Консультация для воспитателей "Формирование нравственной личности ".
материал по теме
Культура речевого общения - проблема нравственная, имеющая социальную значимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_dlya_vospitateley.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.
«Формирование нравственной личности детей дошкольного возраста».
Человеческий фактор во многом определяет социальное развитие общества, особое значение приобретает личность педагога, как носителя всего нового и передового. Это он формирует человека будущего с присущим ему прогрессивными взглядами и убеждениями, нравственной воспитанностью и социальной зрелостью. Решение этой ответственной задачи требует от воспитателя не только педагогических знаний и профессионального мастерства, но положительных личных качеств, проявляющихся во всех сферах его деятельности, в том числе ив культуре речевого общения. Только благодаря непосредственному общению воспитателя с ребёнком происходит то главное в педагогической деятельности, о чём говорил К.Д.Ушинский, -воздействие личности на личность. Общение «педагог – дети» - главный педагогический инструмент, от которого зависит контакт и взаимопонимание между ними и следовательно, успех всего воспитательного процесса. Ведь даже глубокие знания и самые передовые методы воспитания эффективны лишь тогда, когда педагог знает «секреты» общения, умеет пользоваться словом как средством воздействия на всех детей и на каждого ребёнка в зависимости от его особенностей и ситуации. Но и это ещё не всё: может не оказывать влияние на течение педагогического процесса и то, каков уровень культуры общения педагогов со своими коллегами, родителями, помощником воспитателя, администрацией, окружающими людьми.
Стиль общения взрослых – пример для детей. Очень важно поэтому, чтобы дети наблюдали высокую культуру речевого общения, которая свидетельствует о взаимном уважении сотрудников, их доброжелательности, чувстве такта. Всегда следует иметь в виду, что система речевого общения, сложившаяся внутри коллектива сотрудников, хотя и остаётся для детей сферой, которую они не могут наблюдать зримо, так или иначе сказывается на них, их психофизическом самочувствии, настроении, поведении, образе мысли и речи.
Культура речевого общения – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Нравственный мир личности, как в зеркале, отражается в общении с людьми.
Овладение искусством речевого общения подвластно каждому. Но при этом важно иметь в виду, что оно зависит от целого комплекса культурного достояния личности. Сюда входят «все области внешней и внутренней культуры человека : этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах; культуры быта , включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы, организация личного времени, этические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украсить жильё), эстетические свойства присущей человеку мимики, пантомимики, выражений лица и телодвижений (грация).
Постоянный контроль педагога за своей речью, стилем речевых контактов, эмоциями и их самооценка помогают осмысливать свои достоинства и недостатки с точки зрения их профессиональной и социальной ценности. Горячность, высокомерие, угрюмость, вспыльчивость, неуравновешенность мешают педагогу, подрывают его авторитет. Подобное проявление нельзя оправдывать характером, ибо это результат низкой требовательности к себе.
Культура речевого общения вносит красоту в отношении людей, способствует их взаимопониманию общечеловеческих и производственных отношений – к этому должен стремиться воспитатель. К этому обязывает его педагогическая этика, предусматривающая «совокупность правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения». В.И.Писаренко.
Цель этикета для дошкольников – развитие нравственных качеств личности, её связь с жизнью, стремлении к реализации своих способностей, развитие сердечного слуха (чувственности), выработке новой психологии, утверждение динамизма как норм быта.
Сферы приложения творческих сил человека различны. Этикет помогает научить понимать друг друга, вносить тепло и доброту в жизнь коллектива, вставать на защиту справедливости, своевременно и умело приходить на помощь тому, кто в ней нуждается. Всё это требует конкретных знаний, умений и является одной из важнейших задач формирования будущих активных членов общества.
Необходимо воспитывать поколение, которое будет с нравственной мудростью преодолевать застойность форм и методов работы. Каждого ребёнка надо научить отстаивать свои позиции, решать конфликтные ситуации, быть контактными с людьми, так как культура общения – это и счастье семьи, и красота быта, и атмосфера в детском саду. Каждый ребёнок должен научиться анализировать своё поведение, оценивать промахи и ошибки, развивать в себе коммуникативные способности. Задача взрослых научить детей анализировать свои поступки, развивать такие качества как уверенность, разумность, доброжелательность, милосердие, уважение. Деи учатся прощать, любить, сопереживать и жить в согласии друг с другом. Жить в мире реальном не противоречит жизни в мире фантастическом. Эти миры должны дополнять друг друга, создавая для ребёнка особый мир, в котором он через сказочных героев мысленно возвращается в прошлое своего народа. Сказка помогает ребёнку обрести уверенность в себе, создавая в небольших сценках свои образы, а через игру – необходимый жизненный опыт общения. Проигрывая сюжеты, дети учатся понимать, что этикет необходимо соблюдать не только в общественных местах, но и во всех случаях жизни и что воспитанный человек всегда помнит , что его окружают люди, к которым необходимо относится с уважением, что жить, как играть надо по правилам.
Нравственная культура – это сложное строение различных правил. Формирование нравственной личности в детском саду необходимо начинать с раннего возраста, в тесном контакте с педагогами и родителями. Задачей является развитием методом эффективного педагогического воздействия в каждом ребёнке следующих навыков и умений:
- Психической «выносливости» при общении;
- Правильного расходования своих душевных ресурсов при общении в детском саду, в семье, на улице;
- Умение слушать и задавать вопросы;
- Умение интересно передавать свои мысли;
- Умение избегать конфликтных ситуаций;
- Умение анализировать поступки;
Академик Д.С.Лихачёв однажды сказал: «Трагедия наша сейчас в том, что не учим детей любить… Душа, не умеющая любить, всегда пребывает в смятении, поэтому чаще бывает несчастной. Никто не должен нарушать нить, связывающую с прошлым, иначе мы потеряем душу России».
Современный этикет и детская дипломатия помогает взрослению. Дети учатся решать сложные проблемы выбора, решая, почему надо делать так, а не иначе, задумываются над вопросами общения друг с другом, со взрослыми, с природой, искусством. Учатся уважать, бережно относиться к вещам, природе, к собственному дому. Это и есть воспитание души, ума, формирование внутренней культуры, развитие нравственных качеств личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ЧЕРЕЗ ПРИРОДУ"
КОНСУЛЬТАЦИЯ В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ....
Консультация для воспитателей "ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ"
консультация для воспитателей...
Консультации для родителей. Нравственное воспитание личности ребенка через сказку.
Изучение сказки, как средство нравственного воспитания дошкольника, делает жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчес...
Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста»
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение...
«ПОВЫШЕНИЕ ДЕЛОВОЙ КВАЛИФИКАЦИИ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ МДОУ ДС №2 «КАЛИНКА» НА ТЕМУ: «Воспитание нравственной личности. Корректировка духовно – нравственного поведения дошкольника посредством чтения и анализа произведений детской художественной литер
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер, его отношения к людям, природе, к самому себе. Но ведь характер у всех разный и порой не простой....
Консультация для воспитателей на тему «Трудовая деятельность как средство воспитания нравственной личности».
Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребёнка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудится, а также ...
Консультация для воспитателей «Воспитание духовно-нравственной личности через приобщение детей к русской народной культуре»
Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся...