Влияние типа нервной деятельности детей на их взаимоотношения со взрослыми
материал на тему

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_tipa_nervnoy_deyatelnosti_detey.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая консультация для воспитателей

 «Влияние типа нервной деятельности детей

 на их взаимоотношения со взрослыми»

Цели:

  1. Углубить знания воспитателей об особенностях типов темперамента.
  2. Развивать умение анализировать и систематизировать педагогические воздействия в зависимости от типа темперамента ребенка.
  3. Отработка полученных знаний в практической деятельности.

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения.

Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Они не являются абсолютно неизменными. Причина индивидуальных особенностей поведения лежит в свойствах нервных процессов возбуждения и торможения и их сочетаниях.

Темпераменты:

  1. меланхолик;
  2. сангвиник;
  3. флегматик;
  4. холерик.

Сангвиник:

  1. общителен, быстро сходится с людьми;
  2. чувства легко сменяются;
  3. мимика богатая, подвижная, выразительная;
  4. деятельность продуктивна лишь при наличии интереса;
  5. непоседа;
  6. рассеян, неаккуратен;
  7. заводила, выдумщик, фантазер;
  8. не злопамятен, миролюбив, не жаден.

Рекомендации: использовать подвижные игры, требования спокойствия не должны звучать постоянно, необходимо учить удерживать внимание с помощью чтения книг, собирания конструктора, просмотра фильмов, необходима частая смена деятельности.

Холерик:

  1. действия порывисты;
  2. эмоционален, чувства ярко выражены;
  3. в зависимости от направленности личности:

«+» «—»

инициативность,        раздражительность,

принципиальность аффективность;

  1. любит риск, приключения;
  2. не прислушивается к мнению других;
  3. излишне самостоятелен;
  4. в еде неразборчив;
  5. спит мало;
  6. импульсивен;
  7. драчун, крикун, конфликтен.

Рекомендации: необходимы терпение и спокойствие, подвижные и соревновательные игры, необходимо большое жизненное пространство, предусматривать возможность проигрывания, часто напоминать, что прежде чем что-то сделать, надо хорошо подумать, читать книги о героических подвигах, где воля и спокойствие творят чудеса, наказывать только тогда, когда ребенок успокоится.

Меланхолик:

  1. трудно долго на чем-то сосредоточиться;
  2. высокая тревожность, мнительность;
  3. чувства глубокие;
  4. отношения налаживаются трудно;
  5. часто задумчив;
  6. если расстроится, плачет долго и горько;
  7. застенчив;
  8. слишком рассудительный, «маленький взрослый»;
  9. любит уединение, спокойные игры;
  10. быстро устает;
  11. боится спорта.

Рекомендации: требует любящего понимания, грубость недопустима, использовать лепку, рисование, конструирование, «мягкие» несоревновательные игры.

Флегматик:

  1. ровный, спокойный, редко выходит из себя;
  2. упорный труженик;
  3. чувства устойчивы;
  4. замкнут;
  5. медлителен;
  6. играет нешумно;
  7. мало двигается;
  8. любит порядок и добротность;
  9. послушен, пунктуален;
  10. новое не любит;
  11. в зависимости от направленности личности

Рекомендации: игры на развитие фантазии, занятия музыкой, вышиванием, иногда тормошить, заинтересовывать.

Практическая часть занятия

  1. Рассматривание картинок на различение типов темперамента.
  2. Рассмотрение диаграммы темперамента.

Работа в командах.

 «+»                                                          « - «

выдержка, глубина мыслей                      лень, безучастность, безволие

Вопросы 1-й команде

Вопросы 2-й команде

  1. Можно ли по однократным проявлениям поведения судить о темпераменте человека? Ребёнка?
  2. Приведите 2 примера проявления различных типов темперамента у одного человека в различных ситуациях?
  3. Можно ли с первых лет жизни ребёнка судить о его темпераменте?

<1. Какие особенности будут иметь память, внимание, воображение и мышление:

  1. ребёнка-холерика?
  2. ребёнка-меланхолика?
  1. Можно ли на основе темперамента оценивать ценность личности для общества?
  2. Приведите 2 примера проявления различных темпераментов у одного человека в различных ситуациях.
  3. Является ли темперамент врождённой характеристикой личности?
  4. Какие особенности будут иметь память, внимание, воображение

и мышление:

® ребёнка-флегматика? • ребёнка-сангвиника?

