Прект "Сума, дай ума"
методическая разработка (старшая группа) по теме
Этот проект стартовал в ноябре. Заключительное событие было приурочено к Дню Матери.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 33.4 КБ |
Предварительный просмотр:
“Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.”
Б. Асафьев
"Творить - жить
дважды."
А.Камю
Проект "Сума, дай ума!"
Актуальность проекта:
У некоторых людей есть удивительная способность: раскрашивать свою жизнь в яркие, теплые краски счастья. Создавать её день за днём, творить свой путь и радость вокруг себя. Можно ли научить этому ребёнка или эта способность - дар небес, неподконтрольный человеческому разуму?
Способность быть счастливым и делиться счастьем с людьми дана не каждому. Но научить малыша с вдохновением относиться к каждому дню своей жизни, получать удовольствие от процесса творчества, от активности и созидания - вполне по силам. Побуждая ребенка к творчеству, в разных его формах, мы не просто используем ещё один способ развития и обучения, мы формируем у малыша творческое мировосприятие, отношение к жизни. Мы показываем маленькому человеку: творить, создавать - в твоих силах. Ты это можешь, и это интересно и радостно!
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
В ходе реализации проекта мы и попытались привить детям тягу к творчеству, дать почувствовать себя творцом, научиться получать удовольствие от процесса и результата своего труда.
Цель проекта: развитие творческого потенциала детей,
Задачи проекта:
Обучающие:
- Формирование специальных знаний по теме «сумки».
- Приобретение технических знаний, умений и навыков для творческих работ по проекту.
- Сформировать у детей навыки проектной и исследовательской деятельности.
Развивающие:
- Развивать у детей познавательный интерес.
- Развитие творческих способностей детей, его позновательно-творческой активности.
- Расширение представлений об окружающем мире.
Воспитательные:
- Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре
- Формирование художественного вкуса, способность чувствовать красоту и гармонию.
- Приобщить детей к общечеловеческим ценностям.
Предполагаемый результат:
- Успешное формирование мотивации к познанию и творчеству;
- позитивные изменения в психологической сфере личности (развитие личностных качеств - целеустремлённости, силы воли, стремления к самосовершенствованию ) и позитивная самооценка;
- овладение прикладными умениями и навыками;
- эмоциональное благополучие, социальный оптимизм;
- повышение уровня общей и коммуникативной культуры;
- рост социальной активности и ответственности;
Сроки реализации проекта: ноябрь 2012
Результаты проекта
В процессе реализации проекта воспитатель формулирует проблему и цели проекта, а так же определяет продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию. На каждом занятии по реализации проекта дети должны «входить» в проблему и искать пути решения. Воспитатель по необходимости оказывает детям практическую помощь, а так же направляет и контролирует осуществление проекта.
Создание условий для самостоятельной деятельности детей:
Центр развития речи: наглядно-демонстрационный материал, ребусы, загадки по теме проекта, выставка «такие разные сумки».
Книжный уголок: энциклопедии, книги, иллюстрации о сумках, Русские народные сказки с иллюстрациями русских художников.
Центр продуктивных видов деятельности: образцы последовательности лепки, варианты аппликаций, раскраски, трафареты и др.
Чтение: Чтение русской народной сказки «Сума, дай ума»
Цель: Воспитывать эмоциональное восприятие произведения, познакомить детей с новой сказкой, воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать и переживать героям сказки, развивать зрительное и слуховое внимание, память, фантазию, речь, воображение, образное мышление, эмоционально-волевую сферу, активизировать речь, развивать словарь детей.
«Рассказ воспитателя о сумках. Какие бывают сумки»
Цель обобщить знания детей о сумках; активизировать в речи детей активную и пассивную лексику, относящуюся к сумкам; формировать образную речь, умение подбирать образные выражения; развить эстетический вкус; воспитывать бережное отношение к вещам.
Составление рассказа по теме: «Какую я хочу сумку»
Цель: учить составлять короткий рассказ на заданную тему, подбирать нужные слова произносить слова с разной силой голоса .
«История возникновения сумок»
Цель: Развивать любознательность, стремление к познанию нового, закреплять и пополнять знания по истории.
«Как сумки шьют»
Цель: закреплять обобщающие знания детей о происхождении сумок, о том, откуда берутся вещи. Дать знания о некоторых профессиях (дизайнер, технолог, портной)
Чтение русской народной сказки «Две сумки»
Цель:. Воспитывать эмоциональное восприятие произведения, познакомить детей с новой сказкой, воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать и переживать героям сказки, развивать зрительное и слуховое внимание, память, фантазию, речь, воображение, образное мышление, эмоционально-волевую сферу, активизировать речь, развивать словарь детей.
