Недаром помнит вся Россия про день Бородина
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Конспект занятия, посвящённого 200 летию Бородинского сражения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nedarom_pomnit_vsya_rossiya_pro_den_borodina.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Цель. Закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества. Познакомить  детей с некоторыми моментами истории России, связанные  с защитой Отечества, Отечественной войной 1812 года, героизмом русских солдат и простого народа; с тем, как увековечена память тех, кто защищал Россию  в те времена. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, армию, желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны.

Наглядный материал и оборудование к занятию.

 Портрет М.И.Кутузова, Наполеона Бонапарта, Багратиона, Д.Давыдова, В. Кожиной, Н.Дуровой. Иллюстрации  с изображением достопримечательностей города, связанные с этими историческими событиями: Бородинской панорамы, памятнику Кутузову, Триумфальной арки, Кутузовской избы. Видеоролик из телепередачи  «Аты – Баты», плакат с изображением гусара, оружие воинов, 2  лошади для игры, пакеты-донесения, одежда для девочек - платья, платье для ведущей, для мальчиков - костюмы гусар, ёлки, котелок для сценки, раскраски детям. Рисунки, поделки детей и родителей, выставка книг, журналов, игрушечных солдатиков эпохи 1812 года.

Предварительная работа.

Чтение книг о героях войны 1812 года,  рассматривание иллюстраций картин художников и иллюстраторов книг, рассматривание одежды и оружия воинов той эпохи, рисование гусара, конструирование пушки, аппликация кивера, лепка «Бородинское сражение», разучивание танца и песни о гусарах, разучивание пословиц, сбор дополнительного материала о войне 1812 года, просмотр передачи «Аты-Баты» о войне 1812года, видеофильма «Кутузов» прослушивание записи «Чевостик в гостях у ребят» рассказ о сражениях 1812 года. Работа с родителями: деловая игра, изготовление ширмы, беседа о патриотическом воспитании анкеты, приобретение костюмов, книг, игрушек, изготовление поделок, рисунков. Экскурсии в музей-панораму «Бородинская битва», Кутузовская изба, на Поклонную гору,  Александровский сад, в Храм Христа Спасителя.

Ход занятия

Ведущий

Добрый день, дорогие дамы!

Я рада приветствовать Вас в нашем зале, по случаю 200-летия Победы русских войск над армией Наполеона. Наполеон был императором Франции и очень опытным полководцем. Он уже завоевал много стран, прежде чем напасть на Россию. Но главной своей целью Наполеон считал взятие Москвы. Он говорил, что если он захватит Москву, то поразит Россию в самое сердце. В его армии сражались солдаты из 26 стран, и армия была очень сильная. Наша армия была в три раза меньше. И вот 11 июня 1812 года без объявления войны  французская армия  начала наступление на  нашу Родину.  Победить французов поднялся весь народ от мала до велика, чтобы защитить своё Отечество.

-А вы знаете , что такое Отечество? (Это наша Родина)

 В нашей армии  сражались воины разных родов воск.

-Назовите, какие рода войск были в нашей армии. (Драгуны, уланы, пехотинцы, кирасиры, трубачи, казаки, гусары.)

- А вы знаете, кто такие гусары? ( ответы  детей. Легковооружённые всадники).

- Кто становился гусаром? ( ответы детей. Богатые, знатные, высокообразованные люди - дворяне).

- Как они учились? Чем увлекались? (ответы детей. Они хорошо учились, увлекались музыкой, литературой, умело скакали на лошадях и владели оружием).

 Раньше на балах играли в разные игры. Вот и я предлагаю вам поиграть в игру «Фанты» У меня есть Игрушка гусар, в котором лежат разные фанты. Я буду зачитывать вопрос, а вы отвечать на него и показывать ответ на изображении гусара.

Игра «Фанты»

- Назовите  одежду, которую носили гусары.

Ответы  детей:

  1. Доломан - короткий мундир со шнурами
  2. Ментик – меховая накидка
  3. Рейтузы – чикчиры
  4. Сапоги
  5. Кивер – высокая цилиндрическая шапка с козырьком и шнурами
  6. Кушак – пояс
  7. Этишкет – шнур с кистями

Говорили « Если хочешь быть красивым, поступи в гусары». По этому поводу мы пригласили в гости гусар, которые внесли большой вклад в Победу нашего народа над Наполеоном.

