Плавание как фактор оздоровления детей в ДОУ
материал по теме
Главное в обучение плаванию - это преодолеть негативное отношение ребенка к воде, адаптировать его к водному пространству. Использовать плавание в бассейне как средство оздоровления и полноценного физического развития ребенка, сочетая основы спортивного плавания с решением задач адаптации, профилактики и оздоравления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАВАНИЕ КАК ФАКТОР ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
В ДОУ
«Вода, у тебя нет вкуса ни цвета, нет запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты не обходима для жизни; ты сама жизнь, ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости у нас вновь начинает бурлить высохшие рудники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете…»
Антуан де Сент – Экзюпери
( французский писатель)
Двигательная активность тесно связана со здоровьем ребенка: движение здоровья влияет друг на друга. Особое место занимает плавание. Плавание – одно из важнейших звеньев воспитания ребенка. Оно содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность сердечно- сосудистой деятельности, дыхательных систем, значительно расширяет возможности опорно – двигательного аппарата.
Этот вид спорта является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка. Наш сад считается муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 400 городского округа Самара с приоритетным осуществлением физического развития детей. Задача – детского сада приобщение детей к активным занятиям физической культуры и занятиям плаваниям (в частности ).
Главное в обучению плаванию – это преодолеть негативное отношение ребенка к воде, адаптировать его к водному пространству. Использовать плавание в бассейне как средство оздоровления и полноценного физического развития ребенка, сочетая основы спортивного плавания с решением задач адаптации, профилактики и оздоровления.
Занятия по плаванию в каждой группе проводятся 2 раза в неделю. Опираясь на свой многолетний опыт работы по обучению детей плаванию, хочу порекомендовать родителям приучать детей к водным процедурам с раннего возраста ( 1,2 – 2 года). Целесообразно ежедневно утром и вечером умывать ребенку не только лицо и шею, а в дальнейшем надо обтираться до пояса, на сухо растирать тело полотенцем, обтирать прохладной водой стоп и ног.
Если ребенок боится мыться, не спешите, дайте ему тазик с игрушками, затем можно в ванной игру продолжить. Лейте воду на ребенка из лейке начиная с ног.
Система упражнений и игр в обучении дошкольников основано на закономерностях по этапности формирования соответствующих навыков:
- упражнения, знакомящие с сопротивлением воды и способами передвижения по дну;
- упражнения и игры на погружения в воду с головой и открывания глаз в воде;
- упражнения помогающие овладеть выдохом в воду;
- всплывания и лежание на воде;
- скольжение по поверхности;
- овладение движениями рук и ног;
- освоение техники дыхания;
- общая координация движения способом плавания кролем на груди и на спине.
При начальном обучение плаванием, используется исследовательский метод обучения. На занятиях младших группах уровень воды в бассейне подбирается так, чтобы дети свободно могли сидеть в воде, свободно передвигаться по воде. При прикосновение с водой , вода детям попадает в рот, нос, уши, глаза, поэтому важным этапом обучения является освоение водной среды, знакомство с физическими свойствами воды.
Рекомендуется:
- объяснить ребенку, что вода ласковая, добрая, прозрачная ( показать игрушки под водой ,предложить их достать);
- предложить погладить воду, подвигать руками вверх – вниз , влево – вправо;
- похлопать по воде ладошками;
- постучать по воде кулачками;
- передвигаться по дну на руках, вытянув ноги ( «Покажи пятки», «Крокодилы»).
При погружении в воду с головой рот ребенка остается открытом, а многие дети пытаются делать вдох в воду. Поэтому целесообразно нужно учить ребенка задерживать дыхание на вдохе и каждый раз напоминать ему. Что при соприкосновением с водой рот должен быть закрыт.
Игры:
- погружаться в воду до подбородка («Островки»);
- до уровня носа;
- до уровня глаз ( « Нос утонул»);
- в воде все лицо (« Найди игрушку»);
- проверте открыты ли глаза у ребенка в воде (« Сосчитай сколько игрушек на дне»).
Следующий этап в обучение плаванию – упражнение на дыхание.
Вдох нужно выполнять быстро через рот, выдох – постепенно, полностью через рот и нос.
Плавание – лучшая тренировка дыхательной системы. Ребенок, делая глубокий вдох, действует действия:
- дует на игрушку;
- дует на воду, как на горячий чай;
- выполняет выдох вводу «энергично».
Следующий этап в обучение плаванию – это скольжение «стрелка».
Рекомендации:
- оттолкнувшись от о дна ногами, просколзить, до противоположного бортика с доской не опуская лица в воду;
- оттолкнувшись от о дна ногами, просколзить, до противоположного бортика с доской опуская лицо в воду.