Рассматривание иллюстраций о сумках.
Цель: Пополнить знания детей о сумках, об их предназначении и истории, зависимости качества материала от их предназначения. Закрепить уже полученные знания.
Д.И. «Для чего нужна сумка»
Цель: развивать умение составлять рассказ, упражнять в подборе синонимов, прилагательных и наречий в сравнительной степени, обогащать речь существительными обозначающими качества предметов (материалов, из которых изготовлена сумка), вспомнить названия сумок (косметичка, несессер, клатч).
Рассказ ребёнка из опыта «Как мы с мамой сумку делали» Цель Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету и схематическому плану. Учить детей составлять рассказ из личного опыта, описывать место действия, соблюдая логику развития сюжета, правдиво изображать действительность в рассказе на реалистическую тему. Упражнять детей в совместном придумывании плана рассказа. Способствовать обогащению повествования рассказа выразительными средствами русского языка: однородными членами предложения, эпитетами, синонимами.Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе, учить подбирать однородные слова. Развивать произвольное внимание, словесно-логическое мышление, стимулировать мыслительную и речевую активность детей.Воспитывать у детей интерес к рассказыванию и любовь к родному дому.
Составление рассказа по теме: «Что я знаю о своей сумке»
Цель: учить составлять короткий рассказ на заданную тему, подбирать нужные слова произносить слова с разной силой голоса
Лепка. «Сумка, сумка, сумочка»
Цель: закрепить умение лепить предметы или их части круглой и овальной формы, пользуясь движениями всей кисти и пальцев, учить передавать некоторые признаки.
Конструирование: « Сумка для Ивана-Царевича»
Цель: Совершенствовать умение работать с бумагой, трафаретами, правильно пользоваться ножницами. Развивать творческое воображение, творческий вкус. Воспитывать аккуратность, умение действовать самостоятельно.
Рисование: «Я гуляю с сумкой»
Цель: закрепить умение рисовать фигуру человека. Продолжать начатую работу.
Аппликация «Волшебная птица на сумке Ивана-Царевича»
Цель: Развивать у детей замысел воображение. Продолжать учить работать ножницами. Закреплять приёмы аккуратного наклеивания.
Рисование: «Сумка для сказочного героя»
Цель: закреплять умение рисовать по замыслу. Развивать фантазию. Совершенствовать навыки рисования разными способами. Развивать творчество. Воспитывать аккуратность
Конструирование: «Шьём сумочку»
Цель: Учить правильно держать иголку, действовать аккуратно и безопасно. Закреплять умение работать с трафаретом, пользоваться ножницами. Учить пришивать пуговицу. Видеть в своей работе желаемый результат.
Рисование: «Сумка для меня»
Цель: развивать воображение, фантазию, умение нарисовать желаемое. Продолжать учить рисовать мелками, воспитывать аккуратность.
Аппликация:«Украсим сумку»
Цель: Учить составлять узор на основе, самостоятельно выбирать элементы украшения на середину и по краю изделия. (геометрические фигуры различных форм).Развивать координацию обеих рук. Закрепить умение аккуратно наклеивать изображение.
Рисование. «Эскиз сумки для мамы к дню матери»
Цель: развивать у детей эстетическое восприятие, учить передавать разные формы, располагать изображение на всём листе, учить рисовать разными приёмами (концом кисти, всем ворсом, пятном, мазками.)
Конструирование «Украсим сумку»
Цель: развивать творчество самостоятельность инициативу, конструкторские навыки; умение рассуждать, делать выводы, находить собственные решения. Формировать навыки пространственной ориентации.
Рисование: «Рисуем узор на сумке»
Цель: учить задумывать узор, развивать умение вписывать свой задуманный узор в уже имеющуюся заготовку. Закрепить умение строить композицию рисунка, упражнять в рисовании красками по тканиэ
Праздничное занятие – презентация «Сума, дай ума!»
Сказка.
Дню матери посвящается
Дети входят в зал с сумочками, что мастерили с мамами и каждый рассказывая про свою сумочку, показывает её.
Воспитатель - сказочница:
За ступенькою ступенька – станет лесенка,
Слово к слову ставь складненько – будет песенка.
А колечко на колечко – станет вязочка.
Сядь со мною на крылечко – слушай сказочку.
В некотором царстве, в некотором государстве, в одном детском садике под названием «Сказка» жили-были дети. Непростые это были детки, а сказочные. И были у наших сказочных детушек ручки, да тоже не простые, а золотые!