-Встречайте наших гусар. ( Под песню входят мальчики-гусары)

Мальчики – гусары

Здравия желаем!

Мы - смелые гусары

Мы носим кивера.

Давайте дружно крикнем:

Ура! Ура! Ура!

Девочка

Какая выправка и стать!

Мальчишек наших не узнать,

В вас все девчонки влюблены,

Ведь вы - защитники страны!

Девочка

Приготовили мы вам послание,

Вас ожидают испытания.

Выполняйте все задания

В путешествии занимательном,

Очень – даже увлекательном.

Ведущий

Вот пакет мы разорвём

Задание первое прочтём.

1 ЗАДАНИЕ

Викторина.

1) Эти события произошли давным-давно в 1812 году.  На нашу землю напали враги.

Кто они? 

 (французы)

2) Кто командовал французской армией? 

( Наполеон Бонапарт)   показать фото

3)Кто возглавлял русскую армию?

 (Михаил Илларионович Кутузов) показать фото

-Что мы о нём знаем?  Ответы детей. Он участвовал во многих войнах, в одном из сражений был ранен, пуля попала ему в голову и вышла через глаз, он остался жив. Ему было 66 лет, когда его назначили командующим армией. За Бородинское сражение ему присвоили  высокое звание фельдмаршала.

4)Почему Наполеон напал на Россию?

(Он уже захватил много городов и стран и хотел править Россией.).

5)Почему он со своей армией не смог завоевать Россию?

( Народ встал на защиту своей Родины, вместе с армией).

6)Где произошло главное сражение двух армий?

(Возле деревни Бородино под Москвой, 26 августа и  длилось 12 часов)

7)Назовите черты характера наших воинов.

(Смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, мужество, сила, выносливость, любовь к  Родине)

8)Назовите оружие наших воинов? 

(Пика, ружьё со штыком, карабин, мушкет, штуцер, сабля, пистолет, шпага)

9)Что решил предпринять М.И.Кутузов на совете и где состоялся совет?

Совет состоялся в деревне Фили в простой избе. Чтобы спасти армию - было принято решение оставить Москву, без боя, т.к. армия нуждалась в отдыхе и подкреплении

10) Что увидел Наполеон, когда вступил в Москву?

Почти все жители покинули город, Москва горела. Дома и магазины пусты Французским войнам нечего было есть.

 (показать фото).

Посмотрите инсценировку отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»  (участвуют дети)

11)Какие события произошли дальше?

Ответы детей

Тогда Наполеон отправил гонца к Кутузову о перемирии и стал ждать на Поклонной горе ответ, но тот не согласился. Наполеону пришлось уйти из Москвы. В отчаянии он приказал взорвать Кремль. Солдаты разложили под стенами и памятниками Кремля порох и снаряды и стали их поджигать , но тут пошел сильны ливень и намочил порох, но всё же в некоторых местах стены взорвались и от  сильного взрыва пострадала и наклонилась Колокольня Ивана Великого. Кутузов собрал все силы. Отправил гонцов во все войска с важными  донесениями. А вот доставить эти донесения нам помогут наши гусары.

1)Ребёнок-гусар

Чтоб не случилось с моею страной,

Буду гордиться лишь ею одной!

Встанем на страже порядка и чести!

Будем верны мы Отечеству вместе!

2)Ребёнок-гусар

А у меня вот шпага есть

И на коня могу я сесть.

Готов скакать я хоть весь день

Страну мне защищать не лень!

Кто может так же, как и я,

Запрыгнуть сходу на коня

3)Ребёнок-гусар

Ну что ж друзья, скорее в путь,

Желаю Вам удачи

А победит сильнейший пусть,

Не может быть иначе.

Игра-эстафета «Кто быстрее передаст донесение».

Дети  делятся на две команды и выстраиваются в две колоны. Первый ребёнок каждой команды бежит  на «Лошади» с пакетом до кегли и возвращается к своей команде и передаёт пакет следующему участнику. И т.д. Побеждает самая быстрая команда.

12)Каких народных героев этой войны вы знаете?