!>. 1(ш< нам могут помочь знания особенностей того или иного темперамента в повседневной работе? В повседневной жизни?

При осуществлении воспитательного и образовательного  процесса необходимо учитывать тип темперамента ребенка.

Особенности поведения возбудимого ребенка — холерика

Все реакции такого ребенка всегда бурные, он очень резко реагирует на любые неудобства. Эти дети не просто смеются, а хохочут, не просто сердятся, а приходят в ярость. У них выразительная мимика, движения резкие, речь быстрая и громкая. Любимым делом они способны заниматься долго, преодолевая трудности. Могут резко перейти от веселого настроения к грустному. Всегда стремятся занимать лидирующие роли, любят подвижные игры, избегают сдержанных игр. В группах шумливы и деятельны. Их трудно успокоить. Не следует применять наказания, ограничивающие их движения, а также окрики, угрозы, шлепки.

Им полезны все виды занятий, развивающих сосредоточенность, внимание, усидчивость, терпение, игры с внезапной остановкой действия, в которых необходимо подчиняться игровому правилу. Полезно давать им постоянные трудовые поручения, которые необходимо выполнять систематически. Необходимо обучать их правилам общения. Применять меры воздействия необходимо не сразу после проступка, а лишь после того, как возбуждение пройдет. Иначе ребенок просто не услышит взрослого.

Особенности поведения спокойного ребенка — сангвиника

Ребенок активен, движения быстрые, но не резкие, настроение ровное, жизнерадостное. Охотно выполняет распорядок дня. Может одинаково руководить и подчиняться. Легко и быстро переключается с одного занятия на другое. Но из-за этого не всегда умеет довести дело до конца. Задача взрослого — сформировать у ребенка целеустремленность и постоянство. Эти дети легко поддаются влиянию, как хорошему, так и плохому.

Особенности поведения медлительного ребенка — флегматика

Дети спокойные, уравновешенные, редко плачут или смеются. Речь медленная, с паузами. На любые воздействия реагируют медленно, к любому делу приступает не сразу. В состоянии долго заниматься одним и тем же делом. Таких детей трудно вывести из себя. К условиям детского сада адаптируются долго, но, привыкнув, с удовольствием и тщательно выполняют поручения взрослого. Ребенок медлителен от природы, поэтому нельзя заставить сделать его что-то быстро, необходимо учитывать его особенности при организации режимных моментов: выводить одеваться раньше, чем других детей. Окрики взрослого провоцируют еще большее торможение. Быстрота действий появляется у флегматика тогда, когда он научится делать что-либо после многократного повторения. Необходимо побуждать ребенка к выполнению движений, игровых действий.

Особенности поведения ребенка со слабой нервной системой — меланхолика

Быстро утомляется, очень раним и чуток. Мало активен, стремится к спокойной деятельности, даже зная что-либо не станет «выпячиваться» перед другими. Часто бывает нерешителен. Стремится играть один или с товарищем, которого хорошо знает. Чувства глубокие, длительные, может сильно переживать из-за мелочи. Навыки формируются медленно, но становятся устойчивыми. Поэтому их трудно переучить. Из-за возникших трудностей может отказаться от выполнения какого-либо задания. Взрослому необходимо развивать у таких детей уверенность в своих силах, повышать самооценку, а также развивать целеустремленность и упорство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние типа нервной деятельности детей на их взаимоотношения со взрослыми.

  Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения.    Свойства темпера...

Влияние типа нервной деятельности детей на их взаимоотношения со взрослыми

Влияние типа нервной деятельности де­тей на их взаимоотношения со взрослыми...

«Влияние типа нервной деятельности детей на их взаимоотношения со взрослыми»

Ознакомление с понятием итп нервной деятельности,темперамент, с понятием: холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник. Рекомендации для родителей и педагогов при работе с различными темпераментами....

Консультация для воспитателей «Влияние типа нервной деятельности детей на их взаимоотношения со взрослыми»

Точное определение темперамента, как тип нервной деятельности, описание свойств темперамента, виды темперамента, рекомендации по индивидуальному подходу к каждому виду темперамента в воспитательной ра...