1Ребёнок:
Бывают руки непростые,
На вид, как все, обычные.
Их называют золотые,
Они к труду привычные.
2Ребёнок:
В них дело спорится умело -
Всё могут сделать, воссоздать.
С душой берутся, ловко, смело.
Таким не свойственно скучать.
3Ребёнок:
У кого умелы руки,
Не погибнет тот от скуки,
Нам ведь сделать все по силам,
Будет добрым мир, красивым;
Ведь они волшебные,
Ручки наши нежные
4Ребёнок
Посмотрите вы на нас,
мы ребята - просто класс!
Мы умеем петь, плясать,
рисовать и вырезать.
Удивим мы вас сейчас,
показав свой мастер-класс.
5Ребёнок:
Сумки модные мы сшили,
их тесемочкой обшили.
Где такое вы видали?!
Если только что в Версале.
Мы своим трудом гордимся,
знаем, в жизни пригодится!
Место мы свое найдем,
никогда не пропадем!
Воспитатель-сказочница:
Вот решили наши сказочные детушки своими ручками золотыми сумок намастерить. Сказано – сделано! Позвали они в помощники Бабушку-Фантазию, Дедушку-Смекалку, Дядюшку-Яндекса, любимую мамочку и взялись за дело.
Долго ли коротко ли, да только получились у наших ребятушек сумки не простые, а волшебные.
С сумочками этими непростыми и отправились ребятки наши куда глаза глядят, в путешествие дальнее, в путешествие сказочное удалью своей молодецкой похвалиться, да ума понабраться. А сумочки волшебные –им в помощь.
Мальчик с рюкзаком:
Как в поход я собираюсь,
Я раздумьями не маюсь,
Собираться я мастак,
И кладу себе в рюкзак:
Надувной матрас и спальник,
Сковородку, кеды, ватник,
Котелок, топор и кружку,
Чашку, ложку и подушку,
Спички, колышки, будильник,
Шило, ножик и напильник,
Пилку, лодку и палатку,
Свитер, сапоги, лопатку,
Рукавицы и аптечку,
Два фонарика и свечку,
Карту, компас и черпак -
Все ложу к себе в рюкзак.
А потом в дорогу смело!
В путь, ребята, это дело!
(П.Федчун)
Вот отправились наши деточки в путь. Идут бредут между елками, идут бредут между березками, в овражки спускаются, на пригорки поднимаются.
И вдруг видят – Ах, Море!
Всё про море синее знает сумочка Егора.
Егор:
Мы едем на море,
Мы едем на море,
Мы с морем любимым
Увидимся вскоре.
И море волною
Навстречу рванётся,
Да как заискрится!
Да как засмеётся!
Я брошусь в объятья
Зелёной волне!
Ах, море, ты тоже
Скучало по мне!
Воспитатель-сказочница:
Ах море, море - океан, а в море том рыбы живут невиданные, звери морские неслыханные, чудо-юдо рыба кит ближе к бережку лежит. А ещё в море-океане моряки да рыбаки смелые на кораблях своих ладных плавают.
Про моряков наших славных всё знает Лёшина сумочка.
Лёша:
Молодой моряк в матроске
Вышел к берегу реки.
Снял матроску по-матросски,
Снял морские башмаки,
По-матросски раздевался,
По-матросски он чихнул,
По-матросски разбежался...
И солдатиком нырнул.
(О.Григорьев)
Танец «Чунга-Чанга»
Воспитатель- сказочница:
Попрощались наши сказочные ребятушки с морем океаном и пошли дальше.
Шли они шли и лес пришли в волшебный, в лес сказочный. На ветвях в лесу том птицы сидят волшебные, птицы – жар, птицы огненные, да звери ходят невиданные, звери невиданные, звери мультяшные!
Т.Морозова «Колобок»
Танец
Долго ли коротко ли, да только отправились наши детки дальше. И зашли они в чащу лесную, в топи болотные, в леса непроходимые. Видят – избушка стоит, а в избушке той ……живёт, да не одна живёт, а с внучком своим сказочным!
Рома:
У Бабы Яги отвратительный день:
С утра пригорела ватрушка,
На ножках куриных стоит набекрень
И вся покосилась избушка.
Поломана ступа, разорван сачок,
Не жизнь, а сплошное мученье.
А всё потому, что приехал внучок -
Гостит у нее с воскресенья.
Он скачет по лужам, плюётся, кричит,
С котом разодрался на крыше.
При этом имеет бессовестный вид
И бабушку будто не слышит.
