Плавание как фактор оздоровления детей в ДОУ
материал по теме

Новикова Вера Александровна

Главное в обучение плаванию - это преодолеть негативное отношение ребенка к воде, адаптировать его к водному пространству. Использовать плавание в бассейне как средство оздоровления и полноценного физического развития ребенка, сочетая основы спортивного плавания с решением задач адаптации, профилактики и оздоравления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plavanie_kak_faktor_ozdorovleniya_detey_v_dou.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАВАНИЕ КАК ФАКТОР ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

                              В ДОУ

«Вода, у тебя нет вкуса ни цвета, нет запаха,  тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты не обходима для жизни; ты сама жизнь, ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости у нас вновь начинает бурлить высохшие рудники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете…»

                                                                             Антуан  де Сент – Экзюпери

                                                                             (  французский писатель)

Двигательная активность тесно связана со здоровьем ребенка: движение здоровья влияет друг на друга. Особое место занимает плавание.  Плавание – одно из важнейших звеньев  воспитания ребенка. Оно содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность сердечно- сосудистой деятельности, дыхательных систем, значительно расширяет возможности опорно – двигательного аппарата.

Этот вид спорта является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка. Наш сад считается муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 400 городского округа Самара с приоритетным осуществлением физического развития детей. Задача – детского сада приобщение детей к активным занятиям физической культуры и занятиям плаваниям (в частности ).

Главное в обучению плаванию – это преодолеть негативное отношение ребенка к воде,  адаптировать его к водному пространству. Использовать плавание в бассейне как средство оздоровления и полноценного физического развития ребенка, сочетая основы спортивного плавания с решением задач адаптации, профилактики и оздоровления.

Занятия по плаванию в каждой группе проводятся 2 раза в неделю. Опираясь на свой многолетний опыт работы по обучению детей плаванию,  хочу порекомендовать родителям приучать детей к водным процедурам с раннего возраста ( 1,2 – 2 года).  Целесообразно ежедневно утром и вечером умывать ребенку не только лицо и шею, а в дальнейшем надо обтираться до пояса, на сухо растирать тело полотенцем, обтирать прохладной водой стоп и ног.

Если ребенок боится мыться, не спешите, дайте ему тазик с игрушками, затем можно в ванной игру продолжить. Лейте воду на ребенка из лейке начиная с ног.

Система упражнений и игр в обучении дошкольников основано на закономерностях по этапности формирования соответствующих навыков:

- упражнения, знакомящие с сопротивлением воды и способами  передвижения по дну;

- упражнения  и игры на погружения в воду с головой и открывания глаз в воде;

- упражнения помогающие овладеть выдохом в воду;

- всплывания и лежание на воде;

- скольжение по поверхности;

- овладение движениями рук и ног;

- освоение техники дыхания;

- общая координация движения способом плавания кролем на груди и на спине.

При начальном обучение плаванием, используется исследовательский метод обучения. На занятиях младших группах уровень воды в бассейне подбирается так, чтобы дети свободно могли сидеть в воде, свободно передвигаться по воде.  При прикосновение с водой , вода детям попадает в рот, нос, уши, глаза, поэтому важным этапом обучения является освоение водной среды, знакомство с физическими свойствами воды.

Рекомендуется:

- объяснить ребенку, что вода ласковая, добрая, прозрачная ( показать игрушки под водой ,предложить их достать);
- предложить погладить воду, подвигать руками вверх – вниз , влево – вправо;

- похлопать по воде ладошками;

- постучать по воде кулачками;

- передвигаться по дну на руках, вытянув ноги ( «Покажи пятки», «Крокодилы»).

При погружении в воду с головой  рот ребенка остается открытом, а многие дети пытаются делать вдох  в воду. Поэтому целесообразно нужно учить ребенка задерживать дыхание на вдохе и каждый раз напоминать ему. Что при  соприкосновением с водой рот должен быть закрыт.

Игры:

- погружаться в воду до подбородка («Островки»);

-  до уровня носа;

- до уровня глаз ( « Нос утонул»);

- в воде все лицо (« Найди игрушку»);

- проверте открыты ли  глаза у ребенка в воде (« Сосчитай сколько игрушек на дне»).

Следующий этап в обучение плаванию – упражнение на дыхание.

Вдох нужно выполнять быстро через рот, выдох – постепенно, полностью через рот и нос.

Плавание – лучшая тренировка дыхательной системы. Ребенок, делая глубокий вдох, действует действия:

- дует на игрушку;

- дует на воду, как на горячий чай;

- выполняет выдох вводу «энергично».

Следующий этап в обучение плаванию – это скольжение «стрелка».

