семейных традиций и их значения в воспитании и развитии ребёнка. Форма проведения собрания: "Круглый стол"...