 Денис Давыдов, Василиса Кожина

 Надежда Дурова-женщина гусар. (Показать фото)

13)Что вы о них знаете?

В одном из боёв Надежда Дурова спасла раненого офицера и её наградили георгиевским крестом.  ( показать.)  Она была ординарцем у Кутузова. Она сражалась под именем Александра Андреевича Александрова. ( Показать отрывок из телепередачи «Аты- Баты».

 Василиса Кожина собрала отряд партизан, который сражался против французов. После войны её заслуги признал, и сам царь он прислал ей в награду серебряную медаль и денег.

 Денис Давыдов служил в разведке под командованием Багратиона, был очень смелый, отважный, решительный, очень много французов было им взято в плен. За доблесть, проявленную в бою,  ему вручили орден Святого Георгия и золотую саблю с надписью «За храбрость».

2 ЗАДАНИЕ

Каких пословиц только нет и в каждой мудрый дан совет.

14)Назовите,  какие пословицы о силе и храбрости воинов вы знаете?

*Пришел Кутузов бить французов.

*Трудно в учении – легко в бою.

*Один в поле не воин.

*Один за всех и все за одного.

*Смелость города берёт.

*За правое дело стой смело.

*Храбрый побеждает - трус погибает.

*Родину предать – воином не стать.

*Кто смел – тот и цел.

*Сам погибай, а товарища выручай.

*С родной земли умри - не сходи.

*Жить – Родине служить.

*Родина – мать, умей за неё постоять.

*Если народ един, он непобедим.

*Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.

Ведущий

Хорошо ведь быть гусаром,

В ярком блеске эполет.

Танцевать с подругой в паре

Вальс, мазурку, менуэт.

Сочинять для вас сонеты

И цветы бросать в окно!

К сожаленью время это

Было всё - таки давно.

3 ЗАДАНИЕ

В память о победе в Отечественной войне 1812 года я прошу гусар пригласить дам на танец.

Танец «Дамы и гусары».

Ведущий

1.  Какие достопримечательности, посвящённые победе в войне 1812 года, есть в Москве?

Памятники:

  1. Панорама "Бородинская битва". Здесь находится очень большая картина, которую написал художник Рубо и расположена она по кругу. Художник нарисовал всё сражение. Зрители проходят по кругу, как бы находясь на поле сражения вместе с солдатами и командирами.
  2. Кутузовская изба. Копия находится за Бородинской панорамой.
  3. Памятник М.И. Кутузову и славным сынам русского народа. 
  4. Триумфальные ворота. Через эти ворота проходили русские войска, возвращавшиеся с победой из Франции. Триумф - значит победа. Поэтому ворота называются Триумфальные.
  5. Храм Христа Спасителя. Сразу же после войны русские люди стали собирать деньги на постройку храма в честь победы над французами. Этот храм построили и назвали Храм Христа Спасителя, потому что люди верили, что бог помог им. И праздновали  победу в день рождения Христа - на Рождество.
  6. А у нас в городе Химки недавно тоже поставили памятник героям войны 1812 года в парке «Дубки»

Ведущий

Сегодняшний день

Постарайтесь запомнить

И в сердце его сохранить.

Вы сильные, смелые и враг вероломный

Боится к вам подойти.

Но есть ещё в жизни

Большие дела,

Куда бы вас  жизни за собой не звала.

Вы смело ступайте,

Наготове ружьё!

Боритесь за любимых,

За счастье своё!

В заключение нашего занятия хочу подарить вам  сувениры, которые напомнят вам о событиях 1812 года.

Гусары и дамы выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе " Недаром помнит вся Россия".

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе " Недаром помнит вся Россия"....

Недаром помнит вся Россия

Недаром помнит вся Россия.........

"Недаром помнит вся Россия..."

Ролевая игра для подросткового возраста....

Конспект занятия "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Занятие для детей подготовительной группы, знакомящее с событиями отечественной войны 1812 года...

Недаром помнит вся Россия

Презентация, посвященная двухсотлетию Бородинского сражения...

Недаром помнит вся Россия

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, связанных с событиями Отечественной войны 1812 г....

Презентация к конкурсу чтецов "Недаром помнит вся Россия ..."

Презентация к конкурсу чтецов "Недаром помнит вся Россия ..."...