Рекомендации:

- оттолкнувшись от о дна ногами, просколзить,   до противоположного бортика с доской не опуская лица в воду;

- оттолкнувшись от о дна ногами, просколзить,   до противоположного бортика с доской опуская лицо в воду.

Скольжение на воде дает разгрузку зон роста позвоночника, снимает напряжение тела, вырабатывается хорошая осанка. Далее отрабатывается скольжение согласования движений ног кролем. Предварительно на разминки (суши) показать как правильно работать ногами: прямые, носки оттянуты, повернуты внутрь, затем приняв горизонтальное положение сначала медленно, а затем быстро и часто выполнять движения ногами кролем.

Работа ногами оказывает укрепляющие воздействие на стопу, предупреждает плоскостопие. Затем учить плавать при помощи ног, рук, согласовывать движение с дыханием, предварительно показать движение рук на суше (« мельница»).

Помните вы рядом Вы пример для ребенка. Сначала выполняете упражнения Вы а затем, после слов « делай, как я, - ребенок. Подбадривайте его, чаще хвалите.

Игры и развлечения в воде способствуют воспитанию смелости, решительности.

Выбирая игры нужно учитывать возраст, количество детей в группе, физическую  подготовленность.  

Игры на ознакомление со свойствами воды.

Волны и море

Играющие выстраиваются в шеренгу:   ноги на ширине плеч, руки опущены в воду. По сигналу выполняют движения обоими руками вправо  - влево ( пальцы сцеплены) .

Игра для преодоления водобоязни .

Карусель

Встать в круг, взяться за руки. По сигналу начинают движение по кругу со словами: « Еле – еле, еле – еле, закружились карусели, а потом, потом, потом – все бегом, бегом». Играющие пробегают два круга до очередного сигнала: « Тише, тише, не спешите, карусель остановите». Движение по кругу замедляется,  и «карусель» останавливается. Игра повторяется с движением в другую сторону.

Игра на погружение с головой в воду и открывание глаз в воде.

Водолазы

Играющие достают игрушки, брошенные на  дно бассейна.

Игра с выдохом в воду.

Качели

Играющие, встают по парам спиной друг другу и берут друг друга под руку. Поочередно наклоняясь вперед до положения нагнувшись лицом в воду, они поднимают своих партнеров над водой. В момент опускания лица в воду делают выдох.

Игры на всплывание и лежание на воде.

Поплавок

Играющие, сделав глубокий вдох и задержав дыхание , приседают и, обхватив колени руками, всплывают на поверхность. В этом положении каждый « поплавок» старается продержаться на воде до счета 10.

Медуза

Играющие по команде сделав глубокий вдох и задержав дыхание, приседают под воду и, наклонившись вперед всплывают на поверхность. Тело согнуто в пояснице, руки и ноги полусогнуты и расслабленно опущены вниз.

Игры со скольжением и плаванием.

Стрела

Ведущий и его помощники входят в воду, берут поочередно каждого играющего принявшие положение скольжения, одной рукой за ноги, другой – под живот и подталкивает к противоположному бортику бассейна.

Торпеды

Играющие становятся в шеренгу и по сигналу выполняют скольжение на груди с движением ногами кролем. Выигрывает проплывший большее расстояние.

В конце посещения детского сада дети, которые посещали бассейн не боятся воды, свободно проплывают кролем на груди и на спине в полной координации движений (6 – 8 метров), знают об о всех спортивных способах плавания. В результате дети меньше болеют простудными заболеваниями, улучшение показателей в развитие скоростных, силовой выносливости, а также жизненной емкости легких. К концу посещения детского сада у многих детей снимается диагноз сколиоза и плоскостопия, благодаря занятиям плавания.

Я буду очень рада, если мой опыт по обучению детей плаванию и их выздоровлению на современном этапе в ДОУ поможет молодым инструкторам по плаванию и родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательная активность - один из факторов оздоровления детей

Правильно организованная двигательная деятельность - важнейший фактор  здорового образа жизни и укрепления здоровья вне зависимости от возраста. Тем более это важно, когда мы говорим о детях, для...

"Подвижная игра-как фактор оздоровления детей"

Доклад о пользе проведения подвижных игр с детьми....

Плавание как средство оздоровления детей.

Плавание может пройти с вами через всю жизнь и на каждом ее этапе служить источником удовольствия, здоровья, творческого долголетия.Владимир Сальников заслуженный мастер спорта...

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ КАК ФАКТОР ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Учет гендерных особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения. ...

Плавание как средство оздоровления детей дошкольного возраста.

Плавание как средство оздоровления детей дошкольного возраста....

Плавание как средство оздоровление детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций. Этот возраст наиболее...

Плавание как средство оздоровления детей

в материале рассказывается о пользе плавания в дошкольном возрасте...