Адаптация ребенка к условиям детского сада
материал (младшая группа) на тему
Адаптация, фазы процесса, задачи периода адаптации, работа с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптация | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация ребенка к условиям детского сада.
Адаптация- это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.
Адаптация является активным процессом, приводящим и к позитивным (адаптированность, т.е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс).
Существует 3-и фазы адаптационного процесса:
- Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе.
- Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка,т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам.
- Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития.
Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
1.Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учереждении- нормализуется состояние ребенка.
2.Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребыванию в детском учереждении.
3.Тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и более).
Организация адаптационного периода.
Индивидуальный подход к ребенку, побуждение ребенка к общению со сверстниками, контроль за физическим состоянием ребенка, создание предметно-развивающей среды (использование нетрадиционных форм).
Задачи процесса адаптации:
- Сохранение и укрепление здоровья ребенка раннего возраста.
- Создание условий, направленных на стимулирование у малыша доверительного отношения к незнакомым взрослым в процессе совместной предметно- игровой деятельности.
- Формирование системы взаимодействия с родителями для повышения их педагогической компетентности.
Для облегчения прохождения адаптации ребенка используем гибкий режим дня. Варианты зависят от степени активности ребенка. Создание устойчивых ритуалов, традиций – одно и важных факторов ускорения приспособляемости детей.
Приход детей в ДОУ и уход из него- очень важные моменты для ребенка и его родителей. Воспитатель при встрече ежедневно проявляет индивидуальное внимание к каждой семье, ласково приветствует ребенка, ободряет его, это помогает снять напряженность ситуации, делает ее менее тревожной. Для этого мы используем игрушку, которая встречает детей и провожает домой. Ребенок общается не с воспитателем, а с игрушкой, которая может утереть слезы, погладить по плечу. Прощаясь с ребенком, игрушка говорит: «До свидания, завтра придешь опять, будем играть снова.»
В то время, как пальчики детей играют, в голове у малыша происходит гигантская работа. Вам кажется, что ребенок забавляется, а он тем временем активно познает мир и… умнеет.
Рисование и лепка- любимые детские занятия. Они должны приносить радость. Малыши в своих примитивных рисунках склонны отражать свои чувства и отношения.
В ходе проведения ежедневных процедур дети часто капризничают, выражают недовольство, вступают в конфликты со взрослыми. Ребенок может отказываться от приема пищи или какого-то ее вида, не хочет садиться за стол, во время еды не желает пользоваться ложкой, чашкой и т.д. Некоторые не любят переодеваться, плачут, сопротивляются, привередничают. Случается, что малыш ни за что не ложится в кроватку или долго не засыпает, зовет маму, плачет. Многие дети не умеют проситься в туалет, отказываются садиться на горшок, терпеть не могут умываться, причесываться.
Чтобы понять истинные причины сопротивления, воспитателю важно представить чувства и переживания ребенка в данной ситуации.
Плач, капризы выступают сигналом о дискомфорте, эмоциональном неблагополучии, которые испытывает малыш, а не являются лишь признаком недисциплинированности. Рекомендуется использовать ласковые уговоры, объяснения, подходящие к ситуации, песенки стихи, рассказы, обыгрывание процедуры, поощрение самостоятельности ребенка, следование за темпом его действий. Это позволяют маленькому человеку испытывать положительные эмоции, порождают чувство уверенности, доверия к взрослому, способствует развитию самостоятельности малыша.
Музыка помогает развитию эмоциональной сферы. Эмоции неразрывно связаны с воспитательным и образовательным процессом. Отсутствие впечатлений тормозит развитие ребенка.
Работа с родителями: беседы; консультации, рекомендации; анкетирование; наглядные материалы; дни открытых дверей; родительские собрания.
Консультации для родителей. Психологические странички на стендах в раздевальной комнате знакомят родителей с особенностями психического развития детей, консультируют по различным вопросам прохождения адаптации ребенка к детскому саду, предлагают различные игры, упражнения для развития ребенка.
Родителей знакомят с условиями жизни и воспитания ребенка в детском саду, с режимом дня, особенностями питания детей в учреждении.
Адаптация закончена, если:
У ребенка положительное психоэмоциональное состояние в течении недели: ребенок пребывает в хорошем настроении, активно играет, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит:
У него отсутствуют заболевания; есть динамика массы тела; есть динамика психомоторного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада» 1 младшая группа (1,5 – 3 года)
Обсуждение и решение проблем адаптации к условиям детского сада....
Управление деятельностью дошкольного образовательного учреждения по организации взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к условиям детского сада
В статье представлена система работы по организации взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к условиям детского сада, мониторинг отслеживания результатов успешной адаптации и механ...
Адаптация ребенка в условиях детского сада.
Как подготовить ребёнка к детскому саду? Расскажите ребёнку, что такое детский сад,зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы малыш пошёл в сад. ...
Комплексное взаимодействие воспитателей и родителей как условие успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.
"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду"....
Статья на тему: "Я собираюсь в детский сад" (Адаптация ребенка к условиям детского сада)
Статья на тему: «Я собираюсь в детский сад»(Адаптация ребенка к условиям детского сада)...
Презентация по адаптации ребенка к условиям детского сада «Топ, топ, топает малыш – первые шаги в детском саду»
Презентация по адаптации ребенка к условиям детского сада...
Методическая разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада «В детский сад с радостью». Адаптация ребенка к условиям детского сада.
Данный материал будет интересен и полезен родителям и педагогам в педагогической деятельности....