Скольжение на воде дает разгрузку зон роста позвоночника, снимает напряжение тела, вырабатывается хорошая осанка. Далее отрабатывается скольжение согласования движений ног кролем. Предварительно на разминки (суши) показать как правильно работать ногами: прямые, носки оттянуты, повернуты внутрь, затем приняв горизонтальное положение сначала медленно, а затем быстро и часто выполнять движения ногами кролем.
Работа ногами оказывает укрепляющие воздействие на стопу, предупреждает плоскостопие. Затем учить плавать при помощи ног, рук, согласовывать движение с дыханием, предварительно показать движение рук на суше (« мельница»).
Помните вы рядом Вы пример для ребенка. Сначала выполняете упражнения Вы а затем, после слов « делай, как я, - ребенок. Подбадривайте его, чаще хвалите.
Игры и развлечения в воде способствуют воспитанию смелости, решительности.
Выбирая игры нужно учитывать возраст, количество детей в группе, физическую подготовленность.
Игры на ознакомление со свойствами воды.
Волны и море
Играющие выстраиваются в шеренгу: ноги на ширине плеч, руки опущены в воду. По сигналу выполняют движения обоими руками вправо - влево ( пальцы сцеплены) .
Игра для преодоления водобоязни .
Карусель
Встать в круг, взяться за руки. По сигналу начинают движение по кругу со словами: « Еле – еле, еле – еле, закружились карусели, а потом, потом, потом – все бегом, бегом». Играющие пробегают два круга до очередного сигнала: « Тише, тише, не спешите, карусель остановите». Движение по кругу замедляется, и «карусель» останавливается. Игра повторяется с движением в другую сторону.
Игра на погружение с головой в воду и открывание глаз в воде.
Водолазы
Играющие достают игрушки, брошенные на дно бассейна.
Игра с выдохом в воду.
Качели
Играющие, встают по парам спиной друг другу и берут друг друга под руку. Поочередно наклоняясь вперед до положения нагнувшись лицом в воду, они поднимают своих партнеров над водой. В момент опускания лица в воду делают выдох.
Игры на всплывание и лежание на воде.
Поплавок
Играющие, сделав глубокий вдох и задержав дыхание , приседают и, обхватив колени руками, всплывают на поверхность. В этом положении каждый « поплавок» старается продержаться на воде до счета 10.
Медуза
Играющие по команде сделав глубокий вдох и задержав дыхание, приседают под воду и, наклонившись вперед всплывают на поверхность. Тело согнуто в пояснице, руки и ноги полусогнуты и расслабленно опущены вниз.
Игры со скольжением и плаванием.
Стрела
Ведущий и его помощники входят в воду, берут поочередно каждого играющего принявшие положение скольжения, одной рукой за ноги, другой – под живот и подталкивает к противоположному бортику бассейна.
Торпеды
Играющие становятся в шеренгу и по сигналу выполняют скольжение на груди с движением ногами кролем. Выигрывает проплывший большее расстояние.
В конце посещения детского сада дети, которые посещали бассейн не боятся воды, свободно проплывают кролем на груди и на спине в полной координации движений (6 – 8 метров), знают об о всех спортивных способах плавания. В результате дети меньше болеют простудными заболеваниями, улучшение показателей в развитие скоростных, силовой выносливости, а также жизненной емкости легких. К концу посещения детского сада у многих детей снимается диагноз сколиоза и плоскостопия, благодаря занятиям плавания.
Я буду очень рада, если мой опыт по обучению детей плаванию и их выздоровлению на современном этапе в ДОУ поможет молодым инструкторам по плаванию и родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двигательная активность - один из факторов оздоровления детей
Правильно организованная двигательная деятельность - важнейший фактор здорового образа жизни и укрепления здоровья вне зависимости от возраста. Тем более это важно, когда мы говорим о детях, для...
"Подвижная игра-как фактор оздоровления детей"
Доклад о пользе проведения подвижных игр с детьми....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/30/picture-405377-1477850975.jpg)
Плавание как средство оздоровления детей.
Плавание может пройти с вами через всю жизнь и на каждом ее этапе служить источником удовольствия, здоровья, творческого долголетия.Владимир Сальников заслуженный мастер спорта...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-470788-1424001846.jpg)
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ КАК ФАКТОР ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Учет гендерных особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/21/picture-487150-1474486853.jpg)
Плавание как средство оздоровления детей дошкольного возраста.
Плавание как средство оздоровления детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/13/picture-1020832-1520970049.jpg)
Плавание как средство оздоровление детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций. Этот возраст наиболее...
Плавание как средство оздоровления детей
в материале рассказывается о пользе плавания в дошкольном возрасте...