Вздыхает Яга, мол, никак не пойму -
От рук совершенно отбился!
Но как ни крути , всё одно к одному -
В бабулю внучок получился.
На опушке есть избушка,
Там живёт одна старушка
Уже много-много лет,
И друзей у неё нет.
Вот и вертится избушка
Как желает та старушка.
(Валериана)
Танец Бабы Яги. (Музыка П.И.Чайковского. «Детский альбом. Баба Яга»)
Воспитатель-сказочница:
Повеселила ребятишек баба яга и отправились наши деточки дальше.
Идут бредут между елками, идут бредут между березками, в овражки спускаются, на пригорки поднимаются.
Поднялись наши детки на горку, а там!!!
Дворец стоит, да как жар горит. Во дворце том бал случился великий, гостей понаехало видимо-невидимо. И деточек наших на тот бал пригласили.
А ещё наши детки на вернисаже побывали, картин необыкновенных посмотрели.
Всё про бал знает Полина сумочка.
Полина:
Эту сумку клатч зовут,
Нас по ней все узнают.
Если в театр мы идем,
клатч с собой всегда берем.
В Эрмитаж, и в вернисаж,
Можно даже и в Пассаж
с этой сумочкой ходить,
всех кругом с ума сводить.
Ведь такую красоту
будет видно за версту!
Танец «Вернисаж».
Воспитатель-сказочница:
Много диковинного было в том дворце, даже балерина настоящая.
Всё балерине нам расскажет Дашина сумочка.
Даша:
Как мечтает стать Марина
Лучшей в мире балериной!
У неё призвание
В сфере танцевания.
Кружится – как карусель
В школе танцев номер семь.
И за эти вот таланты
Мы купили ей пуанты.
Ножкой чиркая паркет
Пусть ей грезится балет!
Пусть плывет она, как лебедь,
В озере проворных лет.
Танец балерины. Музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
Воспитатель-сказочница:
Да, это был прекрасный танец! А какая музыка замечательная. Что за музыка? Оказывается и цветы умеют танцевать. О, это не простые цветы, а волшебные.
Нам о них расскажет Настина сумочка.
Настя:
Голубые незабудки
На полянке – там и тут.
Их совсем не ради шутки
Незабудками зовут.
Потому их так назвали,
Чтоб от Родины вдали
Мы с тобой не забывали
Красоту родной земли!
(Н. Ярославцев )
Воспитатель-сказочница:
Долго сказка сказывается, да недолго дело делается, вот и отправились наши ребятки дальше. Долго ли коротко ли шли они, да вдруг повстречались им кошка с собакой. Не простые кошка с собакой, а волшебные. Кисонька – мурысонька, да собачка Жучка.
Нам о них Катина и Тёмина сумочки расскажут
Тёма:
Если в доме нет собаки —
В доме скука-скукота.
Если в доме есть собака
Это просто красота!
Катя:
Как хорошо,
Когда живёт
Котёнок в доме вашем.
Тогда не скучно
Вам вдвоём
И мрак ночной не страшен
И днём вам радостно
Играть
С пушистым непоседой.
И на диване
С ним лежать.
Вздремнув после обеда.
А если в двери
Постучит
К вам кто-то незнакомый.
То вам пугаться
Ни к чему -
Ведь не один вы дома.
Котёнок мягоньким
Бочком
К вам ласково прижмётся,
И вы поймёте -
Вместе с ним
Чудеснее живётся!
Н. Мигунова
Песня «От носика до хвостика»
Сказка от начала начинается, до конца читается, в серёдке не перебивается. Да только собрались наши деточки сказочные дальше отправляться в путь-дорогу дальнюю, как видят – почтальон идёт. Долго он ходил по оврагам глубоким, по лесам , по полям широким деточек наших искал. Про почтальона знает всё сумочка Арсения.
Арсений:
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Долгожданный почтальон.
У него
Сегодня много
Писем
В сумке на боку -
Из Ташкента,
Таганрога,
Из Тамбова
И Баку.
В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Все разнес по адресам.
Воспитатель-сказочница:
О, да тут письмо! А письмо это от мамочек наших любимых. Пишут мамочки наши, что соскучились они по ребятушкам своим. Что делать? Да! Да! Да! Давайте вернёмся скорей в дом свой родной, к матушке своей любимой! Да не с простыми руками вернёмся, а с подарками диковенными, подарками – самоделками! Порадуем наших матушек подарками и споём им песенку.
Песня «Мамочка милая, мама моя».
Дети поют песню и дарят мамам сумку, что смастерили своими руками.